Основные средства и нематериальные активы: учет наличия и движения основных средств — документооборот

(Авдеев В. В.)

(«Налоги» (газета), 2010, N 16)

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ:

УЧЕТ НАЛИЧИЯ И ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ — ДОКУМЕНТООБОРОТ

В. В. АВДЕЕВ

Факт совершения какой-либо хозяйственной операции фиксируется и оформляется оправдательными документами. Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Иными словами, основанием для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы.

Операции по движению основных средств не являются исключением. В статье мы расскажем о документах, которые должны составляться при поступлении, внутреннем перемещении, ремонте и выбытии объектов основных средств.

Прежде всего, напомним об основных нормативных правовых актах, которыми следует руководствоваться при организации учета объектов основных средств.

Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (далее — ПБУ 6/01), устанавливающее правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации.

В 2003 г. Минфин России Приказом от 13 октября 2003 г. N 91н утвердил Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (далее — Методические указания N 91н).

К бухгалтерскому учету в качестве основных средств в соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 принимаются активы, одновременно удовлетворяющие следующим четырем условиям:

1) объект предназначен для использования в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), для управленческих нужд организации, а также для предоставления в аренду;

2) объект предназначен для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3) организация не предполагает последующую перепродажу объекта;

4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Операции по движению основных средств, как мы уже отметили, должны оформляться первичными учетными документами, что установлено п. 7 Методических указаний N 91н. Для учета большинства проводимых хозяйственных операций разработаны унифицированные формы. В качестве первичных учетных документов по учету основных средств могут применяться унифицированные первичные документы, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 (далее — Постановление N 7). Формы документов, утвержденные названным Постановлением, в соответствии с п. 2 Постановления N 7 предназначены для применения юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Поступление основных средств

Для документального оформления поступления основных средств Постановлением N 7 предусмотрены шесть форм:

— форма N ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)»;

— форма N ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)»;

— форма N ОС-1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)»;

— форма N ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств»;

— форма N ОС-6а «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств»;

— форма N ОС-6б «Инвентарная книга учета объектов основных средств».

Причем для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию применяются акты форм N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б.

Перечисленные акты оформляются в отношении основных средств, поступивших:

— по договорам купли-продажи, мены, дарения, финансовой аренды (если основное средство находится на балансе лизингополучателя) и другим договорам;

— путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном порядке.

Объекты, не требующие монтажа, включаются в состав основных средств в момент приобретения. Объекты, требующие монтажа, включаются в состав основных средств после их приема из монтажа и сдачи в эксплуатацию.

Акты о приеме-передаче составляются не менее чем в двух экземплярах и утверждаются руководителями организаций получателя и сдатчика. К акту прилагается относящаяся к объекту техническая документация.

Формы N ОС-1 и ОС-1а содержат реквизит «Государственная регистрация прав на недвижимость», где должны быть указаны номер и дата государственной регистрации прав. Согласно указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденным Постановлением N 7, этот реквизит заполняется лишь на недвижимое имущество и в случаях сделок с ним. Перечень объектов, относимых к недвижимым вещам, приведен в ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В письме Федеральной службы госстатистики от 31 марта 2005 г. N 01-02-09/205 «О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации N ОС-1 и ОС-4а, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7» даны разъяснения в отношении того, нужно ли заполнять этот реквизит при приобретении автотранспортных средств. Как сказано в письме, реквизит «Государственная регистрация прав на недвижимость» формы N ОС-1 заполняется только в случаях совершения сделок с недвижимым имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Данный реквизит не предусматривает ссылки на документ с указанием номера и даты регистрации автомобиля в ГИБДД, поскольку автотранспортные средства к недвижимости не относятся.

Раздел 1 «Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи» форм N ОС-1 и ОС-1а заполняется на основании данных передающей стороны, т. е. в случае поступления объекта, который у передающей организации учитывался в составе основных средств. В п. 2 письма Федеральной службы госстатистики от 31 марта 2005 г. N 01-02-09/205 «О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации N ОС-1 и ОС-4а, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7» отмечено, что в форме N ОС-1 реквизит с грифом «Утверждаю» заполняется обеими организациями (получателем и сдатчиком) при передаче объекта основных средств с баланса на баланс с целью включения объектов в состав основных средств или их выбытия из состава основных средств (операция приема-передачи объектов).

