Обзор актуальных новостей

(Редакционный материал) («Налоги» (газета), 2009, N 47)

ОБЗОР АКТУАЛЬНЫХ НОВОСТЕЙ

Второй волны кризиса в экономике не будет, но и на полный штиль рассчитывать не стоит, полагает Министр финансов Алексей Кудрин. Он также сообщил, что правительство решило не оказывать поддержку компаниям с помощью ОФЗ, рассказал, сколько Гохран продаст золота и купит алмазов, а также несколько скорректировал «аппетиты» ВЭБа. Министр финансов Алексей Кудрин высказал свое мнение относительно будущего российской экономики, сообщил, что государство не будет поддерживать компании с помощью ОФЗ, а также рассказал о планах Гохрана по продаже золота и покупке алмазов. Без второй волны. Министр финансов Алексей Кудрин, когда-то выступивший в качестве «буревестника» «второй волны» кризиса, в последние месяцы заявляет, что ее все-таки не случится. «В целом мы предполагаем, что второго падения (ВВП) не будет, но месячные показатели будут нестабильными — они будут то расти, то снижаться, т. е. волатильность будет высокой», — сказал он журналистам. При этом А. Кудрин напомнил, что в следующем году ожидается рост ВВП РФ. По словам вице-премьера, последние данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) о падении промпроизводства подтверждают его позицию о высокой волатильности по всем ключевым показателям в ближайшие месяцы. «Это (волатильность) связано с тем, что, по сути, еще не разрешены ключевые, фундаментальные проблемы кризиса», — считает глава Минфина. Ранее Росстат сообщил, что за январь — октябрь 2009 г. промпроизводство упало к тому же периоду 2008 г. на 13,3%. В октябре 2009 г. промпроизводство снизилось по сравнению с тем же месяцем 2008 г. на 11,2%. Вместе с тем А. Кудрин сказал, что выход из кризиса начался, но ключевые причины остаются нерешенными. «Не заработал частный спрос на мировых рынках, остаются протекционистские барьеры, остается падение цен на недвижимость и большие риски во всех секторах», — пояснил он. Без давления на цены. Правительство несколько отстает от графика расходов, предусмотренного федеральным бюджетом, и ряд экспертов уже выражали опасения, что ускоренные траты в конце года могут негативно повлиять на уровень инфляции. Но глава Минфина полагает, что ничего страшного не произойдет. Практически все бюджетные расходы, запланированные на 2009 г., будут осуществлены, однако это незначительно повлияет на инфляцию, считает Алексей Кудрин. «До конца года все расходы будут проведены, за исключением 150 млрд. руб., по которым решения будут приниматься отдельно, и 70 млрд. руб. из Инвестфонда», — сказал он. Ранее правительство решило направить 150 млрд. руб., предназначавшихся для докапитализации банков через ОФЗ, на поддержку отраслей экономики, однако пока конкретных решений по расходованию этих средств не принято. «Конечно, это (расходование значительного объема бюджетных средств в конце года) будет влиять на повышение инфляции, но незначительно, в силу того, что сейчас факторы, противодействующие инфляции, более фундаментальны, а объем средств, который пойдет в экономику, будет в значительной степени стерилизован ЦБ», — заявил А. Кудрин. Он также добавил, что фактор, работающий против инфляции, — это падение цен в связи с низким спросом. Ранее сообщалось, что расходы федерального бюджета в январе — октябре 2009 г. составили 7 трлн. 294,78 млрд. руб. (73,5% от плана). Расходы по итогам 2009 г. запланированы на уровне 9 трлн. 931,4 млрд. руб. Таким образом, до конца года может быть израсходовано еще 2 трлн. 636,6 млрд. руб. Без ОФЗ для компаний. Правительство РФ приняло решение о нецелесообразности поддерживать компании с помощью механизма докапитализации через облигации федерального займа (ОФЗ), сообщил Алексей Кудрин. «Поддержка компаний не будет осуществляться в форме ОФЗ, это решение принято в связи с тем, что этот механизм был бы неэффективным с точки зрения компаний», — сказал он. «Передача 150 млрд. руб. из средств на капитализацию банков в антикризисный фонд будет осуществлена таким образом, что все расходы будут осуществляться в денежной форме», — заявил глава Минфина. А. Кудрин отметил, что докапитализация банков через внесение в их капитал ОФЗ в обмен на привилегированные акции более эффективна, чем аналогичный механизм для компаний. Он пояснил, что банки должны иметь на своем балансе высоколиквидные госбумаги в соответствии с нормативами ЦБ, и они не стали бы с ними сразу расставаться. Банки также могли бы закладывать эти бумаги в ЦБ и иметь