Фитосанитарный контроль

(Ковалева Н.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 21)

ФИТОСАНИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ

Н. КОВАЛЕВА

Наталья Ковалева, начальник юридического отдела группы компаний «КОХЛОМА», кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса КГТУ.

Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 94 «О видах контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» состоит из двух абзацев и фактически дублирует положения Таможенного кодекса РФ. Однако содержательная часть его более чем насыщена. Исполнение ее непременно явило бы собой положительный результат как для государства (эффективный контроль данного направления), так и для участников внешнеэкономической деятельности (снижение неоправданных расходов).

Постановление Правительства РФ N 94 установило, что пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через Государственную границу РФ включает помимо пограничного и таможенного контроля осуществление и иных видов контроля:

— санитарно-карантинного;

— ветеринарного;

— карантинного фитосанитарного;

— транспортного;

— контроля за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности.

Данное Постановление еще раз подтверждает неизменное правило нашей действительности: «написать — это совершенно не означает исполнять». Ярким примером тому может служить ситуация с проведением карантинного фитосанитарного контроля.

Контроль на границе

Огромный объем продукции, ввозимый на территорию РФ, должен подвергаться карантинному фитосанитарному контролю. Это связано с тем, что таможенное оформление может быть завершено только после осуществления всех видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию, в том числе карантинного фитосанитарного (ст. 66 Таможенного кодекса РФ).

Согласно ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ «О карантине растений» ввозимая на территорию РФ подкарантинная продукция (растения, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организмы, объекты или материалы, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов) подлежит первичному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, в пунктах пропуска через Госграницу и вторичному — в местах назначения.

Однако до издания комментируемого Постановления было неясно, какой из видов контроля (первичный или вторичный) должен быть обязательным или необходимо проведение каждого из них, что позволяло осуществлять контроль не на границе РФ, а непосредственно в местах прибытия товара.

Для проведения «контрольных мероприятий», которые осуществлялись за счет хозяйствующего субъекта, требовалось время, что неизбежно было сопряжено с простоем значительного объема продукции в зонах таможенного контроля и на железнодорожных путях.

Постановление Правительства РФ N 94 уточнило и закрепило положение, предусматривающее обязательность осуществления первичного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через Госграницу РФ в отношении ввозимой на территорию РФ подкарантинной продукции.

Документирование: как должно быть

Согласно п. 79 Типовых схем организации пропуска через Государственную границу РФ физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в международном железнодорожном сообщении (утв. Приказом МПС России от 29.05.2002 N 26) при поступлении на территорию пункта пропуска все виды подкарантинных грузов и сопроводительные документы на них должны предъявляться дежурному госинспектору карантина растений соответствующего пограничного пункта карантина растений, который принимает решение о возможности и условиях дальнейшей перевозки подкарантинного груза с:

— составлением акта карантинного фитосанитарного контроля;

— проставлением соответствующих штампов на фитосанитарном сертификате, перевозочных и грузосопроводительных документах.

В силу подп. «а» п. 86 вышеназванных Типовых схем один экземпляр акта карантинного фитосанитарного контроля прилагается к сопроводительным документам на подкарантинный груз, второй остается в деле таможенного органа, оформившего разрешение на ввоз (выпуск) на территорию РФ данной партии подкарантинного груза.

Отбор проб (образцов) для исследования и досмотр транспортных средств, грузов и товаров являются двумя из десяти методов контроля по Положению о применении средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ N 50 от 02.02.2005). По результатам обоих методов в обязательном порядке составляются акты утвержденной формы в двух экземплярах, один из которых передается лицу, обладающему соответствующими полномочиями в отношении груза.

Что происходит на самом деле?

На практике обязанность по такому документированию часто не исполняется. Объяснением тому могут служить обстоятельства как объективного (у таможенных органов нередко отсутствует специальное оборудование для контроля), так и субъективного свойства (возможность проведения вторичного контроля).

На запрос одного из хозяйствующих субъектов об отсутствии в пакете сопроводительных документов акта фитосанитарного контроля был дан «исчерпывающий» ответ без ссылок на нормы действующего законодательства и без прояснения ситуации:

«…акт государственного карантинного фитосанитарного контроля выдается грузополучателю подкарантинного груза в случае таможенного оформления груза в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В тех случаях, когда в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации не проводится фитосанитарное и таможенное оформление с целью выпуска груза в свободное обращение, груз досматривается и оформляется по месту его доставки. На фитосанитарных сопроводительных документах и товаросопроводительных документах проставляется штамп «подлежит фитосанитарному контролю по месту доставки груза».

Неудивительно, что хозяйствующий субъект задается вопросом: для каких целей было издано вышеозначенное Постановление Правительства N 94, ведь вторичный (по месту доставки груза) карантинный фитосанитарный контроль осуществлялся и ранее, без дополнительной регламентации.

Осталось непонятным и то, почему в Постановлении среди прочих был поименован такой вид контроля, как карантинный фитосанитарный, осуществляемый именно в пунктах пропуска через Госграницу РФ.

В итоге отсутствие документов, подтверждающих «первичный государственный карантинный фитосанитарный контроль», влечет за собой увеличение времени хранения таможенного груза в зоне таможенного контроля, что выражается в дополнительных затратах хозяйствующего субъекта.

Ни для кого не секрет, что хранение товара в таких зонах является накладным мероприятием, учитывая, что нередко применяются разного рода санкции и со стороны железной дороги.

Остается надеяться, что принятое Постановление будет исполняться повсеместно соответствующими контролирующими органами, минимизируя сложности и издержки для хозяйствующих субъектов, ввозящих такую продукцию.

——————————————————————