Таможня бездействует

(Думлер В.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 3)

ТАМОЖНЯ БЕЗДЕЙСТВУЕТ

В. ДУМЛЕР

Виктор Думлер, старший юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры».

Таможенная стоимость товара — непреходящий камень преткновения между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами. При этом значительная часть споров связана с оспариванием решений таможни о корректировке таможенной стоимости товара. Однако практика автора статьи показывает, что сложности доставляют декларантам не только уже принятые решения, но и ситуации, когда таможня просто тянет время и не принимает соответствующее решение по таможенной стоимости товара, то есть бездействует.

Не заплатил — не поехал

Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации таможенный орган выпускает для свободного обращения ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары не позднее 3 рабочих дней с даты принятия таможенной декларации и иных необходимых документов. Срок небольшой, но на деле соблюдается крайне редко. Дело в том, что перечень иных необходимых документов является на сегодняшний день открытым и это дает таможне возможность сколь угодно долго запрашивать у декларанта новые сведения, многие из которых у декларанта заведомо отсутствуют.

Результат подобной ситуации известен любому участнику внешнеэкономической деятельности, — согласно п. 6 ст. 323 Таможенного кодекса РФ товар может быть выпущен при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены.

В этой статье мы не будем рассматривать все многообразие вопросов, возникающих при определении таможенной стоимости. Важно другое — указанные дополнительные платежи потенциально увеличивают размер пошлины в два и более раза и способны свести экономический эффект от сделки для декларанта к нулю, а значит, необходимы меры по максимально быстрому возврату таких обеспечительных сумм декларанту.

Ждать не нужно

В большинстве случаев декларанты обращаются в суд с обжалованием решения таможни о корректировке таможенной стоимости и при условии соблюдения требований к порядку декларирования товаров имеют все шансы на успех. Однако зачастую, как мы уже говорили, таможня не торопится с принятием такого решения, предпочитая запрашивать у декларанта все новые сведения и тянуть драгоценное время.

Столкнувшись с подобной проблемой, участники внешнеэкономической деятельности вправе обжаловать бездействие таможни по непринятию решения по таможенной стоимости в установленный законом срок.

В этом случае в предмет доказывания по делу войдут следующие обстоятельства:

— ввезенные товары были продекларированы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— таможенный орган не принял решение по таможенной стоимости ввезенных товаров в установленный законом срок;

— непринятие таможенным органом решения по таможенной стоимости товара нарушает права и законные интересы декларанта.

Наибольшие споры в правоприменительной практике вызывает именно срок для принятия таможенным органом решения по таможенной стоимости товара. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

На наш взгляд, данный срок установлен п. 11 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (Приказ ГТК России от 05.12.2003 N 1399 «Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации»), в соответствии с которым таможенный орган обязан принять решение по таможенной стоимости товара в течение 3 (трех) рабочих дней с момента представления дополнительных документов.

Арбитражная практика последнего года свидетельствует о правильности такой трактовки Положения, что является хорошей новостью для всех участников внешнеэкономической деятельности. В частности, к такому выводу приходили ФАС СЗО в Постановлении от 21.03.2007 N А21-3031/2006 и ФАС ЦО в Постановлении от 04.12.2007 N А08-430/07-26.

Следует отметить, что согласно п. 25 Положения в случае, если имеются признаки недостоверности представленных декларантом сведений, решение по таможенной стоимости должно быть принято в течение 60 дней, за исключением случаев, когда данный срок продлевается до получения сведений из других органов или организаций, в том числе иностранных. Однако, как показывает практика, таможенные органы на местах склонны к вольной трактовке п. 25 Положения, рассматривая его как свою безусловную возможность запрашивать любые сведения в любых источниках, оттягивая таким образом момент принятия решения по таможенной стоимости товара. В одном из дел таможенный орган запросил даже информацию о налоговых обязательствах декларанта, а также сведения, составляющие коммерческую тайну контрагентов декларанта, хотя очевидно, что данная информация не имеет отношения к определению таможенной стоимости товара.

На недопустимость подобной трактовки п. 25 Положения указывает ФАС ЦО в Постановлении от 10.12.2007 N А08-429/07-13. При этом отдельно подчеркивается, что в соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ таможенный орган обязан документально подтвердить невозможность принятия решения по таможенной стоимости товара на основании представленных декларантом документов. Только и в том случае, когда срок для принятия решения по таможенной стоимости продлен, проводимые контрольные мероприятия вопреки мнению таможенных органов не могут длиться сколь угодно долго и должны быть завершены в разумный срок. Разумным сроком в этом случае следует признать срок, увеличенный на необходимое для получения информации дополнительное время. Такая позиция выражена в Постановлении ФАС СЗО от 10.05.2007 N А21-3362/2006.

Законом установлен срок для обжалования бездействия — 3 (три) месяца с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов. С практической точки зрения можно рекомендовать декларантам следующее.

Выпуск товаров под обеспечение уплаты таможенных платежей сопровождается запросом таможни о представлении дополнительных документов. В случае если декларант уверен в достоверности и достаточности документов или одновременно с представлением каких-либо дополнительных документов необходимо направить в таможню отдельное письмо с объяснением своей позиции и указанием на то, что декларант считает свою обязанность по представлению необходимых документов выполненной и просит принять решение по таможенной стоимости. Это позволит избежать споров относительно начала течения упомянутого выше трехдневного срока и ускорит дальнейшие действия по защите своих прав. День, следующий за днем получения соответствующего письма таможенным органом, и будет датой начала течения трехдневного срока для принятия решения по таможенной стоимости.

В решении о признании бездействия незаконным суд обязывает таможенный орган принять решение по таможенной стоимости. Таким образом, устраняются любые формальные зацепки для затягивания процесса принятия решения.

Рассматриваемая в настоящей статье арбитражная практика еще не имеет массового характера в отличие от дел по обжалованию решений о корректировке таможенной стоимости, однако, на наш взгляд, является эффективным средством оперативной защиты для декларантов, столкнувшихся с подобными трудностями. Как показывает практика, в случае признания бездействия таможни незаконным вероятность того, что таможенная стоимость будет в результате скорректирована, существенно снижается. Кроме того, необходимо иметь в виду, что вступившее в законную силу решение суда о признании бездействия незаконным при условии, что таможенный орган согласился с заявленной декларантом стоимостью, является самостоятельным основанием для возврата уплаченных в обеспечение денежных сумм.

На пути в ВТО

В настоящее время проводится обширная работа по приведению российского законодательства по определению таможенной стоимости в соответствие с нормами Всемирной торговой организации. Применительно к рассматриваемой в настоящем материале проблеме это означает, прежде всего, запрет на произвольную оценку товаров в таможенных целях, а также сокращение до минимума и упрощение экспортных и импортных формальностей и документации (статьи VII и VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле).

На наш взгляд, с прикладной точки зрения в российском правовом поле необходимо ограничить перечень документов, представляемых декларантами по сделкам международной купли-продажи (и ряду других типичных сделок), а также зафиксировать срок, по истечении которого таможенный орган обязан вернуть сумму обеспечения уплаты таможенных платежей, что не препятствует дальнейшей проверке сведений по таможенной стоимости.

Без принятия таких мер в активном развитии в ближайшее время подобной рассмотренной в настоящей статье арбитражной практики можно не сомневаться.

——————————————————————