Информационные отношения в гражданском обороте

(Долинская В. В.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2010, N 4)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ

В. В. ДОЛИНСКАЯ

Долинская Владимира Владимировна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

В настоящее время рассматриваются три фундаментальные и взаимосвязанные субстанции мира: материя, энергия и информация. Масса рассматривается как мера воздействия гравитации на материю и мера инерции; энергия — как мера движения материи; информация, понятая в количественном смысле, — как мера организации, присущей материальным объектам <1>. ——————————— <1> См.: Miller J. G. Living Systems. McGraw-Hill, 1978. P. 21.

Термин «информация» ведет свои истоки от латинского слова informatio — «осведомленность», «разъяснение», «истолкование». На протяжении столетий он неоднократно менял свое значение. Изначально под информацией понималось представление, понятие, затем — сведения и передача сообщений (устных или письменных). С давних времен это понятие используется в философии. С середины XX в. информация становится общенаучным понятием, одним из основных в кибернетике, где оно выступает как одна из центральных категорий наряду с понятиями связи и управления, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, превратился в общенаучное средство исследования. В связи с этим интерес к определению информации не ослабевает. Согласно С. И. Ожегову информация представляет собой: 1) сообщения об окружающем нас мире и происходящих в нем процессах; 2) извещения, уведомляющие нас о положении дел, о состоянии чего-либо <2>. ——————————— <2> См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1978.

Информация есть «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств» <3>. ——————————— <3> Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М., 1983. С. 55.

«Информация — это материализованный (в идеале — формализованный) результат сознательного или бессознательного отражения субъектом определенных фрагментов реального или идеального мира, предназначенный для восприятия другим(и) субъектом(ами)» <4>. ——————————— <4> Тавокин Е. П. Информация как научная категория // Социологические исследования. 2006. N 11.

Для права как общественной науки актуальна и следующая характеристика: «Социальная информация представляет собой актуальные знания, сообщения, сведения о социальном и природном мире, которые необходимы социуму для его полноценного функционирования. Основные виды социальной информации: идеологическая, экономическая, социально-политическая, естественнонаучная, техническая, правовая и т. д. На нее накладывают свой отпечаток политические, экономические, национальные и иные отношения, потребности, интересы, особенности достаточно крупных социальных страт общества. Именно их (хотя и в различной степени и с различным качеством) отражает социальная информация. Именно в этом ее сущность и ее ценность… социальная информация отражает, прежде всего, отношения людей, их взаимодействия, их потребности, их интересы, и именно в этом качестве она является субстратом коммуникативных процессов социальных систем» <5>. ——————————— <5> Тавокин Е. П. Указ. соч.

Определение и характеристику понятия «информация» на правовом уровне стали осуществлять относительно недавно. В ГК для нас значимы ст. 128, где в перечне объектов гражданских прав упоминаются охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), а также утратившая силу с 1 января 2008 г. ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна», где информация приравнена к сведениям. Основным источником является ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <6> (далее — ФЗ об информации). В его ст. 2 информация определяется как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» <7>. С учетом социального аспекта можно добавить: в форме, понятной для восприятия людьми. Такое определение позволяет исключить программы для ЭВМ, которые закон относит к средствам оснащения ЭВМ, в том числе ПК. ——————————— <6> СЗ РФ. 2006. N 31. Ст. 3448. <7> Ср. со ст. 2 действовавшего ранее ФЗ от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»: «Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609; утрат. силу).