Если объект приобретается через сеть оптовой или розничной торговли для использования его покупателем в качестве основного средства, форму N ОС-1 заполняет только организация-получатель (покупатель). При этом реквизиты организации-сдатчика (продавца), то есть левый блок с грифом «Утверждаю» (в том числе «Подпись руководителя», «М. П.» и «Дата»), не заполняются, так как продаваемый объект не числится у продавца в составе основных средств, а является для него товаром (здесь нет бухгалтерской операции приема-передачи, есть договор купли-продажи).

Входящий в состав форм N ОС-1 и ОС-1а разд. 2, содержащий сведения об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету, заполняется организацией-получателем только в своем экземпляре.

Если объект основных средств находится в собственности нескольких организаций, то в актах приема-передачи в разделе «Справочно» содержатся строки, в которые вписываются данные о таких объектах соразмерно доле организации в праве общей собственности.

Нередко при приобретении основных средств их стоимость выражается в иностранной валюте. Сведения о наименовании валюты, ее сумме по курсу ЦБ РФ на дату, выбранную в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, также указываются в разделе «Справочно».

Единицей бухгалтерского учета основных средств является, как известно, инвентарный объект. Определение инвентарного объекта содержится в п. 6 ПБУ 6/01. Каждому инвентарному объекту основных средств на основании п. 11 Методических указаний N 91н присваивается инвентарный номер. Этот номер может быть обозначен путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской или иным способом. Инвентарный номер, присвоенный объекту, сохраняется за ним в течение всего срока нахождения основного средства в организации.

Один объект может иметь несколько частей с различными сроками полезного использования, существенно отличающимися друг от друга. В этом случае каждая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект и каждой такой части присваивается отдельный инвентарный номер. Если объект состоит из нескольких частей, но срок их полезного использования одинаков, то такому объекту присваивается один инвентарный номер.

Пообъектный учет основных средств ведется с использованием инвентарных карточек (книг) учета объектов основных средств (формы N ОС-6, ОС-6а, ОС-6б). Инвентарные карточки открываются на каждый инвентарный объект.

Заполняется инвентарная карточка не только на основании акта приема-передачи, но и на основании технических паспортов и других документов на приобретение инвентарного объекта основных средств. В карточке (книге) приводятся данные об объекте основных средств, сроке полезного использования, способе начисления амортизации, а также указываются индивидуальные особенности объекта.

Организация может использовать при осуществлении хозяйственной деятельности не только собственные, но и арендованные основные средства. Согласно п. 14 Методических указаний N 91н рекомендуется открывать инвентарные карточки и на арендованные объекты основных средств, чтобы организовать учет арендованного объекта на забалансовом счете.

Учет объектов основных средств в инвентарных карточках ведется в рублях, но п. 37 Методических указаний N 91н допускает ведение учета и в тысячах рублей. Если стоимость объекта при приобретении была выражена в иностранной валюте, то в карточке указывается контрактная стоимость в иностранной валюте.

Некоторые виды оборудования требуют предварительного монтажа. Такое оборудование включается в состав основных средств после приема из монтажа и сдачи в эксплуатацию.

Для учета оборудования, требующего монтажа и наладки, Постановлением N 7 утверждены формы:

— форма N ОС-14 «Акт о приеме (поступлении) оборудования»;

— форма N ОС-15 «Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж»;

— форма N ОС-16 «Акт о выявленных дефектах оборудования».

Форма N ОС-14 применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью его последующего включения в состав объектов основных средств. Акт составляется в двух экземплярах комиссией, отвечающей за прием основных средств, и утверждается руководителем организации или лицом, им на это уполномоченным.

В том случае, если при поступлении на склад провести качественную приемку оборудования не представляется возможным, акт оформляется, но является в этом случае предварительным, составленным по наружному осмотру.

Форма N ОС-15 применяется при передаче оборудования в монтаж. Монтаж оборудования может быть произведен как самой организацией, так и с привлечением специализированных монтажных организаций.

