Перманентный контроль

(Глазунова Н.)

(«Бизнес-адвокат», 2006, N 22)

ПЕРМАНЕНТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Н. ГЛАЗУНОВА

Надежда Глазунова, директор по спецпроектам ЗАО «И. Л.Т. С.».

После утраты товарами и (или) транспортными средствами статуса находящихся под таможенным контролем в течение 1 года со дня утраты ими этого статуса таможенные органы в силу закона обладают правом проводить проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений.

Соответствующие правомочия таможенных органов закреплены в п. 2 ст. 361 ТК РФ. Этой же статьей установлено, что проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств проводится в соответствии с гл. 35 ТК РФ. При проведении таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств может применяться любая из его форм, предусмотренных названной главой ТК РФ. Выбор форм, их количества и последовательности зависит от конкретной ситуации и определяется таможенным органом исходя из положений ст. 358 ТК РФ, в соответствии с которыми таможенные органы обязаны руководствоваться принципом выборочности и ограничиваться теми формами контроля, которые достаточны для соблюдения таможенного законодательства РФ.

Таможенная ревизия (ст. 376 ТК РФ) по определению является ключевым инструментом, обеспечивающим реализацию правомочий таможенных органов по проведению проверки достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров. Таможенная ревизия проводится также с целью проверки факта выпуска товара как такового.

Метод этой формы таможенного контроля — проверка заявленных при таможенном оформлении сведений путем их сопоставления с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц, у которых проводится ревизия.

Согласно п. 4 Порядка организации и проведения таможенной ревизии, утвержденного Приказом ГТК России от 11 июня 2004 г. N 663 (далее — Порядок), в ходе проведения ревизии прежде всего осуществляются:

— проверка соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

— выявление фактов уклонения от уплаты (неполной уплаты) таможенных платежей, причин и условий, способствующих этому;

— выявление признаков преступлений или административных правонарушений в области таможенного дела, их предупреждение и пресечение.

Таможенные ревизии проводятся в двух формах — общей и специальной.

Как общая, так и специальная таможенная ревизия может быть проведена только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ревизия назначается решением начальника таможни или вышестоящего таможенного органа (или лицом, его замещающим). Решение оформляется на бланке таможенного органа, его копия перед началом проведения ревизии подлежит вручению лицу, у которого она должна проводиться, — руководителю или уполномоченному представителю проверяемого лица (формы решений приведены в приложениях к письму ГТК России от 14 июля 2004 г. N 01-06/25857 «О направлении образцов документов»).

При проведении таможенной ревизии (в общей и специальной формах) в соответствии с п. 16 Порядка руководитель ревизионной комиссии имеет право требовать представления документов и сведений в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах (п. 3 ст. 367 ТК РФ).

Результаты таможенной ревизии оформляются актом (его форма установлена Приказом ГТК России от 16 сентября 2003 г. N 1023 «Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и Инструкции по их заполнению»). Второй экземпляр акта (а не копия, в отличие от решения о проведении ревизии) вручается лицу, у которого проводилась ревизия. Сроки составления акта различаются в зависимости от вида ревизии: при общей ревизии он должен быть составлен в день, следующий за днем окончания ревизии; при специальной таможенной ревизии — в течение 10 календарных дней после ее окончания (п. 21 Порядка).

Общая и специальная таможенные ревизии различаются по основаниям и срокам проведения, кругу лиц, у которых ревизия может быть проведена, объему действий, совершаемых должностными лицами таможенного органа в ходе проведения ревизии.

ТК РФ не предусматривает каких-либо специальных требований относительно оснований назначения общей таможенной ревизии. Пунктом 7 Порядка установлено, что основанием для назначения общей таможенной ревизии являются:

— план таможенных ревизий на полугодие, квартал, составляемый с использованием методов анализа рисков;

— материалы (информация) таможенных, правоохранительных, налоговых и контролирующих органов, свидетельствующие о недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении;

— поручение вышестоящего таможенного органа, вынесенное на основании применения метода анализа рисков или на указанных выше основаниях.

Общая таможенная ревизия должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может превышать 3 рабочих дней. При этом проведение проверки не должно препятствовать осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица. Не допускается повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров, причем не только тем таможенным органом, который проводил общую таможенную ревизию, но и вышестоящим по отношению к нему таможенным органом (проведение в отношении одних и тех же товаров другой ревизии — специальной — законом допускается).

Общая таможенная ревизия может быть проведена у декларанта и лиц, несущих обязанность по совершению таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, и не выступающих в качестве декларантов. В частности, если перемещение товаров через таможенную границу осуществлялось в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, к последним относятся российские лица, которые заключили такую сделку, от имени которых такая сделка заключена, по поручению которых такая сделка заключена.

