Риски предпринимателей при приобретении иностранных товаров на территории Российской Федерации

(Карнавский А. В.)

(«Реформы и право», 2008, N 4)

РИСКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ИНОСТРАННЫХ

ТОВАРОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. В. КАРНАВСКИЙ

Карнавский Антон Владимирович — аспирант Государственного университета — Высшей школы экономики при Правительстве РФ.

По мнению большинства предпринимателей, приобретение иностранных товаров на внутреннем рынке автоматически снимает риски, связанные с возможным предъявлением к ним претензий со стороны таможенных органов в связи с перемещением данных товаров через таможенную границу. Как правило, представители бизнеса полагают, что поскольку какого-либо отношения к ввозу товаров они не имеют, то не могут являться лицами, ответственными за их надлежащее таможенное оформление и тем более за уплату организациями-импортерами таможенных платежей в отношении данных товаров. Поэтому некоторые импортеры, желая выступать в роли приобретателей товаров на внутреннем рынке, создают компании, специализирующиеся исключительно на ввозе, таможенном оформлении и реализации товаров для указанных лиц.

Действительно, по общему правилу обязанность по совершению таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, к числу которых относятся декларирование и уплата таможенных платежей, в соответствии со ст. ст. 16, 126, 127, 320 ТК РФ возлагается на импортера. Вместе с тем деятельность, связанная с приобретением иностранных товаров на внутреннем рынке, не лишена также определенных рисков.

Негативные последствия связаны с приобретением на внутреннем рынке незаконно ввезенных товаров. При этом под угрозой находятся не только приобретатели, которые знали о незаконности ввоза товаров или участвовали в его организации, но и добросовестные приобретатели. Более того, риск сохраняется даже после перепродажи товаров третьим лицам и их реализации конечным потребителям.

Незаконно ввезенные товары могут быть обнаружены таможенными органами при осуществлении таможенного контроля, как правило, в форме специальной таможенной ревизии, которая может проводиться в том числе у лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами (п. 3 ст. 376 ТК РФ).

Данные риски связаны, во-первых, с возможной утратой товаров, во-вторых, с уплатой или взысканием таможенных платежей, в-третьих, с привлечением к административной или уголовной ответственности. Характер последствий и условия их наступления зависят от того, знало ли лицо в момент приобретения о незаконности ввоза товаров, в связи с чем следует различать приобретателей двух типов — добросовестные и недобросовестные.

Риски для добросовестных приобретателей

Пунктом 1 ст. 391 ТК РФ установлено, что при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Последнее не производится только тогда, когда приобретатель осуществит таможенное оформление товаров и уплатит в отношении их таможенные платежи в течение пяти дней со дня обнаружения таможенными органами данных товаров. В случае если указанные действия не будут совершены, товары изымаются таможенными органами и в дальнейшем реализуются на основании решения суда с целью взыскания таможенных платежей за счет их стоимости (п. 5 ст. 391 ТК РФ).

Указанные положения направлены на реализацию основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, согласно которым все ввозимые и вывозимые товары подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю (п. 1 ст. 14 ТК РФ); никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами до их выпуска (п. 1 ст. 15 ТК РФ); пользование и распоряжение товарами после их выпуска осуществляется в соответствии с заявленным таможенным режимом (п. 2 ст. 15 ТК РФ). При этом условием помещения товаров под таможенный режим, предполагающий свободное обращение товаров, является уплата таможенных платежей (п. 1 ст. 164 ТК РФ).

Таким образом, приобретателю незаконно ввезенных товаров предлагается уплатить таможенные платежи для того, чтобы в силу названных положений ТК РФ у него возникло право пользоваться и распоряжаться данными товарами. Обязанности уплачивать таможенные платежи на основании ст. 391 ТК РФ у него не возникает. При уплате таможенных платежей приобретатель реализует право, предусмотренное п. 2 ст. 328 ТК РФ, а не обязанность, которая возложена на других лиц (ст. 320 ТК РФ). Поэтому приобретатель незаконно ввезенных товаров обладает правом выбора — либо уплатить таможенные платежи и тем самым сохранить товары, либо отказаться от уплаты таможенных платежей и утратить приобретенные товары. При отсутствии товаров у приобретателя таможенный орган, опираясь на положения ст. 391 ТК РФ, не вправе предъявить к нему каких-либо претензий, связанных с уплатой таможенных платежей.

