Вопросы влияния валютного регулирования на внешнеэкономическую деятельность России и Украины

(Федченко О. С.) («Финансовое право», 2007, N 6)

ВОПРОСЫ ВЛИЯНИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ И УКРАИНЫ

О. С. ФЕДЧЕНКО

Федченко О. С., старший преподаватель кафедры финансового и административного права Ростовского государственного университета (РИНХ).

С развитием рыночных отношений и стремлением укрепления позиций государства на внешнеэкономическом рынке возрастает необходимость модернизации национального законодательства с учетом требований мирового экономического сообщества. В развитии мировых экономических связей приоритетным является вопрос формирования и реализации внешнеэкономической политики. Внешнеэкономическая политика государства проявляется в сочетании методов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Именно их сочетание определяет степень привлекательности для субъектов предпринимательской деятельности внешнеэкономической сферы, а для иностранных юридических и физических лиц — инвестиционную привлекательность российского рынка. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности должно обеспечивать защиту экономических интересов России и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности как национальных, так и иностранных лиц. Субъекты внешнеэкономической деятельности, независимо от форм собственности, должны в равных условиях осуществлять предпринимательскую деятельность. Согласно модельному закону об экспортном контроле внешнеэкономическая деятельность включает в себя внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них. Среди методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности и осуществления экспортного контроля одним из центральных методов является валютный контроль за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки на счета в уполномоченные банки. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <1> не выделяет отдельно среди методов правового регулирования валютный контроль, однако это один из центральных методов. Система валютных ограничений претерпела значительные изменения в последнее время. Курс, взятый на либерализацию валютных отношений, нашел свое продолжение в отмене специальных счетов резидентов и нерезидентов, отмене резервирования и, самое главное, в отказе от установления специальных методов регулирования валютных операций Центральным банком Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. По сути, законодатель отказался от деления валютных операций на текущие валютные операции и операции движения капитала. Данное деление было установлено в Законе Российской Федерации от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» <2>, заменивший его Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ <3> также содержал данное деление. С 1 января 2007 г. валютные операции в Российской Федерации подразделяются на виды только в зависимости от субъектного состава и по содержанию, деление по форме отменено. Это значительно упростило порядок осуществления внешнеэкономических операций национальными и иностранными субъектами, но, заключая внешнеэкономический договор, необходимо учитывать требования национального законодательства контрагентов в валютной сфере. ——————————— <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4850. <2> Российская газета. 1992. 4 ноября. <3> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4859.

Рассмотрим законодательное регулирование совершения валютных операций одной из стран — участниц СНГ — Украины. Органами валютного регулирования и контроля на Украине являются Кабинет Министров Украины, Министерство финансов Украины и Национальный банк Украины. Национальное законодательство Украины содержит деление валютных операций на три вида: текущие торговые операции, текущие неторговые операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Перечень текущих валютных операций является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Перечень операций, связанных с движением капитала, является открытым. В зависимости от идентификации валютной операции уполномоченные банки требуют различный пакет документов для предъявления вместе с заявкой на приобретение иностранной валюты на межбанковском валютном рынке Украины. Декретом Кабинета Министров Украины от 19.02.1993 N 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» предусмотрена выдача индивидуальных и генеральных лицензий Национального банка Украины. В частности, необходимо получение индивидуальной лицензии НБУ для совершения следующих видов валютных операций: — осуществление валютной операции с отсрочкой платежа на срок более 90 календарных дней с даты таможенного оформления экспортируемой продукции, а в случае экспорта работ (услуг), прав интеллектуальной собственности — с момента подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной собственности; — импортные операции резидентов, осуществляемые на условиях отсрочки поставки, если такая отсрочка превышает 90 календарных дней с момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг). Законодатель Российской Федерации также устанавливал срок в 90 дней для осуществления расчетов по экспортно-импортным операциям. В настоящий момент данных ограничений нет, но это не значит, что срок валютной операции по внешнеэкономическому договору, заключенному с украинским резидентом, увеличен. Если украинский контрагент не получит индивидуальной лицензии Национального банка Украины, то операция должна быть совершена в течение 90 дней, иначе к украинской стороне будут применены санкции, что, в свою очередь, влечет наложение штрафных санкций на российскую сторону. На Украине, как и в Российской Федерации, к системе валютных ограничений относится требование о зачислении валютной выручки в уполномоченные банки. К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся: — требование проведения валютных операций через уполномоченные банки; — лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций; — требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки; — требование о предоставлении информации о средствах на счетах в банках-нерезидентах в органы валютного контроля. На Украине используются те же методы валютного регулирования и дополнительно действует требование о лицензировании валютных операций с движением капитала. Операции по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах, валютных биржах и на межбанковском валютном рынке, расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами по украинскому законодательству относятся к видам внешнеэкономической деятельности в соответствии с Законом Украины от 16 апреля 1991 г. «О внешнеэкономической деятельности». Таким образом, внешнеэкономическая и валютная политика в Украине рассматриваются в единстве. В Российской Федерации внешнеэкономическая политика отождествляется с инвестиционной и торговой политикой. В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» торговая политика определяется как составная часть экономической политики государства. Основной целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Создание благоприятных условий во внешней торговле невозможно без либерализации валютного законодательства, но при этом необходимо учитывать государственные интересы. Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью возможно в целях поддержания равновесия платежного баланса страны и защиты внешнего финансового положения. Правительство Российской Федерации может применять меры ограничения внешней торговли в случаях серьезного сокращения валютных резервов, а также для достижения разумного темпа увеличения валютных резервов. Валютная политика должна способствовать развитию внешнеэкономических отношений между странами, однако развитие взаимных отношений не должно нанести вред экономической и валютной безопасности ни одной из сторон. Иностранное присутствие может оказывать негативное воздействие, когда инвесторы и субъекты внешнеэкономической деятельности, как национальные, так и иностранные, пытаются скрыть прибыли и вывезти их за рубеж. Во избежание неблагоприятных последствий необходимо принятие комплекса мер, предусматривающих возможные льготы торгового, финансово-экономического, налогового и иного порядка, которые компенсировались бы притоком инвестиций в национальную экономику.

——————————————————————