В ст. 5 ФЗ об информации указано, что она может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений, и предложены некоторые классификации этого понятия. 1. В зависимости от категории доступа к ней: а) общедоступная; б) ограниченного доступа (доступ к которой ограничен федеральными законами). 2. В зависимости от порядка ее предоставления или распространения: а) свободно распространяемая; б) предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; в) которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; г) распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. Законодательством РФ могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя. ФЗ об информации раскрывает отдельные виды информационных отношений, организационные формы предоставления и распространения информации. Кроме вышеуказанных источниками правового регулирования информационных отношений являются: нормы международного права и международные договоры РФ; Конституция РФ; национальное законодательство РФ; иные правовые акты. Например, Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая на совещании стран «Восьмерки» 22 июля 2000 г. <8>. Стороны этого договора подтверждают приверженность принципу участия людей во всемирном информационном процессе (ликвидации международного разрыва в области информации и знаний (цифрового разрыва)): все люди повсеместно, без исключения, должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость последнего основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких, как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей. ——————————— <8> Дипломатический вестник. 2000. N 8.

Также Хартия провозглашает принципы содействия развитию конкуренции в телекоммуникационной сфере, защиты прав интеллектуальной собственности на информационные технологии, развития трансграничной электронной торговли в контексте ВТО, механизма защиты частной жизни потребителя, электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций. ФЗ от 30 марта 1995 г. N 37-ФЗ «О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи» <9> Россия ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанную в Женеве 22 декабря 1992 г. <10>. В п. 1012 Устава зафиксировано, что электросвязь — это любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио-, оптической или другим электромагнитным системам. ——————————— <9> СЗ РФ. 1995. N 14. Ст. 1211. <10> Бюллетень международных договоров. 1997. N 3.

В рамках Содружества Независимых Государств заключено Соглашение об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 г. <11>, Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией от 26 июня 1992 г. <12>, Соглашение об обмене правовой информацией от 21 октября 1994 г. <13> и др. ——————————— <11> Бюллетень международных договоров. 1993. N 6. <12> Бюллетень международных договоров. 1993. N 6. <13> Бюллетень международных договоров. 1995. N 2.

Кроме того, предусматривается сотрудничество по развитию трансграничных коммуникаций (например, Соглашения о сотрудничестве в области информации и вычислительной техники с Правительством Французской Республики от 15 февраля 1996 г. <14>, Правительством Республики Беларусь от 27 февраля 1996 г. <15> и др.). ——————————— <14> Бюллетень международных договоров. 1996. N 6. <15> Бюллетень международных договоров. 1996. N 8.

Базовым законом является Конституция РФ. Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере основывается на принципе свободы информации, закрепленном в Конституции РФ (согласно ч. 4 ст. 29 каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом). Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию. Оно занимает особое место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, так как может быть отнесено и к личным правам (ст. 23 Конституции закрепляет право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, в том числе право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений), и к социально-экономическим (ст. 35 Конституции закрепляет право частной собственности, в том числе на информацию, ст. 42 — право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии), и к политическим (ч. 5 ст. 29 закрепляет свободу массовой информации). Исходя из ст. 17 Конституции РФ, право на информацию характеризуется неотчуждаемостью и принадлежностью каждому от рождения (естественное право). Среди основных информационных прав и свобод человека и гражданина, получивших конституционное закрепление, выделяют также: право на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29), право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29), свободу всех видов творчества (ч. 1 ст. 44), право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), свободу преподавания (ч. 1 ст. 44), право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) и др. В ст. 51 Конституции РФ закреплено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников и др. Некоторые ученые признают сформировавшимися информационное право и информационное законодательство <16>. Последнее предлагают разделить на следующие группы: ——————————— <16> См., например: Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2001.

об осуществлении права на поиск, получение информации (нормы конституционного права); о гражданском обороте информации; о формировании информационных ресурсов, их подготовке и предоставлении информационных услуг; о создании и применении информационных систем, их сетей, информационных технологий и средств их обеспечения; об информационной безопасности; о средствах массовой информации; о библиотечном деле; об архивах; о государственной тайне; о коммерческой, служебной тайне (отсутствует); о персональных данных <17>. ——————————— <17> См., например: Ковалева Н. Н., Холодная Е. В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «Гарант».

