Информационные грани арбитражной судебной системы

(Цыганова Е. В., Иванов А. В.) («Арбитражные споры», 2009, N 3)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ГРАНИ АРБИТРАЖНОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Е. В. ЦЫГАНОВА, А. В. ИВАНОВ

Цыганова Е. В., начальник отдела информатизации и связи Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда.

Иванов А. В., главный специалист отдела информатизации и связи Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда.

В последнее время одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества, стали информационно-коммуникационные технологии, воздействие которых на все социальные уровни, в том числе и на образ жизни людей, поистине революционно. Российская судебная система не стала исключением. Если за прошедшие почти два десятилетия в основном решались задачи материального обеспечения, более масштабного расширения системы, ее оптимизации и настройки, то в настоящее время мы вступили в новый этап развития российской судебной системы, характеризующийся ее модернизацией. Председатель Высшего Арбитражного Суда России А. А. Иванов в своем выступлении на VII Всероссийском съезде судей в декабре 2008 г. отметил: «Мы должны прекратить экстенсивный рост судебной системы и заняться интенсификацией ее работы». Современные технологии призваны на новом уровне обеспечить закрепленный Конституцией России принцип публичности судебного разбирательства через увеличение степени транспарентности, доступности и открытости правосудия, повышение доверия к ней со стороны общества. Решение указанных задач подразумевает глобальную информатизацию судебной системы и переход к электронному правосудию с одновременным созданием соответствующей правовой базы. Работы в этом направлении активно ведутся. 22 декабря 2008 г. был подписан Федеральный закон N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», на необходимость скорейшего принятия которого указал Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию. Законом регламентируются нормы обнародования сведений о работе судебной системы: принципы, способы, формы, организация и основные требования при обеспечении доступа к информации. Доступ к информации о деятельности судов планируется обеспечивать возможностью присутствия в открытом судебном заседании, ознакомлением с архивными фондами, обнародованием данных в СМИ, предоставлением информации по запросу, размещением ее в зданиях судов и, наконец, — в сети Интернет. С момента вступления Закона в силу (1 июля 2010 г.) вводится обязательность размещения всеми судами в сети Интернет информации о своей деятельности и текстов судебных актов, перечень и особенности размещения которых четко прописаны в Законе. Уже сейчас большинство судов, в том числе все арбитражные суды, имеют свои сайты в сети Интернет и контролируют их оперативное обновление. Например, на сайте Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда содержится справочная информация, реквизиты, контакты, общая информация об особенностях арбитражного процесса в апелляционной инстанции, о порядке уплаты и размерах госпошлины, сведения о назначенных к слушанию делах, данные судебной статистики, обзоры и обобщения суда по различным категориям дел. Оперативно корректируется таблица перерывов в судебных заседаниях по мере их объявления и занесения в базу данных. Постоянно пополняется раздел новостей. В разделе «Актуальные вопросы» еженедельно размещаются материалы судебной практики. Наиболее важным является то, что сайт предоставляет возможность интерактивного выхода на автоматизированную информационную систему судопроизводства (АИС), через которую в электронном виде осуществляется весь процесс — от регистрации иска до отправки окончательного судебного акта, включая назначение дела к слушанию; создание графиков дел по датам; занесение в базу данных всех судебных актов, протоколов заседаний, исполнительных листов; формирование сведений о рассылке судебных актов; мониторинг и контроль состояния дел; анализ судебной статистики. В результате совместной деятельности пользователей данной системы формируется «электронное дело». В итоге WEB-сайт стал интересен не только сторонам-участникам, получившим возможность оперативно отследить ход судебного процесса и изучить как промежуточные, так и окончательные судебные акты, но и профессионалам (юристам и др.). Это и есть один из способов достижения открытости и доступности информации о деятельности судов, которые декларируются в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации и в Законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Другим видом доступа к информации о деятельности судов является ее размещение в занимаемых судами помещениях. На сегодняшний день все арбитражные суды оснащены информационными сенсорными киосками, для которых разработана автоматизированная информационная система, обеспечивающая доступ посетителей к информации о суде и централизованным системам «Банк решений арбитражных судов» (БРАС) и «Графики рассмотрения арбитражных дел» (ГРАД), располагающихся на ресурсах Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. БРАС — центральный узел обмена информацией между системами автоматизации судопроизводства арбитражных судов и предоставления сведений о движении дел и документов как внутри суда, так и между судебными инстанциями с возможностью осуществления поисковых запросов. Уже сейчас в БРАС содержится свыше 5 млн. документов, и посещаемость портала постоянно растет, например по Четырнадцатому арбитражному апелляционному суду можно получить информацию о всех судебных актах, вынесенных судом с начала его деятельности (20 сентября 2006 г.). ГРАД также представляет собой централизованный портал, где сосредоточена вся информация о назначенных к слушанию делах на запрашиваемую дату. Обновление данных происходит ежедневно. Все перечисленные нововведения призваны повысить оперативность и качество предоставления информации об арбитражном судопроизводстве. Еще одно из достижений информационных технологий нашло применение в судебной системе РФ — использование видеоконференцсвязи. В судах общей юрисдикции использование видеоконференцсвязи регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ) и применяется при рассмотрении уголовных дел в надзорной и кассационной инстанциях. Осужденный, содержащийся под стражей, в соответствии с решением суда вправе изложить свою позицию в судебном заседании путем использования новых технологий. Верховный Суд России внес на рассмотрение в Государственную Думу законопроект о поправках в УПК РФ, в том числе и об использовании видеоконференцсвязи в процедуре судебного следствия. Система арбитражных судов еще только начинает использовать эти технологии. В настоящее время идет активное обеспечение необходимым оборудованием, ввод в промышленную эксплуатацию которого запланирован на 2009 год <1>. Президиум Высшего Арбитражного Суда России начал обсуждение законопроекта «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» <2>. В нем подробно урегулирована процедура рассмотрения дела с использованием видеоконференцсвязи, что позволит обеспечить не только доступность правосудия, но и сократить расходы участников арбитражного процесса, связанные с рассмотрением дела в суде (затраты на проезд и проживание по месту нахождения арбитражного суда). Но в арбитражных судах предполагается более широкое использование данных информационных технологий — создание видеоархивов, проведение в режиме реального времени специальных трансляций из залов судебных заседаний на внешние мониторы и в Интернет, а также различного рода совещаний и семинаров. ——————————— <1> Письма ВАС РФ от 08.08.2008 N ВАС-УИС-2793, от 14.11.2008 N ВАС-УИС-3885. <2> http://www. arbitr. ru/as/vas/smi/20235.html

