Исполнение судебных актов по делам о возврате таможенных платежей

(Курочкин С.)

(«Корпоративный юрист», 2009, N 7)

ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО ДЕЛАМ

О ВОЗВРАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

С. КУРОЧКИН

Курочкин Сергей, юрист юридической фирмы Goltsblat BLP.

Как на основании имеющегося судебного акта получить излишне уплаченные, взысканные таможенным органом денежные средства? Какие нюансы возникают при их фактическом возврате? Как аргументированно доказывать свою позицию при взаимодействии с таможенными органами и при этом существенно сэкономить время при получении денежных средств?

При производстве таможенного оформления и проверке достоверности заявленных сведений о выпущенных товарах нередки случаи, когда таможенные органы незаконно начисляют дополнительные таможенные платежи либо не представляют участникам внешнеэкономической деятельности льгот по их уплате, предусмотренных таможенным или налоговым законодательством. При таких обстоятельствах у лица возникает право на возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.

Процедура их возврата на первый взгляд довольно проста. В таможню, на счет которой были уплачены излишние денежные средства либо которой было произведено взыскание, подается заявление об их возврате и комплект сопроводительных документов, которые предусмотрены Приказом Государственного таможенного комитета РФ (далее — ГТК РФ) от 25 мая 2004 г. N 607 «Об утверждении Перечня документов и формы заявления». По результатам проверки и анализа полученных сведений таможня в течение месяца обязана принять решение о возврате излишне уплаченных/взысканных денежных средств. Но это в теории.

На практике таможенные органы довольно часто отказывают в возврате денежных средств, а иногда и вовсе не рассматривают полученные заявления. Обжалование данных действий/бездействия в вышестоящих таможенных органах — региональных таможенных управлениях — также не всегда дает положительный эффект. Поэтому для реализации своего права лицо вынуждено обратиться в суд, который, установив по результатам рассмотрения заявления, что решение или бездействие таможенного органа не соответствуют закону или иному правовому акту, принимает решение о признании их незаконными. В резолютивной части судебного акта указывается в том числе на признание оспариваемых действий/бездействия незаконными и на обязанность таможенного органа осуществить возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.

Рассмотрим, как на основании имеющегося судебного акта получить излишне уплаченные (взысканные) денежные средства, какие нюансы возникают при их фактическом возврате. Понимание этого процесса и знание норм позволит не только аргументированно доказывать свою позицию в ходе взаимодействия с таможенными органами, но и существенно сэкономить время при получении денежных средств. Данные вопросы представляются особенно актуальными с учетом противоречивой правоприменительной практики таможенных органов.

Прежде всего обсудим, что именно требуют таможни для исполнения судебных актов о возврате денежных средств. При этом отметим, что акты суда исполняются ими в основном добровольно, без привлечения к данному процессу Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.

Итак, в зависимости от практики, сложившейся в конкретной таможне, исполнение судебных актов происходит после получения ею:

1) заявления о возврате денежных средств, комплекта сопроводительных документов, предусмотренных Приказом ГТК РФ от 25 мая 2004 г. N 607, и заверенной судом копии судебного акта, вступившего в законную силу,

либо

2) заявления о возврате денежных средств, комплекта сопроводительных документов, предусмотренных Приказом ГТК РФ от 25 мая 2004 г. N 607; исполнительного листа и заверенной судом копии судебного акта.

На основании полученных документов и руководствуясь п. 4 ст. 355 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ), таможенный орган рассматривает представленные документы и принимает решение о возврате денежных средств. При этом срок принятия решения, предусмотренный данной статьей, составляет один месяц.

В редких случаях для исполнения судебных актов таможенным органам бывает достаточно только заверенной судом копии судебного акта или исполнительного листа, представленных с сопроводительным письмом.

Указанная многовариантность не только усложняет процесс возврата денежных средств, но и приводит к конфликтам между участниками внешнеэкономической деятельности и таможнями. В результате фактический возврат денежных средств может растянуться на многие месяцы, привести к дополнительным судебным спорам и понесенным издержкам.

С учетом этого рассмотрим, какие из требований таможенного органа являются правомерными и какие документы действительно необходимы таможням для исполнения судебных актов. Будем при этом руководствоваться действующим законодательством, судебной практикой и разъяснениями самих же таможенных органов.

Обратимся сначала к нормам арбитражного законодательства, регулирующего порядок исполнения решений судов. Согласно положениям п. 1 ст. 318 и ст. 16 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу и являются обязательными для органов государственной власти. Исполнительный лист необходим при принудительном исполнении судебного акта, о чем говорится в п. 2 ст. 318 АПК РФ, а также при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, что предусмотрено п. 3.1 ст. 319 АПК РФ.

Здесь важно отметить, что исполнение судебного акта и возврат излишне уплаченных, взысканных денежных средств осуществляются таможенным органом со своего счета, открытого в органе федерального казначейства, а не за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ. В настоящий момент таможни вправе самостоятельно распоряжаться денежными средствами, находящимися на их счетах, и осуществлять возврат. При этом отчеты о возвратах денежных средств со счетов, контролируемых таможенными органами, ежедневно представляются в Главное управление федеральных таможенных доходов таможенной службы РФ, о чем указано в Приказе ГТК РФ от 5 декабря 2000 г. N 1114.