Ставя эти факты под сомнение, мы назовем лишь наиболее значимые, на наш взгляд (в силу содержания понятийного аппарата), но разрозненные Законы: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» <18>, Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» <19>, ФЗ от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» <20>, ФЗ от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле» <21>, ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» <22>, ФЗ от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» <23>, ФЗ от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» <24>, ФЗ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» <25>. ——————————— <18> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300. <19> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673. <20> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1. <21> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 2. <22> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283. <23> СЗ РФ. 2004. N 43. Ст. 4169. <24> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232. <25> СЗ РФ. 2006. N 31. Ст. 3451.

Иные правовые акты, за редким исключением (например, Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 25 августа 2009 г. N 104 «Об утверждении Требований по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования» <26>), касаются частных вопросов: Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» <27>, Положение ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» <28> и др.) ——————————— <26> Российская газета. 2009. 7 окт. <27> СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5832. <28> Вестник Банка России. 2004. N 35.

По отношению к информации разделяют субъектов информационных отношений: производители или создатели информации; обладатели информации; потребители. ФЗ об информации регулирует отношения, возникающие при: 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применении информационных технологий (ст. 2 — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов); 3) обеспечении защиты информации (ст. 1). Приблизительно тот же предмет регулирования у других правовых актов. Однако при обращении к информологии и информатике круг информационных отношений расширяется. Информатика (фр. informatique, нем. informatik) — наука, изучающая законы и методы накопления, передачи обработки информации с помощью ЭВМ, оформившаяся в качестве самостоятельной научной дисциплины в 60-е — 70-е гг. XX в. (ранее развивалась в составе математики, электроники и других технических наук). В 1979 г., обращаясь в письме к Президиуму АН СССР, В. М. Глушков предложил понимать под информатикой особую область науки, сопряженную с разработкой, оценкой и материально-технической поддержкой систем обрабатывания информации. К данным системам он причислял и человеческие ресурсы, и техническое обеспечение (машины и оборудование), а также воздействующие на них административные, социальные и промышленные факторы. Общая теория информации, или информология, — наука о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации. Ее появление как науки относится к концу 50-х гг. XX в. Таким образом, мы обращаем внимание на создание информации и ее прикладное использование. Информация существовала всегда, но вначале существовала в форме межличностной, передаваемой непосредственно. Затем при сохранении первой формы возникла и сначала постепенно, а потом и скачкообразно стала превалировать форма фиксации и опосредованной передачи информации. Запись на физическом носителе (камне, пергаменте, бумаге и т. п. вплоть до электронных носителей) преследует цели накопления знаний из поколения в поколение, передачи информации без искажений в любое время, в любом месте. Длительное время в теме информации доминировал технический подход: создание, передача и хранение информации, формирование банков или баз данных, кодирование и раскодирование информации, единицы ее выражения, вопросы ее восприятия и т. п. Особую роль сыграли создание компьютера и появление Интернета. Вторую половину XX в. можно рассматривать как период развития техники и технологии информационного обеспечения разных общественных задач. Возрастает удельный вес информационных отношений в экономике. К. Эрроу сместил акценты в экономической теории при помощи двух фундаментальных фактов: информация или сигналы имеют экономическую ценность (value), и поэтому их получение и передача стоят определенных издержек; разные индивиды располагают разной информацией. Из этих на первый взгляд несложных и бесспорных утверждений К. Эрроу сделал фундаментальные выводы, например, о том, что свободный рынок информации не ведет к эффективному распределению соответственных ресурсов, о роли координирования в данной области и «этических кодов» в принятии решений и т. п. Другой качественный скачок в экономической теории произвел Р. Коуз: он создал теорию трансакционных издержек, которая дает возможность проанализировать деятельность экономики и ее агентов с точки зрения информации. Ведущую роль в ней стали играть обмен информацией между агентами и их старание побороть недостаток информации. Трансакционные издержки — это расход на обмен информацией в целях ликвидации ее недостатка и взаимосвязанной с ней неясности. Р. Коуз доказал, что само формирование и величина фирм тесно связаны со склонностью уменьшить трансакционные издержки. Остальные задачи проявились в постиндустриальном, информационном обществе <29>. ——————————— <29> Теоретик информационного общества Э. Тоффлер предлагает периодизацию, выделяя цивилизационные «волны»: аграрную (до XVIII в.), индустриальную (до 50-х гг. XX в.) и постиндустриальную (по настоящее время). Последняя возникла как следствие современной информационной эволюции. См.: Тоффлер Э. Третья волна // США — экономика, политика, идеология. 1982. N 7 — 11.