Допустим, приобретатель товаров решил уплатить таможенные платежи. Насколько выполнимы те условия, при соблюдении которых приобретатель может сохранить за собой товары, незаконно перемещенные через таможенную границу?

Согласно п. 2 ст. 391 ТК РФ, приобретатель вправе уплатить таможенные платежи и выполнить иные требования и условия таможенного оформления товаров в упрощенном порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Однако такой порядок вплоть до настоящего времени не разработан. В отсутствие упрощенного порядка лицу, приобретшему товары на внутреннем рынке, весьма затруднительно уплатить таможенные платежи и реализовать право на таможенное оформление товаров.

Как уже указывалось, приобретатель товаров не обязан, а вправе уплатить таможенные платежи, поэтому требование об уплате таможенных платежей, направляемое лицам, ответственным за их уплату (п. 4 ст. 348 ТК РФ), данному лицу не направляется. В связи с этим таможенный орган в силу п. 2 ст. 324 ТК РФ не обязан производить расчет сумм таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с перемещением данных товаров.

Исчисление таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении незаконно перемещенных товаров, осуществляется по специальным правилам: таможенная стоимость определяется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации», ставки таможенных пошлин и налогов применяются в соответствии с положениями ст. 327 ТК РФ. Анализ данного порядка свидетельствует о том, что приобретателю товаров, который не является профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, практически невозможно произвести расчет подлежащих уплате таможенных платежей правильно и тем более своевременно (в течение пяти дней). Как показывает практика, осуществление расчета таможенных платежей в отношении незаконно перемещенных товаров в связи с необходимостью учета значительного числа факторов вызывает серьезные затруднения у самих таможенных органов.

Кроме того, в связи с отсутствием упрощенного порядка таможенного оформления таких товаров приобретатель может произвести их таможенное оформление только в общем порядке, установленном Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС России от 4 сентября 2007 г. N 1057, т. е. путем подачи на товары грузовой таможенной декларации. Вместе с тем очевидно, что заполнение такой декларации, не предназначенной для декларирования незаконно перемещенных товаров, предполагающей указание значительного объема сведений о товарах, которыми приобретатель, как правило, не располагает, неизбежно приведет к существенными временным затратам при ее заполнении. К тому же, поскольку подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в ней сведения (п. 1 ст. 131 ТК РФ), а непредставление некоторых из них влечет за собой отказ таможенного органа в принятии таможенной декларации (п. 2 ст. 132 ТК РФ), приобретатель фактически лишается возможности подать надлежащим образом оформленную таможенную декларацию в установленный срок.

В случае если приобретатель товаров принимает решение отказаться от уплаты таможенных платежей, таможенный орган изымает товары с целью последующей реализации.

Следует отметить, что для изъятия товаров у приобретателя по основанию, изложенному в ст. 391 ТК РФ, таможенным органам не требуется доказывать факт того, что лицо, приобретшее товары на внутреннем рынке, знало об их незаконном ввозе, поскольку изъятие товаров у приобретателя по рассматриваемому основанию не является мерой административного воздействия, применяемой к лицу в связи с приобретением незаконно ввезенных товаров.

По своей правовой природе полномочия таможенных органов по изъятию и распоряжению товарами, предусмотренные ст. 391 ТК РФ, являются принудительным взысканием таможенных платежей за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины и налоги не уплачены (п. 2 ст. 348, ст. 352 ТК РФ). Поскольку обращение взыскания на товары представляет собой один из способов принудительного взыскания таможенных платежей, на него распространяются все требования данной процедуры, в том числе в части соблюдения сроков и порядка принудительного взыскания таможенных платежей.

Согласно п. 5 ст. 348 ТК РФ, принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об их уплате не было выставлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные платежи.

Следовательно, в случае если незаконное перемещение товаров, подлежащих изъятию у приобретателя, имело место за пределами указанного срока, таможенный орган не вправе изъять товары и приступить к процедуре принудительного взыскания таможенных платежей за счет их стоимости.

Кроме того, в силу п. 4 ст. 348 ТК РФ до применения мер по принудительному взысканию таможенных платежей таможенный орган обязан выставить лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей. После направления требования об уплате таможенных платежей таможенный орган предпринимает меры ко взысканию таможенных платежей за счет денежных средств и иного имущества лиц, ответственных за их уплату (ст. ст. 351, 353 ТК РФ). Это предполагает обязанность таможенного органа принимать меры к установлению лиц, ответственных за уплату таможенных платежей. Поэтому случаи, когда таможенные органы ограничиваются лишь мерами в отношении приобретателей, являются недопустимыми.

