Противодействие незаконному экспорту леса, лесоматериалов и водных биоресурсов

(Кожевников К. М.)

(«Правовые вопросы строительства», 2007, N 2)

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ЭКСПОРТУ ЛЕСА,

ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ И ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ

К. М. КОЖЕВНИКОВ

Кожевников К. М., начальник управления Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе, государственный советник юстиции 3 класса, кандидат юридических наук.

Противодействие незаконному экспорту леса, лесоматериалов и водных биоресурсов является одной из приоритетных задач прокурорского надзора в таможенной сфере. На особом контроле находятся результативность работы таможен по выявлению правонарушений и преступлений, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу Российской Федерации лесоматериалов и водных биоресурсов, а также производство по делам, предметами которых они являются.

Для Дальневосточного региона характерным является экспорт лесоматериалов и водных биоресурсов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2006 г. экспортируемые лесоматериалы явились предметами 340 возбужденных таможенными органами дел об административных правонарушениях, что на 8% больше, чем в 2005 г. (315). Общая стоимость предмета правонарушений по делам данной категории составила 151299 тыс. руб., что на 10% превышает показатель прошлого года (137436,4 тыс. руб.).

Наиболее опасными видами административных правонарушений являются недекларирование вывозимых лесоматериалов либо их недостоверное декларирование, как правило, связанное с занижением сортности либо фактического объема товарной партии (ч. 1 и 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); перемещение их с использованием незаконно полученных, поддельных либо недействительных документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений: экспортных лицензий Минэкономразвития России (для лесоматериалов ценных пород), а также фитосанитарных сертификатов (ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или предоставления документов и сведений (ст. 16.12 КоАП РФ).

Распространенным видом административных правонарушений в 2006 г. явилось декларирование лесоматериалов так называемыми серыми брокерами, т. е. лицами, не имеющими права совершения таможенных операций от имени представляемого декларанта и не включенными в Реестр таможенных брокеров (представителей). Совершению таких нарушений способствует прием должностными лицами таможенных органов деклараций от неуполномоченных на то лиц.

Например, в ходе проведенной в 2006 г. прокуратурой проверки на таможенном посту «Морской порт Ванино» Ванинской таможни выявлен целый ряд таких случаев, в связи с чем возбуждено 9 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ («Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела»), в том числе 4 — по фактам декларирования неуполномоченным лицом свыше 5 тыс. кубометров экспортируемых лесоматериалов. Виновные лица привлечены к административной ответственности. По внесенному прокуратурой представлению к дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица таможенного поста «Морской порт Ванино» Ванинской таможни, принимавших грузовые таможенные декларации от неуполномоченных на то лиц.

Необходимо отметить, что таможенное оформление на экспорт является лишь завершающей стадией всей последовательности происхождения (производства) и оборота лесоматериалов на внутреннем рынке Российской Федерации.

Так, для Хабаровского края характерна проблема вывоза незаконно добытой (заготовленной) древесины, для чего используются различные схемы ее легализации на внутреннем рынке, в том числе схема многократной комиссионной перепродажи, а также применяются поддельные либо недействительные документы.

Например, в 2006 г. по направленному Комсомольским-на-Амуре транспортным прокурором в суд уголовному делу к 5,5 годам лишения свободы условно осуждены гр-ки Макарцева и Кругленко, переместившие на экспорт через таможенную границу Российской Федерации с использованием поддельных и недействительных документов (а также с использованием так называемой фирмы-однодневки) лесоматериалы на общую сумму свыше 17 млн. руб.

В 2006 г. судом также рассмотрено уголовное дело, возбужденное Свободненской транспортной прокуратурой по контрабанде леса в отношении генерального директора ООО «ТЭК ИЛИ» Го Юйцунь, который осужден к 4 годам лишения свободы.

Благоприятные условия для вывоза незаконно заготовленной древесины создает также действующее федеральное законодательство.