В гражданском обороте относительно четко выделяются отношения, объектом которых является информация, и отношения, где действия с информацией выступают как служебные по сравнению с основными. Первая группа подпадает под действие части четвертой ГК: разд. VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Вторая весьма разнообразна. Мы выделили бы в ней: информационные отношения по определению статуса субъекта (его идентификация) и реализации его прав; отношения по квалификации объекта прав и учету этих прав на него; информационное обеспечение деятельности — сделок, решений и т. п. (в частности, служебные информационные отношения в сфере договорного права и служебные информационные отношения в сфере ответственности). Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая (п. 1 ст. 19 ГК). Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния (п. 3 ст. 19 ГК, ФЗ от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» <30>). ——————————— <30> СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, а для некоммерческих организаций, унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций — на характер деятельности (п. 1 ст. 54, ст. 1473 ГК). Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, на использование которого организации принадлежит исключительное право использования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (ст. ст. 1226, 1473, 1474 ГК). Фирменное наименование определяется в учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (п. 3 ст. 54, п. 1 ст. 1473 ГК, ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <31>). ——————————— <31> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431.

Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, также имеет исключительное право на его использование. Специфика фирменного наименования отдельных юридических лиц отражена в ГК (ст. ст. 69, 82, 87, 96, 107 и др.) и в специальном законодательстве. Существует ряд ограничений на использование в наименовании юридического лица различных слов и словосочетаний <32>. ——————————— <32> См., например: Постановление Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. N 2355-1 «О порядке использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур» // ВВС РФ. 1992. N 10. Ст. 470.

Наименование юридического лица должно быть указано в его учредительных документах и на его круглой печати. С вышеизложенным корреспондируют отношения, регулируемые Федеральным законом «О персональных данных», но он носит межотраслевой характер, и соответствующие нормы содержатся в ТК (гл. 14 «Защита персональных данных работника»), НК (ст. 84 «Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика», ст. 85 «Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков») и других актах. В ряде случаев статус требует специальной конкретизации (например, Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896 <33>). ——————————— <33> СЗ РФ. 2007. N 52. Ст. 6480.

Занятие отдельными видами деятельности, участие в определенных организациях влечет за собой сбор, фиксацию, раскрытие и предоставление информации об этом. Например, государственная регистрация индивидуальных предпринимателей (ст. 23 ГК, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), лицензирование (ФЗ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» <34>), участие в саморегулируемых организациях (ФЗ от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» <35>) и т. д. ——————————— <34> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3430. <35> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

Специфика правового статуса в ряде случаев влечет за собой информационные отношения по реализации субъективных прав и законных интересов. Например, участники хозяйственного товарищества или общества вправе получать информацию о деятельности товарищества или общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке (ст. 67 ГК, законы о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц). Гражданский оборот ряда объектов требует подтверждения их существования и учета прав на них. Первое место среди таких объектов занимает недвижимость. Действия уполномоченного органа (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии — Росреестр <36>) по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе (земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства), которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений о недвижимом имуществе, называются государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (п. п. 3, 5 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» <37>). ——————————— <36> Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» // СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3052. <37> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

Статья 131 ГК, ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» <38>, ФЗ от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» <39> и ряд других правовых актов предусматривают государственную регистрацию недвижимости, подразумевая под этим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. ——————————— <38> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594. <39> СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1260.

