К вопросу о методах профилактики наркотизма лиц молодого возраста

(Торникова И. В.) («Российский следователь», 2008, N 22)

К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЗМА ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА

И. В. ТОРНИКОВА

Торникова И. В., аспирант кафедры уголовного права Кубанского государственного аграрного университета.

В статье автор перечисляет ряд методов, направленных на снижение количества наркозависимых людей, а также комплекс мероприятий, предупреждающих рецидив и вовлечение новых лиц. В процессе противодействия наркотизму выработаны различные подходы подобной деятельности: от жестких, карательных до либеральных, от сосредоточения основных усилий на борьбе с незаконным предложением до признания приоритета профилактики незаконного спроса. Однако в настоящее время преобладает концепция сбалансированности и дозированного комбинирования подходов и методов <1>. ——————————— <1> См.: Кобец П. Н. Наркокриминология: анализ ситуации, связанной с наркобизнесом в России, и об участии в нем иностранцев // Российский криминологический взгляд. 2006. N 1.

По нашему мнению, только в сочетании методов общей, групповой и индивидуальной общесоциальной и специально-криминологической профилактики наркотизма несовершеннолетних и молодежи лежит залог успеха. По характеру целевой направленности эти меры призваны предупреждать противоправное поведение названных лиц — пресекать их преступные действия, а также предупреждать возможность рецидива. Общие общесоциальные методы профилактики наркотизма несовершеннолетних. Функция общесоциальной профилактики последовательно осуществляется всем прогрессивным развитием общества. Она связана с наиболее продолжительными и масштабными видами деятельности, значительными мерами развития экономики, обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан, укрепления культуры, морали и законности, социальной защищенности населения <2>. Эти мероприятия имеют более масштабные цели, чем только борьба с преступностью и предупреждение преступности. Таким образом, общесоциальная профилактика преступлений выходит не только за рамки предупреждения (профилактики) преступлений, но и борьбы с преступностью. А. Э. Жалинский отмечал, что «было бы одинаково неверно как исключать общесоциальные процессы и мероприятия из социальной системы предупреждения преступлений, так и считать их все профилактикой. Это — социальные мероприятия, которые дают профилактический эффект» <3>. ——————————— <2> См.: Литвинов А. Н., Гавриш Т. С. Профилактика преступлений: от теории к практике. М., 2003. С. 12. <3> Жалинский А. Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР (Вопросы теории). Львов, 1976. С. 21.

Общепредупредительные мероприятия включают выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с наркотиками и злоупотреблением ими; формирование негативного по отношению к употреблению наркотиков общественного мнения населения; осуществление контроля над процессами законного оборота (от производства до реализации и использования наркотиков) с тем, чтобы исключить их использование в немедицинских целях. Выявление причин и условий, способствующих развитию спроса на наркотики и совершению связанных с их приемом преступлений, достигается специальным изучением, кропотливой аналитической работой, позволяющей выделить типичные криминологические детерминанты, и обеспечивает информационную базу для последующих общепрофилактических мероприятий экономического, социального, воспитательного, правового, психолого-педагогического и собственно предупредительного характера. Все эти меры должны найти закрепление в государственной программе и реализовываться в российской антинаркотической политике. Общие специально-криминологические меры профилактики наркотизма несовершеннолетних и молодежи. В этой сфере определяющими выступают принимаемые и действующие в стране нормативные акты общего и специального характера. Не давая им анализа, остановимся на некоторых перспективах их развития. Прежде всего следует принять закон «О криминологической экспертизе», что позволит, по нашему мнению, избежать ошибок в процессе принятия правовых новелл либо разработки и внедрения социальных программ на территории Российской Федерации. Важно также принять закон «Об основах профилактики преступлений в Российской Федерации». На общефедеральном уровне важным является организация антинаркотической пропаганды в системе воспитания и образования в стране, в средствах массовой информации. При этом чисто информационный метод (о вреде наркотиков для жизни и здоровья человека) больших положительных результатов не дает. Необходимо воздействие на эмоциональную сферу детей и подростков (например, талантливо поставленным художественным фильмом о жизненной истории наркомана; иногда жестким, максимально правдивым, натуралистичным документальным фильмом), создание телевизионных игровых программ отдельно для детей и взрослых о наркотиках, наркомании, наркотизме, а также информационных программ о правовых мерах борьбы с наркобизнесом в стране. Формирование у населения (особенно у его молодой части) антинаркотической позиции предполагает широкую разъяснительную работу, направленную на распространение и внедрение в сознание людей информации об опасности для жизни и здоровья злоупотребления наркотиками и последствиях такого поведения; о правовых последствиях нарушения законодательных норм, направленных на противодействие злоупотреблению наркотиками; о возможных путях излечения от наркотической зависимости; о профилактической работе с населением для исключения условий, способствующих приобщению граждан к потреблению наркотиков. Не менее важное значение имеет разъяснительная работа с населением, пропагандирующая здоровый образ жизни и отказ от принятия наркотических средств. Важным методом общей специально-криминологической профилактики выступает мониторинг наркоситуации. Сегодня нужен новый подход, обеспечивающий разработку мероприятий после всестороннего изучения и определения фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь как на всей территории страны, так и в конкретных ее регионах. Выбор сил и средств должен соответствовать истинным размерам наркотизации населения страны. «Эффективность контроля над преступностью зависит от реалистичности предпринимаемых усилий. А это возможно на основе объективного знания фактического состояния преступности и реальных достижений правоохранительных органов» <4>. ——————————— <4> Лунеев В. В. Объективизация криминологических показателей в системе контроля над преступностью // Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М., 1996. С. 41 — 42.