В соответствии с п. 17 Порядка при проведении общей таможенной ревизии члены ревизионной комиссии имеют право:

— получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с учетом требований законодательства РФ о защите информации;

— запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и необходимую для проведения таможенной ревизии информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с товарами, а в отношении товаров, введенных на таможенную территорию РФ и являющихся объектами ревизии, и в отношении последующих операций с данными товарами (п. 3 ст. 367 ТК РФ) устанавливать сроки (с учетом срока проведения общей таможенной ревизии), место и порядок представления указанных документов и информации;

— получать пояснения (ст. 369 ТК РФ).

Специальная таможенная ревизия может проводиться не только у лиц, в отношении которых возможно проведение общей таможенной ревизии, но и у лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков), а также лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами.

В отличие от общей таможенной ревизии для специальной таможенной ревизии законом предусмотрены конкретные основания, при которых она может быть проведена у тех или иных лиц (п. 3 ст. 376 ТК РФ):

— для декларантов и лиц, несущих обязанность по совершению таможенных операций, необходимых для выпуска товаров и не выступающих в качестве декларанта, — обнаружение данных (по результатам общей таможенной ревизии или при применении других форм таможенного контроля), которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, либо о пользовании или распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений;

— для таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения, таможенных складов, таможенных перевозчиков — обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них или несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности, установленных ТК РФ;

— для лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, — обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушениями требований и условий, установленных ТК РФ, повлекшими за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов или ограничений. установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таким образом, закон устанавливает, что основанием для назначения специальной таможенной ревизии является обнаружение определенных фактов, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства РФ. Основания для назначения специальной таможенной ревизии должны быть указаны в решении о проведении специальной таможенной ревизии.

Так же как и общая таможенная ревизия, специальная таможенная ревизия должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведении. Она не может продолжаться более 2 месяцев со дня принятия решения о ее проведении. В этот срок не включается период времени между вручением проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и представлением указанных документов и сведений. Срок проведения специальной таможенной ревизии может быть продлен в исключительных случаях вышестоящим таможенным органом, но не более чем на 1 месяц, о чем проверяемое лицо должно быть уведомлено письменно.

Если общая таможенная ревизия не может быть проведена повторно в отношении одних и тех же товаров, то специальная таможенная ревизия не может быть проведена повторно у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров. Из этого следует, что, с одной стороны, недопустимо проведение специальной таможенной ревизии в отношении товаров, хранящихся, например, на складе филиала какой-либо организации, если ранее в отношении этих же товаров была проведена специальная таможенная ревизия в период их хранения на складе головной организации; с другой стороны, если товары находятся у лица, отличного от того, у которого они находились в период проведения первоначальной специальной таможенной ревизии (например, товары были приобретены впоследствии на внутреннем рынке), в отношении их возможно проведение специальной таможенной ревизии.

Круг действий, которые могут осуществляться таможенными органами при проведении специальной таможенной ревизии, достаточно широк. Притом что специальная таможенная ревизия сама по себе является одной из форм таможенного контроля, в ходе ее проведения могут применяться и иные формы таможенного контроля, предусмотренные гл. 35 ТК РФ. Из п. 18 Порядка следует, что при проведении специальной таможенной ревизии члены ревизионной комиссии имеют право:

— требовать представления документов и сведений (п. 3 ст. 367 ТК РФ);

— осматривать помещения и территории проверяемого лица (ст. 375 ТК РФ);

— проводить осмотр и досмотр товаров и транспортных средств (ст. ст. 371, 372 ТК РФ);

— получать пояснения (ст. 369 ТК РФ);

— проверять наличие на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию РФ (ст. 374 ТК РФ).

Кроме того, при проведении специальной таможенной ревизии возможно:

— требование безвозмездного представления любой документации и информации (включая банковскую) (п. 4 ст. 376 ТК РФ);

— создание временных зон таможенного контроля (ст. 362 ТК РФ);

— проведение инвентаризации товаров согласно порядку, установленному для проведения инвентаризации налоговыми органами в соответствии с НК РФ (п. 4 ст. 376 ТК РФ);

— проведение изъятия товаров либо наложение на них ареста (ст. 377 ТК РФ);

— назначение экспертизы (ст. 378 ТК РФ);

— взятие проб и образцов товаров (ст. 383 ТК РФ);

— привлечение специалистов (ст. 384, 385 ТК РФ);

— проведение грузовых и иных операций (ст. 389 ТК РФ);

— использование средств для идентификации товаров и транспортных средств (ст. 390 ТК РФ).

Если в ходе проведения таможенной ревизии (как в общей, так и в специальной формах) обнаружены признаки преступления или административного правонарушения в области таможенного дела, проведение в рамках ревизии проверочных действий в отношении непосредственных объектов правонарушения завершается, незамедлительно составляется акт ревизии и дальнейшие действия совершаются таможенными органами в соответствии с требованиями уголовного законодательства РФ или законодательства РФ об административных правонарушениях.

При выявлении в ходе таможенной ревизии неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей выводы ревизии используются для принятия решения таможенного органа о доначислении и взыскании таможенных платежей.

——————————————————————