По общему правилу, установленному п. 4 ст. 320 ТК РФ, при незаконном перемещении товаров через таможенную границу ответственность за уплату таможенных платежей возлагается на лиц, незаконно переместивших товары, а также на лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения (приобретатели товаров, которые не знали и не могли знать о незаконности их ввоза, — добросовестные приобретатели — к числу лиц, ответственных за уплату таможенных платежей, не относятся).

Таким образом, в случае если добросовестному приобретателю известны лица, указанные в п. 4 ст. 320 ТК РФ, целесообразно сообщить о них в таможенный орган, изъявший незаконно перемещенные товары. При взыскании таможенных платежей с этих лиц у таможенного органа отпадут основания для дальнейшего удержания товаров, изъятых у приобретателя, поскольку недоимка по таможенным платежам в отношении данных товаров будет погашена (п. 1 ст. 348 ТК РФ).

Также отметим, что обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных платежей, согласно п. 3 ст. 352 ТК РФ, возможно исключительно на основании решения суда. При этом данный способ принудительного взыскания таможенных платежей может применяться на равных основаниях как к юридическим лицам, так и к индивидуальным предпринимателям, приобретшим товары на внутреннем рынке.

Риски для недобросовестных приобретателей

Недобросовестные приобретатели несут риски, связанные с привлечением к административной и уголовной ответственности и взысканием таможенных платежей.

Так, приобретение товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и (или) ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в силу ст. 16.21 КоАП РФ влечет для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц наложение административного штрафа от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Следовательно, в данном случае приобретатель может не только утратить товары в связи с их конфискацией, но к нему также могут быть применены штрафные санкции. Однако основанием для применения указанных мер является совершение приобретателем административного правонарушения. В отличие от случая, указанного в ст. 391 ТК РФ, конфискация представляет собой меру ответственности приобретателя за совершенное административное правонарушение.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) лица, за которое установлена административная ответственность. Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возлагается на органы, осуществляющие административное преследование (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ). Следовательно, применение административных санкций в виде конфискации и (или) штрафа на основании ст. 16.21 КоАП РФ возможно лишь при наличии вины приобретателя в совершении данного административного правонарушении.

Исходя из содержания понятий вины физического лица (индивидуального предпринимателя) и юридического лица, сформулированных в ст. ст. 2.2, 2.10 КоАП РФ, в каждом случае привлечения приобретателя к ответственности по ст. 16.21 КоАП РФ таможенный орган обязан доказать, что в момент приобретения товаров данное лицо знало или должно было знать о незаконности их ввоза.

Таким образом, положения ст. 16.21 КоАП РФ касаются только тех лиц, которые не могли не знать о том, что приобретаемые ими товары не оформлены в таможенном отношении, т. е. недобросовестных приобретателей.

В соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.21 КоАП РФ, относится к компетенции таможенных органов. Между тем в силу ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела о таких административных правонарушениях могут рассматриваться также судьями в случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело, принимает решение о его передаче на рассмотрение судье. Поскольку в подавляющем числе случаев производство по делам данной категории осуществляется в форме административного расследования, их рассмотрение осуществляется судьями районных судов (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Необходимо иметь в виду, что административное наказание в виде конфискации может назначаться исключительно судьей (ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ). В связи с этим, в случае если рассмотрение дела о таком административном правонарушении осуществляется самим таможенным органом, привлекаемому к ответственности лицу может быть назначено наказание только в виде штрафа.

В процессе производства по делам данной категории до вынесения постановления по делу таможенные органы, как правило, прибегают к применению соответствующих мер обеспечения: товары либо изымаются по правилам ст. 27.10 КоАП РФ, либо на них накладывается арест согласно ст. 27.14 КоАП РФ. Как показывает практика, при наличии товаров и при условии доказанности вины приобретателя судьи обычно принимают решение о конфискации незаконно перемещенных товаров.

Также нельзя не учитывать, что в силу п. 4 ст. 320 ТК РФ лица, которые в момент приобретения знали или должны были знать, что приобретаемые ими товары не оформлены в таможенном отношении, признаются ответственными за уплату таможенных платежей.