Вышеупомянутые нормы позволяют говорить о том, что для осуществления фактического возврата денежных средств таможенному органу достаточно полученного судебного акта, представленного взыскателем. Исполнительный лист в данном случае необходимым документом не является. Данное мнение подтверждается также в письме Северо-Западного таможенного управления ФТС РФ от 5 февраля 2007 г. N 07-07-15/2659ф, в котором указано, что у таможенного органа отсутствуют законные основания для отказа в возврате денежных средств по вступившим в законную силу решениям судов при отсутствии в таможенном органе исполнительного листа.

Еще один важный аспект, который подлежит рассмотрению в рамках заявленной темы, касается правомерности требования таможенного органа представить помимо решения суда, вступившего в законную силу, заявление о возврате денежных средств и сопроводительные документы. Форма такого заявления и Перечень прилагаемых к нему документов установлены Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 25 мая 2004 г. N 607. Указанный Перечень, по мнению некоторых таможен, необходим для исполнения судебного акта.

Данное требование таможенных органов является спорным, особенно ввиду наличия противоречивой судебной практики. Так, в Постановлениях Девятого арбитражного суда от 29 мая 2008 г. и Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 июля 2008 г. по делу N А40-68593/07-106-444 рассматривается ситуация, когда заявитель обжалует незаконное бездействие Центральной акцизной таможни, выразившееся в неисполнении решения суда, вступившего в законную силу, и в невозврате излишне уплаченных денежных средств. Суды оставили апелляционную и кассационную жалобы заявителя без удовлетворения. В судебных актах они приходят к выводу, что заявитель не обратился в Центральную акцизную таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин и процентов с приложением судебного акта, а следовательно, у таможенного органа не возникло оснований для принятия решения о возврате искомых сумм. В связи с этим факт незаконного бездействия со стороны таможенного органа отсутствует.

При этом 10 марта 2009 г. Федеральным арбитражным судом Московского округа было принято Постановление по делу N А40-21540/08-130-187. В нем в том числе рассматривается вопрос о взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей. В Постановлении суд указывает, что при нарушении срока рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств начисляются проценты. Срок рассмотрения заявления о возврате составляет один месяц с момента его получения таможней, поэтому начисление процентов производится с момента наступления у таможни обязанности по возврату до момента исполнения ею решения суда, а не до подачи нового заявления о возврате. Данным актом суд косвенно подтверждает, что при вступлении в законную силу решения суда, обязывающего таможенный орган осуществить возврат заявителю излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, подачи нового заявления о возврате денежных средств не требуется.

Для исполнения судебного акта, обязывающего таможенный орган осуществить возврат, взыскатель не обязан подавать новое заявление. Таможенные органы обязаны исполнить решение суда и осуществить возврат на основании тех заявлений, которые уже были поданы в таможню и в отношении которых принимались незаконные решения или допускалось бездействие.

При возникновении задолженности таможенного органа он обязан осуществить возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, что предусмотрено ст. 355 ТК РФ. Срок рассмотрения заявления составляет один месяц. При наличии судебного акта, вступившего в законную силу, у таможенного органа возникает обязанность, предусмотренная арбитражным законодательством, а именно исполнить судебный акт и осуществить возврат. Основанием для такого возврата является судебный акт, а не заявления о возврате, поданные в рамках таможенного законодательства. При этом технически все реквизиты, касающиеся возврата, такие, как расчетный счет, указаны в заявлении и могут быть использованы таможней.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что для исполнения таможенным органом судебного акта, вступившего в законную силу, достаточно одного документа — самого судебного акта. Иные требования таможенного органа не соответствуют нормам, установленным законодательством.

При этом стоит отметить, что рассмотренная процедура исполнения судебных актов по делам о возврате таможенных платежей существенно изменится с 1 октября 2009 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 9 апреля 2009 г. N 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно новому Закону таможенные органы будут осуществлять администрирование уплаты таможенных платежей и не будут являться их получателями. Счета таможенных органов, используемые для перечисления на них таможенных, авансовых платежей будут отменены. Указанные средства будут перечисляться плательщиками на счета Федерального казначейства, открываемые его территориальными органами и предназначенные только для учета таможенных поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ.

В связи с этим взыскание средств по денежным обязательствам будет происходить за счет средств федерального бюджета через таможенный орган, в который таможенные платежи были излишне уплачены либо который осуществил излишнее взыскание. Исполнение судебного акта в таком случае будет производиться уже на основании исполнительных листов судебных органов, предъявленных взыскателями. Можно предположить, что данный документ будет направляться в органы федерального казначейства, в компетенцию которых будет входить контроль счетов, а также организация процесса исполнения судебного акта.

Стоит отметить, что, если процедура исполнения судебного акта не будет детально урегулирована на уровне казначейств и таможен и данная информация не будет вовремя доведена до взыскателей, с 1 октября 2009 г. участники внешнеэкономической деятельности могут столкнуться с новыми сложностями в процессе исполнения судебных решений, касающихся возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.

——————————————————————