Концепция «сервисной таможни» в системе административной реформы в Российской Федерации

(Новиков А. Б.) («Законодательство и экономика», 2006, N 10)

КОНЦЕПЦИЯ «СЕРВИСНОЙ ТАМОЖНИ» В СИСТЕМЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Б. НОВИКОВ

Административная реформа, проводимая в Российской Федерации, получила в 2005 г. новый импульс и направленность на существенное развитие правовой базы, регулирующей деятельность государственных органов <1>. Совершенствование административно-процессуального законодательства предусматривает в системе мер административной реформы разработку и внедрение регламентов исполнения государственных функций, а также стандартизацию и регламентацию оказания государственных услуг государственными органами и учреждениями. ——————————— <1> Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах и План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2008 годах, одобренные распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р // СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4720; Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 // СЗ РФ. 2005. N 4. Ст. 305; Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452 // СЗ РФ. 2005. N 31. Ст. 3233.

Распространение административной реформы на всю систему органов исполнительной власти определило соответствующий круг задач и по модернизации таможенной системы Российской Федерации. Так, среди проблем реализации административной реформы в таможенной сфере на первый план вышла необходимость разграничения контрольно-надзорных функций и функций по оказанию государственных услуг таможенными органами. Указанное разграничение предполагает формирование системы таможенных услуг на четкой организационно-правовой основе и разработку в таможенном законодательстве нового понятийного аппарата. Модернизация таможенной системы России потребовала новых серьезных концептуальных разработок. Ученые и специалисты откликнулись на запросы современного таможенного дела. Способы решения некоторых задач административной реформы в сфере таможенного дела аккумулирует концепция «сервисной таможни», получившая в настоящее время систематичное изложение в научных исследованиях <2>. Необходимо подчеркнуть, что указанная концепция — вовсе не синоним «концепции развития таможенных органов», имеющей нормативные версии, хотя и обнаруживает с ней некоторое сходство. ——————————— <2> См.: Ершов А. Д., Евдокимов А. И., Доля А. Н. Теория и методология формирования «сервисной таможни»: Монография. СПб., 2005.

Концепция «сервисной таможни» (далее — концепция) как комплексная научная разработка нового поколения, реализующая синергетический подход к изучению таможенной деятельности, при подробном анализе демонстрирует, во-первых, ряд расхождений со стратегическими положениями административной реформы в Российской Федерации, а во-вторых, не может претендовать на обобщение всех современных тенденций развития таможенных систем, поскольку акцентирует внимание лишь на одной, пусть и значительной, стороне таможенного процесса, что, правда, не умаляет общей ценности некоторых из выдвигаемых в концепции положений. Практическое применение концепции может осуществляться только через уяснение и правовое оформление ее основных элементов и их системных связей. К таким элементам следует отнести понятия «сервисная таможня», «таможенная деятельность», «таможенная услуга» в структуре государственных и негосударственных услуг, перечни и классификации таможенных услуг, субъекты, оказывающие таможенные услуги. Основные сильные и слабые стороны концепции в ее прикладном значении раскрываются при последовательном анализе указанных элементов. «Сервисная таможня» как система государственных услуг, оказываемых таможенными органами, органично вписывается в терминологический аппарат административной реформы, но в таком толковании представляется понятием вспомогательным, не отражающим всю разностороннюю деятельность таможни. Концепция «сервисной таможни» исходит из другого, всеобъемлющего восприятия таможенного органа как «сервисной организации». Термин «сервисная таможня» используется в значении «государственный поставщик», т. е. государственная организация, имеющая обслуживающую функцию или предоставляющая услугу заказчику, федеральная служба или государственное учреждение, ориентированное на оказание качественных таможенных услуг как государству, так и участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а также элемент международной организации, главной целью которого является результативное содействие внешнеторговой деятельности, приводящее к ускорению и упрощению совершения таможенных процедур <3>. ——————————— <3> Ершов А. Д. и др. Указ. соч. С. 45, 46.