В законодательстве относительно единообразно решен вопрос об открытости сведений о таких видах учета объектов и прав на них, предоставлении и раскрытии соответствующей информации (п. 4 ст. 131 ГК, ст. ст. 7, 8 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними»). Второе место мы отведем ценным бумагам. Удостоверение прав на ценные бумаги, учитываемые на лицевых счетах зарегистрированных лиц, является одной из целей ведения реестра владельцев именных ценных бумаг (Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997 г. N 27 <40>, Приказ ФСФР от 13 августа 2009 г. N 09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг» <41>). В этих, а также в ряде специальных правовых актов <42> большое внимание уделено содержанию фиксируемой информации, а также получению, учету и предоставлению/раскрытию информации. ——————————— <40> Вестник ФКЦБ. 1997. N 7. <41> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 46. <42> См., например: Приказ ФСФР от 10 июня 2009 г. N 09-20/пз-н «Об особенностях проведения в реестре владельцев именных ценных бумаг операции по изменению информации, содержащейся на лицевом счете номинального держателя и (или) доверительного управляющего, в связи с реорганизацией указанных лиц в форме преобразования» // Российская газета. 2009. 31 июля; Положение о порядке внесения изменений в реестр владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарного учета в случаях выкупа акций акционерным обществом по требованию акционеров, утвержденное Приказом ФСФР от 5 апреля 2007 г. N 07-39/пз-н // Вестник ФСФР. 2007. N 6.

Информационную функцию осуществляет регистрация аттракционной техники, генно-инженерно-модифицированных организмов, дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств, животных, кино — и видеофильмов, лекарственных средств, медицинской техники, опасных производственных объектов, оружия, транспортных средств и т. д. <43>. ——————————— <43> См., например: НК, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ; ФЗ от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» // СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681; Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. N 120 «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов» // СЗ РФ. 2001. N 9. Ст. 860; Постановление Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. N 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5938; Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 396 «О регистрации кино — и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации» // САПП. 1993. N 18. Ст. 1607; Приказ Минздрава РФ от 10 ноября 2002 г. N 344 «О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 6; Постановление Правительства Москвы от 13 июня 2006 г. N 392-ПП «Об утверждении Временного положения о порядке регистрации, надзоре за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. N 37; распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 7 декабря 2000 г. N 1022-РЗП «Об утверждении Методики и порядка городского учета и регистрации собак» // Вестник мэрии Москвы. 2001. N 2.

По разбросу в правовых актах близко к предыдущему вопросу информационное обеспечение деятельности. ГК говорит о государственной регистрации ряда сделок и договоров (например, ст. ст. 164, 574), что влечет, как мы установили, сбор, учет, раскрытие и предоставление информации. С ним корреспондируют ст. 25.1, 26 и др. ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 26 ЗК (договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком), ст. 12 Водного кодекса РФ (договор водопользования), ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» <44> (договор участия в долевом строительстве). ——————————— <44> СЗ РФ. 2005. N 1. Ст. 40.

В ряде случаев регистрация осуществляется не государством, а иными заинтересованными лицами, например биржей (ст. 7 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» <45>). ——————————— <45> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 18. Ст. 96.