В концепции электронного правосудия Высший Арбитражный Суд Российской Федерации продолжает искать новые методы и пути ее реализации. Председатель Высшего Арбитражного Суда А. А. Иванов в ходе интернет-пресс-конференции 5 декабря 2008 г. Российскому информационному агентству «РосБизнесКонсалтинг» назвал в качестве одной из главных задач в арбитражной судебной системе реализацию возможности обращения в суды посредством Интернета и создание электронных судебных дел, благодаря чему значительно сократятся сроки рассмотрения и упростится порядок ознакомления с материалами дел. Начальник Управления информатизации и связи ВАС РФ И. С. Соловьев в одном из своих недавних интервью подтвердил, что соответствующие мероприятия для решения поставленной задачи уже разработаны и система арбитражных судов технически готова принимать иски в электронном виде: начиная с подачи искового заявления, дополнительных заявлений и ходатайств путем заполнения соответствующих форм на сайте арбитражного суда до получения информации о ходе движения дела, с использованием методов и средств защиты информации. Например, ВАС РФ предлагает лицам, выполнившим соответствующие технические требования, выдавать специальные «ключи» доступа, позволяющие видеть все документы, связанные с их делом, и иметь возможность подавать новые. Однако пока серьезным препятствием для дальнейшей реализации концепции электронного правосудия является нелегитимность электронного документа, правовую основу которого в ближайшее время призваны обеспечить поправки к АПК РФ. В перспективе ВАС РФ запланирована разработка и принятие отдельного закона об электронном обеспечении правосудия, где будут прописаны процессуальные и технико-процессуальные нормы: порядок заполнения формы искового заявления на сайте, возможность представления доказательств по Интернету, способ их заверения и сличения. Закон также должен определить, будут ли какие-то ограничения по подаче иска. Автоматизированные информационные системы арбитражных судов непрерывно совершенствуются и развиваются, и уже сейчас остро встал вопрос интеграции с информационными системами других государственных органов. В Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д. А. Медведев поручил подготовить изменения в законодательные акты Российской Федерации, касающиеся сокращения сроков рассмотрения судебных дел и исполнения судебных решений. Одним из путей решения данной задачи является ускорение прохождения документооборота между судами и такими организациями, как Федеральная служба судебных приставов, Федеральная регистрационная служба, Федеральная налоговая служба. В работе арбитражных судов существует потребность использования единых классификаторов и справочников с оперативным их обновлением одновременно у всех участвующих в процессе обмена и использования информации сторон. Это предполагает выработку единых соглашений, регламентирующих обмен информацией между эксплуатируемыми автоматизируемыми системами, например между системой арбитражных судов Российской Федерации и ФНС России в части получения данных из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). Кроме того, рост степени автоматизации обработки данных, интеграция в базах данных информации больших объемов, различного назначения и принадлежности, долговременное хранение сведений, расширение круга пользователей, имеющих доступ к ресурсам автоматизированных систем, важность и ответственность решений, принимаемых на основе автоматизированной обработки, широкая территориальная расположенность и повышение циркуляции информации между автоматизированными системами — все это способствует их уязвимости. Появляется угроза нарушения конфиденциальности, возрастает возможность изменения и искажения информации, ее блокирования и уничтожения. Вследствие вышесказанного необходимо выработать единую техническую политику, организационные и координирующие работы по защите информации, особенно передающейся по телекоммуникационным каналам связи. Особого внимания заслуживает разработка единой системы, включающей в себя криптографическую защиту, управление потоками информации (фильтрация IP-пакетов), разграничение доступа пользователей, внедрение серьезной системы резервного копирования данных, создание единой федеральной инфраструктуры электронной цифровой подписи, квалифицированную реализацию подключения информационных систем, обрабатывающих информацию, к сетям общего пользования и общедоступным системам. На практике при выполнении поставленных задач наверняка возникнут трудности и выявится немало слабых мест, но система арбитражных судов Российской Федерации уже сегодня обладает всеми необходимыми возможностями для их решения.

——————————————————————