Приведенное толкование, как видим, содержит по меньшей мере два положения, не стыкующихся с постулатами административной реформы. Во-первых, таможенный орган как орган федеральной исполнительной власти не может функционировать одновременно как федеральная служба и как иная государственная организация, например федеральное агентство или орган, получивший отдельные таможенные полномочия. Следовательно, по нашему убеждению, указанное использование в концепции термина «таможня» в расширительном значении с учетом административно-правового статуса Федеральной таможенной службы (ФТС) <4> представляется некорректным. Во-вторых, оказание государственных услуг такому «клиенту» или «заказчику», как государство, представляет теоретико-юридическую конструкцию, которая в структуре административной реформы не используется. Действительно, государственные услуги — «одна из основных форм отношений гражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается как «поставщик услуг» <5>. Следовательно, подход, используемый концепцией, истолковывает государственные услуги по-своему, с включением услуг «для государства». Здесь невозможно удержаться от комментария, указывающего на старинное происхождение подобного толкования таможенной услуги. По всей вероятности, оно восходит к периодам откупной системы взимания таможенных платежей в истории отечественного государства и процветания служебной повинности при исполнении государственных функций <6>. ——————————— <4> Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. N 429 «Вопросы Федеральной таможенной службы» // Российская газета. 2004. 26 августа. <5> Подробнее см.: Терещенко Л. К. Функция государственных услуг // Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / Под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. М., 2006. С. 72 — 81. <6> См.: Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886; Таможенное дело в России: X — начало XX вв. (Исторический очерк. Документы. Материалы) / Под ред. А. Н. Мячина. СПб., 1995.

Концепция «сервисной таможни» — это особый взгляд на систему таможенной деятельности. Результатом деятельности «сервисной таможни» являются таможенные услуги, под которыми следует понимать «комплекс действий и мер в сфере таможенного дела, направленных на удовлетворение потребностей государства и участников ВЭД»; «таможенный сервис» как организованное обслуживание потребителей таможенных услуг становится в настоящее время широко употребляемым термином <7>. Соответственно таможенные органы представляются по образцам западных источников, с одной стороны, как «стражи закона», а с другой — как «предприятия сервиса, обслуживающие клиентов» и развивающие «сервисную» идеологию <8>. Специалистов, осуществляющих реформы таможенных систем на основе западного опыта, особенно беспокоит состояние таможни, когда, по их оценкам, ее «мало занимает то, что она должна оказывать услуги правительству, торговле и сообществу» <9>. ——————————— <7> Ершов А. Д. и др. Указ соч. С. 33, 46; Доля А. Н. Таможенный сервис: сущность, понятия, тенденции // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и практики государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». 18 октября 2004 г. СПб., 2004; Лозбенко Л. А. Современная таможня — это сервис // Эксперт. 2002. N 42; и др. <8> Блинов Н. М., Съедин С. И. Управление в таможенных органах (по материалам американской печати). М., 1995; Блинов Н. М., Съедин С. И. Таможенный менеджмент: Учеб. пособ. М., 1996; США: партнерство таможни и бизнеса (по материалам американской печати) // Таможня. 2002. N 12; США: сфера услуг в экономике / Пер. с англ. М., 1971. <9> Propedia: Всемирная таможенная организация / Под общ. ред. Н. М. Блинова. М., 2000. С. 141.

Происхождение концепции «сервисной таможни» может объясняться системной подменой понятия «таможенное дело» комплексным понятием «таможенные услуги» при умелом манипулировании реалиями современного развития таможенных систем в эпоху глобализации <10>. При этом оказывается задействованным и ментальный уровень, предусматривающий постепенное изменение психологических установок государственных служащих. Так, по мнению зарубежных специалистов, проект реформы системы российской таможенной службы осуществляется, помимо прочего, путем «поворота сознания сотрудников ГТК, настроенного на защиту отечественной экономики, в сторону содействия обеспечению законного торгового процесса» <11>. В этой формулировке бросается в глаза «новая» роль таможенных служащих — содействие вместо обеспечения таможенного законодательства, а также неопределенность условий возникновения и поддержания «законного торгового процесса». ——————————— <10> Подробнее см.: Проблемы глобализации мировой экономики / Под ред. Л. С. Тарасевича, А. И. Евдокимова: Монография. СПб., 2004. <11> Карлос Д. С. Феррейра. Реформа системы российской таможенной службы // Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: Руководство / Под ред. Дэвида Г. Тара. М., 2006. С. 395.