Успех в предупреждении наркотизма, в том числе в среде несовершеннолетних и молодежи, в первую очередь зависит от снижения спроса на наркотики и сокращения количества их потребителей. В условиях отсутствия юридической ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача требуется комплексное воспитательно-профилактическое и лечебное воздействие на наркоманов. Поэтому в профилактике наркомании в молодежной среде необходимо решение ряда следующих взаимосвязанных задач: создание системы выявления наркозависимых лиц и контроля за распространением наркотических средств в учебных заведениях; осуществление стабилизации и последующего снижения уровня наркотизации в образовательной среде; повышение уровня образования граждан, напрямую связанного с созданием устойчивого позитивного морально-психологического климата в трудовом коллективе, образовательном учреждении; обеспечение возможности возвращения на работу и учебу бывших наркозависимых лиц после их лечения и реабилитации; дифференцированный, комплексный подход к выработке системы мер противодействия наркотизма на любом уровне с использованием методов общей и индивидуальной профилактики. Общая групповая профилактика. Воспитание трудных подростков предполагает сосредоточение внимания педагогов на развитии недостающих и преодолении негативных нравственных качеств подростков. Необходимо находить положительные черты в характере подростков, опираться на это положительное, укреплять у них веру в себя, определять реальные перспективы развития и совершенствования положительных качеств личности. К методам этой группы мы относим развитие системы доступных (желательно бесплатных) досуговых учреждений; создание специализированных, ориентированных на подростков программ телевидения, фильмов, осуществляющих задачу виктимологической профилактики; создание в учебных заведениях системы штатных психологов и наркологов; проведение социограмм. При этом необходимо комплексное воздействие на несовершеннолетних со стороны школы, семьи и общественности. Важное место здесь занимает правовое воспитание подростков, ибо оно связано с формированием специфической части сознания личности. Общественный правовой опыт учит уважительному отношению к праву, соотнесению поступков с его требованиями, правильному поведению, в том числе свободному от наркотиков и незаконных действий с ними. Специальные групповые методы профилактики наркотизма несовершеннолетних. Для успешного предупреждения наркотизма несовершеннолетних необходимо также совершенствовать деятельность по профилактике неблагоприятного влияния на них неформальных групп потребителей наркотиков и лиц, совершающих незаконные действия с соответствующими препаратами. Исходным пунктом профилактики в данном направлении является выявление указанных групп, в состав которых входят несовершеннолетние лица. Немаловажное значение имеет и учет особенностей взаимоотношений различных групп и их лидеров, особенно в тех случаях, когда они конкурируют между собой. Как правило, различного рода противоречия всегда имеются и их необходимо вовремя выявлять и квалифицированно использовать в профилактической работе <5>. Известны два направления воздействия на группу: 1) разобщение группы и 2) переориентация группы. Разобщение состоит в создании условий, исключающих либо существенно ограничивающих возможность общения и совместной деятельности членов группы. Переориентация заключается в изменении содержания деятельности и общения участников группы при сохранении ее основного состава <6>. Пресечь негативное воздействие неформальной группы на личность подростка можно путем изоляции самого несовершеннолетнего от группы мерами, полностью исключающими возможность его общения с членами группы. ——————————— <5> Подробнее см.: Ильяшенко А. Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения. М., 2001. С. 79. <6> Подробнее см.: Фильченков Г. И. Предупреждение и раскрытие групповых преступлений несовершеннолетних. М., 1998. С. 67 — 82; Николаева Л. П., Попова Г. М. Групповая преступность несовершеннолетних и меры ее предупреждения. М., 1973. С. 66 — 75.

Методы специальной индивидуальной профилактики наркотизма несовершеннолетних. Среди мер борьбы с наркотизмом несовершеннолетних следовало бы выделить меры, связанные с оказанием наркологической помощи, особенно в принудительном порядке, что будет способствовать уменьшению наркотизации и связанных с ней преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения, в том числе с проявлением жестокости. К этой же группе методов следует отнести и специальные психолого-педагогические меры, а также меры, принимаемые сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних. Систему специальных методов индивидуальной профилактики образуют задержание несовершеннолетних и лиц молодого возраста, допускающих немедицинское потребление наркотиков или совершение связанных с ними преступлений, их лечение, постановка на учет, внушение. Таким образом, следует поддержать мнение, высказанное в юридической литературе, что к наиболее рациональным и эффективным мерам преодоления наркотизма относятся: 1) предупредительные; 2) контрольные; 3) научно-образовательные; 4) медицинские; 5) правовые, включая международно-правовые и правотворческие; 6) экономико-финансовые и 7) организационные, в том числе информационно-аналитические и материально-технические <7>. Комплексное и взвешенное их применение с учетом сложившейся в том или ином регионе России наркоситуации, уровня наркотизации подростков и молодежи будет способствовать эффективной профилактической деятельности. ——————————— <7> См.: Гасанов Э. Проблемы борьбы с наркотической преступностью // Законность. 1997. N 6. С. 3 — 4.

——————————————————————