Правовое регулирование рекламы в Японии

(Минбалеев А. В.) («Реклама и право», 2009, N 1)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ В ЯПОНИИ

А. В. МИНБАЛЕЕВ

Минбалеев А. В., ст. преподаватель кафедры предпринимательского и коммерческого права юридического факультета Южно-Уральского государственного университета, кандидат юридических наук.

В Японии отсутствует единый закон, регулирующий рекламную деятельность. Основное положение, непосредственно направленное на ограничение рекламы, закрепленное в законодательстве, касается запрета недобросовестной рекламы. Оно закреплено в Законе о запрещении неоправданных дополнительных и неожиданных выгод, а также вводящих в заблуждение методов представления. В то же время, несмотря на отсутствие специального рекламного законодательства, необходимо отметить, что реклама в Японии достаточно жестко регламентирована. Достаточно много норм, затрагивающих качество рекламы, содержится в законодательстве о защите прав потребителей. Основной документ, регулирующий права потребителей в Японии, — это принятый в 1968 г. Основной закон защиты прав потребителей. Важной частью Закона является международно признанная Конституция прав потребителя, которая включает в себя юридические гарантии защиты от ущерба, нанесенного некачественной продукцией, вводит единый стандарт оценки такого ущерба, определяет базовые принципы системы регулирования претензий потребителей. Данный акт распространяется и на отношения по поводу нарушения прав потребителей недобросовестной рекламой. «Другим важным документом, дополняющим Основной закон защиты прав потребителей, является Свод норм защиты потребителей, который, не имея юридической силы закона, принимается законодательными собраниями на местах и служит ориентиром для политики органов местного самоуправления, оказывая моральное давление на предпринимателей. Для борьбы с недоброкачественной рекламой имеется закон о предотвращении неточной спецификации, при помощи которого к судебной ответственности можно привлечь компанию, у которой реальные качества производимых товаров не соответствуют указанным в рекламе» <1>. ——————————— <1> Япония. Права потребителей // URL: http://www. polpred. com/country/jp/free. html? book=612&country;=187&id;=6800&act;=text.

Общий контроль за соблюдением законодательства о рекламе в Японии осуществляет Министерство по административным делам и коммуникациям. За рекламой отдельных видов товаров и услуг осуществляют контроль и другие органы государственной власти. Так, ответственность за общие стандарты безопасности товарной продукции возложена на Министерство экономики, торговли и промышленности Японии. «Другие министерства в зависимости от профиля также несут ответственность за безопасность и качество предоставляемых товаров и услуг. Министерство здравоохранения, социального обеспечения и труда отвечает за безопасность лекарственных средств. Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий — за поддержание общепринятых стандартов образования. При указанных организациях имеются крупные информационные системы накопления и анализа информации, призванные осуществлять контроль и предотвращать возможный ущерб от некачественной продукции» <2>. За рекламируемыми товарами и услугами всегда устанавливается жесткий контроль. ——————————— <2> Там же.

Часть ограничений и предписаний вводится органами местного самоуправления (например, в Саппоро муниципалитет ввел суровую квоту на количество наружной рекламы в деловом и административных районах префектуры). Однако большая часть неписаных правил, которым подчиняется рекламная индустрия в Японии, — результат саморегулирования отрасли, самоограничительной деятельности под давлением общественного мнения. Так, пивовары и алкогольные производители Японии самостоятельно ввели правило размещения в рекламе (в наружной, в прессе, на ТВ) сообщения «До 20 лет не рекомендуется/запрещено». Немалую роль в соблюдении рекламных правил играет страх «потери лица, репутации» как со стороны рекламодателей и рекламистов, так и со стороны рекламных площадок — СМИ. Последние в условиях жесточайшей конкуренции соблюдают свою информационную объективность и независимость <3>. ——————————— <3> Фу Н. Из Японии с PRиветом // URL: http://www. dv-reclama. ru/?pid=1989. 03.10.2006.

