Особенности процедуры таможенного оформления по законодательству Российской Федерации

(Малиновская В. М.) («Реформы и право», 2008, N 4)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. М. МАЛИНОВСКАЯ

Малиновская Виктория Михайловна — кандидат юридических наук, доцент Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел РФ.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному оформлению, или «растаможке», в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом РФ (далее — ТК РФ). Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций и процедур по помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершению действия этого режима <1>. ——————————— <1> В юридической литературе понятие «таможенное оформление» раскрывается как совокупность всех таможенных операций и процедур, проводимых в отношении товаров в период нахождения их под таможенным контролем, до момента приобретения ими неизменного статуса для таможенных целей. См.: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. А. Н. Козырина. М., 2004. С. 148.

В качестве участников процедуры таможенного оформления выступают: декларант, таможенный брокер (в случае, если декларант пользуется услугами таможенного брокера), перевозчик, таможенный перевозчик (в случаях, когда он осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем) и таможенный орган (таможня или таможенный пост). Таможенное оформление складывается из отдельных таможенных операций и таможенных процедур, предусмотренных ТК РФ. Совокупность таможенных операций и процедур, необходимых для проведения таможенного оформления, составляет содержание таможенного оформления <2>. Отдельные таможенные операции и процедуры таможенного оформления именуют стадиями таможенного оформления. Таможенное законодательство Российской Федерации предусматривает следующие стадии таможенного оформления (подраздел 1 раздела II ТК РФ): ——————————— <2> О разграничении таких понятий, как «таможенные операции» и «таможенные процедуры», см. подробнее: Малиновская В. М. Таможенные процедуры // Учебник по публичному и частному праву: В 2 т. Т. I. Публичное право / Под общ. ред. проф. Г. П. Толстопятенко. М., 2008. С. 405.

1) прибытие товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 2) внутренний таможенный транзит; 3) временное хранение; 4) декларирование товаров; 5) выпуск товаров; 6) убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации. Количество и последовательность стадий таможенного оформления зависит от направления перемещения товаров и их статуса. Во-первых, стадии внутреннего таможенного транзита и временного хранения предусмотрены для проведения таможенного оформления только иностранных товаров. Во-вторых, стадия внутреннего таможенного транзита является факультативной (она может и не проводиться). Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение таможенных платежей. Многие специалисты в области таможенного права полагают, что стадия временного хранения является факультативной стадией таможенного оформления <3>. Такая позиция обосновывается тем, что помещение товаров на склады временного хранения не требуется, если таможенное оформление товаров завершено в течение одних суток после предъявления товаров таможенному органу РФ, при условии нахождения таких товаров под постоянным таможенным контролем и учета товаров владельцем ближайшего склада временного хранения. ——————————— <3> См., например: Давыдов Ю. Г. Таможенное право в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 2003. С. 106.

В данном случае речь идет не обо всей таможенной процедуре, называемой «временное хранение», а лишь об одном действии, входящем в указанную процедуру, — фактическом помещении товаров на склад временного хранения. Из предписаний п. 2 ст. 77 ТК РФ можно сделать вывод, что временное хранение — это стадия обязательная, а помещение товаров на склад временного хранения может быть фактическим или формальным. Согласно п. 2 ст. 77 ТК РФ, с момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. Порядок таможенного оформления может быть общим (обычная процедура таможенного оформления) или упрощенным (при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и некоторых других товаров) и специальным (таможенное оформление, которое сопряжено с осуществлением в отношении перемещаемых товаров санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов государственного контроля). Таможенное оформление производится в местах нахождения таможенных органов и во время работы этих органов. Таможенные операции по таможенному оформлению осуществляют должностные лица отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможни или должностные лица таможенного поста. По мотивированному запросу декларанта или иного заинтересованного лица (перевозчика или таможенного брокера) отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов с соблюдением правил ТК РФ. За таможенное оформление взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых Правительством РФ <4>. ——————————— <4> См.: Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» // РГ. 2004. 30 дек.