ликвидность. «С предприятиями история другая — им нужна ликвидность, они сразу же стали бы избавляться от госбумаг, и на рынок вышли бы госбумаги «квазирыночные», т. е. размещение которых происходило не по рыночным правилам, не на свободном аукционе, и цена по этим облигациям не устанавливалась бы в рамках рыночного закона», — заявил глава Минфина. Кроме того, банки, которые будут капитализироваться с помощью ОФЗ, должны будут обеспечить доходность по привилегированным акциям, переданным государству, выше доходности по ОФЗ. «То есть государство зарабатывало бы на этой операции», — отметил А. Кудрин. Предприятия, по его словам, не могут обеспечить доходность своих акций выше инфляции. «Предприятия находятся в более сложном положении, поэтому лучше их дотировать или выделять деньги прямой ликвидностью», — считает он. Золото в обмен на алмазы. Гохран до конца 2009 г. продаст Центробанку 30 тонн золота, сообщил Алексей Кудрин. «Мы планируем продать 30 тонн золота из Гохрана Центральному банку, сейчас сделка оформляется», — сказал он, уточнив, что сделку планируется завершить до конца года, и «на рынок» золото продаваться не будет. А. Кудрин также отметил, что вырученные средства будут направлены на закупку других ресурсов, в том числе алмазов. По его словам, планируется до конца года закупить у компании «АЛРОСА» алмазы на сумму 31 млрд. руб. Он сообщил, что Минфин считает правильным продавать золото из Гохрана в международные резервы. По его словам, во-первых, это обеспечивает диверсификацию резервов, а во-вторых, золото продается по самым высоким ценам, соответствующим мировому рынку. «Мы решаем несколько задач — пополняем бюджет на высоких ценах (на золото) и помогаем развитию отрасли на закупке алмазов по низким ценам», — сказал глава Минфина, подчеркнув, что цены на алмазы в настоящее время являются исторически минимальными за последние 15 лет. А. Кудрин также сообщил, что Минфин пока не планирует продавать золото из Гохрана в следующем году, однако намерен закупать алмазы в Гохран. «Примерно в похожих ценовых объемах», — уточнил Министр финансов. Гохран уже выкупил у компании «АЛРОСА» алмазы на сумму 32,5 млрд. руб., в том числе на 20,4 млрд. руб. — в сентябре этого года. Ранее источник, близкий к компании, сообщал о достижении договоренности о выкупе в Гохран алмазов на 1,5 млрд. долл. в 2009 г. и на такую же сумму — в 2010 г. Всего Гохран в 2009 г. может направить на покупку ценностей 45,4 млрд. руб. — такая сумма была утверждена в бюджете РФ. При этом ведомство направляет средства не только на покупку алмазов, но и, в частности, золота у производителей. Общий план реализации ценностей Гохрана на 2009 г. ранее был утвержден в объеме 47,4 млрд. руб. и пока не пересматривался. При этом план продажи драгоценных камней — до 3 млрд. руб. Таким образом, за счет продажи драгметаллов Гохран в этом году может получить до 44,4 млрд. руб. Основа продаж драгметаллов из Гохрана — это палладий, который ведомство реализует на международном рынке каждый год. Кроме того, Гохран периодически продает серебро и платину, однако объемы реализации этих металлов несущественны. Продажи золота из Гохрана — достаточно редкое явление. Изначально планировалось, что драгметалл в этом году будет реализован на зарубежный рынок — в этом случае продажа стала бы первой со времен СССР. У ЦБ РФ есть свои запасы золота в составе международных резервов. По состоянию на 1 октября 2009 г. они составляли 19 млн. тройских унций. В течение сентября запасы золота в резервах ЦБ выросли на 2,15%, стоимость золота в резервах увеличилась с 17,67 млрд. долл. на 1 сентября до 18,846 млрд. долл. на 1 октября. ВЭБ погорячился. Минфин России пока не получал предложений о финансировании расходов на акционировании госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (ВЭБ), однако считает прозвучавшую ранее оценку — свыше 1 трлн. руб. — завышенной. «У нас в следующем году не запланированы эти средства, и думаю, что таких значительных средств не потребуется», — заявил журналистам вице-премьер, Министр финансов РФ Алексей Кудрин. Ранее глава ВЭБа Владимир Дмитриев заявил, что не видит препятствий для акционирования банка, однако для этого, по оценке ВЭБа, требуется увеличить его капитализацию чуть более чем на 1 трлн. руб. — для выполнения нормативов ЦБ РФ (сейчас ВЭБ как госкорпорация не подпадает под их действие). В Минфин эти предложения не поступали, сообщил А. Кудрин, добавив, что в целом считает акционирование ВЭБа возможным. Источник: Интерфакс.

