Предмет правового регулирования интернет-права

(Максуров А. А.) («Правовые вопросы связи», 2010, N 1)

ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПРАВА

А. А. МАКСУРОВ

Максуров А. А., кандидат юридических наук, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.

Как известно, в качестве внутренних элементов структуры системы права выступают отдельные нормы, отрасли и институты права. Например, одна из наиболее значимых как для теории, так и для практики правовых общностей отрасль права представляет собой совокупность обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, т. е. объективно сложившуюся внутри единой системы права в виде ее обособленной части группу правовых институтов и норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения на основе определенных принципов и специфическим методом, в силу чего приобретающую относительную самостоятельность, устойчивость и автономность функционирования <1>. Н. Н. Вопленко справедливо отмечает, что «специфическим признаком отрасли права является то обстоятельство, что данная группа правовых норм способна взаимодействовать с другими отраслями права как элементами единой системы» <2>. ——————————— <1> См., например: Керимов Д. А. Философские проблемы права. М., 1972. С. 297; Вопленко Н. Н. Система права // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С. 342. <2> Вопленко Н. Н. Указ. соч.

В данном случае мы не рассматриваем интернет-право именно как отрасль современного права, это иное право, и здесь все заранее сложнее. Однако общие принципы правовой системы современности применимы и здесь. Предмет правового регулирования является первым системообразующим фактором в правовой системе. Он выступает главным материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание и предопределен характером данных общественных отношений. Под предметом правовой общности в теории права понимаются определенные виды общественных отношений, которые представляют собой сложную и многоаспектную категорию. Так, Н. И. Матузов указывает, что в структуру предмета правового регулирования входят: а) субъекты — индивидуальные и коллективные; б) их поведение, поступки, действия; в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес; г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений <3>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— <3> См.: Матузов Н. И. Система права // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997. С. 353.

Попытаемся с указанных позиций и в самом общем виде кратко охарактеризовать общественные отношения, на которые призвано воздействовать интернет-право. Начнем с того, что интернет-праву присуще наличие специальных субъектов, основными из которых выступают интернет-пользователи, провайдеры и иные информационные посредники, физические и юридические лица, размещающие информацию в Интернете. Отдельно рассматриваются иные участники процесса получения информации посредством сети Интернет, например, саморегулируемые организации, владельцы отдельных внутренних сетей и т. д. Следовательно, субъекты здесь специальны, таких нет в современном праве. Непосредственный прямой интерес в использовании Интернета имеют две категории лиц: те, кто хочет получить информацию посредством сети Интернет, и те, кто хочет, чтобы эта информация была получена. Несколько особняком стоят провайдеры и иные информационные посредники, которые обеспечивают процесс передачи и получения информации, в связи с чем их функции вспомогательные (функции посредника), что, однако, нисколько не умаляет их важности и значимости. Действия, поступки, поведение сторон информационного обмена изначально разнонаправлены: одни (пользователи) — стараются получить информацию, другие (обладатели информационных ресурсов) — заинтересованы в ее предоставлении конкретным лицам или неопределенному кругу лиц, наконец, третьи (информационные посредники) — оказывают помощь в информационном обмене, содействуют ему. Еще раз оговоримся, что отношения, например, по предоставлению провайдером доступа в сеть Интернет пользователю или же, скажем, отношения по размещению информационных ресурсов в сети Интернет (открытие сайта и т. п.) выходят за рамки интернет-правового регулирования и должны решаться методами обычного гражданского права, главным образом внутригосударственного. Объектом интернет-правового регулирования выступает информация, содержащаяся в сети Интернет, как самостоятельная ценность (об этом мы поговорим подробнее позже). Социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения, изменения или прекращения интернет-отношений, имеют, если можно так выразиться, «внутрисетевую» окраску. Например, заключение договора на пользование сетью Интернет (доступ в сеть) — юридический факт обычного гражданского права, а вот размещение конкретных информационных массивов на сайте для всеобщего обозрения уже будет юридическим фактом в интернет-праве, правомерным или неправомерным действием конкретного лица. Разумеется, интернет-отношения гораздо более сложные, о чем мы будем говорить в дальнейшем подробнее; здесь же мы представили своего рода элементарную модель. Таким образом, предметом правового регулирования интернет-права является совокупность общественных отношений, складывающихся благодаря посредникам (провайдерам и иным лицам) между сторонами информационно-обменного процесса, а также иными его участниками по вопросу своевременного и полного фактического предоставления информации посредством глобальной сети Интернет.

——————————————————————