Об изменениях законодательства о статусе судей в Российской Федерации и об органах судейского сообщества в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»

(Герценштейн О. В.) («Российский судья», 2009, N 4)

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБ ОРГАНАХ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ»

О. В. ГЕРЦЕНШТЕЙН

Герценштейн О. В., начальник отдела анализа и обобщения судебной практики, законодательства и статистики Четвертого арбитражного апелляционного суда, кандидат юридических наук, доцент кафедры хозяйственного права Читинского государственного университета (г. Чита).

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определены понятия «коррупция» и «противодействие коррупции», и в этой связи, полагает автор статьи, необходимы соответствующие изменения законодательства о статусе судей в Российской Федерации и об органах судейского сообщества. В связи с изменениями в действующем законодательстве полагаем необходимым провести их систематизацию и сформулировать тезисы, отражающие суть нововведений. В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определены понятия «коррупция» <1> и «противодействие коррупции». ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

Коррупция — это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица. Противодействие коррупции — это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В связи с принятием указанного нормативного акта 25 декабря 2008 г. был принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» <2>, которым внесены изменения в законодательные акты, касающиеся в том числе судебной системы и статуса судей. ——————————— <2> Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6229.

Во-первых, изменения внесены в Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» <3>, они касаются: ——————————— <3> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1792; 1993. N 17. Ст. 606; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 26. Ст. 2399; 1999. N 29. Ст. 3690; 2000. N 26. Ст. 2736; 2001. N 51. Ст. 4834; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 15. Ст. 1278; 2007. N 10. Ст. 1151; N 31. Ст. 4011.

