Административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом

(Косякин А. В.) («Административное и муниципальное право», 2009, N 4)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ

А. В. КОСЯКИН

Косякин Андрей Валентинович — соискатель АНО «Международная академия предпринимательства (институт)».

Информация играет важную роль в жизнедеятельности человека, общества, кроме того, информация необходима для осуществления публичного управления. Информация, а также содержащиеся в ней сведения носят неоднородный характер, в этой связи существует объективная необходимость создавать особый правовой режим использования, хранения и передачи информации. Для охраны информации используются различные технические, организационные, а также правовые меры. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <1> определяет, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. ——————————— <1> См.: Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.

Кроме того, законом могут устанавливаться условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение. В юридической литературе даются определения различных видов тайн. Как отмечает М. Костенко, «…налоговая тайна — это охраняемая федеральным законом необщедоступная информация о налогоплательщике и ином лице, ставшая известной налоговому и иному органу государственной власти и местного самоуправления, их должностным лицам, а также любому другому лицу, в силу исполнения прав и обязанностей, установленных налоговым законодательством» <2>. ——————————— <2> См.: Костенко М. Налоговая тайна. М., 2003. С. 9.

В свою очередь, Н. В. Лисицина пишет о том, что «…банковская тайна — это вид охраняемой законом тайны, состоящий из получаемых в процессе банковской деятельности сведений о клиентах и (или) корреспондентах кредитной организации, об их банковских счетах, банковских вкладах, операциях и других банковских сделках, а также иных сведений, устанавливаемых кредитной организацией» <3>. ——————————— <3> См.: Лисицина Н. В. Банковская тайна как объект правового регулирования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 20.

Все виды тайны объединяет то, что они содержат в себе конфиденциальную информацию. В литературе конфиденциальная информация определяется как информация, состоящая из совокупности полученных из разных источников каких-либо доверительных секретных сведений, не подлежащих огласке, доступ к которым ограничен федеральным законом, за исключением информации, составляющей государственную тайну <4>. ——————————— <4> См.: Швецов А. В. Защита информации в сфере служебной тайны в деятельности ОВД (правовой аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Воронеж, 2005. С. 14.

Таким образом, можно сказать, что тайна — это специальная информация. Как отмечает А. А. Фатьянов, «…в самом широком ее толковании тайна — это сфера объективной реальности, скрытая от нашего восприятия либо понимания» <5>. ——————————— <5> См.: Фатьянов А. А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды // Государство и право. 1998. N 6. С. 5.

Помимо определения режима тайны, информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено законом. Среди правовых мер охраны информации особое место принадлежит мерам административной ответственности. Е. В. Климович отмечает, что «…особая роль в обеспечении правопорядка в информационной сфере отведена институту административной ответственности. Наряду с такими уникальными свойствами, как быстрота и экономичность, в пользу необходимости широкого применения мер административной ответственности свидетельствует тот факт, что некоторые категории конфиденциальной информации юридически защищаются только нормами административного законодательства» <6>. ——————————— <6> См.: Климович Е. В. Административная ответственность как средство юридической защиты конфиденциальной информации // Омский научный вестник. 2006. N 5 (40). С. 42.

КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил защиты информации (ст. 13.12), незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13), разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю (ст. 14.30), использование служебной информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.21), разглашение сведений о мерах безопасности (ст. 17.13), нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 20.23), незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности (ст. 20.24). Как отмечает Е. В. Климович, «…административная ответственность является неотъемлемой частью системы правовой защиты информации» <7>. ——————————— <7> См.: Климович Е. В. Указ. соч. С. 45.

