Информационная компетентность государственных служащих

(Устинович Е. С., Барбашин Е. А.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2008, N 10)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Е. С. УСТИНОВИЧ, Е. А. БАРБАШИН

Устинович Е. С., проректор по науке Курского института государственной и муниципальной службы, соискатель (докторант) кафедры конституционного и муниципального права МГУ им. М. В. Ломоносова, стажер Института государства и права РАН (сектор информационного права), доцент, кандидат политических наук.

Барбашин Е. А., декан факультета экономики и права Курской государственной сельскохозяйственной академии им. профессора И. Иванова, профессор, доктор экономических наук.

Подчеркнем, что рассмотрение проблемы информационной компетентности государственных служащих приобретает свою актуальность как в условиях общих скоростных социальных изменений, характерных для российского общества последних лет, так и в свете осуществления демократических преобразований и проведения административных реформ. Сразу сделаем оговорку, что понятие «информационная компетентность государственных служащих» в настоящее время не только является неразработанным в российской политической и правовой науках, но и сама проблема практически не поднимается на страницах научной литературы. В данной статье под информационной компетентностью государственных служащих авторами понимаются прежде всего элементарные навыки владения государственными служащими компьютерной грамотностью, их умение пользоваться персональным компьютером, другими информационными технологиями, в том числе и такими основополагающими интернет-сервисами, как электронная почта, и использовать их в своей профессиональной деятельности. Исходя из такого понимания, считаем, что информационная компетентность государственных служащих на современном этапе информационного развития российского общества и государственных институтов является важнейшей составной частью общей компетенции государственных служащих и фактором, определяющим уровень их профессионализма. Напомним, что профессионализм и компетентность гражданских служащих — это один из важнейших принципов гражданской службы, закрепленных в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <1>. В ст. 12 этого же Закона сказано, что в число квалификационных требований к должностям гражданской службы наряду с требованиями к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности входят также и требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, что предполагает в том числе и требование уровня информационной компетентности (п. 1). ——————————— <1> Пункт 4 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

Пока же следует констатировать, что недостаточный, зачастую низкий уровень информационной компетентности государственных служащих становится фактором <2>, объективно тормозящим развитие взаимоотношений власти и граждан, общества в целом на новом уровне, при использовании преимуществ, которые дают современные информационные технологии. Взаимоотношений простых по форме, удобных при их использовании, высокоскоростных, мобильных. В этой связи считаем, что при отсутствии целенаправленной единой государственной политики в отношении развития информационной компетентности государственных служащих, нормативного правового обеспечения, регулирующего вопросы «электронного» взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями, сами процессы становления информационной компетентности государственных служащих носят, как нам видится, сугубо хаотичный характер. ——————————— <2> О недостаточном уровне информационной компетентности государственных служащих в региональных органах государственной власти свидетельствуют данные, полученные лично авторами в результате проведения соответствующих исследований при чтении лекций на курсах повышения квалификации «Информационные технологии в государственном управлении», «Формирование необходимого информационного обеспечения административной реформы» и других в Курском институте государственной и муниципальной службы начиная с 2006 г.

К сожалению, на наш взгляд, не решают проблему повышения уровня информационной компетентности государственных служащих и принятые в последние несколько лет нормативные правовые акты, регулирующие отношения в информационной сфере, в частности Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». Разработку и внедрение административных электронных регламентов, в которых, в частности, можно было бы предусмотреть вопрос закрепления механизмов «электронного» взаимодействия служащих государственного аппарата и граждан, организаций, предусматривала Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)». Но по состоянию на сегодняшний день эта проблема пока не решена. Поэтому до сих пор не теряют своей актуальности высказывания ученых и практиков о необходимости разработки специализированных административных электронных регламентов, которые смогли бы во многом решить проблему повышения уровня информационной компетентности государственных гражданских служащих. Демократические преобразования в нашей стране насчитывают уже почти два десятилетия. За этот период произошли значительные перемены в системе государственного управления, одновременно сопровождавшиеся процессами информатизации <3>. Реализация положений Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)», Концепции внедрения информационных технологий в деятельность федеральных органов исполнительной власти до 2010 года <4> привела к достаточно высокому уровню информатизации органов государственной власти Российской Федерации. Фактически к настоящему времени сложились необходимые технологические предпосылки для осуществления управленческой деятельности в государственной сфере в совершенно новых условиях. Они уже сегодня позволяют повышать на основе использования инноваций (информационно-коммуникационных технологий — ИКТ) эффективность деятельности самих органов власти и закладывают необходимый технологический фундамент для создания дополнительных возможностей повышения эффективности взаимодействия органов власти с гражданами и институтами формирующегося сегодня в России гражданского общества. Подчеркнем также, что положительные примеры использования преимуществ информационных технологий уже наработаны целым рядом федеральных министерств и ведомств <5>. ——————————— <3> Впервые термин «информатизация» получил свое законодательное закрепление в утратившем на сегодня силу Федеральном законе от 25 января 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». В соответствии с его ст. 2 «информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов». <4> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65 «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 531. <5> В частности, Министерством юстиции Российской Федерации, в котором начиная с 2001 г. постепенно вводится Единая система электронного документооборота (см.: Борискин В. В., Поликарпова Н. М., Тихомиров С. Г. Государственное управление, государственная служба и их документационное обеспечение: Учеб. пособие. М., 2006. С. 200).