При изложении концепции «сервисной таможни» ее сторонники часто используют термины «таможенная деятельность» и «таможенные услуги» в качестве синонимов, а цели и задачи в таможенной системе <12>, включая сервисные, трансформируют в цели и задачи в сфере таможенных услуг <13>. Обоснованно отмечая «необходимость создания благоприятных условий для торговли, особенно для законопослушных участников ВЭД», потребность в исследовании и формализации гармоничных прямых взаимодействий таможенной системы и конкретного участника ВЭД, специалисты вносят неожиданное, на наш взгляд, положение: «принцип «таможенного контроля» в данном случае должен трансформироваться в принцип выборочного «контроля в виде сервиса», а таможенное оформление — в «адресную точность таможенной услуги» <14>. Смысл такой трансформации представляется весьма сомнительным по ряду причин. ——————————— <12> Ершов А. Д. Информационно-экономические модели управления в таможенной системе: Монография. СПб., 2002. С. 14. <13> Ершов А. Д. и др. Указ. соч. С. 18 — 20. <14> Там же. С. 23, 24.

Во-первых, «взаимопроникновение» контроля и сервиса, обслуживания, услуги делает бессмысленными попытки их разграничения на теоретическом, нормативном и организационном уровнях. Более того, чрезвычайно запутывается вопрос о том, кто же является получателем таких услуг — «контроль в виде сервиса». Ответ «участник ВЭД» оказывается поверхностным. Вот что пишут об этом А. Ф. Ноздрачев и Л. К. Терещенко: «Государственные услуги характеризуются прямыми, косвенными и перемещенными выгодами (эффектами). Прямые и отчасти косвенные выгоды получает непосредственный клиент — потребитель услуги. Получателями перемещенных выгод могут быть третьи лица, группы лиц, общество в целом. Выдача паспорта, лицензии, проведение контрольных мероприятий — все это государственные услуги, выгодополучателями которых является не то лицо, которое вступает во взаимодействие с государственным органом, а совокупность третьих лиц» <15>. Таким образом, контроль трансформируется в государственную услугу с перемещенной выгодой, а таможенный контроль как сервис адресуется и государству, и участнику ВЭД одновременно. Апелляция к принудительно-пресекательному характеру процедур таможенного контроля, к сожалению, не распутывает узел проблем: к таможенному контролю применимо определение «принудительной услуги», «необходимость и эффективность которой обусловлены наличием общественно значимых перемещенных выгод» <16>. Авторы концепции «сервисной таможни» признают, что «на предлагаемые услуги не всегда имеется спрос потребителей», «взаимодействие с таможенными органами может иногда не восприниматься участником ВЭД в качестве своеобразной оказываемой услуги», это взаимодействие «целесообразно рассматривать как опосредованную услугу внешнеторговой деятельности, возвращаемую ему через интересы государства» <17>. В связи со сказанным ясно, что к проблеме разграничения контроля и сервиса добавляется проблема разграничения «принудительной услуги» и «избыточной услуги», являющаяся весьма актуальной в ходе административной реформы. Действительно, определение «избыточной услуги» как административного барьера, как услуги, «частные издержки от введения которой для хозяйствующего субъекта, подпадающего под ее действие, превышают ее частные выгоды и общественные выгоды с учетом эффекта дохода» <18>, на наш взгляд, не исключает при определенных условиях тождества принудительной и избыточной услуги. Понятно, что продвижению идеи «сервисной таможни» ни принудительные, ни избыточные услуги не способствуют, и концепция фактически избегает их обсуждение. ——————————— <15> Ноздрачев А. Ф., Терещенко Л. К. Концепция законодательного регулирования стандартов государственных услуг // Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / Под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. М., 2006. С. 286. <16> Там же. <17> Ершов А. Д. и др. Указ. соч. С. 121. <18> Ноздрачев А. Ф., Терещенко Л. К. Указ. соч. С. 292.