Если работы по монтажу оборудования выполняются сторонними организациями, то в состав приемочной комиссии включается представитель подрядной монтажной организации. Отдельный акт формы N ОС-15 в этом случае не составляется. Уполномоченный представитель монтажной организации в получении оборудования на ответственное хранение расписывается непосредственно в акте, копия такого акта передается ему.

Форма N ОС-16 оформляется на дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки, испытания, а также по результатам контроля.

Оборудование, смонтированное и готовое к эксплуатации, зачисляется в состав основных средств, для чего оформляется акт формы N ОС-1, либо акт формы N ОС-1б.

Внутреннее перемещение основных средств

Для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и так далее) в другое оформляется форма N ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств».

Выписывает накладную в трех экземплярах структурное подразделение, передающее основное средство, т. е. сдатчик. Первый экземпляр формы N ОС-2 передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств подразделения-сдатчика, а третий экземпляр поступает в подразделение, получающее основное средство. Каждый экземпляр подписывается ответственными лицами подразделения-сдатчика и подразделения-получателя.

После заполнения так называемой шапки документа заполняется его табличная часть, в которой указываются:

— наименование передаваемого объекта;

— дата его приобретения (год выпуска, постройки);

— инвентарный номер;

— количество передаваемых объектов;

— стоимость единицы и общая стоимость.

Если одновременно передается несколько наименований объектов основных средств, информация о каждом из них заносится в отдельную строку. Незаполненные строки прочеркиваются.

Краткая характеристика технического состояния объекта основных средств указывается на оборотной стороне формы N ОС-2 в разделе «Примечание». На этой же стороне указываются должности и табельные номера лиц, сдающего и принимающего ценности, расшифровки подписей этих лиц, с указанием даты подписания документа.

Главным бухгалтером (бухгалтером) организации в форме N ОС-2 делается отметка о том, что перемещение объекта основных средств отмечено в инвентарной карточке (книге), поскольку внутреннее перемещение объектов основных средств отражается в инвентарной карточке (книге) учета объектов основных средств (формы N ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).

В форме N ОС-6 внутреннее перемещение отражается в разд. 4 «Сведения о приемке, внутренних перемещениях, выбытии (списании) объекта основных средств». В табличной части этого раздела указывается дата и номер документа, на основании которого вносится запись, вид операции, наименование структурного подразделения, остаточная стоимость объекта, а также фамилия и инициалы лица, ответственного за хранение.

Ремонт основных средств

Прием-передача объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации оформляется составлением формы N ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств».

Напомним, что в соответствии с п. 26 ПБУ 6/01 восстановление объекта основных средств осуществляется путем ремонта, модернизации и реконструкции.

Затраты на ремонт основных средств отражаются в бухгалтерском учете на основании соответствующих первичных документов по учету операций отпуска материальных ценностей, начисления оплаты труда и других расходов, что определено п. 67 Методических указаний N 91н.

Стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, согласно п. 41 Методических указаний N 91н, в общем случае изменению не подлежит. Допускается изменение первоначальной стоимости объектов основных средств лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки. Затраты, связанные с вышеназванными работами, могут либо увеличивать первоначальную стоимость объекта, либо учитываться обособленно на счете 01 «Основные средства». В случае обособленного учета затрат на сумму затрат открывается отдельная инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма N ОС-6).

Если реконструкция или модернизация привела к улучшению первоначально принятых нормативных показателей функционирования основного средства, то организация пересматривает срок полезного использования по этому объекту, что предусмотрено п. 60 Методических указаний N 91н.

Приемка законченных работ по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации основных средств в соответствии с п. 71 Методических указаний N 91н оформляется соответствующим актом.

Выше мы отмечали, что объект основных средств может состоять из нескольких частей, учитывающихся как отдельные инвентарные объекты и имеющих разный срок полезного использования. При восстановлении замена каждой такой части на основании п. 72 Методических указаний N 91н учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта.

Сколько экземпляров формы N ОС-3 нужно составлять?

Если ремонт, реконструкция и модернизация выполнены самой организацией, то форма N ОС-3 составляется в одном экземпляре. Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, и представителем структурного подразделения, проводившего ремонт, реконструкцию или модернизацию.

