Информационные правоотношения: особенности и продуктивная классификация

(Ловцов Д. А.) («Информационное право», 2009, N 1)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОДУКТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Д. А. ЛОВЦОВ

Ловцов Д. А., заведующий кафедрой правовой информатики, информационного права и математики Российской академии правосудия, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

В статье исследуется объектно-субъектный состав, содержание информационных правоотношений, их информационно-правовой режим. Дается классификация общественных отношений, возникающих по поводу информации, уточняется их состав по информационной «насыщенности», что позволяет выявить четыре подкласса информационных правоотношений, эффективно регулируемых исключительно нормами информационного права. Сложность разработки эффективных способов правового регулирования различных информационных отношений, возникающих в информационной сфере (инфосфере) общественно-производственной деятельности, обусловлена, в частности, тем, что практически все общественно-производственные отношения имеют информационную составляющую. Поэтому информационно-правовой характер носят многие нормы различных отраслей права (например, нормы Налогового кодекса РФ о декларировании и отчетности, нормы Земельного кодекса РФ о мониторинге земли и информировании, нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ о процессуальных действиях со свидетелями и другими лицами и др.). Вместе с тем можно выделить информационные отношения, представляющие собой одновременно и средство для достижения конкретных целей (как в предыдущих примерах), и определенный результат именно информационной деятельности (например, отношения, возникающие при производстве и распространении массовой информации, при применении механизмов информационной безопасности, при создании и функционировании ГАС «Выборы», ГАС «Правосудие» и др.). В связи с тем что все информационные отношения в зависимости от их назначения можно разделить на целевые (являющиеся средством достижения конкретных целей и одновременно результатом определенной информационной деятельности) и обеспечивающие (являющиеся средством достижения конкретных целей), соответствующие информационные правоотношения (урегулированные информационно-правовыми нормами информационные отношения, т. е. общественные отношения, возникающие по поводу информации либо юридически значимых результатов действий (бездействия) в отношении ее: передача, получение, преобразование, предоставление, неразглашение и др.) также можно разделить на два больших класса: целевые — информационные правоотношения в информационной сфере (как пересечение множеств «информационные правоотношения» и «правоотношения в инфосфере»); обеспечивающие — информационные правоотношения в иных сферах (экономической, политической, социальной, т. е. в сфере социального обеспечения и страхования, образования и культуры, охраны здоровья и т. п.; экологической, брачно-семейной, трудовой, нравственной и др.). Особенности и отличия данных классов правоотношений, имеющих традиционную трипартитную структуру («субъекты — объект — содержание»), определяются главным образом их объектами (фактическим содержанием). По субъектам информационное правоотношение принципиально не отличается от иных правоотношений, поскольку субъектами информационного правоотношения считаются его правосубъектные участники — носители субъективных юридических прав (управомоченные) и обязанностей (правообязанные), которыми могут быть: индивиды: граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством; организации (государственные: органы государства, государственные учреждения и предприятия, государство; негосударственные: общественные объединения; хозяйственные организации, религиозные конфессии и др.); социальные общности (народ, нации, население, трудовой коллектив). Перечисленные индивидуальные и коллективные субъекты могут быть собственниками информации, т. е. владельцами, включая <1> обладателей (носителей); пользователями (потребителями), включая операторов автоматизированных информационных систем (АИС), и распорядителями. ——————————— <1> См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2006. 29 июля.