1. Перечня актов, которые судья обязан соблюдать неукоснительно. Расшифровано содержание термина «другие законы» путем указания, что судья обязан неукоснительно соблюдать федеральные конституционные законы и федеральные законы (п. 1 ст. 3 Закона N 3132-1). 2. Основания для самоотвода судьи. В силу п. 5 ч. 1 ст. 21 Арбитражного процессуального кодекса РФ судья не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, если он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности. Пункт 2 ст. 3 Закона N 3132-1 дополнен указанием, что в случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами. 3. Ограничений правоспособности судьи в связи с его статусом. Пункт 3 ст. 3 Закона N 3132-1 предусматривает, что судья не вправе: 1) замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром; 2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности; 3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям; 4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы; 5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей — председателя соответствующего районного суда, для председателей судов — президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов — президиумов вышестоящих судов). При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями; 6) быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц; 7) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу (иначе подлежит отводу по п. 7 ч. 1 ст. 21 АПК РФ. — Прим. авт.); 8) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности; 9) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи; 10) получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации; 11) принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций; 12) выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями; 13) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями; 14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора. 4. Правоспособности судей, пребывающих в отставке. Судья, пребывающий в отставке, вправе: — быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц; — принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций; — выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц. Однако судья, пребывающий в отставке, не вправе занимать должности не только прокурора, следователя и дознавателя, но и заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью (п. 4 ст. 3 Закона N 3132-1). 5. Требований к претендентам на должность судьи. Специально оговорено, что судьей может быть гражданин РФ: — не имеющий и не имевший судимости либо уголовного преследования, прекращенного в отношении его по реабилитирующим основаниям. А п. 4 ст. 4 предусмотрено, что кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления; — не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; — не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; — не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; — не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи. 6. Требований к кандидатам на должность судьи арбитражного апелляционного суда. В подп. 3 п. 2 ст. 4 Закона N 3132-1 предусмотрено, что судьей арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет. Также предусмотрено, что дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации могут быть установлены федеральным конституционным законом и федеральным законом. 7. Времени, включаемого в стаж работы по юридической специальности: 1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях; 2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса. Исключено упоминание о времени работы в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. 8. Дополнительных требований к представляемым кандидатом на должность судьи документам: — в анкете кандидата должны быть указаны не только биографические сведения о претенденте, но и сведения об отсутствии обстоятельств, препятствующих осуществлению полномочий судьи (подп. 2 — 6 п. 1 и п. 5 ст. 4 Закона N 3132-1), а также фамилия, имя, отчество и место рождения каждого из членов его семьи; — претендентом должны быть представлены характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не по юридической специальности также с мест работы (службы) по юридической специальности за последние пять лет такой работы (службы). Характеристика должна быть выдана претенденту на должность судьи в течение семи дней со дня его обращения; — с 1 марта 2009 г. сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по установленной форме. 9. Ограничений и учитываемых при назначении кандидатов на должность судьи характеристик: — кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда; — при принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», ученой степени по юридической специальности, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел. 10. Сроков направления квалификационной коллегией судей решения о рекомендации кандидатом на должность судьи и сроков осуществления последующих возможных действий председателя суда: — срок направления решения составляет 10 дней после его принятия; — председатель соответствующего суда может согласиться с указанным решением или не согласиться с ним. При любом из указанных решений председатель суда в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи либо в указанный срок возвращает его с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения. 11. Действий в случае выявления факта нарушения требований к кандидатам на должность судьи. 1) Квалификационная коллегия судей в случае выявления нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных п. п. 1 и 5 ст. 4 Закона N 3132-1, после принятия решения о рекомендации соответствующего лица на должность судьи немедленно отменяет указанное решение и сообщает об этом: — Президенту Российской Федерации — при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи федерального суда; — в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации — при отмене решения о рекомендации лица на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации или мирового судьи; — лицу, решение о рекомендации которого на должность судьи отменено. 2. В случае если выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных п. п. 1 и 5 ст. 4 Закона N 3132-1, после внесения представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи председатель соответствующего суда немедленно отзывает указанное представление. 12. Регламентации сроков направления Президенту РФ представления Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ о назначении судьи федерального арбитражного суда округа, других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Сроки составляют 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. 13. Выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 4 Закона N 3132-1. При этом соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи. 14. Порядка назначения председателей и их заместителей арбитражных апелляционных судов. Председатели, заместители председателей арбитражных апелляционных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя ВАС РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. 15. Уточнения порядка принесения присяги судьей. Судьи федеральных судов приносят присягу перед Государственным флагом Российской Федерации. Судьи конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировые судьи приносят присягу перед Государственным флагом Российской Федерации и флагом субъекта Российской Федерации. 16. Представления судьей сведений о доходах. Сведения представляются судьей: — ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным; — в суд, в котором он занимает должность судьи; — сведения о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей по форме, указанной в Законе N 3132-1. Проверка достоверности и полноты сведений осуществляется судом в порядке, определяемом соответственно Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При необходимости Верховным Судом Российской Федерации или Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации может быть запрошена из соответствующего суда копия представленных судьей сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проведена их дополнительная проверка. В случае непредставления указанных сведений в установленные сроки, а также представления заведомо недостоверных сведений судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» сведения о доходах представляются за 2009 г. в первом квартале 2010 г. 17. Публичности сведений о доходах судьи и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности. Сведения могут быть предоставлены для опубликования общероссийским средствам массовой информации в порядке, определенном в приложении N 5 к Закону N 3132-1, в следующем порядке: — общероссийское средство массовой информации для получения сведений об имущественном положении судьи должно обратиться в письменном виде к Председателю Конституционного Суда РФ, Председателю Верховного Суда РФ, Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ, который в семидневный срок направляет указанное обращение в соответствующий суд; — обращение СМИ должно содержать цель опубликования запрашиваемых сведений и обязательство об опубликовании запрашиваемых сведений в полном объеме в ближайшем номере либо в семидневный срок со дня получения сведений. В противном случае обращение не рассматривается и подлежит возврату; — председатель суда при получении обращения в семидневный срок сообщает об обращении судье и в тридцатидневный срок обеспечивает предоставление общероссийскому СМИ сведений об имущественном состоянии судьи: 1) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих судье на праве собственности или находящихся в его пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из них; 2) количество транспортных средств, принадлежащих судье на праве собственности; 3) декларированный годовой доход. Сведения предоставляются на основании данных, имеющихся в соответствующем суде на дату получения обращения. В предоставлении сведений может быть отказано путем составления мотивированного письменного отказа, если будет установлено, что опубликование запрашиваемых сведений о доходах судьи и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, может оказать давление на данного судью при рассмотрении им конкретного дела и приведет к умалению его независимости при осуществлении правосудия. Не подлежат опубликованию сведения: 1) иные, кроме данных о доходах судьи и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, кроме указанных в п. 3 Порядка (приложение N 5 к Закону N 3132-1); 2) данные о супруге, детях и об иных членах семьи судьи; 3) данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации судьи, а также его супруга (супруги), детей и иных членов семьи; 4) данные, позволяющие определить места нахождения объектов недвижимого имущества, принадлежащих судье на праве собственности или находящихся в его пользовании; 5) сведения, отнесенные к государственной тайне или являющиеся конфиденциальными. В случае если обращение поступило в отношении судьи, сведения о доходах и об имуществе которого за отчетный период были ранее предоставлены для опубликования общероссийскому средству массовой информации в соответствии с настоящим Порядком, указанные сведения не предоставляются, а заявителю в семидневный срок сообщается, какому общероссийскому средству массовой информации были ранее предоставлены эти сведения. Должностные лица судов несут дисциплинарную ответственность (вплоть до увольнения) за несоблюдение настоящего Порядка, а также предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение сведений, отнесенных к государственной тайне или являющихся конфиденциальными. Аналогичный Порядок предусмотрен в отношении предоставления кадровыми службами государственных органов общероссийским средствам массовой информации по их обращениям сведений о доходах и имуществе лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации <4>. ——————————— <4> См.: Порядок предоставления сведений о доходах и имуществе лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, общероссийским средствам массовой информации, утвержденный Указом Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484 // Собрание законодательства РФ. 1997. N 20. Ст. 2239.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <5> сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих, а сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъекта Российской Федерации предоставляются для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих <6>. ——————————— <5> Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215. <6> См.: пункт 12 Указа Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 23. Ст. 2242.