Статья 131 Таможенного кодекса Российской Федерации («Предоставление документов при декларировании товаров») и взаимосвязанные с ней нормы не предусматривают обязательности представления в таможенный орган при вывозе товаров, в том числе лесоматериалов, документов, подтверждающих законность их происхождения (заготовки). Кроме того, указанные сведения не относятся к предусмотренным подп. 4 п. 3 ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации сведениям о товарах, достоверность заявления которых при декларировании должны проверять таможенные органы.

Осложняет положение и то, что после изменения с 1 октября 2004 г. редакции гл. 16 КоАП РФ («Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)») исключена возможность привлечения к административной ответственности по ст. 16.1 КоАП РФ («Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ», санкция которой предусматривала строгое административное наказание, вплоть до конфискации предметов правонарушения) за использование при декларировании недействительных документов, касающихся законности происхождения товаров.

Данное положение создает благоприятные условия для вывоза незаконно заготовленного леса, поскольку для этих целей необходимо предоставление лишь договоров международной купли-продажи и коммерческих документов, находящихся в распоряжении декларанта. Практика показывает, что недобросовестные экспортеры используют в качестве таковых договоры комиссии либо купли-продажи леса и лесоматериалов на внутреннем рынке, при этом оборот товара на внутреннем рынке, чаще всего — фиктивный, осуществляется многократно, с временными интервалами.

Использование поддельных недействительных документов на экспортируемые лесоматериалы является основным способом незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации. В таможенный орган предоставляются требуемые согласно действующему законодательству документы, по которым оснований для отказа в выпуске товаров не имеется. Возможность проверки данных документов в отведенные для таможенного оформления общие сроки (три дня) ограничена.

Вместе с тем отчасти таможенный контроль способен повлиять на снижение факторов, обусловливающих незаконный экспорт древесины.

Надлежащее исполнение таможенными органами функций таможенного контроля является одним из приоритетных объектов прокурорского надзора в таможенной сфере. Прокурорский надзор в данной отрасли нацелен на выработку наиболее оптимальных способов реально повлиять на повышение эффективности таможенного контроля и тем самым способствовать улучшению обстановки, связанной с экспортом древесины.

Практика прокурорского надзора показывает, что в ряде случаев на таможенных постах такая форма таможенного контроля, как досмотр, не проводится, что отрицательно сказывается на эффективности выявления правонарушений при экспорте леса и лесоматериалов.

Так, в 2006 г. на Благовещенском таможенном посту проведено 3 досмотра, на Тындинском таможенном посту — 7, на Поярковом — 2, на Белогорском таможенном посту досмотры вообще не проводились. При этом в указанный период подано порядка 1400 грузовых таможенных деклараций на вывоз леса. В связи с чем прокуратурой поставлен вопрос о проведении таможенного контроля-досмотра перед межведомственной группой и на коллегии таможенного органа, проведенной в Благовещенской таможне с участием представителей Дальневосточного таможенного управления. В результате принято решение применять данную форму таможенного контроля как наиболее эффективную для профилактики и выявления нарушений при экспорте леса и лесоматериалов.

Посредством прокурорских проверок выявляются факты проведения таможенного контроля без создания соответствующих зон таможенного контроля; нарушения, связанные с обозначением зон таможенного контроля, ведением учета и отчетности погрузки леса и лесоматериалов; непроведение проверки полномочий лиц, подающих необходимые документы, подтверждающие полномочия лица на подачу грузовой таможенной декларации. В данных случаях прокуратура также реагирует на выявляемые нарушения таможенного законодательства путем внесения актов прокурорского реагирования и привлечения виновных лиц к ответственности.

Поскольку первопричиной, способствующей незаконному экспорту леса и лесоматериалов, является ее фиктивный оборот на внутреннем рынке, необходимо создание единой информационной базы таможенных органов и органов лесоохраны, а также налоговых органов. Систематический обмен информацией позволил бы отслеживать оборот товарных партий древесины с момента вырубки до оформления на экспорт.

