Торговля алкоголем

(Семенихин В. В.)

(«Налоги» (газета), 2007, N 3)

ТОРГОВЛЯ АЛКОГОЛЕМ

В. В. СЕМЕНИХИН

Семенихин В. В., заместитель генерального директора ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».

«Алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов)» (ст. 181 НК РФ).

Требования к документам, сопровождающим оборот этилового

спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в соответствии с требованиями ст. 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортная накладная;

2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 872 указано, что в соответствии со ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», ст. 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», Таможенным кодексом Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 1996 г. N 161 «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства» утверждаются:

— форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации;

— Правила заполнения справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации.

Постановлением N 872 устанавливается следующее:

— при реализации в розницу импортированных алкогольной, спиртосодержащей продукции и пива (далее — товар) собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара;

— при реализации товара собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналом оттиска печати собственника товара;

— при реализации товара в розницу на консигнационных условиях собственник товара обеспечивает каждую торговую точку по продаже товара копией справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенной оригиналом оттиска его печати, в которой дополнительно указывается местонахождение этой торговой точки;

— контроль наличия у торговых организаций и индивидуальных предпринимателей справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, ее копии и соответствия реализуемого товара указанным в справке сведениям осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами;

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» утверждаются:

— форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

— Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции).

Указанные сопроводительные документы подтверждают легальность производства и оборота алкогольной продукции.

Отсутствие в момент проверки необходимых документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Законодательство в области государственного регулирования производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции возлагает непосредственно на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (по деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции) обязанность соблюдать правила продажи алкогольной продукции (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 января 2005 г. N А28-11188/2004-506/13).

Обратите внимание, в соответствии с положениями п. 2 ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии перечисленных сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

1. Особые требования к обороту алкогольной и

спиртосодержащей пищевой продукции

Статья 11 Федерального закона N 171-ФЗ устанавливает особые требования к обороту алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. К ним относятся:

— оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции может осуществляться организациями только при наличии соответствующих лицензий;

— оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции (за исключением водки) вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей.

В письме ФНС РФ от 22 ноября 2005 г. N ШТ-6-07/973@ «Разъяснения по уставному капиталу» даются разъяснения в части формирования уставного капитала (уставного фонда) организациями, осуществляющими деятельность в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С 1 июля 2006 г. розничной торговлей алкоголем смогут заниматься только организации. Индивидуальные предприниматели торговать алкогольной продукцией в соответствии с изменениями в законодательстве больше не смогут.

Алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать следующие сведения:

— наименование алкогольной продукции;

— цена алкогольной продукции;

— наименование производителя (юридический адрес);

— страна происхождения алкогольной продукции;

— сертификат алкогольной продукции;

— государственные стандарты, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать.

Обратите внимание, Федеральным законом N 102-ФЗ установлено, что слова «государственные стандарты» заменяются словами «технические регламенты» со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов;

— объем алкогольной продукции в потребительской таре;

— наименования основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;

— содержание вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказания к ее применению;

— дата изготовления и срок использования или конечный срок использования.

Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Требования к средствам укупорки потребительской

тары алкогольной продукции

Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. N 822 утверждены общие требования к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции. Эти требования заключаются в том, чтобы укупорка потребительской тары алкогольной продукции обеспечивала возможность визуального определения факта вскрытия тары.

Визуальное определение факта вскрытия тары алкогольной продукции осуществляется в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства от 1 февраля 2006 г. N 18. В указанной методике описывается, какая тара считается вскрытой.

3. Требования к порядку поставок и розничной продажи

этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Порядок поставок и розничной продажи алкогольной продукции утвержден ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ.

В соответствии с этой статьей поставки и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются организациями только при наличии у них соответствующих лицензий.

Именно организациям с 1 января 2006 г. будут выдаваться лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а с 1 июля 2006 г. индивидуальные предприниматели исключены из числа субъектов, обладающих правом на розничную продажу алкогольной продукции.

Алкогольная продукция включает в себя (согласно Федеральному закону N 171-ФЗ) питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водку) и вино. К алкогольной продукции не относятся пиво и натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта.

Следовательно, если к 1 июля 2006 г. индивидуальный предприниматель не создал юридическое лицо, из всех напитков с содержанием этилового спирта торговать он сможет только напитками, не относящимися к алкогольной продукции. Таким образом, предприниматель, занимающийся розничной продажей алкогольной продукции, с 1 июля 2006 г. должен был либо отказаться от ее продажи, либо зарегистрироваться как юридическое лицо для продолжения предпринимательской деятельности и получить соответствующую лицензию.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции (п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ):

— в детских, образовательных и медицинских организациях;

— на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;

— в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;

— несовершеннолетним;

— без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ;

— без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со ст. 12 Федерального закона N 171-ФЗ.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции (п. 3 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ):

— в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации;

— в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.

Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику (п. 5 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ).

Обратите внимание, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции.

Кроме этого, субъекты Российской Федерации устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.

Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (ст. 17 Федерального закона N 171-ФЗ).

При рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15% объема готовой продукции должно использоваться не менее половины рекламного времени (площади) для информирования населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации (ст. 17 Федерального закона N 171-ФЗ).

Бухгалтерский учет организации — покупателя

алкогольной продукции

В организации оптовой торговли алкогольная продукция принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которой при приобретении за плату является сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Это указано в п. п. 2, 5, 6 ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н, принятие к бухгалтерскому учету алкогольной продукции отражается по дебету счета 41 «Товары» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сумму акциза, предъявленную поставщиком — изготовителем алкогольной продукции, организация учитывает в стоимости этой продукции. Это определено п. п. 2, 3 ст. 199 НК РФ.

Предъявленную поставщиком алкогольной продукции сумму НДС организация отражает по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Налогоплательщик НДС вправе принять к вычету при выполнении следующих условий:

— товары приобретены для использования в налогооблагаемой деятельности;

— товары приняты к учету;

— на руках у налогоплательщика имеется счет-фактура, оформленный надлежащим образом.

Принятая к вычету сумма НДС отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» в корреспонденции с кредитом счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

В соответствии с п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка от продажи алкогольной продукции в организации оптовой торговли является доходом от обычных видов деятельности.

В бухгалтерском учете сумма выручки от продажи алкогольной продукции отражается по кредиту счета 90 «Продажи» субсчет 90-1 «Выручка» в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Себестоимость проданной алкогольной продукции списывается со счета 41 «Товары» в дебет счета 90 «Продажи» субсчет 90-2 «Себестоимость продаж».

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товара (алкогольной продукции) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения по НДС. Налоговая база при реализации алкогольной продукции определяется как стоимость этой продукции, исчисленной исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, без включения в них НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 18%.

С 1 января 2006 г. организации оптовой торговли, реализующие алкогольную продукцию, приобретенную в этом же году, не признаются плательщиками акциза. Эти изменения внесены в гл. 22 «Акцизы» НК РФ Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ.

Пример.

В апреле текущего года организация оптовой торговли ООО «Торговля» приобрела у организации — производителя алкогольной продукции партию водки крепостью 40 градусов в количестве 1000 бутылок по 1 л, на сумму 312464 рубля (в том числе акциз 64800 рублей (1000 бутылок х 1л х 40% х 162 рубля/л), НДС — 47664 рубля)). В этом же месяце водка была реализована организации розничной торговли за 377600 рублей (в том числе НДС 57600 рублей).

Корреспонден — Сумма, Содержание операции

ция счетов рублей

Дебет Кредит

41 60 264800 Принята к учету

алкогольная продукция

19 60 47664 Отражена сумма НДС,

предъявленная

производителем

алкогольной

продукции (водки)

68 19 47664 Принят к вычету НДС

62 90-1 377600 Отражена выручка от

продажи водки

90-3 68 57600 Начислен НДС

90-2 41 264800 Списана фактическая

себестоимость

алкогольной продукции

51 62 377600 Получены денежные

средства от

покупателя

90-9 99 55200 Отражен финансовый

результат

Налогообложение алкогольной продукции

В соответствии со ст. 179 гл. 22 «Акцизы» НК РФ плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, которые перемещают подакцизные товары через таможенную границу Российской Федерации, совершающие операции, которые признаны объектом налогообложения акцизами.

В ст. 181 НК РФ приведен перечень подакцизных товаров. Согласно указанной статье признается подакцизным товаром:

— спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

— алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов).

С 1 января 2006 г. согласно внесенным изменениям организации, осуществляющие оптовую торговлю алкогольной продукцией, не признаются плательщиками акциза. Обязанность начислять акциз сохранилась у организаций, осуществляющих оптовую торговлю, только при реализации остатков алкогольной продукции, которые были у нее на 1 января 2006 г. Обязанность начислять акциз у организаций, осуществляющих оптовую торговлю алкогольной продукцией, возникает независимо от того, будут ли эти остатки реализованы другим оптовым организациям или организациям розничной торговли. При этом оптовые организации должны руководствоваться ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 107-ФЗ, устанавливающей переходные положения.

Начислять акциз указанные организации должны в следующем порядке:

— в размере 80% от действующей на 1 января 2006 г. ставки для всей алкогольной продукции, за исключением вин;

— в размере 65% от действующей на 1 января 2006 г. ставки для вин, за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона N 107-ФЗ акциз уплачивается по остаткам реализуемой алкогольной продукции, исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период:

— не позднее 25-го числа отчетного месяца (авансовый платеж) — по алкогольной продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;

— не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, — по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца.

Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона N 107-ФЗ определено, что акциз уплачивается по месту реализации (передачи) алкогольной продукции оптовыми организациями. Налоговая декларация представляется в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, начиная с 1 января 2006 г. организации оптовой торговли, приобретающие алкогольную продукцию у ее производителей, не признаются налогоплательщиками акциза.

——————————————————————