Классификация видов таможенного контроля

(Костин А. А.) («Таможенное дело», 2010, N 1)

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

А. А. КОСТИН

Костин А. А., доцент кафедры таможенного дела Белгородского университета потребительской кооперации, кандидат экономических наук.

В соответствии со ст. 11 Таможенного кодекса РФ <1> (ТК РФ) таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. ——————————— <1> См.: Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ.

Данное определение идентично понятию таможенного контроля, содержащемуся в главе II Генерального приложения (E7 F3) Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) <2>, где таможенный контроль определен как совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. ——————————— <2> См.: Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) // URL: http://www. wcoomd. org/Kyoto_New/Content/content. html (дата обращения 23.08.2009).

Вместе с тем, по мнению С. В. Халипова, в Таможенном кодексе РФ (как и в Киотской конвенции) нет четкого объяснения тому, что понимается под «совокупностью мер» <3>. Автор правомерно полагает, что данными мерами являются формы таможенного контроля (ст. 366 ТК РФ), а также иные действия (не отнесенные Таможенным кодексом РФ к формам таможенного контроля), способствующие реализации таможенными органами выбранных форм таможенного контроля, например идентификация (ст. 390 ТК РФ), привлечение экспертов и специалистов (ст. 378, 384, 385 ТК РФ), применение технических средств (ст. 388 ТК РФ) и другие действия. Определение таможенного контроля через «совокупность мер» юридически ограничивает рассматриваемый правовой институт, поскольку таможенный контроль может возникать вообще независимо от осуществляемых таможенными органами мер. ——————————— <3> См.: Халипов С. В. Таможенное право: Учебник. М.: ИКД «Зерцало-М», 2004.

В соответствии с п. 1 ст. 360 Таможенного кодекса РФ товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации. Анализ положений Таможенного кодекса РФ позволяет выделить перечень оснований, при которых ввезенные в Российскую Федерацию товары и транспортные средства утрачивают статус находящихся под таможенным контролем: — выпуск товаров для свободного обращения; — уничтожение товаров; — обращение товаров в федеральную собственность; — фактический вывоз товаров с таможенной территории РФ. Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы (фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации). Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение таможенного законодательства, принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц в сфере таможенного дела, взимают таможенные платежи, обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и т. д. Данные функции, а также ряд других предопределяют конструктивную важность таможенного контроля и разнообразие его видов. В этих условиях значение таможенного контроля обусловливается, по нашему мнению, его нацеленностью на решение задач защиты национальной экономики и обеспечения ее безопасности. Некоторыми авторами таможенный контроль рассматривается непосредственно «как составная приоритетная часть системы экономической безопасности» <4>. На практике таможенное регулирование как процесс установления порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу служит в конечном итоге интересам любого суверенного государства: не только обеспечению экономической безопасности, но и пополнению государственного бюджета. В этом смысле направления таможенной политики (протекционизм или свободная торговля) продиктованы общим вектором экономической (в том числе финансовой) политики страны <5>. ——————————— <4> Беляева Е. Н., Войналович Я. С. Понятие экономической безопасности и место таможенного контроля в обеспечении экономической безопасности государства // Ежегодник «Академический вестник» Ростовского филиала ГОУ ВПО «Российская таможенная академия». 2007. N 5. С. 6. <5> См.: Матвиенко Г. В. Взаимодействие и классификация таможенных процедур // Финансовое право. 2008. N 4.

Представляется, что при этом в основе эффективного решения данных задач лежит точная и правильная классификация видов таможенного контроля, что особенно важно для деятельности таможенных органов, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства физическими и юридическими лицами. Следует согласиться с позицией ученых, предлагающих формы таможенного контроля, установленные ст. 366 Таможенного кодекса РФ, отграничивать от видов контроля, проводимых таможенными органами в рамках осуществления таможенного контроля <6>. Так, отменяя решение суда о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по таможенным платежам, возникшей по результатам корректировки таможенной стоимости, суд апелляционной инстанции указал, что «корректировка таможенной стоимости проводилась таможенным органом в порядке ст. 361 Таможенного кодекса РФ, однако такой формы контроля, как корректировка таможенной стоимости, в данной статье нет». Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции постановление суда апелляционной инстанции было отменено в связи с неправильным толкованием норм таможенного законодательства РФ <7>. ——————————— <6> См.: Трунина Е. В. Таможенный контроль: теория, проблемы, практика // Таможенное дело. 2008. N 3. <7> См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 5 июля 2006 г. по делу N Ф08-2965/2006-1241А // СПС «КонсультантПлюс».

Анализ положений Таможенного кодекса РФ, многообразие форм и способов таможенного контроля позволяют классифицировать виды таможенного контроля в зависимости от различных критериев (рис. 1).