В сфере изучения таможенного дела ростки указанных новых идей уже достаточно заметны, что вызывает даже резкую критику предметных категорий контроля как объектов научного исследования. Плодотворным направлением развития таможенной науки объявлено следование информационно-интегрированной концепции формирования таможенных услуг <19>. ——————————— <19> Ершов А. Д. и др. Указ. соч. С. 34.

Во-вторых, трансформация таможенного оформления представляется излишней, поскольку оно и так является государственной таможенной услугой по смыслу таможенного законодательства, правда, без соответствующего введения дефиниции. В этом направлении законодатель не счел необходимым каким-либо образом определить термин «таможенное оформление», отдав его толкование на усмотрение аналитиков и таможенников. Приведенные положения показывают, что в научных исследованиях, связанных с модернизацией таможенного дела, проблемы совершенствования сферы таможенных услуг получают приоритетное развитие, а современная таможня, по мнению ученых, в том числе таможенных чиновников, — это прежде всего услуги, поскольку «на первый план сегодня выходит вопрос содействия международной торговле» <20>. Однако такая позиция не должна являться основанием для коренного пересмотра содержания таможенной деятельности и функций таможенных органов. ——————————— <20> Лозбенко Л. А. Указ. соч. С. 54.

Трудно отрицать, что понятие «сервисная таможня» навевает утонченные коммерческие ассоциации, объединяющие субъектов — заказчика (клиента) и исполнителя (обслуживающий персонал) в процессе их взаимодействия при оказании-получении таможенных услуг. Эти ассоциации были бы слишком призрачны, если бы не определялась соответствующая «область сервиса», т. е. определенная сфера экономической деятельности. Особо подчеркнем, что эта определенная сфера экономической деятельности не сводится здесь к сфере деятельности таможенных брокеров, перевозчиков и т. п. Проблема укоренилась гораздо глубже, а именно: в научной литературе все чаще говорится о таможенной деятельности вообще как об «отдельном», или «самостоятельном», виде экономической деятельности, хотя исследователи к таким утверждениям подходят с разных сторон. Одни делают «вывод, что происходит трансформация таможенного дела в самостоятельный вид экономической деятельности» <21>, т. е. таможенная деятельность все же имела ранее иной характер или доминанту. Другие изначально видят в таможенной деятельности проявление прямого административного воздействия государства в области экономики в форме монопольного государственного осуществления отдельного вида экономической деятельности <22>. Правда, в последнем случае возникает уверенность, что, во-первых, «прямое административное воздействие государства» вряд ли трансформируется в «государственный сервис», а во-вторых, имеется в виду отдельный вид экономической деятельности, который вовсе не основан на получении финансовых доходов от таможенного обслуживания клиентов. Содержание указанной экономической деятельности — это таможенное регулирование экономики, функционирование таможенной системы как мощной государственной корпорации, которая ежедневно перечисляет в доход Российской Федерации более 170 млн. долл. США, не являющихся платой за услуги. Таким образом, искаженная, по нашему мнению, характеристика таможенной деятельности как вида экономической деятельности государства создает предпосылки для обсуждения «сервисного» характера этой деятельности, однако реализация регулятивных и контрольных функций государства в таможенной сфере резко ограничивает предмет подобного обсуждения. ——————————— <21> Ершов А. Д. и др. Указ. соч. С. 37. <22> Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учеб. для вузов. М., 2004. С. 383; Ноздрачев А. Ф. Содержание института административно-правового регулирования экономических отношений: Институты административного права (третьи Лазаревские чтения) // ГиП. 1999. N 10. С. 15.