Следует сказать, что информация, за разглашение которой предусмотрены меры административной ответственности, имеет важное социальное значение. Данная информация несет в себе определенную тайну. Необходимо сказать, что действующее законодательство предусматривает различные виды тайны. Указ Президента России от 6 марта 1997 г. «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» <8> к сведениям конфиденциального характера относит следующие: ——————————— <8> См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

— о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных законом случаях; — сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты; — служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна); — сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее); — сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна); — сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. Самая главная тайна в российском праве — это государственная тайна. Как отмечают С. В. Векленко и И. Г. Бавсун, «…государственная тайна — категория, в значительной степени урегулированная законодательством и охраняемая большой частью норм уголовного права» <9>. ——————————— <9> См.: Векленко С. В., Бавсун И. Г. Проблемы административной ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом // Вопросы правовой теории и практики. Омск, 2005. С. 84.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» <10> определяет, что государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством (ст. 2). ——————————— <10> См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 — 8235.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» <11> определяет, что коммерческая тайна — это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ст. 3). ——————————— <11> См.: Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

Информация, которая составляет коммерческую тайну, охраняется ее обладателем, данная информация не является общеизвестной. Как отмечает О. Шерстнева, информация, являющаяся коммерческой тайной, должна одновременно отвечать трем признакам: — информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность; — к данной информации нет свободного доступа; — обладатель информации принимает меры по охране ее конфиденциальности <12>. ——————————— <12> См.: Шерстнева О. Защита коммерческой тайны // Право и экономика. 2006. N 10. С. 65.

В. А. Северин отмечает, что коммерчески значимой информацией следует считать совокупность сведений технического, технологического и делового характера, составляющих коммерческую тайну, включая и секреты производства (ноу-хау), которые участвуют в гражданском (торговом) обороте с учетом присущих им особенностей гражданско-правового режима и являются связующим звеном во всех направлениях деятельности организаций <13>. ——————————— <13> См.: Северин В. А. Правовое регулирование и обеспечение охраны коммерческой тайны в России: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 16.

Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя: — определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; — ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; — учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана; — регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; — нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации. Кроме того, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, другие не противоречащие законодательству Российской Федерации меры. В свою очередь, меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если: — исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя; — обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях. В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ст. 13.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. За разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, предусмотрены меры уголовной ответственности в ст. ст. 137, 138, 147, 155, 183, 275, 276, 283, 284, 310, 311, 320 УК РФ. Меры административной ответственности обеспечивают охрану различных правоотношений, в которых используется информация конфиденциального характера. Так, согласно ГК РФ нотариус, другое удостоверяющее завещание лицо, переводчик, исполнитель завещания, свидетели, а также гражданин, подписывающий завещание вместо завещателя, не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены (ст. 1123). Если тайна завещания будет нарушена, то виновное лицо понесет административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен законом. Согласно Трудовому кодексу РФ, государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы (ст. 358). Если государственный инспектор труда не выполняет обязанности по сохранности соответствующей информации, то он может быть привлечен к административной ответственности за разглашение информации, доступ к которой ограничен законом. Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. <14> информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. ——————————— <14> См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой статьи 61. С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: — в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; — при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; — по запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; — в случае оказания помощи несовершеннолетнему, для информирования его родителей или законных представителей; — при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий; — в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны административную ответственность, а также иные меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. «Об аудиторской деятельности» <15> аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных законом, за исключением: ——————————— <15> См.: Собрание законодательства РФ. 2009. N 1. Ст. 15.

— сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные Законом, либо с его согласия; — сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита; — сведений о величине оплаты аудиторских услуг. Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны сохранять аудиторскую тайну. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Необходимо отметить, что передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены законом, не является нарушением аудиторской тайны. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, и его работники, саморегулируемые организации аудиторов, их члены и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в соответствии с законом обязаны обеспечить (сохранять) конфиденциальность таких сведений и документов. В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании настоящего Федерального закона и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, предусмотренные законом, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 9). Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» <16> определяет, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием (ст. 8). Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. «О транспортной безопасности» <17> определяет, что сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются сведениями, составляющими государственную тайну (ст. 5). ——————————— <16> См.: Собрание законодательства РФ. 2002. N 23. Ст. 2102. <17> См.: Собрание законодательства РФ. 2007. N 7. Ст. 837.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» <18> также касается регулирования отношений, связанных с использованием информации конфиденциального характера. В частности, названный Закон определяет, что редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Кроме того, редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя (ст. 41). ——————————— <18> См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.

