Легализация контрабанды

(Ковалева Н.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 26)

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ КОНТРАБАНДЫ

Н. КОВАЛЕВА

Наталья Ковалева, начальник юридического отдела группы компаний «Кохлома», кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса КГТУ.

Долгожданный Приказ ФТС от 06.05.2008 N 532 «Об утверждении Порядка таможенного оформления товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации» был официально опубликован 18 июня 2008 года. Данный нормативный акт призван защитить права добросовестных приобретателей ввезенного товара, которые по каким-то причинам не обратили должного внимания на «таможенную чистоту товара».

Приказ ФТС «Об утверждении Порядка таможенного оформления товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации» был зарегистрирован в Министерстве юстиции 5 июня 2008 г. Данный документ вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования, ориентировочно 19.09.2008.

Приказом введен упрощенный порядок таможенного оформления для товаров:

незаконно ввезенных на таможенную территорию РФ;

обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших незаконно ввезенные товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности.

Цель Порядка — обеспечение прав вышеуказанных лиц (в соответствии со ст. 391 ТК РФ) уплатить таможенные платежи и выполнить иные требования и условия таможенного оформления в отношении незаконно ввезенных товаров.

Согласно принятому Порядку временное хранение незаконно ввезенных товаров, в отношении которых владелец уплатил таможенные платежи или обеспечил их уплату в соответствии с главой 31 ТК РФ, не позднее пяти дней со дня обнаружения у него этих товаров осуществляется непосредственно на объектах их владельца, где они были обнаружены. При этом незаконно ввезенные товары остаются у их владельца, не начисляются пени на суммы таможенных платежей.

Порядком предусмотрено, что место временного хранения данных товаров объявляется зоной таможенного контроля и обозначается владельцем любым способом, позволяющим идентифицировать незаконно ввезенные товары (таблички, надписи с информацией, маркировка, выделение отдельных мест на территории объекта, ограждение участка территории). В целях идентификации незаконно ввезенных товаров должностными лицами таможенного органа, обнаружившими данные товары, проводится таможенный досмотр. Его результаты, зафиксированные в акте таможенного досмотра установленной формы, используются в целях отнесения товаров к десятизначному классификационному коду в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ при декларировании товаров.

Надо отметить, что в соответствии со ст. 101 ТК РФ для хранения незаконно ввезенных на территорию РФ товаров могут быть использованы и склады временного хранения. Такие товары могут быть помещены на склад временного хранения и таможенными органами (ст. 118 ТК РФ).

Действие данного Порядка не распространяется на товары:

запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию;

оборот которых запрещен в соответствии с законодательством РФ;

в отношении которых установлены количественные ограничения при их ввозе в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ. Аналогичное положение содержится в ст. 391 ТК РФ.

Порядок декларирования

Порядок определяет перечень документов, необходимых для таможенного оформления при декларировании незаконно ввезенных товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления. К ним относятся:

документы, подтверждающие сведения о декларанте товаров;

имеющиеся у владельца коммерческие и иные документы, позволяющие идентифицировать незаконно ввезенные товары и отнести их к десятизначному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД России;

разрешения, сертификаты и иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

платежные и расчетные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей;

документы, подтверждающие сведения о таможенной стоимости товаров;

электронная копия таможенной декларации.

Незаконно ввезенные товары подлежат декларированию путем подачи письменной таможенной декларации на сброшюрованных в комплекты бланках «Грузовая таможенная декларация / Транзитная декларация (ТД3)», «Добавочный лист к грузовой таможенной декларации / Транзитной декларации (ТД4)» установленных форм (далее — ГТД). Такая декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации, по выбору владельца незаконно ввезенных товаров.

В грузовой таможенной декларации декларантом должны быть заполнены графы 1, 3, 4, 5, 7, 14, 16, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 41, 44, 45, 46, 47, 48, В, 54. При их заполнении следует руководствоваться главой IV Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации (утв. Приказом ФТС России от 04.09.2007 N 1057). Таможенная стоимость незаконно ввезенных товаров определяется и заявляется в соответствии с законодательством РФ.

Ответственность

Значение процедуры таможенного оформления товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию РФ, некоторые связывают с их легализацией, ведь раньше такие товары в большинстве случаев подлежали конфискации.

Однако у участников внешнеторговой деятельности не должно оставаться иллюзий, что с принятием настоящего Порядка у них останется лазейка для ухода от ответственности. Не исключено, что данной процедурой попытаются воспользоваться и недобросовестные предприниматели. В связи с этим Владимир Зубков, заместитель начальника пресс-службы ФТС России, в эфире телеканала РТР пояснил, что лиц, которые слишком часто будут прибегать к легализации незаконно ввезенных товаров, ждет особое внимание со стороны таможенных органов.

Не стоит забывать, что выпуск таможенным органом товаров в свободное обращение после выполнения декларантом необходимых действий не лишает сотрудников ФТС права выявлять лиц, участвовавших в незаконном перемещении товаров через таможенную границу. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 16.2 КоАП РФ. А в случае отказа лиц, приобретших товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ, от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций таможенные органы имеют право взыскивать таможенные пошлины, налоги за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

Таким образом, при буквальном прочтении документа можно сделать вывод о том, что в случае невыполнения установленных Порядком требований будут применены общие нормы о незаконном ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Спорные моменты

Неясно, каким именно способом должна обозначаться владельцем зона таможенного контроля, где хранятся незаконно ввезенные товары, кто и как определяет, насколько эти меры позволяют их идентифицировать.

Ответы на некоторые из вопросов содержатся в Приказе ГТК РФ от 23.12.2003 N 1520 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля». В то же время при анализе норм обоих документов выявляются определенные противоречия. Например, согласно п. 7 Положения «решение о создании временной зоны таможенного контроля оформляется приказом (распоряжением) таможенного органа, в регионе деятельности которого находится указанная зона», в п. 8 Положения установлены четкие требования к обозначению зоны таможенного контроля, в приложении приведен образец знака обозначения зоны таможенного контроля. Между тем в соответствии с п. 3 Порядка «место хранения данных товаров» обозначается владельцем любым способом, позволяющим идентифицировать незаконно ввезенные товары (таблички, надписи с информацией, маркировка, выделение отдельных мест на территории объекта, ограждение участка территории)».

Можно предположить, что с учетом одинаковой правовой силы Порядка и Положения в отношении противоречащих друг другу норм следует пользоваться правилом применения более позднего нормативного акта. Кроме этого, в пользу Порядка говорит то, что он является специальным нормативным актом, регулирующим данные правоотношения.

Неопределенность возникает при определении таможенного органа, правомочного принимать таможенные декларации. Порядок определения правомочных таможенных органов регламентирован в Приказе ГТК РФ от 28.11.2003 N 1356 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров». В Постановлении ФАС МО от 21.01.2005 N КА-А40/12926-04 указывается, что факт уполномоченности конкретного должностного лица определяется в соответствии с его должностной инструкцией. Однако данные нормативные акты не применяются при временном хранении товаров. В связи с этим вопрос о правомочности конкретного таможенного органа остается открытым.

Принятие Приказа ФТС позволит в дальнейшем многим предпринимателям воспользоваться своим правом, установленным ТК РФ. Ранее это сделать не представлялось возможным, поскольку не были определены процедура оформления, перечень необходимых для этого документов, сроки и пр. Общепринятый порядок не мог быть применен и по причине отсутствия у декларанта необходимых для этого документов. Поэтому Приказ от 06.05.2008 N 532, без сомнения, — хорошая новость для многих предпринимателей.

——————————————————————