Концепция «сервисной таможни» предпринимает попытку эксплуатировать понятие «таможенное дело» в качественно новом содержании. С одной стороны, как сущность системы таможенной деятельности обоснованно рассматривается «внутреннее содержание таможенного дела, выражающееся в единстве всех разнообразных форм его проявления», но с другой стороны, «системообразующими функциями системы таможенной деятельности являются способность гармонично регулировать международный обменный процесс, повышать эффективность работы и производительность таможенно-административных центров, осуществлять контроль в форме «контроль в виде сервиса», оказывать содействие внешней торговле» <23>. Нетрудно заметить, что новое содержание таможенного дела здесь не представлено жесткой схемой, хотя можно было бы ожидать, что концепция «сервисной таможни» всю таможенную деятельность комплексно охарактеризует как оказание услуг государству и участникам ВЭД («таможенные услуги как деятельность федеральной службы» <24>). Однако этого не происходит: таможня все же предстает в концепции «сервисной» частично. При этом возникает весьма ценная трактовка таможенного дела, а именно: в результате модернизации и адаптации таможенного дела к международным стандартам «в таможенном деле традиционные направления — регулирование внешнеторговой деятельности и таможенное администрирование — дополняются качественно новым направлением — таможенными услугами» <25>. Новое направление означает «развитие сферы услуг для участников внешнеэкономических связей» <26>. В приведенной конструкции требует уточнения направление «таможенное администрирование». Согласно Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 2225-р, таможенное администрирование — «совокупность средств и методов обеспечения соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении им товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации». В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Таким образом, термин «таможенное администрирование» употребляется в широком значении термина «таможенный контроль». Следовательно, таможенное дело обобщенно может быть представлено в виде трех блоков: регулирование внешнеторговой деятельности, таможенный контроль и таможенные услуги. Такое структурирование таможенного дела логично исключает как «контроль в виде сервиса», так и «сервис в виде контроля», очерчивая сферу таможенных услуг более ясно. ——————————— <23> Ершов А. Д. и др. Указ. соч. С. 16. <24> Там же. С. 37. <25> Макрусев В. В., Сафронов А. В. Проблемные вопросы содействия участникам внешнеторговой деятельности (таможенный аспект) // Форум. Метод: Сб. Вып. 4. М., 1998. С. 83. <26> Основы таможенного дела: Учеб. / Под общ. ред. В. Г. Драганова. М., 1998. С. 41.

В свете приведенной структуры таможенного дела формирование понятия «таможенные услуги» и систематизация таможенных услуг приобретает особое значение. Действительно, теперь мы отталкиваемся в своем анализе от утверждения: Федеральная таможенная служба (ФТС) «предоставляет государственные услуги в области внешней торговли», а именно «услуги по таможенному оформлению, информационно-консультационным вопросам, хранению товаров на таможенных складах, сопровождению грузов на территории России и ряд других услуг» <27>. В указанном положении важно то, что оказание государственных услуг в области внешней торговли не является отличительным, системообразующим признаком федерального органа исполнительной власти — ФТС, хотя, подчеркнем, может являться таковым, например, для федерального таможенного агентства в случае его создания. При этом указанное положение в части определения функций таможенных органов пока еще носит концептуальный характер и не нашло необходимого закрепления в таможенном законодательстве. В нормативно-правовой базе в таможенном деле «перечисляются услуги, но не раскрывается специфическая природа таможенных услуг», «не дается толкование этих услуг, их характеристик и свойств», «этот пробел таможенного законодательства не позволяет понять специфику таможенных услуг, отграничить услуги от работ и таможенных операций, что приводит к неправильному применению норм законодательства и к спорам, возникающим по этому поводу между таможней, таможенными посредниками и участниками ВЭД» <28>. ——————————— <27> Ершов А. Д. и др. Указ. соч. С. 38. <28> Там же. С. 47.