Необходимо также повышение координирующей роли прокуратуры. Эта деятельность должна способствовать налаживанию информационного обмена не только между правоохранительными органами, но и органами контроля, выработке между ними согласованных действий по усилению борьбы с преступлениями и правонарушениями. Целью этой работы должно стать повышение результативности совместно проводимых мероприятий.

Проблемным вопросом в области таможенного дела также является отсутствие единых методик измерения лесоматериалов, подлежащих применению на территории Российской Федерации, что на практике приводит к тому, что таможенные органы и экспортеры используют различные стандарты. В связи с чем таможенные органы не вправе вменить в обязанность экспортеру применять используемые ими методы, которые не аттестованы в установленном законом порядке.

В сфере декриминализации оборота водных биоресурсов приоритетным объектом прокурорского внимания является взаимодействие правоохранительных органов, наличие планов совместных мероприятий, полнота и эффективность их реализации. По данным вопросам прокурорами проводятся координационные совещания, в ходе которых внимание обращается также на своевременность планирования и проведения проверочных мероприятий.

Работа таможен Дальневосточного федерального округа, проводимая в целях выявления фактов незаконного вывоза водных биоресурсов, включает как контрольно-проверочные действия в рамках оперативно-розыскных мероприятий и мероприятий таможенного контроля, так и проверки непосредственно на водных объектах. Данная работа осуществляется на основании планов взаимодействия и обмена информацией с другими правоохранительными (органами внутренних дел на транспорте и органами ФСБ) и контролирующими (Россельхознадзором) органами.

В настоящее время имеются трудности технического плана в выявлении незаконного оборота биоресурсов, например у Ванинской таможни и пограничных органов, расположенных в регионе ее деятельности, отсутствуют суда для выхода на морскую акваторию с целью проведения контрольных мероприятий; из-за отсутствия постоянного радиолокационного наблюдения на погранзаставе «Охотск» неэффективен контроль за обстановкой и передвижением судов в районе промыслового лова в прилегающей акватории Охотского моря, что негативно сказывается на результатах работы по охране водных биоресурсов.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о необходимости внесения изменений в таможенное законодательство, которые могли бы усилить противодействие незаконному экспорту леса и лесоматериалов, из них:

— установление на основе системы анализа и управление рисками (ст. 358 Таможенного кодекса Российской Федерации — «Принципы проведения таможенного контроля») правовых основ применения обеспечительных мер, предусмотренных гл. 31 Таможенного кодекса Российской Федерации («Обеспечение уплаты таможенных платежей»), в том числе введение страхования ответственности (ч. 3 ст. 340 Таможенного кодекса Российской Федерации — «Способы обеспечения уплаты таможенных платежей») по внешнеторговым сделкам — для участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих деятельность непродолжительное время, имеющих уставный капитал, поставляющих товар без предоплаты, для которых деятельность по экспорту лесоматериалов не является традиционной;

— установление обязательности предоплаты либо расчета при помощи аккредитивов при экспорте леса и лесоматериалов;

— включение в нормы таможенного законодательства (ст. 131 Таможенного кодекса Российской Федерации и взаимосвязанные с ней нормы) требования о предоставлении в отношении леса и лесоматериалов документов, свидетельствующих о законности их происхождения и заготовки (например, лесорубочных билетов), а также создание единой информационной базы (хотя бы на региональном уровне) данных документов, что позволяло бы в отведенные сроки для таможенного оформления проверять достоверность заявляемых сведений;

— содействие организации производства по глубокой переработке леса на территории Российской Федерации, снижение ставок ввозных таможенных пошлин для импортного деревоперерабатывающего оборудования, льготное налогообложение субъектов деревообрабатывающей промышленности;

— повышение ставок вывозных таможенных пошлин на необработанные лесоматериалы.

Данное положение способствовало бы улучшению состояния законности в таможенной сфере.

——————————————————————