Таможенное оформление, включая заполнение необходимых документов, по общему правилу производится на русском языке. В то же время ТК РФ предусматривает и исключения из этого правила (ст. 65). Таможенные органы могут принимать и использовать для таможенных целей надлежащим образом удостоверенные документы и сведения на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов. В мировой практике применяются два способа удостоверения иностранных документов: 1) консульская легализация; 2) проставление апостиля. В ст. 60 ТК РФ определены момент начала и момент завершения таможенного оформления. Сроки проведения процедуры таможенного оформления в ТК РФ не закреплены, однако на продолжительность процедуры таможенного оформления прямо влияют два срока, предусмотренные ТК РФ: срок подачи таможенной декларации (ст. 129) и срок выпуска товаров (ст. 152). Так, таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, по общему правилу подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. Это правило действует, если не применялась процедура выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Иные сроки предусмотрены для таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, а также товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Таможенные органы завершают процедуру таможенного оформления принятием решения о выпуске товаров, которое должно быть надлежащим образом оформлено не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также предъявления товаров таможенным органам. Выпуск товаров таможенным органом является результатом проведения проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении. Максимальный срок такой проверки установлен ст. 359 ТК РФ и равен трем рабочим дням. Срок проверки может быть продлен таможенным органом на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары. Продление срока проверки автоматически продлевает срок выпуска товаров, а следовательно, удлиняет продолжительность процедуры таможенного оформления. Основной стадией таможенного оформления является декларирование товаров. Товары подлежат декларированию таможенным органам при перемещении через таможенную границу Российской Федерации, изменении таможенного режима, а также в других случаях, предусмотренных ст. ст. 183, 184, 247, 391 ТК РФ. Декларирование (от лат. declaratio — заявление, объявление) — заявление таможенному органу по установленной форме необходимых для таможенных целей сведений о перемещаемых товарах и транспортных средствах. Декларирование производится декларантом или таможенным брокером по выбору декларанта. ТК РФ предусматривает четыре формы декларирования: — устная; — письменная; — электронная; — конклюдентная. В неторговом обороте (при таможенном оформлении ручной клади и багажа пассажиров) применяется декларирование в письменной, устной или конклюдентной форме. Примером декларирования в конклюдентной форме может служить проход пассажиров в международных аэропортах по «зеленому коридору». В этом случае пассажир своим действием заявляет сотрудникам таможенных органов об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию. В торговом обороте (при таможенном оформлении товаров, перемещаемых в коммерческих целях) применяется декларирование в письменной и электронной формах. На сегодняшний день известны случаи, когда российские таможенные органы принимают к таможенному оформлению товары только по электронной форме грузовой таможенной декларации. Основным документом при декларировании является таможенная декларация. Различают следующие виды таможенных деклараций: 1) полная; 2) неполная (ст. 135 ТК РФ); 3) временная (ст. 138 ТК РФ); 4) периодическая (ст. 136 ТК РФ). Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации. В целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства Российской Федерации Министерство экономического развития и торговли РФ может определять специализацию отдельных таможенных органов в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 125 ТК РФ. При подаче таможенной декларации в таможенный орган, который не может производить таможенное оформление данного товара, таможенная декларация в день ее подачи пересылается в надлежащий таможенный орган. Срок принятия таможенной декларации в этом случае продлевается на время, необходимое для ее пересылки, но не более чем на два рабочих дня. Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, указанных ниже. Если этот срок недостаточен декларанту для сбора необходимых документов и сведений, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации. Продление срока подачи таможенной декларации не должно приводить к нарушению срока временного хранения товаров. Если окончание срока подачи таможенной декларации приходится на нерабочий день таможенного органа, днем окончания этого срока считается следующий за ним рабочий день таможенного органа. При ввозе на таможенную территорию товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлении и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенное оформление производится в упрощенном виде и в первоочередном порядке, а также при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления. Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, подается до их убытия с таможенной территории Российской Федерации, за исключением ввоза, вывоза и декларирования товаров, перемещаемых по линиям электропередачи. Таможенный кодекс РФ предусматривает также институт предварительного декларирования. Любое заинтересованное лицо может обратиться в таможенный орган, подав таможенную декларацию за 15 дней до момента ввоза товаров (если товары декларируются в месте их прибытия) или завершения внутреннего таможенного транзита. Если товары не предъявлены в таможенный орган, принявший таможенную декларацию, в течение 15 дней со дня ее принятия, таможенная декларация считается неподанной. Таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита. Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, таможенный орган при предварительном декларировании товаров принимает заверенные декларантом копии этих документов и при необходимости после прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов. После завершения проверки таможенной декларации и уплаты подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации такая таможенная декларация может использоваться в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур. Участниками декларирования являются декларант и таможенный брокер (если декларант воспользовался его услугами для участия в таможенном оформлении). Декларант — лицо (физическое или юридическое), которое декларирует товары или от имени которого декларируются товары. Правовой статус декларанта закреплен в ст. ст. 126 и 127 ТК РФ. Таможенный брокер — посредническая организация, совершающая таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК РФ. Им может быть только российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей). Правовой статус таможенного брокера определен в ст. ст. 139 — 145 ТК РФ. Бланк таможенной декларации непосредственно заполняет работник таможенного брокера — специалист по таможенному оформлению. Специалист по таможенному оформлению — физическое лицо, обладающее специальными познаниями в области таможенного оформления товаров и включенное в штат сотрудников таможенного брокера. Квалификация и специальные познания специалиста по таможенному оформлению должны быть подтверждены соответствующим квалификационным аттестатом, выданным Федеральной таможенной службой РФ. Программа квалификационного экзамена для специалистов по таможенному оформлению утверждается Министерством экономического развития и торговли РФ. Правовой статус специалиста по таможенному оформлению установлен ст. ст. 146 — 148 ТК РФ. Основным документом при проведении таможенного оформления товаров, перемещаемых в коммерческих целях через таможенную границу Российской Федерации (в торговом обороте), является грузовая таможенная декларация (далее — ГТД). ГТД — официальный документ, составляемый по установленной форме и используемый для выполнения таможенных формальностей при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и при изменении таможенного режима, под который помещались товары. Форма ГТД, которая была введена в практику таможенного оформления товаров в России с 1 апреля 1989 г., совпадает с формой ЕАД — Единого административного документа, применяемого в странах Европейского союза. Формы бланков ГТД неоднократно менялись. В настоящее время применяются формы бланков ГТД, утвержденные Приказом ФТС России от 3 августа 2006 г. N 724. Заполнение граф и разделов ГТД производится в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС России от 4 сентября 2007 года N 1057. Сведения в ГТД заносятся декларантом (если декларант — физическое лицо) или уполномоченным лицом декларанта (если декларант — юридическое лицо) либо специалистом по таможенному оформлению таможенного брокера (если декларант пользуется услугами таможенного брокера). Для заполнения соответствующих граф ГТД, для которых необходимо использование классификаторов, указанные лица должны пользоваться приложениями к Приказу ФТС России от 21 августа 2007 г. N 1003 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей», а также Общероссийским классификатором стран мира, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 14 декабря 2001 г. N 529-ст, и Общероссийским классификатором валют, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2000 г. N 405-ст. На каждую партию товаров заполняется одна ГТД, если в отношении таких товаров установлен один и тот же таможенный режим. В случае если товары помещаются под различные таможенные режимы, заполняется такое количество ГТД, которое соответствует количеству указанных режимов. При декларировании товаров с использованием только основного листа (ТД-1 или ТД-3) в ГТД могут быть заявлены сведения о товарах одного наименования, вида и марки, классифицируемых одним десятизначным кодом в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее — ТН ВЭД России), которые происходят из одной страны или страна происхождения которых неизвестна, облагаются одинаковыми таможенными платежами и заявлены в один таможенный режим. Оба вида добавочных листов (ТД-2 или ТД-4) дают возможность декларировать товары еще трех наименований, видов и марок, каждые из которых классифицируются одним десятизначным кодом в соответствии с ТН ВЭД России, происходят из одной страны или страна их происхождения неизвестна, облагаются одинаковыми таможенными платежами. Количество добавочных листов к одной ГТД не ограничено. Добавочные