Отсутствие концептуально-нормативной, административно-процедурной характеристики как таможенных услуг, так и других направлений деятельности таможни не позволяет приступить к созданию качественных регламентов таможенной деятельности, основой которых могли бы выступить так называемые технологические схемы. Возникшие как вспомогательные служебные документы, технологические схемы модифицировались в правовые акты, составляющие ныне достаточно стройную систему. Однако у технологических схем имеется в настоящее время существенный «врожденный порок», а именно: они регулируют в основной массе осуществление таможенных операций, формируют таможенные процедуры в терминах ТК РФ. Понятие «таможенная операция» ТК РФ разъясняет как «отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами… при таможенном оформлении», т. е., строго говоря, всю деятельность таможни, порядок которой урегулирован правом, не представляется возможным представить системой таможенных операций. Следуя букве ТК РФ, получаем, что технологические схемы вне таможенного оформления регулируют не таможенные операции, а иные действия. Таможенные услуги в рамках таможенного оформления — это таможенные операции, и все таможенное оформление может быть объявлено системой услуг. Тогда ничего принципиально нового в концепции «сервисной таможни» не обнаруживается: таможенное дело по-прежнему представлено триадой «таможенное регулирование — таможенный контроль — таможенное оформление». Если же к услугам по таможенному оформлению добавить иные услуги, то последние выходят за пределы таможенных операций. Вследствие сказанного становится очевидной основа споров о соотношении таможенных операций, контрольных действий и услуг в таможенной сфере <29>. Нормативных оснований для отождествления таможенных операций и услуг нет. Более того, дополнительную «систему координат» для дискуссионного рассмотрения таможенной деятельности вводят специалисты, выясняющие соотношение понятий «работы», «операции» и «услуги». При этом смешение в их позициях гражданско — и административно-правовых принципов создает необоснованную и недопустимую, по нашему мнению, неясность в вопросе о сущности и характере таможенной деятельности. Так, виды работ, выполняемые таможенной службой как органом исполнительной власти, по реализации задач в сфере таможенного дела объявляются «таможенными услугами государству» <30>. Понятно, что от этой посылки один шаг до уже упоминавшегося утверждения: таможня оказывает услуги государству и негосударственным субъектам. Здесь остается только «раскрыть» дуализм государства (государство-заказчик и государство-исполнитель). Другие авторы выделяют в деятельности таможни работы — таможенный контроль и таможенное оформление, а также услуги <31>. Эта позиция примечательна, по нашему мнению, тем, что обнаруживает неоднородность таможенных услуг, в частности особые свойства таможенного оформления, которое то относят к услугам, то отделяют от них. Высказываются также суждения, что таможня не выполняет никаких работ или услуг, поскольку не заключает договоров по обслуживанию каких-либо клиентов. ——————————— <29> См., например: Таможенное сопровождение — мера контроля или услуга? // Таможня. 2002. N 8 (57). <30> Макрусев В. В., Сафронов А. В. Указ. соч. С. 83. <31> Богатов В. А. Совершенствование организации управления процессами оказания таможенных услуг и работ: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.: ГАСБиУ, 1998. С. 5.

В свете концепции «сервисной таможни» особый интерес представляет характеристика таможенной деятельности в терминах Общероссийского классификатора экономической деятельности <32>, в котором таможня отнесена к государственному управлению общего и социально-экономического характера (раздел 75.1). Таможня выполняет работы по управлению финансовой и фискальной деятельностью и в соответствии с разделом 75.14 ведет вспомогательную деятельность в области управления, регулирования и поддержания общего обслуживания, а также предоставляет прочие услуги общего характера, не связанные с выполнением специфических функций. Таможенная деятельность в соответствии с разделом 75.2 «Предоставление государственных услуг обществу в целом» включает в себя виды деятельности, связанные с реализацией внешней политики, управление, функционирование и поддержку информационных и культурных служб, сфера деятельности которых распространяется за пределы государственных границ, управление внешней торговлей, финансовой международной деятельностью и международным техническим сотрудничеством и др. С учетом изложенного сторонники концепции «сервисной таможни» придерживаются мнения, что таможня, с одной стороны, занимается «государственной работой» и, с другой стороны, «оказывает комплекс услуг», что и формирует «новый тип государственной таможенной организации» <33>. ——————————— <32> Ершов А. Д. и др. Указ. соч. С. 50. <33> Там же.

Таким образом, в структуре административной реформы в Российской Федерации «сервисная таможня» должна означать деятельность системы субъектов, обеспечивающих реализацию функции по оказанию государственных услуг в сфере таможенного дела в условиях ее отграничения от осуществления таможенно-контрольных функций.

——————————————————————