ВАС РФ: налоговики не вправе истребовать документы по истечении трех месяцев, отведенных на «камералку»

Если требование о представлении документов получено по истечении срока, отведенного на камеральную проверку, налогоплательщик может не выполнять такое требование. Причем, в случае отказа налогоплательщика инспекция не вправе штрафовать его на основании п. 1 ст. 126 Налогового кодекса за непредставление сведений. То, что такой вывод прямо следует из Налогового кодекса, инспекторам разъяснил ВАС РФ на заседании Президиума 17 ноября (текст Постановления еще не опубликован). Суть конфликта. Компания 20 марта 2007 г. подала в инспекцию декларацию по НДС за февраль 2007 г. <*>. Спустя почти год, 28 февраля 2008 г., инспекция истребовала у налогоплательщика ряд документов, подтверждающих обоснованность налоговых вычетов. Организация представлять документы отказалась, сославшись на то, что трехмесячный срок проведения камеральной проверки, установленный п. 2 ст. 88 Налогового кодекса, истек. В ответ налоговики отказали компании в вычете, доначислили НДС и оштрафовали за непредставление документов и неуплату налогов. ——————————— <*> С 1 января 2008 г. для всех налогоплательщиков (налоговых агентов) независимо от размера их выручки налоговый период по НДС равен кварталу.