Содержанием информационного правоотношения, так же как и иных правоотношений, являются: связывающие его участников взаимные позитивные субъективные юридические права (определяющие защищенную законом возможность того или иного поведения) и обязанности (определяющие должное поведение) — юридические связи (юридическое содержание); совокупность реальных действий по использованию и осуществлению прав и обязанностей (фактическое содержание). Здесь уже проявляется отличие, состоящее в том, что в информационных правоотношениях реальные действия имеют в основном информационный характер, т. е. фактическое содержание таких правоотношений имеет главным образом информационную природу. Субъективные права имеют общую внутреннюю структуру, которая традиционно проявляется в наличии следующих трех основных элементов: правомочие на собственные действия, заключающееся в возможности совершения фактических и юридически значимых действий; правомочие на чужие действия, заключающееся в возможности требовать от обязанного лица исполнения возложенных на него обязанностей; правомочие на защиту, заключающееся в возможности прибегнуть к государственно-принудительным мерам в случае нарушения субъективного права или неисполнения одним из участников правоотношения своих обязанностей. Юридическая обязанность также обладает внутренней структурой, которая характеризуется наличием следующих традиционных элементов: необходимостью совершить определенные действия или воздержаться от них; необходимостью исполнить требования управомоченного субъекта; необходимостью нести ответственность за нарушение субъективных прав других участников правоотношения или за неисполнение их законных требований. Объектами целевого информационного правоотношения являются особые, специфические объекты, среди которых: информационно-правовые режимы (для статических правоотношений); информационная деятельность, учитывающая установленные информационно-правовые режимы (для динамических правоотношений). Информационно-правовой режим (правовое обеспечение или правовой режим информации) — это комплекс правовых средств, характеризующих сочетание взаимодействующих запретов, дозволений, обязываний, управомочиваний, стимулов и санкций (включая наказания). Например, по критерию доступности к содержательной информации можно выделить следующие четыре основные группы информационно-правовых режимов: 1. Правовые режимы информации неограниченного доступа: литература (нормативная, учебная, научная, справочная, общественно-политическая — публицистика и др.), произведения искусства (имеющие информационный — художественно-познавательный характер), сообщения и материалы масс-медиа («массовая информация»), таблоиды, реклама, судебные решения и др. 2. Правовые режимы информации ограниченного доступа: тайны, секреты, ноу-хау и др. 3. Правовые режимы информации, которая обязана (в соответствии с федеральными законами или с заключенными соглашениями) быть предоставлена (предложена) для доступа: декларации (налоговые и др.), объявления (о банкротстве, об экологической обстановке и др.), авизо, обвинительные заключения и др. 4. Правовые режимы информации, ограничивать доступ к которой запрещено: отчеты (кредитные, финансово-хозяйственные, бухгалтерские; о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и др.), комплекты документов (учредительных, платежно-расчетных и др.), свидетельства (о праве, включая патенты), кадастры (лесной и др.) и др. Информационная деятельность — деятельность в инфосфере как форма целесообразного преобразования (изменения) информационного содержания окружающего материального и духовного мира в интересах людей, общества или государства, включающая цель (материальные или духовные блага, в том числе информационные продукты и услуги), информационные ресурсы (средства, системы, технологии, содержательную информацию), организационные и юридические структуры (определяют фактическое содержание информационного правоотношения), информационные процессы (поведение) и результаты (включая информационные отношения, определяющие, в частности, фактическое создание, передачу, преобразование, предоставление, получение, использование, неразглашение информации и др.) <2>. ——————————— <2> См.: Ловцов Д. А. Информационная теория эргасистем: Тезаурус. М.: Наука, 2005.

Именно благодаря специфике данных объектов информационные правоотношения являются особым родом правоотношений. Причем для информационных правоотношений в инфосфере (целевых информационных правоотношений) характерным является наличие обоих объектов. Для информационных правоотношений в иных (экономической, политической и др.) сферах (обеспечивающих информационных правоотношений) характерным является наличие только первого объекта — информационно-правового режима. Информационные правоотношения, как и все общественные правоотношения, могут быть также: односторонними и двусторонними (включая «условно многосторонние») — по числу участников правоотношений; абсолютными и относительными — по степени индивидуализации сторон; простыми и сложными — по структуре и количеству взаимосвязей прав и обязанностей сторон (причем отдельные юридические связи могут иметь неинформационную природу); регулятивными (включая общерегулятивные) и охранительными — по функциональному назначению; активными и пассивными — по характеру обязанности сторон; материальными и процессуальными — по характеру правового регулирования. И также возникают при наступлении предусмотренных законом юридических фактов (договора, правонарушения, события, административного акта и др.). Вместе с тем информационные правоотношения в инфосфере (целевые) в зависимости от информационной «насыщенности» их фактического содержания и «чистоты» информационной природы объекта-деятельности (объема информационных действий), т. е. от роли и «величины» информационной составляющей, условно можно разделить на следующие три основные группы <3>: ——————————— <3> См.: Ловцов Д. А. Системология информационных правоотношений. М.: Рос. акад. правосудия, 2008; Ловцов Д. А. Информационное право: Учеб.-метод. комплекс для аспирантов. М.: Рос. акад. правосудия, 2008.