В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание. Согласно п. 7 ст. 350 ТК РФ, принудительное взыскание таможенных платежей осуществляется независимо от привлечения лица, ответственного за их уплату, к административной ответственности.

Таким образом, недобросовестные приобретатели могут подвергаться не только административному наказанию (в виде конфискации товаров и (или) штрафа). В связи с приобретением незаконно перемещенных товаров на таких приобретателей также возлагается обязанность уплачивать таможенные платежи.

В соответствии со ст. ст. 188, 194 УК РФ, контрабанда, а также уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, признаются уголовно-наказуемыми деяниями. Субъектами уголовной ответственности являются только физические лица (ст. 19 УК РФ). В зависимости от распределения ролей в совершении преступления, указанных в ст. 33 УК РФ, наряду с исполнителем, привлечению к уголовной ответственности также подлежат организатор, подстрекатель и пособник.

Следовательно, если должностные лица юридического лица либо индивидуальный предприниматель, т. е. конкретные физические лица, не только знали о статусе приобретаемых ими товаров, но и организовали схему их незаконного ввоза либо участвовали в ней в каком-либо ином качестве, они (при наличии в их действиях признаков составов вышеуказанных преступлений) могут быть привлечены к уголовной ответственности. При этом юридическое лицо, должностные лица которого совершили названные преступления, в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ не освобождается от административной ответственности.

Кроме того, наряду с возможностью принудительного взыскания таможенных платежей с юридического лица и индивидуального предпринимателя в порядке, установленном гл. 32 ТК РФ, неуплаченные денежные средства также могут взыскиваться за счет личного имущества указанных граждан в порядке, установленном гл. 59 ГК РФ, поскольку обладают статусом реального и прямого имущественного ущерба, причиненного федеральному бюджету совершением преступления. В связи с этим данные денежные средства могут взыскиваться за счет имущества указанных граждан в пределах трехлетнего срока исковой давности, который, в отличие от начала течения трехлетнего срока, установленного п. 5 ст. 348 ТК РФ, начинает исчисляться лишь с момента вступления в законную силу обвинительного приговора суда (ст. 200 ГК РФ).

Таким образом, несмотря на то что лица, приобретшие товары на внутреннем рынке, участниками таможенных правоотношений не являются, в случае обнаружения у них незаконно перемещенных товаров такие товары таможенными органами могут изыматься, а приобретатели товаров могут признаваться лицами, ответственными за уплату таможенных платежей, и к ним могут применяться меры административной и (или) уголовной ответственности.

Категория незаконно перемещенных товаров

Все вышеизложенное относится только к тем случаям, когда речь идет о незаконно перемещенных товарах. В связи с этим необходимо определить, какие именно товары обладают статусом незаконно перемещенных.

Очевидно, что товары, не оформленные в таможенном отношении, т. е. товары, декларирование которых не осуществлялось, являются незаконно перемещенными. Также не вызывает сомнения, что к незаконно перемещенным товарам могут относиться товары, перемещенные помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, а также с представлением недействительных документов или сверх указанного в документах количества. Однако, по мнению таможенных органов, товары, при декларировании которых были заявлены недостоверные сведения, также относятся к категории незаконно перемещенных товаров. Такая правовая позиция была изложена, например, в Методических рекомендациях по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), доведенных до сведения таможенных органов письмом ФТС России от 30 июня 2005 г. N 01-06/21925.

В обоснование данной позиции таможенные органы ссылаются на понятие незаконного перемещения, содержащееся в подп. 10 п. 1 ст. 11 ТК РФ, которое включает в себя все действия по ввозу либо вывозу товаров, совершенные с нарушением установленного порядка. Поскольку ввоз товаров определен как фактическое пересечение товарами таможенной границы и все последующие действия с ними до их выпуска (подп. 8 п. 1 той же статьи), нарушение порядка декларирования рассматривается таможенными органами в качестве незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Между тем отнесение недостоверно декларированных товаров к числу незаконно перемещенных без учета правовых норм, содержащихся в ст. ст. 391, 352, 157, 360, 361, 320 ТК РФ, на том лишь основании, что в силу ст. 11 ТК РФ нарушение порядка декларирования формально входит в понятие незаконного перемещения через таможенную границу, представляется ошибочным.