В существенные условия ряда договоров или дополнительные обязанности сторон входит предоставление контрагенту информации: например, в ГК ст. ст. 495 «Предоставление покупателю информации о товаре»; 726 «Обязанность подрядчика передать информацию заказчику», 732 «Предоставление заказчику информации о предлагаемой работе»; 774 «Обязанности заказчика» (в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ); 804 «Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору»; 840 — обязанность банка при заключении договора банковского вклада предоставить вкладчику информацию об обеспеченности возврата вклада; 1031 — обязанности правообладателя по договору коммерческой концессии. Специальное законодательство содержит нормы, регулирующие информационные отношения, связанные с другими действиями, как односторонними, так и многосторонними: например, раскрытие и предоставление информации при эмиссии ценных бумаг в отношении соглашений участников хозяйственных обществ и т. д. Большой блок с оставляет правовое регулирование информационного обеспечения деятельности органов юридических лиц. Например, акционерное общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам: а) определяющим статус и компетенцию органов управления (устав и внутренние документы общества, например положение об общем собрании акционеров); б) опосредующим их деятельность, например: — предложения, внесенные акционерами в повестку дня общего собрания акционеров; — письменные требования акционеров, ревизионной комиссии (ревизора), аудитора общества о проведении внеочередного общего собрания акционеров; — списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров; — копии сообщений о проведении общих собраний акционеров акционерного общества, заверенные уполномоченным должностным лицом этого общества, либо уведомления о вручении акционерам заказных писем с информацией о проведении общего собрания акционеров акционерного общества; — доверенности (их копии) на участие в общем собрании акционеров; — бюллетени для голосования, содержащие результаты голосования на общих собраниях акционеров; — протоколы счетной комиссии акционерного общества об итогах голосования на общем собрании акционеров; — протоколы общих собраний акционеров <46>. ——————————— <46> Статьи 89, 91 ФЗ от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденное Постановлением ФКЦБ от 31 мая 2002 г. N 17/пс // Вестник ФКЦБ. 2002. N 7; Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1007 «О документах, дополнительно подлежащих хранению акционерными обществами» // СПС «Гарант».

Документы в основной их массе должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Копии — в течение пяти дней с даты поступления в общество соответствующего требования, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества или внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания, и за плату, не превышающую затраты на их изготовление. Новеллой в рамках совершенствования механизмов разрешения корпоративных конфликтов является установленная Законом (например, п. 3 ст. 91 ФЗ «Об акционерных обществах») обязанность общества обеспечивать акционерам доступ к имеющимся у него судебным актам по спору, связанному с созданием общества, управлением им или участием в нем, в том числе к определениям о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления или заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска. Также регламентировано исполнение обществом указанной обязанности: срок предоставления — в течение трех дней со дня предъявления соответствующего требования акционером в помещении исполнительного органа общества. Статья 14.36 КоАП РФ устанавливает ответственность за непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от 10 тыс. до 50 тыс. руб. Большое внимание в последнее время стало уделяться информационному обеспечению деятельности органов различных ветвей власти. Основные акты в этой сфере: ФЗ от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» <47>; ФЗ от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» <48>; Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. N 1088 «О единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление» <49>; Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» <50>; Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. N 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» <51>; Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. N 1244-р <52>; Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 11 марта 2008 г. N 32 «Об утверждении Положения об общероссийском государственном информационном центре» <53>; Закон г. Москвы от 31 марта 2004 г. N 20 «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы» <54>. ——————————— <47> СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776. <48> СЗ РФ. 2008. N 52. Ст. 6217 (вступает в силу с 1 июля 2010 г.). <49> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 101. <50> СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5832. <51> СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3061. <52> СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3981. <53> Российская газета. 2008. 2 апр. <54> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 27.

Значительную роль в таком обеспечении играют средства массовой информации (ФЗ от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» <55>; Закон РФ «О средствах массовой информации»). ——————————— <55> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 170.

Согласно Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти среди основных задач государственной политики в сфере использования информационных технологий выделяются: реализация стратегических приоритетов в использовании информационных технологий в государственном управлении, формирование единого механизма межведомственной координации реализации государственных программ и проектов создания государственных информационных систем и ресурсов в соответствии с целями социально-экономического развития; формирование общей информационно-технологической инфраструктуры для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти; распространение практики предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти, соответствующим государственным информационным ресурсам, в том числе через сеть Интернет; организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций с использованием современных информационных технологий; обеспечение информационной безопасности деятельности федеральных органов государственной власти и элементов информационно-технологической инфраструктуры; централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов), содержащих полную, непротиворечивую, достоверную, актуальную информацию, необходимую для выполнения основных функций государственного управления, обеспечения доступности соответствующих данных на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации; построение единой системы управления процессом использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, обеспечивающей эффективную межведомственную координацию реализуемых государственных программ и проектов, их согласованное и взаимоувязанное выполнение в соответствии с основными приоритетами социально-экономического развития; увеличение объемов, объединение и централизация закупок однотипной продукции в сфере информационных технологий в интересах федеральных органов государственной власти для получения эффекта экономии на масштабе; совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы в целях повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти с учетом международной практики. В качестве требований при регулировании информационных отношений можно использовать следующие информологические параметры информации <56>: ——————————— <56> См.: Вальтух К. К. Информационная теория стоимости в неравновесных системах. М.: Янус-К, 2001. С. 53.

