Откройте, электронный инспектор!

(Пшеницын О.)

(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 31)

ОТКРОЙТЕ, ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНСПЕКТОР!

О. ПШЕНИЦЫН

Олег Пшеницын, газета «ЭЖ-Юрист».

Этой осенью Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) планирует запустить сервис «Электронный инспектор». Заместитель руководителя Федеральной службы Михаил Иванков рассказал о новых методах работы Роструда и ответил на вопросы газеты «ЭЖ-Юрист».

Профилактика важнее

Новый сервис «Электронный инспектор» — это часть большого проекта «Открытая инспекция труда», который рассчитан до 2018 года, отметил М. Иванков. Главная цель проекта — создание условий для кардинального изменения ситуации в области соблюдения требований трудового законодательства и охраны труда на основе формирования модели единства целей Федеральной инспекции труда, работников и работодателей. Применяемая сегодня схема работы, при которой деятельность территориальных органов инспекции труда заключается в выявлении нарушений трудового законодательства, по мнению М. Иванкова, исчерпала себя и не позволяет радикально изменить ситуацию.

В основу проекта заложен новый подход Роструда, который заключается в переходе от модели санкций — к модели соответствия, от модели выявления нарушений к модели содействия улучшению условий труда. Ставится задача побудить работодателя не минимизировать последствия от проверки, не бороться с инспектором, а активно заниматься обеспечением исполнения трудового законодательства. Таким образом предполагается выполнение основной задачи Роструда — профилактики правонарушений в трудовых отношениях.

Инструменты для работодателя

Практика показывает, что более 60% нарушений трудового законодательства работодатели совершают не по умыслу, а по незнанию, сообщил М. Иванков. Работодатель не всегда знает, какие документы и в каком виде у него должны быть. Для исправления ситуации в рамках нового электронного сервиса предполагается создание блока предпроверок. Воспользовавшись этим сервисом, работодатель сможет понять, что у него есть, чего нет и что нужно исправить. Таким образом, предприятие само проведет своеобразный аудит соблюдения требований трудового законодательства.

Сейчас Роструд получает огромное количество заявлений и обращений работодателей не по фактам проведенных проверок, а с просьбами дать консультацию, как правильно организовать соблюдение требований трудового законодательства, подчеркнул М. Иванков, и, по его словам, Роструд должен «вооружить работодателя инструментами». Одинаково понимая стандарты, требования и технологию проверки, работодатель и инспектор смогут более эффективно, чем сегодня, обеспечивать выполнение требований трудового законодательства. Это поможет, по мнению М. Иванкова, решить и проблему коррупции: прозрачность и одинаковое понимание процедур, требуемых документов позволят значительно снизить коррупционные риски.

Войдет в состав «Электронного инспектора» и личный кабинет работодателя. С его помощью можно будет отследить ход плановой проверки и проверки по жалобе.

Отвечая на вопросы журналистов, М. Иванков отметил, что Роструд не ставит задачу снизить количество проверок или упростить схему их проведения в результате введения нового сервиса. Основная цель — повышение эффективности совместной деятельности инспекции и работодателей, сокращение числа нарушений трудового законодательства.

Интерактивная помощь

Что даст работнику новый электронный сервис? В рамках комментируемого проекта в 2013 году будут построены сервисы решения проблем по жизненным ситуациям. На сегодняшний момент запланирована разработка порядка 20 ситуаций, по каждой из которых простым понятным языком будет прописан алгоритм действий гражданина. Например, незаконное увольнение или невыплата заработной платы. В дальнейшем перечень ситуаций будет обсуждаться с экспертным сообществом и расширяться.

Кроме этого, будет внедряться система интерактивной подачи жалобы с возможностью отслеживания хода ее рассмотрения. Гражданин сможет, по сути, контролировать работу инспекции по рассмотрению его заявления. Работник также получит информацию о тех документах, которые необходимо представить, или действиях, которые ему нужно совершить. Этот сервис может оказаться особенно востребованным в удаленных местностях, так как исключает необходимость личного визита гражданина в территориальную инспекцию труда.

В дальнейшем предполагается дать возможность гражданину ознакомиться с профилем того инспектора, который работает по его обращению. Подобно тому, как это сегодня сделано в арбитражном суде, где можно увидеть, какие дела вел тот или иной судья, посмотреть тексты документов по делу.

Ред.: Новый электронный сервис повлечет изменения административных регламентов Роструда?

М. Иванков: Да, по мере развития новой системы будут приниматься изменения в административном регламенте предоставления госуслуги по консультированию и информированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Данные изменения легитимизируют всю эту деятельность. Я не исключаю того, что мы подготовим ряд внутренних документов, которые не будут относиться к категории административных регламентов, но будут иметь ту же сущность.

Ред.: Каким образом будет организован доступ работникам к новым сервисам? Как будет происходить их идентификация?

М. Иванков: Для того чтобы получить консультацию по тому или иному вопросу, достаточно будет указать адрес электронной почты. В тех случаях, когда потребуется идентифицировать личность обратившегося, например при работе с личным кабинетом, мы собираемся воспользоваться технологиями, которые сегодня применяются на портале госуслуг. Мы также предусматриваем возможность для граждан обратиться с просьбой о консультации или заявлением через многофункциональные центры, которые сейчас открываются по всей стране.

Место для дискуссий

На сайте Роструда в рамках нового проекта планируется запустить модуль «Рейтинг работодателей». Это будет своего рода дискуссионная площадка, на которой граждане смогут оставить свои отзывы о тех работодателях, у которых работали ранее или трудятся в настоящее время. Работодателям будет предоставлена возможность высказаться по каждой оценке, данной работниками. По мнению М. Иванкова, строить рейтинг на основе оценок работников не совсем корректно, потому что в 90% случаев отзыв будет оставлять работник, не удовлетворенный ситуацией на предприятии. И в своей работе с предприятиями Роструд будет ориентироваться на объективные данные, полученные по результатам проверок. Наличие такой площадки, где сойдутся мнения работников и работодателей, будет полезно и тем, и другим.

Планируется также реализация блока для обсуждения проблем соблюдения трудового законодательства, деятельности государственных инспекций и реализации всего проекта «Открытая инспекция труда». Запуск этого модуля намечен уже на этот год. Все мероприятия проекта будут вывешиваться для обсуждения и экспертным сообществом, и гражданами.

——————————————————————