Если ремонт, реконструкция и модернизация были выполнены с привлечением сторонней организации, то акт формы N ОС-3 составляется в двух экземплярах. Первый остается в организации, а второй передается исполнителю работ.

Унифицированная форма N ОС-3 состоит из двух страниц. На лицевой стороне необходимо заполнить так называемую шапку документа и два раздела.

В соответствующих строках формы указывается наименование организации — исполнителя работ, если работы по ремонту, реконструкции, модернизации выполняются сторонними организациями. Указывается дата и номер заключенного договора подряда, а также даты начала и окончания работ.

При выполнении ремонта структурным подразделением организации оформляется заказ на проведение работ. В акте указываются наименование этого подразделения, номер и дата заказа, сроки проведения работ.

Номер и дата договора (заказа), период ремонта с указанием его начала и окончания по договору (заказу) вписываются в специально отведенные для этого графы и строки формы N ОС-3. По окончании ремонта в акте указывается фактический период выполнения работ по договору (заказу).

Раздел 1 «Сведения о состоянии объектов основных средств на момент передачи в ремонт, на реконструкцию, модернизацию».

В таблице указываются наименование объекта основных средств, инвентарный номер, номер паспорта, заводской номер, восстановительная (остаточная) стоимость объекта основных средств (в рублях) и фактический срок эксплуатации объекта на начало ремонта.

Раздел 2 «Сведения о затратах, связанных с ремонтом, реконструкцией, модернизацией объектов основных средств».

В таблице указываются наименование объекта, вид работы, которую необходимо произвести, затраты на демонтаж, стоимость выполненного объема работ по договору (заказу) и фактическая, отдельно указываются фактические затраты по транспортировке оборудования. Графа 10 «Примечание» предназначена для отражения иных существенных сведений.

В таблице подводятся итоги, и в отдельной строке указывается стоимость объекта основных средств после реконструкции, модернизации.

Оборотная сторона формы N ОС-3 содержит заключение комиссии, в котором указываются сведения о том, все ли предусмотренные договором (заказом) работы выполнены.

Акт подписывается председателем комиссии, членами комиссии, осуществлявшими приемку основных средств. Сторона, выполняющая ремонт, реконструкцию, модернизацию объекта основных средств, также подписывает акт формы N ОС-3.

Утвержденный руководителем акт сдается в бухгалтерию. Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма N ОС-6).

На основании п. 68 Методических указаний N 91н в целях организации контроля своевременного получения объектов основных средств из ремонта инвентарные карточки в картотеке рекомендуется перемещать в группу «Основные средства в ремонте». При поступлении объекта из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарной карточки.

В разд. 5 «Изменения первоначальной стоимости объекта основных средств» формы N ОС-6 отражается вид операции (реконструкция, достройка, дооборудование, частичная ликвидация, модернизация), наименование и реквизиты документа, подтверждающего выполнение операции, сумма затрат в рублях.

Если по результатам достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации объекта основных средств организацией принято решение об увеличении первоначальной стоимости объекта, то на основании п. 40 Методических указаний N 91н данные в инвентарной карточке корректируются. Если корректировку сделать невозможно, то открывается новая инвентарная карточка, в которой отражаются новые показатели, характеризующие достроенный, дооборудованный, реконструированный или модернизированный объект. Инвентарный номер, присвоенный объекту ранее, сохраняется.

В разд. 6 «Затраты на ремонт» отражается вид ремонта, наименование и реквизиты документа, подтверждающего его осуществление, а также сумма затрат организации на проведение ремонта.

Выбытие основных средств

Стоимость объектов основных средств, которые выбывают или постоянно не используются для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета организации.

В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 и п. 76 Методических указаний N 91н выбытие объекта основных средств, в частности, имеет место в случае:

— продажи;

— передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд;

— передачи по договору мены, дарения;

— внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности;

— прекращения использования вследствие морального или физического износа;

— ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;

— выявления недостачи или порчи активов при инвентаризации;

— в случае частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;

— в иных случаях.

Следует помнить о том, что перемещение объекта основных средств между структурными подразделениями организации выбытием основных средств не признается.