содержание (определяет предметную область информации; неразрывно связано с параметром охвата); охват (определяет, ограничивает и описывает содержание); время (фиксирует момент или период осуществления информационного взаимодействия); источник (идентифицирует происхождение информации; неразрывно связан с параметром охвата); качество (определяет свойства, отражающие степень пригодности информации для достижения цели); уникальность (информация в единственном экземпляре); соответствие потребностям (необходимость в получении информации). С ними пересекаются принципы информационных отношений: обеспечение и реализация информационных свобод и прав; свобода производства и распространения информации; запрет производства и распространения информации, представляющей угрозу для личности, общества или государства; открытость информации (ни одна государственная структура не может ограничивать доступ к информации, которой она обладает в силу своей компетенции); обособленность информации от ее создателя (информация, будучи обнародованной, становится частью информационного поля и принадлежит одновременно неограниченному кругу пользователей); признание за производителем и потребителем определенных прав при соблюдении соответствующих обязательств относительно содержания и использования информации; ответственность получателей информации за ее неправомерное использование; установление сроков сбора, хранения и предоставления информации. Регулирование информационных отношений сталкивается с проблемами общего характера и специального (по видам отношений). К первым относятся: 1) стихийность образования информационных потоков, практическое отсутствие до недавнего времени регулирования этих процессов; 2) постоянный рост объемов и скорости информационного обмена; 3) устаревание информации и его два аспекта: — отличный от морального износа основных фондов и старения материальных потребительских благ механизм устаревания информации — она не «израбатывается», хотя ее ценность, как правило, со временем снижается, но для отдельных категорий потребителей (например, историки) именно старая информация обладает увеличивающейся со временем ценностью; — единица искажения (несоответствия) или устаревания информации зависит от времени ее опоздания к получателю — чем больше времени требуется для передачи информации, тем больше ее несоответствие объективной реальности; 4) устаревание (износ) носителей и средств обработки, хранения и трансляции информации; 5) тотальная информатизация, рост потребности в достоверной информации в различных сферах, необходимость в критериях такой достоверности и ответственности за виды ее нарушения; 6) потребность в «фильтрах», которые дают возможность потребителю найти нужную информацию; 7) сложность однозначной стоимостной оценки приобретаемого количества информации; 8) информационная безопасность; 9) сложность однозначной регистрации потребителя (обычно поставщик информации заблаговременно не знает, кто ее будет использовать, хотя встречаются и адресные, закрытые потоки). Специальные проблемы проиллюстрируем на примере электронных документов: доказывание права авторства на информацию; обнаружение и доказывание факта распространения контрафактных экземпляров; идентификация содержания электронного документа с его творцом; утверждение факта и даты ввода в Интернет документа; определение и фиксация понятия электронного документа. Как видим, в обоих блоках присутствует проблема информационной безопасности. Информационная безопасность — механизм защиты, обеспечивающий: конфиденциальность: доступ к информации только авторизованных пользователей; целостность: достоверность и полноту информации и методов ее обработки; доступность: доступ к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости <57>. ——————————— <57> Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005 «Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью» (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. N 447-ст). М.: Стандартинформ, 2006.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства <58>. ——————————— <58> Пункт 1 Доктрины информационной безопасности РФ, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сент.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества — в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства — в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Выделяют четыре основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере: 1) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны; 2) информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам; 3) развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; 4) защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России. Доктрина информационной безопасности РФ предусматривает основные задачи по обеспечению информационной безопасности и методы такого обеспечения. Политика информационной безопасности организации включает в себя организационную инфраструктуру (управляющий совет, комитет, специалисты) и защитные меры. При этом особое внимание уделяется типам доступа к информации, учету и защите активов, персоналу <59>. ——————————— <59> Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005; Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 13335-4-2007 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Часть 4. Выбор защитных мер» (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июня 2007 г. N 122-ст). М.: Стандартинформ, 2007.