Определенные ограничения рекламы установлены и законодательством о персональных данных. По Закону Японии «О защите персональной информации» от 23 мая 2003 г. запрещено распространять персональные данные без согласия их субъекта. Данный запрет устанавливается и на рекламу. Кроме того, запрещается давать рекламу компаний, которые имеют дело с персональными данными граждан. В то же время данное ограничение по Закону «О защите персональных данных» может быть снято в ряде случаев (ст. 16), в том числе когда работа с персональной информацией необходима для улучшения общественной обстановки <4>. Так, например, в 2006 г. японское правительство настолько обеспокоилось проблемой рождаемости, что разрешило рекламировать брачные агентства по телевидению, поскольку основные причины низкой рождаемости в стране — поздние браки и нежелание молодых людей заводить семью <5>. ——————————— <4> См.: Закон Японии «О защите персональной информации», 2003 // Савинцева М. И. Правовые основы современной журналистики и информационного общества в Японии. М.: МедиаМир, 2006. С. 224. <5> Брачный призыв // URL: http://www. itogi. ru/Paper2006.nsf/Article/Itogi_2006_05_07_01_2949.html.

Япония является одной из стран, где впервые были установлены ограничения спама. 1 июля 2002 г. вступили в силу два Закона, регулирующих рассылку рекламы по электронной почте. Первый из них находится в компетенции Министерства государственного управления, внутренних дел, почты и телекоммуникаций, а второй был разработан в Министерстве экономики, торговли и промышленности и представляет собой поправку к Кодексу законов о торговле. Данные Законы разрешают рассылку рекламных сообщений без предварительного согласия получателя при соблюдении нескольких условий. Во-первых, в каждом письме должно быть указано, что оно является рекламным и прислано без ведома получателя. Во-вторых, в заголовке письма должны быть явно указаны отправитель и его физические и электронные координаты. И наконец, если получатель сообщит, что не желает видеть в своем ящике спам, то дальнейшая рассылка на данный адрес становится противозаконной. Также Законы запретили рассылку спама по случайным адресам — это стало настоящим бичом для операторов сотовой связи, которые предоставляют абонентам адреса, начинающиеся с номера телефона. Кроме того, Закон позволяет телекоммуникационным компаниям блокировать рассылку спама в своих сетях. Указанные нормы распространяются и на корреспонденцию, рассылаемую на мобильные телефоны или компьютеры, подключенные к Интернету по фиксированным линиям. За нарушение законов частными лицами предусмотрены штрафы в размере от 500 тыс. до 3 млн. иен или до двух лет тюрьмы. Размер штрафа для юридических лиц может достигать 300 млн. иен <6>. ——————————— <6> Карташев И. В Японии узаконили спам // URL: http://www. compulenta. ru/2002/7/2/31664. 02.07.2002.

Спустя три года в Закон были внесены поправки, причислявшие данный вид рекламы к преступлениям, карающимся штрафом до 10 тыс. долларов США. А в 2005 г. в Японии была введена цензура в Сети, но, несмотря на это, в 2006 г. Страна восходящего солнца вышла в лидеры по использованию Интернета <7>. В этом году парламент Японии рассмотрел законопроект, включающий в себя ряд жестких мер по борьбе с массовыми рекламными рассылками по электронной почте без согласия получателей. Компаниям, занимающимся принудительной рассылкой, могут быть сделаны административные указания о том, что их действия являются несанкционированными, а также приказы о запрете подобной деятельности. В случае неповиновения ведомство оставляет за собой право штрафовать нарушителей и даже лишить их возможности доступа к услугам электронной почты. При этом Министерство по административным делам и коммуникациям имеет возможность запрашивать у интернет-провайдеров информацию об организациях и частных лицах, занимающихся рассылкой спама. ——————————— <7> Николаева З. Япония надает спамерам по рукам // URL: http://www. webplanet. ru/news/security/2008/01/30/japan_spam. html. 30.01.2008.

——————————————————————