Рассмотрим документальное оформление случаев продажи и передачи основных средств другим организациям и физическим лицам.

Для определения целесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, а также для оформления документации при выбытии объекта согласно п. 77 Методических указаний N 91н в организации приказом руководителя создается комиссия. В ее состав входят соответствующие должностные лица, главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

Комиссия осматривает основное средство, устанавливает целесообразность его дальнейшего использования, выявляет период, в течение которого объект не используется для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) либо для управленческих нужд организации. Если объект по каким-либо причинам вышел из строя, определяется возможность и эффективность его восстановления. Если объект выбывает из состава основных средств по вине работников организации, комиссия выявляет таких лиц и вносит предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством.

Выбытие основного средства по причине его продажи или передачи другой организации оформляется при помощи актов форм N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б. Об актах этих форм мы рассказали в разделе «Поступление основных средств».

Здесь же отметим, что акт формы N ОС-1 содержит разд. 1 «Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи».

В табличной форме разд. 1 формы N ОС-1 указывается дата выпуска основного средства, первоначальная дата его ввода в эксплуатацию, дата последнего капитального ремонта (графы 1 — 3). Указывается фактический срок эксплуатации основного средства (графа 4), срок его полезного использования, установленный организацией-сдатчиком при принятии объекта к учету (графа 5). В показателе графы 6 «Сумма начисленной амортизации (износа)» указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации. В графах 7 и 8 разд. 1 указываются остаточная стоимость объекта и стоимость его приобретения (договорная стоимость).

Аналогичный разд. 1 «Сведения о состоянии объекта на дату передачи» содержит и акт формы N ОС-1а. В отличие от формы N ОС-1 таблица разд. 1 содержит дополнительную графу, в которой указывается дата последней реконструкции, достройки, модернизации.

На основании акта производится запись в инвентарной карточке переданного объекта основных средств, которая прилагается к акту о приеме-передаче основных средств. Инвентарный номер выбывшего объекта не рекомендуется присваивать новому объекту основных средств в течение пяти лет по окончании года выбытия.

Нужно ли оформлять акт приема-передачи в том случае, если объект основных средств продается или передается физическому лицу? Ответ на этот вопрос дан специалистами УМНС России по г. Москве в письме от 17 мая 2004 г. N 26-12/33266. В письме сказано, что правила бухгалтерского учета основных средств предусматривают обязательное оформление акта приема-передачи при реализации объекта основных средств независимо от того, кому указанное средство реализуется.

Для документального оформления ликвидации основных средств применяются утвержденные Постановлением N 7:

— форма N ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»;

— форма N ОС-4а «Акт о списании автотранспортных средств»;

— форма N ОС-4б «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)».

Решение комиссии о списании объекта основных средств оформляется соответствующим актом. В акте, который составляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, указываются данные, характеризующие основное средство:

— дата принятия объекта к бухгалтерскому учету;

— год изготовления или постройки;

— время ввода в эксплуатацию;

— срок полезного использования, установленный при принятии объекта к учету;

— первоначальная стоимость (в показателях граф «Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость» по объектам основных средств, проходившим переоценку, указывается восстановительная стоимость по итогам последней переоценки, если же основное средство не переоценивалось, то указывается его первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету);

— сумма начисленной амортизации;

— данные о проведенных переоценках;

— данные о ремонтах;

— причины выбытия и обоснование этих причин;

— состояние основных частей, деталей, узлов и конструктивных элементов.

Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом передается документ, подтверждающий снятие его с учета в ГИБДД МВД России.

Если организация при списании основных средств производит дополнительные затраты, а также получает материальные ценности, пригодные для дальнейшего использования, эти данные отражаются:

— в разд. 3 «Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания» формы N ОС-4;

— в разд. 5 «Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания» формы N ОС-4а.

В форме N ОС-4б данные о полученных материальных ценностях отражаются в разд. 2 «Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств».

Акт на списание утверждается руководителем организации.

Оформленный акт передается в бухгалтерию. На его основании делается отметка о выбытии основного средства в инвентарной карточке или книге (формы N ОС-6, ОС-6а, ОС-6б).

——————————————————————