Информационная безопасность граждан включает как минимум два аспекта: институт тайны (защита информации об их частной жизни: персональных данных, медицинской тайны, тайны усыновления и т. д. <60>) и защита отдельных категорий граждан от определенной информации (в США, например, возрастная классификация кинофильмов осуществляется с ноября 1968 г.). ——————————— <60> См., например: Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. N 781 // СЗ РФ. 2007. N 48. Ст. 6001.

Представляется, что большинство стран вошло в эпоху постиндустриального информационного общества. Введение этого понятия в научный оборот (вторая половина 1960-х гг.) приписывают проф. Токийского технологического института Ю. Хаяши. Впервые четкие характеристики информационного общества были определены в докладах Японскому правительству, сделанных Институтом разработки использования компьютеров, Агентством экономического планирования и Советом по структуре промышленности («Японское информационное общество: темы и подходы» (1969 г.), «Контуры политики содействия информатизации японского общества» (1969 г.), «План информационного общества» (1971 г.) <61> и др.): общество, в котором развитие компьютерных технологий сможет обеспечить его гражданам доступ к надежным источникам информации, высокий уровень автоматизации производства и тем самым избавит их от рутинной работы. ——————————— <61> Алексеева И. Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. 1999. N 1. С. 30 — 35.

Дальнейшее развитие концепции глобального информационного общества связано с выходом в 1973 г. книги американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» <62>. ——————————— <62> Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N. Y.: Basic Books, Inc., 1973.

Концепция постиндустриального информационного общества в качестве социально-философской теории подробно и содержательно разработана рядом западных социологов (Д. Белл, З. Бжезинский, Дж. Гелбрейт, И. Масуде, Дж. Мартин, Ф. Полак, О. Тоффлер, Ж. Фрастье и др.), отечественных ученых (Г. Т. Артамонов, В. М. Глушков, К. К. Колин, Н. Н. Моисеев, А. И. Ракитов, А. В. Соколов, А. Д. Урсул и др.). Сегодня выделяют следующие основные характеристики информационного общества: наличие соответствующей информационной инфраструктуры, состоящей из информационных и телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов; массовое применение персональных компьютеров и широкое распространение вычислительной техники; наличие новых видов и форм деятельности в информационном пространстве; качественное изменение работы СМИ, интеграция ее с различными информационными системами, создание единой среды распространения массовой информации; соответствующие изменения национального законодательства стран и формирование нового международного информационного права, учитывающего современные информационные реалии (прежде всего, существование и развитие сети Интернет). Этот период требует объективной оценки позитивных и негативных последствий тотальной информатизации и четкого регулирования (в том числе правового) информационных отношений в гражданском обороте.

Библиографический список

1. Алексеева И. Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. 1999. N 1. 2. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2001. 3. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М., 1983. 4. Ковалева Н. Н., Холодная Е. В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС «Гарант». 5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1978. 6. Тавокин Е. П. Информация как научная категория // Социологические исследования. 2006. N 11. 7. Тоффлер Э. Третья волна // США — экономика, политика, идеология. 1982. N 7 — 11. 8. Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N. Y.: Basic Books, Inc., 1973. 9. Miller J. G. Living Systems. McGraw-Hill, 1978.

——————————————————————