18. Дополнения оснований прекращения полномочий судьи: — помимо прекращения гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (подп. 6 п. 1 ст. 14 Закона N 3132-1); — судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда (подп. 11 п. 1 ст. 14 Закона N 3132-1). В случае если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда, судья может быть с его согласия переведен в другой суд. За время, в течение которого оформляется перевод, за судьей сохраняется заработная плата. В случае отказа судьи от перевода он имеет право на выход в отставку на общих основаниях. В этом случае ему также выплачивается компенсация в размере годовой заработной платы по последней должности (абз. 2 п. 6 ст. 19 Закона N 3132-1). 19. Полномочий по принятию решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении в качестве обвиняемого по другому уголовному делу: — в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации; — в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации; — в отношении судьи иного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. 20. Стажа, учитываемого при исчислении ежемесячного пожизненного содержания. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона N 3132-1. В ст. 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» <7> предусмотрено, что в стаж работы в качестве судьи РФ при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подп. 2 и 9 п. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». ——————————— <7> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 144; 2002. N 26. Ст. 2522.

21. Поддержания уровня квалификации, необходимого для осуществления полномочий судьи. Если ранее судья был вправе, то теперь обязан один раз в три года повышать квалификацию в учреждениях высшего профессионального и послевузовского образования с сохранением денежного содержания на период обучения. Во-вторых, внесены изменения и в Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» <8>. Они затрагивают следующие аспекты: ——————————— <8> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 11. Ст. 1022; 2004. N 33. Ст. 3369; 2005. N 15. Ст. 1278.

1) полномочия и структуру Высшей квалификационной коллегии судей РФ: — Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией (п. 2.2 ч. 2 ст. 1 7 ФЗ N 30-ФЗ); — рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации; — для обеспечения деятельности и организации работы Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации создается аппарат, который является структурным подразделением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (п. 3 ст. 18 ФЗ N 30-ФЗ); 2) полномочия квалификационной коллегии судей субъектов Российской Федерации: — она теперь проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией (подп. 1.3 п. 2 ст. 19 ФЗ N 30-ФЗ); — организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности, при необходимости запрашивают по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и других государственных органов данные, необходимые для принятия решения по заявлению о рекомендации на вакантную должность судьи (подп. 4 п. 2 ст. 19 ФЗ N 30-ФЗ); — для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу (п. 2 ст. 22 ФЗ N 30-ФЗ); 3) порядок обжалования решения, принятого квалификационной коллегией судей: — решение, принятое квалификационной коллегией судей, может быть обжаловано не только в судебном порядке, но и в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации (в отношении решений квалификационных коллегий судей субъекта Российской Федерации) лицом, в отношении которого оно принято (п. 1 ст. 26 ФЗ N 30). Началом действия указанных изменений в действующее законодательство является 10 января 2009 г., что определено п. 1 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ.

——————————————————————