Позиция судов по данному спору. Предприятие с решением ИФНС не согласилось и обратилось в суд. Как ни странно, арбитры первой, апелляционной и кассационной инстанций признали доначисления и штраф обоснованными. Суды исходили из того, что при проведении камеральных проверок инспекторы в силу ст. ст. 31, 88, 93 Кодекса вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, а также получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Согласно п. 4 ст. 88 Кодекса налогоплательщик обязан представить эти документы при получении соответствующего требования. При этом установленный законом трехмесячный срок для проведения камеральной ревизии не является пресекательным (это означает, что действие — например, принятие решения — можно совершить и после его истечения). Истечение этого срока не препятствует выявлению фактов неуплаты налогов, принятию мер по их принудительному взысканию, как и не является основанием для неисполнения требований о представлении документов. То есть, по мнению судей, организация обязана представить истребуемые налоговым органом документы даже за пределами срока проведения «камералки» (Постановление ФАС Московского округа от 30.04.2009 N Ф05-923/09). Существующая практика. Несмотря на довольно четкие формулировки Налогового кодекса относительно сроков проведения камеральной проверки и требования представить документы, в арбитражной практике до сих пор единообразия по данному вопросу не было. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 24 июля 2007 г. N Ф04-4768/2007(36383-А70-37) по делу N А70-9995/20-2006 указал: требование о представлении документов может быть выставлено строго в рамках налоговой проверки. Если оно получено позже, то его неисполнение не влечет штраф по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса. А правомерность вычетов по НДС налоговики могут проверить при проведении выездной проверки. ФАС Восточно-Сибирского округа отменил штраф за непредставление документов лишь по той причине, что «камералка» была проведена только спустя полтора года после подачи декларации. Если бы просрочка была не столь существенной, суд, вероятно, признал бы действия инспекторов правомерными. Так, арбитры указали: трехмесячный срок является организационным, и его нарушение не является безусловным основанием для отмены решения инспекции. Решение ВАС. Из-за существования в судебной практике разных позиций, «тройка судей» приняла решение о передаче дела на рассмотрение Президиума ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 24.09.2009 N ВАС-10349/09). В свою очередь, Президиум ВАС РФ решения нижестоящих судов отменил и полностью удовлетворил иск компании. То есть фактически Президиум согласился с тем, что налоговики не вправе истребовать документы после окончания «камералки». Источник: БухОнлайн. ру.

Сумма вашего кредита — не тайна

Даже выплачивая кредит вовремя, человек не может быть уверен, что данные о его долге не будут преданы огласке. Это делает Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Списки заемщиков с указанием фамилии, имени, отчества и суммы долга перед банком регулярно появляются на сайте АСВ среди данных об имуществе банков-банкротов, которое агентство, как конкурсный управляющий, распродает в ходе их ликвидации. Например, на этой неделе АСВ обнародовало итоги инвентаризации имущества банка «ВЕФК-Урал», в том числе кредиты 95 человек на общую сумму 184,1 млн. руб. Закон «О персональных данных» запрещает без согласия человека раскрывать данные о нем: фамилию, имя и отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы, другую информацию (в том числе, возможно, сведения о наличии и размере задолженности), перечисляет юрист компании Tua Gratia Иван Белоусов. «Мы должны продавать имущество, поэтому публикуем данные о нем. Это делают и другие конкурсные управляющие», — объясняет первый заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников. По его словам, агентство не получало в связи с раскрытием такой информации ни жалоб от заемщиков, ни претензий от каких-либо ведомств. Публикация не противоречит нормам Закона о персональных данных, передали юристы АСВ через пресс-службу: «Закон не требует согласия субъекта персональных данных на их раскрытие в случаях, если его требуют другие федеральные законы». АСВ, как конкурсный управляющий, должно исполнять Законы «О несостоятельности (банкротстве)» и «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», которые требуют публикации сведений о составе имущества, выставленного на торги, а также отчета об итогах инвентаризации и оценке имущества банка с указанием объектов стоимостью более 1 млн. руб. АСВ правомерно указывает персональные данные частных лиц, согласен Белоусов. То, что раскрывает АСВ, не является персональными данными, уверен председатель Московской коллегии адвокатов «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов. Закон относит к ним информацию, относящуюся к определенному или определяемому на ее основании частному лицу, а по Ф. И.О. и размеру долга нельзя установить конкретное лицо. Мирошников с этим «полностью согласен, ведь информация не публикуется вместе, например, с адресом заемщика». Корреспонденту «Ведомостей», впрочем, удалось найти заемщиков «ВЕФК-Урал», чьи данные размещены на сайте АСВ. Для этого пришлось использовать поисковые системы, которые указали места работы заемщиков и телефоны этих организаций. «Меня не уведомляли о том, что информация о моем кредите теперь доступна в Интернете. Мне кажется, это личная информация, и мне не нравится, что она доступна всем», — сказал один из них, попросив сохранить анонимность. Другой, Дмитрий Кантеев, подтвердил информацию о своем кредите. К публикации информации он относится спокойно. Не нарушает АСВ и банковскую тайну, считает Дубов. «Гражданский кодекс и Закон о банковской деятельности относят к банковской тайне тайну банковского счета и банковского вклада, а также тайну операций по счету и сведений о клиенте — владельце счета или вклада», — говорит юрист. «Задолженность по кредиту отражается на ссудном счете, который является счетом бухгалтерского учета, и не является банковским счетом», — пояснил он. Источник: Ведомости.

