История развития свободных экономических зон. Опыт Китая в сфере их создания и функционирования

(Голошов К. А.)

(«Таможенное дело», 2013, N 3)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН.

ОПЫТ КИТАЯ В СФЕРЕ ИХ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

К. А. ГОЛОШОВ

Голошов Кирилл Андреевич, студент Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета), филиал в г. Златоусте.

Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона». В самой общей форме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Автор подробно рассматривает историю развития СЭЗ и анализирует их по отношению к Китаю.

Ключевые слова: свободные экономические зоны, таможенное дело, СЭЗ, таможенные процедуры, опыт Китая.

History of development of free economic zones. Experience of China in the sphere of creation and functioning thereof

K. A. Goloshov

Neither Russian nor foreign literature has worked out a uniform interpretation and even a universally accepted definition of the concept of «free economic zone». Free economic zone is usually defined as a region or a part of the country which has a favorable economic-geography location and where a duty-free or privileged export-import regime is introduced, and some trade and currency-financial isolation from other regions of the country is reached. The author considers history of development of free economic zones in detail and analyses thereof with regard to China.

Key words: free economic zones, customs affairs, customs procedures, Chinese experience.

Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона». В самой общей форме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны.

Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) установлено понятие свободной зоны («зоны-франко»), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, это территория, где соблюдается принцип таможенной экстерриториальности.

Свободные экономические зоны можно понимать как географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный, по сравнению с общепринятым для данного государства, режим хозяйственной деятельности, т. е. анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы. Они анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы.

По определению Международной ассоциации развития свободных зон (МАРСЭЗ), созданной в 1990 г., СЭЗ является особым территориально-хозяйственным образованием, как правило, открытым для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующим экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемому путем дополнительного делегирования органами центрального и местного управления прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, свободным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления.

Как видно, единого определения СЭЗ действительно не существует. Но, подытожив мнения различных экономистов, можно прийти к определенным выводам: во-первых, СЭЗ — это неотъемлемая часть страны; во-вторых, на данной территории действует целая система льгот; в-третьих, свободной зона является только в смысле освобождения от пошлин, налогов на импорт и прочих видов контроля за импортом; в-четвертых, быть резидентом СЭЗ не значит абстрагироваться от существующего экономического правопорядка, и в-пятых, СЭЗ, при верном к ним подходе, способствуют решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач.

СЭЗ как компактные территориальные образования можно назвать и древними, и современными. Еще древние финикийцы, египтяне и китайцы использовали СЭЗ для развития внешней торговли. В ту эпоху зоны выступали в форме свободных гаваней и портов. Первым свободным портом стал Карфаген в 814 г. до н. э.

Прообраз зоны свободной торговли простирался вдоль реки Западная Двина. Эта река в раннем Средневековье стала одним из важнейших торговых путей, соединивших арабский халифат с восточнославянским миром.

Исторически таким зонам предшествовало создание свободных портов, иными словами, территорий без пошлинного складирования товаров на период поиска покупателей. Первоначально свободные порты создавались для развития местного рынка, а затем и для содействия расширению международной торговли. Статус свободных портов имели Генуя (с 1595 г.), Венеция (с 1661 г.), Марсель (с 1669 г.), а в России — Одесса (с 1817 г.), Владивосток (с 1862 г.) и Батуми (с 1878 г.).

Социально-экономические реформы в Китае, направленные на создание своеобразной социально-экономической системы конвергентного типа, сочетающей элементы рыночной и плановой экономики, начались в 1978 г., т. е. существенно раньше, чем в других социалистических странах с директивным плановым хозяйством. Они дали столь сильный толчок экономическому развитию Китая в течение длительного времени, что это повлекло существенные изменения в геополитической расстановке сил во всем мире.

Успех китайских экономических реформ во многом связан с особенностями избранной тактики — постепенным осуществлением реформ, синхронностью экономических и политических преобразований, умелым идеологическим их обеспечением. В этом смысле позитивные наработки китайского опыта имеют универсальное значение. В то же время необходимо учитывать качественные отличия китайской экономики от экономик большинства европейских постсоциалистических стран. Незавершенный характер индустриализации сделал возможным в КНР формирование негосударственных укладов экономики не на базе государственного сектора, а наряду с ним.