Однако совершенно очевидно, что для реализации национального интереса в плане информационного развития общества и электронных каналов его взаимодействия с властью одних лишь технологических решений недостаточно. Ведь внедрение любых инноваций, в нашем случае — информационных технологий, в деятельность государственных органов власти сопряжено с человеческим фактором, со степенью готовности, в частности, государственных служащих к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности и во благо общества. От полноты же правового обеспечения этих процессов зависит, как скоро будет полноценно осуществляться электронное взаимодействие граждан с органами государственной власти. В Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года <6> отмечается, что современная информационно-технологическая основа сформирована и заключается в росте численности сотрудников федеральных органов государственной власти, обеспеченных персональными компьютерами, отвечающими современным требованиям. Имеются компьютерные сети, в том числе и с доступом к сети Интернет. Успешно реализуются проекты внедрения автоматизированных информационных систем в сфере электронного документооборота <7>, формируются базы данных по основным направлениям деятельности федеральных органов государственной власти. Федеральные органы государственной власти создают и используют интернет-сайты для размещения информации о своей деятельности, а также для предоставления услуг и обеспечения интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций. Об уровне информационно-технологической оснащенности говорится также в Докладе о совершенствовании государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий, подготовленном Минэкономразвития России в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» <8>. ——————————— <6> Концепция одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. N 1244-р // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3981. <7> Положительные примеры использования преимуществ информационных технологий уже наработаны целым рядом федеральных министерств и ведомств, в частности Министерством юстиции Российской Федерации, в котором начиная с 2001 г. постепенно вводится Единая система электронного документооборота (см.: Борискин В. В., Поликарпова Н. М., Тихомиров С. Г. Указ. соч. М., 2006. С. 200). <8> Так, в частности, там отмечается, что многие из министерств и ведомств достигли достаточно высокого уровня технологической оснащенности. Практически все чиновники имеют персональные компьютеры, 80% государственных учреждений обеспечены системами бухгалтерского и финансового учета. В Федеральном казначействе и других подразделениях Министерства финансов Российской Федерации используется комплексная система управления государственными финансами. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации созданы обширные хранилища отраслевой информации на основе современных информационных технологий. Практически все властные структуры присутствуют в Интернете и имеют свои сайты.

Между тем следует отметить некоторые негативные тенденции развития системы информационного обеспечения государственного управления в России. Прежде всего, их информатизация сегодня носит, как уже было сказано выше, преимущественно технологический характер и не сопровождается оптимизацией административных процессов <9>. Кроме того, уже имеющийся опыт показывает, что сам по себе рост технической оснащенности органов государственной власти не приводит к упрощению и улучшению механизмов принятия административных решений. ——————————— <9> Доклад о совершенствовании государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Подготовлен Минэкономразвития России в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» // http://www. economy. gov. ru.

Проблемы информационного развития государственных органов власти в Российской Федерации фактически лежат в плоскости, связанной с неготовностью к инновационным методам работы части персонала государственной службы. Ведь не секрет, что в связи с отсутствием жестких требований, связанных с обязанностью овладевать в необходимой степени информационными технологиями, значительная часть государственных служащих сегодня игнорируют, а порой искусственно сдерживают использование информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Можно вполне справедливо утверждать, что современные государственные служащие становятся фактором, объективно сдерживающим инновационное развитие государственной сферы. Современный государственный служащий любого уровня должен ежечасно, ежеминутно быть готов к ситуации мобильного, компетентного реагирования на обращения граждан, организаций, что предполагает профессионализм и высокий уровень информационной компетентности. Недостаточный уровень информационной компетентности государственных служащих становится естественной причиной неэффективности государственной службы в плане взаимодействия этого института с гражданами, медленных темпов смены сложившегося забюрократизированного стиля управления, отсутствия на сегодняшний день системы предоставления публичных услуг гражданам как один из результатов административных реформ. От повышения уровня компетентности государственных служащих сегодня также напрямую зависит эффективность проводимых административных реформ и оптимизация в этой связи административных процессов, развитие демократии и становление гражданского общества.

Использованные источники и литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)» // СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4664. 2. Указ Президента Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. N 1437 «О продлении срока реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)» на 2006 — 2007 годы» // СЗ РФ. 2005. N 51. Ст. 5514. 3. Речь Президента Российской Федерации В. В. Путина на заседании Госсовета России от 8 февраля 2008 г. // http://www/ivsnet. ru/Putin_speak. php/. 4. Россия-2020. Главные задачи развития страны. М., 2008. 5. Барциц И. Н. Реформа государственного управления в России: Правовой аспект. М., 2008. 6. Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества / Под науч. ред. А. В. Короткова. М., 2007.

——————————————————————