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

> Основная цель Критерии <

/\ \/

Выявление с помощью различного В зависимости от субъектов, подпадающих рода мероприятий соответствия под таможенный контроль. проведенных таможенных операций В зависимости от характера и каких-либо действий осуществления. таможенному законодательству, В зависимости от предмета таможенного соблюдения физическими и контроля. юридическими лицами, В зависимости от формы осуществления. участвующими в таможенной В зависимости от направления движения деятельности, установленных товаров. таможенных правил и процедур В зависимости от вида транспортного средства, применяемого в ходе перемещения или способа перемещения товаров. В зависимости от осуществления таможенных процедур и структуры таможенного процесса

Рисунок 1. Критерии классификации видов таможенного контроля

В зависимости от субъектов, подпадающих под таможенный контроль, можно выделить: таможенный контроль физических лиц (личный досмотр), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля и пр.). Так, в соответствии со ст. 373 ТК РФ исключительной формой таможенного контроля, применяемой в отношении физических лиц, является личный досмотр, который может быть проведен при наличии соответствующих оснований и в порядке, установленном таможенным законодательством. Однако следует согласиться с О. Анганзоровым, который отмечает вероятность возникновения трудностей в практике применения процедуры личного досмотра, поскольку нет юридической формулировки понятия данного вида таможенного контроля <8>. Помимо этого, в Таможенном кодексе РФ нет четкого определения порядка проведения личного досмотра (в частности, не указаны пределы досмотра для обнаружения скрытых в одежде, на теле досматриваемого лица товаров, не предусмотрено проведение принудительного личного досмотра в случае отказа досматриваемого лица от досмотра и т. п.), а имеется лишь отсылочная норма о форме акта проведения личного досмотра <9>. ——————————— <8> См.: Анганзоров О. Личный досмотр // Законность. 2005. N 2. <9> См.: Приказ ГТК России от 20 октября 2003 г. N 1165 «Об утверждении формы акта проведения личного досмотра».

В зависимости от характера осуществления: документальный и фактический таможенный контроль. Согласно Приказу ГТК России от 28 ноября 2003 г. N 1356 <10> под документальным таможенным контролем понимается проверка документов и сведений, а под фактическим — таможенный досмотр (осмотр) товаров и транспортных средств; таможенное наблюдение; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков. ——————————— <10> См.: Приказ ГТК России от 28 ноября 2003 г. N 1356 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» // Таможенный вестник. 2004. N 2.

На наш взгляд, совершенно правомерно отнести к документальному контролю также проверку сведений в результате осуществления таможенной ревизии, при проведении которой, как правило, предоставляется наибольший объем документальной информации. Помимо этого, к фактическому таможенному контролю можно отнести личный досмотр и осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля, хотя учеными отмечается, что фактически таможенный контроль как самостоятельное действие проявляется только при проведении таможенного досмотра, во всех остальных случаях, как правило, применение мер контроля является составной частью собственно таможенного оформления <11>. ——————————— <11> См.: Пиджаков А. Ю., Жамкочьян С. С. Развитие правового регулирования системы управления рисками в таможенном деле // Налоги. 2006. N 10.

При рассмотрении критерия «в зависимости от предмета таможенного контроля», как правило, мнение ученых в отношении предмета таможенного контроля сводится к тому, что под ним понимается то, на что непосредственно направлена проверочная деятельность таможенных органов <12>. В этой связи различают следующие виды таможенного контроля: ——————————— <12> См.: Марченко Р. А. Понятие административно-правового режима обеспечения таможенного дела в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2007. N 2; Халипов С. В. Таможенный контроль (административно-правовой анализ): Учебно-практическое пособие. М.: ТАМОЖНЯ. РУ, 2005. С. 22.

— контроль товаров; — контроль транспортных средств; — контроль документов и сведений; — контроль средств таможенной идентификации; — контроль объектов авторского права и смежных прав; — контроль помещений и территорий; — контроль товарных знаков и знаков обслуживания; — контроль наименования мест происхождения товаров. В зависимости от формы осуществления таможенного контроля (ст. 366 ТК РФ) следует различать: — контроль необходимых для таможенных целей документов и сведений; — контроль устных сведений, получаемых в ходе опроса физических лиц, пересекающих таможенную границу РФ; — контроль сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля. В этой связи опрашиваются лица, имеющие отношение к перемещению товаров через таможенную границу РФ и располагающие необходимыми сведениями; — гласный, целенаправленный, систематический или разовый, иногда с применением технических средств, контроль за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними иных операций; — контроль товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, не связанный со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров (визуальный контроль); — контроль товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары; — контроль физического лица (включая осмотр одежды и тела) при наличии оснований предполагать, что данное лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ; — контроль наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза в Россию; — контроль помещений и территорий для подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных. Контроль осуществляется на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов; — контроль факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и с другой информацией. Помимо этого, А. Б. Новиков предлагает выделять таможенный контроль в виде проверки автотранспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, в соответствии с порядком, установленным ст. 410 ТК РФ, а также приостановление выпуска объектов интеллектуальной собственности <13>. ——————————— <13> См.: Таможенное регулирование. Вып. 1: Сб. статей / Под общ. ред. А. Б. Новикова. СПб.: Элмор, 2006. С. 138.