В течение 1980 — 1990-х гг. государственная политика Китая в отношении СЭЗ прошла несколько этапов, от создания специальных экономических зон и открытия приморских городов и районов до расширения открытости внутриконтинентальных и приграничных районов.

Первый этап (1978 — 1982 гг.) ознаменовался формированием договорно-правовой и организационной основы привлечения иностранного капитала в СЭЗ. В этот период был принят пакет законов, регламентирующих вопросы налогообложения, передачи технологий, трудовых отношений, валютного и таможенного режима, кредитно-финансового обеспечения.

Основные отличительные черты развития специальных экономических зон, в отличие от условий развития внутренних районов, заключались в следующем:

1) в СЭЗ более дифференцирована структура собственности, ведущую роль играют предприятия с участием иностранного капитала;

2) главным в СЭЗ стало рыночное регулирование;

3) продукция предприятий СЭЗ ориентирована на экспорт;

4) зарубежным инвесторам предоставляются льготы по уплате корпоративного налога;

5) упрощена процедура получения виз и разрешений;

6) государство предоставляет зонам значительную самостоятельность в ведении внешнеторговой деятельности и осуществляет контроль за нею.

Таким образом, СЭЗ стали своеобразным испытательным полигоном для отработки новых элементов хозяйственной реформы и рыночных отношений.

Второй этап (1983 — 1989 гг.) характеризуется дальнейшим расширением территорий Китая, открытых для иностранного капитала, последовательным совершенствованием договорно-правовой базы сотрудничества с иностранными инвесторами и дальнейшей либерализацией государственной политики в области привлечения и использования иностранного капитала, активизацией деятельности действующих СЭЗ и созданием их новых видов.

Все это было достигнуто после создания четкой и эффективной договорно-правовой базы для деятельности иностранного капитала в СЭЗ, а также в результате выполнения огромной строительной программы, связанной с необходимостью создания практически на голом месте современной инфраструктуры (дороги, связь, жилье, офисы и т. д.). Необходимо подчеркнуть, что на 80% затраты, связанные с созданием инфраструктуры, легли на китайскую сторону, а иностранные инвесторы пришли практически на все готовое и развернули свою производственную деятельность.

Создание зон было связано с огромными, не всегда оправданными затратами на их обустройство. Это обусловлено тем, что Китай вынужден был идти на эскалацию льгот и уступок ради победы в международной конкуренции за иностранный капитал.

Эти и другие проблемы обусловили дальнейшую корректировку тактики китайского правительства в отношении создания и функционирования СЭЗ на третьем, современном, этапе, начало которого можно датировать 1990 г.

На этом этапе китайское правительство предпринимает усилия по расширению привлечения прямых иностранных инвестиций в экспортные производства, но при этом наибольшие преференции предоставляет проектам с новыми передовыми технологиями. Именно эти проекты получают особые налоговые и другие льготы. Одновременно принимаются ограничительные меры по отношению к трудоемким проектам в обрабатывающей промышленности, использующим низкоквалифицированную рабочую силу. Политика руководства Китая ориентирует переход зон на самофинансирование с целью внесения своей лепты в доход государства.

Таким образом, к настоящему времени в Китае сложилась стройная многоярусная и многоступенчатая система открытости внешнему миру по всем направлениям, обеспечивающая сочетание интересов страны и отдельных ее регионов. Главные звенья этой системы — специальные и другие типы свободных экономических зон, сочетающие функции экспортно-производственных, торговых, научно-производственных, но имеющих существенные отличия от каждой из них в отдельности и обладающие дифференцированными условиями размещения иностранного капитала.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (в ред. от 16.04.2010).

2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

3. Договор о Европейском союзе. Договор об учреждении Европейского сообщества. Консолидированные тексты // Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые относящиеся к ним акты. М.: Статут, 2007.

4. Борисов К. Г. Международное таможенное право. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2010.

5. Европейское право: Учебник для вузов / Под ред. Л. М. Энтина. М.: ЮНИТИ, 2006.

6. Инвестиции в Россию // Ведомости. 19.06.2008. N 111.

7. Lasok D. The Customs Law of the European Economic Community. 2nd edition. Kluwer, 1990.

——————————————————————