Компании не удалось «отбиться» от штрафа за поздно исправленную ошибку в электронной персонифицированной отчетности

Если уточненные сведения о застрахованных лицах в электронном виде с исправленными ошибками поданы в ПФР с пропуском двухнедельного срока, то штрафа избежать не удастся. Даже если первичная электронная отчетность была подана своевременно. Такой неутешительный для компаний вывод позволяет сделать Постановление ФАС Поволжского округа от 13 октября 2009 г. по делу N А65-8926/2009. Как известно, ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ). Если при проверке сведений обнаружены ошибки, страхователю дается две недели на то, чтобы представить уточненные данные. Такой срок установлен п. 36 Инструкции о порядке ведения персонифицированного учета <*>. Как быть, если страхователь не укладывается в двухнедельный срок? Ревизоры в таком случае штрафуют нарушителя по ст. 17 Закона N 27-ФЗ. Согласно этой статье санкции составляют 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд. ——————————— <*> Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318).

Не удалось избежать наказания и компании из Казани. Организация 27 февраля 2009 г., т. е. в предпоследний отчетный день, подала индивидуальные сведения через Интернет (напомним, ст. 8 Закона N 27-ФЗ предусматривает возможность представления страхователем индивидуальных сведений в электронном виде). Однако данные файлов внести в лицевые счета застрахованных лиц было невозможно, поскольку в ведомости уплаты страховых взносов за 2008 г. были указаны суммы, не соответствующие реально поступившим в Пенсионный фонд. В тот же день Фонд отправил в адрес компании отрицательный электронный протокол с указанием обнаруженных ошибок. Но поскольку исправленные сведения фирма представила только 18 марта 2009 г., т. е. за пределами двухнедельного срока, чиновники выписали штраф по ст. 17 Закона N 27-ФЗ. Суд первой инстанции признал штраф необоснованным, указав на то, что изначально сведения поступили своевременно. Однако ФАС решение нижестоящего суда отменил. Арбитры рассуждали так. Согласно ст. 4 Закона N 27-ФЗ индивидуальный учет в системе ОПС строится на принципах соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых страхователем, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах. В рассматриваемой ситуации первичные сведения (поступившие 27 февраля 2009 г.) не соответствовали таким требованиям. А поскольку это не позволило УПФР осуществить индивидуальный учет страховых взносов, то нельзя сказать, что сведения были поданы своевременно. Компания могла избежать штрафа, если бы представила скорректированные сведения в двухнедельный срок. Но раз полные сведения об уплаченных страховых взносах поступили в ПФР только 18 марта 2009 г., страхователь правомерно был оштрафован по ст. 17 Закона N 27-ФЗ. Нужно отметить, что у судов нет единого мнения относительно того, можно ли наказывать за опоздание с подачей уточненного варианта сведений. Нередко арбитры отменяют подобные штрафы. Основание — ст. 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за нарушение 2-недельного срока представления корректирующих сведений о застрахованных лицах (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16 февраля 2009 г. N Ф03-6303/2008). Таким образом, у компаний, подавших «уточненку» по истечении двухнедельного срока, шансы добиться отмены штрафа достаточно велики. Источник: БухОнлайн. ру.

——————————————————————