1. Чисто информационные правоотношения, т. е. с преобладанием информационной природы у объекта (уже сегодня образованные и поддерживаемые относительно самостоятельными комплексами норм права, которые можно рассматривать как подотрасли информационного права) в области: — средств обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства и соответствующей привилегированной содержательной информации, необходимой для удовлетворения информационных потребностей жизнедеятельности (функционирования), развития и обучения — подотрасль «Право информационной безопасности» (включая институт тайны, институт информационных прав и свобод и др.); — средств массовой информации (СМИ) и соответствующей «массовой» информации — подотрасль «Медиаправо» (включая институт прав телерадиовещателей и др.); — средств автоматизации (включая автоматизированные информационные системы — АИС, автоматизированные системы управления — АСУ, государственные автоматизированные системы — ГАС) и электронно-вычислительной техники и соответствующей машинной информации — подотрасль «Компьютерное право» (включая институт электронного документооборота, институт электронной подписи, институт программно-математического обеспечения и др.); — средств телематики (включая глобальные телематические сети типа сетей Интернет, Релком, Ситек, Sedab, Remart и др.) и соответствующей электронно-цифровой информации — подотрасль «Интернет-право» (включая институт телекоммуникаций, институт связи и др.). 2. Смешанные информационные правоотношения (информационно-имущественные, информационно-неимущественные, информационно-хозяйственные, информационно-производственные и др.): в области правовой информатизации, интеллектуальной собственности и собственности на информационные ресурсы, компьютерной преступности и др. 3. Частично информационные правоотношения: в области употребления (использования) информационных средств и ресурсов (в области культуры, библиотечного дела, архивов и др.). На основе данной продуктивной классификации предметом комплексной отрасли права — информационного права логично определить способы и нормы правового регулирования информационных отношений в инфосфере, выделив по значимости и с учетом предметов других отраслей права следующие классы соответствующих информационных правоотношений: основные (предметные, отраслевые) — чисто информационные правоотношения (регулируются исключительно нормами информационного права); дополнительные (смешанные, двухотраслевые) — смешанные информационные правоотношения (регулируются комплексом норм информационного и других отраслей права); факультативные (смежные, практически других отраслей) — частично информационные правоотношения (регулируются нормами других отраслей права, которые могут входить в информационное право только в части, касающейся непосредственно информационно-правового режима). Таким образом, уточнен состав информационных правоотношений, что позволяет выявить, чем обусловлено выделение данного класса правоотношений в особый род правоотношений, а именно их особыми объектами: информационно-правовым режимом (для всех информационных правоотношений: целевых и обеспечивающих) и связанной с ним информационной деятельностью в инфосфере (для целевых информационных правоотношений). Проведена классификация по информационной «насыщенности», позволившая выявить четыре подкласса информационных правоотношений, эффективно регулируемых исключительно нормами информационного права, т. е. предметных или отраслевых информационных правоотношений в области соответственно средств обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства; СМИ, средств автоматизации и ЭВТ, средств телематики. При этом специфика предметных информационных отношений и соответствующих необходимых условий обеспечения эффективности их правового регулирования на основе уточненных рациональных моделей <3> обусловливает необходимость знания определенных концептуальных положений из смежных научных отраслей, таких, в частности, как информология и криптология (подотрасль «Право информационной безопасности»), информатика («Компьютерное право»), журналистика («Медиаправо») и телематика («Интернет-право»). ——————————— <3> См.: Ловцов Д. А. Системология информационных правоотношений. М.: Рос. акад. правосудия, 2008; Ловцов Д. А. Информационное право: Учеб.-метод. комплекс для аспирантов. М.: Рос. акад. правосудия, 2008.

Пример сложного (неоднородного) информационного правоотношения абонента сети защищенного электронного документооборота и удостоверяющего центра

Юридический факт Договор об оказании информационных услуг

\ / \ / Субъекты информационного Удостоверяющий Абонент правоотношения центр сети

\ / \ / \ / \ /

Юридическое Право Обязанности Права Обязанность содержание 3. Получать 1. Генерация 1. Смены 3. Вносить абонентскую ключей ЭЦП ключей ЭЦП абонентскую плату 2. Хранить 2. Требовать плату тайный ключ секретность в секрете тайн. ключа

> 1. Генерация и передача Фактическое сертификата открытого содержание > ключа <

> 2. Хранение < > тайного ключа в секрете

> 3. Передача < > абонентской платы Объекты информационного правоотношения

Экспликация: 1, 3 — динамические объекты (информационные и другие действия); 2 — статистический объект (информационно-правовой режим)

——————————————————————