Федеральный закон от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле» <19> определяет, что информация, составляющая государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, не должна разглашаться, использоваться должностными лицами указанных органов в личных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 15). ——————————— <19> См.: Собрание законодательства РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

Как видим, меры административной ответственности обеспечивают охрану различных общественных отношений, связанных с использованием информации с ограниченным доступом. С. В. Векленко и И. Г. Бавсун отмечают, что бессистемное закрепление законодателем новых видов конфиденциальной информации в различных нормативных правовых актах делает их перечень открытым и не систематизированным, что само по себе не обеспечивает защиту этой информации <20>. Необходимо сказать, что меры административной ответственности предусматривают охрану как коммерческой, так и служебной информации. Иными словами, меры административной ответственности касаются как частных, так и публичных отношений. В этой связи следует согласиться с А. А. Снытниковым, который пишет о том, что «…служебная тайна относится к государственным секретам и ее правовой режим устанавливается государственными органами. Разница между служебной и коммерческой тайной зависит главным образом от того, кто является ее секретоносителем (владельцем): лицо, исполняющие обязанности государственной службы, или лицо, являющееся субъектом предпринимательской деятельности. Служебная тайна — объект публичного права, коммерческая тайна — объект частного права» <21>. ——————————— <20> См.: Векленко С. В., Бавсун И. Г. Проблемы административной ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом // Вопросы правовой теории и практики. Омск, 2005. С. 84. <21> См.: Снытников А. А. К вопросу о служебной тайне // Административное и информационное право. М., 2003. С. 93.

Объектом посягательства административного правонарушения, связанного с использованием информации с ограниченным доступом, являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной общественных отношений в области информатизации. Кроме того, данное административное правонарушение посягает на конституционные права граждан, а также общественные отношения, связанные с осуществлением профессиональной деятельности, а также отношения, обусловленные обеспечением экономической, информационной и транспортной безопасности. Объективная сторона правонарушения, связанного с использованием информации с ограниченным доступом, состоит в активных действиях, связанных с использованием (разглашением) соответствующей информации. Субъектом рассматриваемого правонарушения являются как граждане, так и должностные лица. Следует сказать, что наиболее часто субъектом рассматриваемого правонарушения являются должностные лица, а также лица, осуществляющие профессиональную деятельность, — адвокаты, нотариусы. Что касается ответственности субъектов профессиональной деятельности, КоАП РФ четко не говорит об их ответственности. В качестве субъектов административной ответственности КоАП РФ называет физических должностных и юридических лиц. В настоящее время этого явно недостаточно, нередки случаи, когда субъектом административного правонарушения является лицо, осуществляющее профессиональную деятельность. Данное лицо нельзя признать просто гражданином, кроме того, оно не подпадает под категорию должностного лица, определение которого содержится в ст. 2.4 КоАП РФ. Для устранения названного недостатка в КоАП РФ необходимо поместить ст. 2.5.1, в которой определить, что субъектами административной ответственности являются лица, которые осуществляют профессиональную деятельность. В завершение необходимо отметить, что в механизме реализации мер административной ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом имеется достаточно много правовых и организационных проблем. В этой связи в настоящее время меры административной ответственности не обеспечивают необходимого уровня информационной безопасности.

Библиографический список

1. Векленко С. В., Бавсун И. Г. Проблемы административной ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом // Вопросы правовой теории и практики. Омск, 2005. 2. Городов О. А. Информационное право. М., 2009. 3. Костенко М. Налоговая тайна. М., 2003. 4. Климович Е. В. Административная ответственность как средство юридической защиты конфиденциальной информации // Омский научный вестник. 2006. N 5 (40). 5. Лисицина Н. В. Банковская тайна как объект правового регулирования: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. 6. Северин В. А. Правовое регулирование и обеспечение охраны коммерческой тайны в России: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2007. 7. Снытников А. А. К вопросу о служебной тайне // Административное и информационное право. М., 2003. 8. Швецов А. В. Защита информации в сфере служебной тайны в деятельности ОВД (правовой аспект): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Воронеж, 2005. 9. Шерстнева О. Защита коммерческой тайны // Право и экономика. 2006. N 10. 10. Фатьянов А. А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды // Государство и право. 1998. N 6.

——————————————————————