листы являются неотъемлемой частью ГТД. Если при использовании листов ТД-2 и ТД-4 остаются незаполненные графы, предназначенные для декларирования одного наименования товара, то эти графы должны быть перечеркнуты. В грузовой таможенной декларации можно выделить несколько информационных блоков, или разделов, ГТД: а) общая характеристика поставки (графы 1, 3 — 6): в этих графах заявляются сведения о таможенном режиме, о количестве товаров и грузовых мест; б) лица, участвующие в таможенном оформлении (графы 2, 8, 9, 14, 54): здесь заявляются сведения об отправителе, получателе товаров, лице, ответственном за финансовое урегулирование (контрактодержателе), а также декларанте и лице, заполнившим ГТД; в) географический блок (графы 11, 15 — 17а, 34): этот блок отражает коды торгующей страны, страны отправления и страны происхождения товаров при ввозе товаров в Российскую Федерацию, страны назначения — при вывозе товаров из Российской Федерации; г) транспортный блок (графы 18, 19, 21, 25, 26): указывается информация о транспортных средствах, на которых перевозились товары, об использовании контейнерных перевозок; д) финансовый блок (графы 12, 20, 22 — 24, 28, 47, 48): заявляются сведения об общей таможенной стоимости товаров, декларируемых в одной ГТД; об условиях поставки; о коде и курсе валюты; банковские сведения о лице, ответственном за финансовое урегулирование; сведения об исчислении таможенных платежей; е) характеристика каждого товара в партиях дается в графах с 31 по 46: в этих графах указываются наименование товара; его упаковка; количество контейнеров; серия, номера и количество акцизных марок и т. д.; десятизначный код товара по ТН ВЭД России; вес нетто и брутто товара; код льготы по уплате таможенных платежей; остаток квоты, если в отношении товаров установлены количественные или стоимостные ограничения при ввозе; наименование и номер последнего таможенного документа, принятого таможенным органом при помещении товаров под предшествующую подаче ГТД таможенную процедуру; количество товара в дополнительной единице измерения и код дополнительный единицы измерения; фактурная, таможенная и статистическая стоимости товаров. Особое значение имеет графа 44 ГТД, в которой содержится перечень сведений и документов, необходимых для таможенного оформления каждого товара. Сюда относятся: номер и дата выдачи лицензии, если товар попадает под меры нетарифного регулирования; номер транспортного (перевозочного) документа; номер и дата заключения договора международной купли-продажи (мены) или иного договора, заключенного при совершении внешнеэкономической сделки; номера и даты счетов на оплату и поставку товаров; номер и дата выдачи разрешения таможенного органа о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России; номера и даты выдачи разрешительных документов (сертификатов, разрешений и др.); номер и дата сертификата о происхождении товаров; номера и даты составления иных документов. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. Основные документы, представляемые при декларировании товаров, предусмотрены п. 2 ст. 131 ТК РФ. В ст. 63 ТК РФ сформулирована обязанность лиц, участвующих в процедуре таможенного оформления, представлять таможенным органам необходимые для таможенного оформления документы и сведения. Перечни таких документов и сведений устанавливаются ФТС России. К настоящему времени ФТС России провела определенную систематизацию документов, необходимых для таможенного оформления, приняв Приказ от 25 апреля 2007 г. N 536 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом». Данный нормативный акт не содержит полного перечня необходимых документов, в связи с чем требуется поиск иных нормативных актов ФТС России, соблюдение предписаний которых обязательно для лиц, участвующих в процедуре таможенного оформления. При предъявлении копий документов, необходимых для таможенного оформления, таможенный орган вправе проверить соответствие копий документов их оригиналам. При этом должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенное оформление, на копии документа делает запись «Сверено с оригиналом», подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати, после чего оригиналы документов возвращает декларанту. В соответствии со ст. 367 ТК РФ таможенные органы могут направить декларанту или иному лицу, участвующему в процедуре таможенного оформления, мотивированный запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и других таможенных документах. В целом таможенное оформление включает в себя различные таможенные операции и таможенные процедуры, направленные на юридическое оформление перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и установление их статуса для таможенных целей. Процедура таможенного оформления производится в соответствии с общими правилами, установленными ТК РФ. Данные правила конкретизируются многочисленными нормативными правовыми актами ФТС России. Хотелось бы обратить внимание не только на значительное число приказов ФТС России, регламентирующих всевозможные тонкости и особенности производства таможенного оформления, но и на нестабильность таких актов. Это создает сложности для участников внешнеэкономической деятельности, обязанных действовать в соответствии с предписаниями ФТС России.

——————————————————————