Так, согласно ст. 391 ТК РФ, регламентирующей порядок действий в случае обнаружения таможенными органами незаконно перемещенных товаров у лиц, приобретших такие товары на территории Российской Федерации, обращает на себя внимание то, что право приобретателя уплатить таможенные платежи неразрывно связано с правом данного лица произвести таможенное оформление товаров. Следовательно, в контексте данной статьи незаконно перемещенными признаются только те товары, которые не были предъявлены к таможенному оформлению. В связи с этим следует признать оправданными те последствия, которые данной статьей предусмотрены в случае отказа приобретателя уплатить причитающиеся таможенные платежи и совершить необходимые таможенные операции — самостоятельное распоряжение таможенным органом товарами, не оформленными в таможенном отношении. Установление таких последствий к товарам, которые декларировались таможенному органу, вряд ли было бы справедливым.

К тому же, как уже указывалось, п. 5 ст. 391 ТК РФ определено, что распоряжение товарами, в отношении которых приобретатели не уплатили таможенные платежи и не совершили таможенные операции, осуществляется в соответствии со ст. 352 ТК РФ. Вместе с тем в силу п. 1 данной статьи полномочия таможенных органов по взысканию таможенных платежей за счет стоимости товаров при их реализации распространяются только на те товары, которые не были выпущены в свободное обращение. Товары, декларированные таможенному органу в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления, приобретают статус находящихся в свободном обращении со дня их помещения под данный таможенный режим (п. 3 ст. 157 ТК РФ). Достоверность заявленных сведений может быть проверена таможенным органом после выпуска товаров, однако проведение такой проверки либо выявление в ходе ее проведения факта заявления недостоверных сведений о товарах в силу ст. ст. 360, 361 ТК РФ не изменяет статуса этих товаров как находящихся в свободном обращении.

Кроме того, п. 1 ст. 320 ТК РФ устанавливает прямой механизм взыскания таможенных платежей: либо с декларанта, либо с таможенного брокера. Юридическая обязанность указанных лиц уплачивать таможенные платежи обусловлена декларированием товаров. При этом в п. 4 той же статьи речь идет о лицах, ответственных за уплату таможенных платежей в отношении незаконно перемещенных товаров, под которыми в контексте данного пункта также понимаются только те товары, которые не были оформлены в таможенном отношении.

Наконец, ст. 16.1 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за незаконное перемещение товаров и транспортных средств, не относит заявление недостоверных сведений о товарах к числу действий, образующих состав данного административного правонарушения.

Безусловный интерес в разрешении данного вопроса представляет Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2006 г. по делу N А56-26875/2005, в котором судом на основании ст. ст. 11, 391 и 360 ТК РФ сделан вывод, что указание в таможенной декларации недостоверных сведений не свидетельствует о незаконном перемещении товаров через таможенную границу. В качестве обоснования своей позиции суд указал, что ст. 391 ТК РФ наделяет товары, незаконно перемещенные через таможенную границу, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, статусом находящихся под таможенным контролем. Если же рассматривать недостоверно декларированные товары в качестве незаконно перемещенных, их статус как находящихся под таможенным контролем будет противоречить п. 1 ст. 360 ТК РФ, согласно которому ввезенные товары находятся под таможенным контролем только до момента их выпуска для свободного обращения.

Таким образом, системный анализ положений ст. ст. 391, 352, 157, 360, 361, 320 ТК РФ, а также ст. 16.1 КоАП РФ позволяет прийти к выводу, что товары, при декларировании которых заявлены недостоверные сведения, в том числе об их таможенной стоимости, о стране происхождения либо о классификационном коде по ТН ВЭД России, не относятся к категории незаконно перемещенных товаров. В связи с этим при их обнаружении у лиц, приобретших их на внутреннем рынке, такие товары не могут изыматься таможенными органами, за счет их реализации не могут принудительно взыскиваться таможенные платежи, а за приобретение недостоверно декларированных товаров не может наступать административная ответственность.

Следовательно, лицам, приобретающим иностранные товары на внутреннем рынке, во всяком случае, необходимо выяснять обстоятельства ввоза приобретаемых ими товаров, изучать репутацию лица, предлагающего приобрести товары, требовать документы, свидетельствующие о факте таможенного оформления товаров (в первую очередь счет-фактуру с указанием номера таможенной декларации). Следует помнить, что возможные имущественные потери могут существенно превысить ту выгоду, которая будет извлечена от приобретения товаров. Меры предосторожности во многих случаях позволят избежать вышеуказанных неблагоприятных последствий либо минимизировать возможные имущественные потери.

——————————————————————