В зависимости от направления движения товаров: таможенный контроль ввозимых (импортируемых) на таможенную территорию России, вывозимых (экспортируемых) с таможенной территории России товаров и товаров, следующих транзитом через территорию России. Так, на фоне замедления темпов экономического роста возникает вполне реальная угроза ухудшения условий формирования доходной базы бюджета. Сохраняется неблагоприятная с точки зрения финансовой безопасности ситуация, когда доходная часть бюджета формируется преимущественно за счет поступлений в бюджет таможенных платежей <14>. В этой связи серьезные требования к качеству и эффективности таможенного контроля предъявляются одинаково как к ввозимым, так и к вывозимым товарам. ——————————— <14> См.: Лапина С. Б. Незаконное возмещение НДС как угроза внешнеторговой деятельности России // Налоги (специальный выпуск). 2008.

Одной из причин недопоступления таможенных платежей в бюджет является недостоверное декларирование ввозимых товаров недобросовестными импортерами. При этом используются две схемы уменьшения размера таможенных платежей: занижение декларируемой стоимости товара (за счет неверного указания его цены или реального количества) и ввоз товара под другим наименованием (так называемого товара прикрытия), на который установлена низкая ставка пошлины. Наибольшие потери российского бюджета связаны с импортом из Германии, Китая, Польши и Италии, по которому таможенная стоимость занижалась более чем на 2/3 <15>. ——————————— <15> См.: Дворянов С. В. Причины недопоступления таможенных платежей в федеральный бюджет и пути повышения их собираемости // Налоговая политика и практика. 2007. N 8. С. 38.

Помимо этого, в настоящее время актуальна проблема роста связанных с возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров злоупотреблений со стороны недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которая является результатом недостаточной эффективности процессов таможенного и налогового контроля в части подтверждения факта вывоза с целью проверки правомерности применения налогоплательщиком ставки 0% по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров. В частности, об этой проблеме указывалось в распоряжении Правительства РФ от 7 марта 2008 г. N 288-р <16>, когда Правительство РФ выступило с предложением о создании системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0% по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров. ——————————— <16> См.: распоряжение Правительства РФ от 7 марта 2008 г. N 288-р «О Концепции создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 11 (ч. 2). Ст. 1046.

Основной целью данной системы контроля является обеспечение эффективного контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения соответствующей ставки НДС. Концепция создания системы контроля вывоза товаров предполагает: — создание информационно-технологической инфраструктуры системы контроля; — информационно-технологическое обеспечение процессов регистрации и контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, осуществляемых Федеральной таможенной службой на всех уровнях внутриведомственного управления; — обеспечение информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими функций контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий; — перевод в электронную форму ведомственного и межведомственного документооборота; — техническое обеспечение функционирования системы контроля с применением территориально распределенных каналов передачи данных. В отношении товаров, помещаемых под таможенный режим «международный таможенный транзит» (МТТ), таможенный контроль заключается в проверке соблюдения данного таможенного режима. Так, письмом ФТС России от 11 августа 2008 г. N 01-11/32365 <17> в целях предотвращения нарушений таможенных правил при МТТ товаров, происходящих из Китая и стран Юго-Восточной Азии, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации через пункты пропуска, расположенные в регионах деятельности Дальневосточного, Приволжского, Сибирского или Уральского таможенных управлений, и вывозимых через пункты пропуска, расположенные в регионах деятельности Северо-Западного, Центрального или Южного таможенных управлений, предлагается: ——————————— <17> См.: письмо ФТС России от 11 августа 2008 г. N 01-11/32365 «Об усилении контроля за международным таможенным транзитом товаров» // Таможенный вестник. 2008. N 17.

— принимать решение о выдаче разрешения на МТТ и завершении МТТ товаров по согласованию с соответствующим региональным таможенным управлением; — устанавливать на основании ст. 86 ТК РФ маршруты перемещения транспортных средств, перевозящих товары; — при перевозке товаров по процедуре МДП организовывать обязательное таможенное сопровождение транспортных средств, перевозящих товары, в случае превышения предела гарантии по книжке МДП; — указывать в обязательном порядке в электронном уведомлении о направлении товаров их коды и наименования. В зависимости от вида транспортного средства, применяемого в ходе перемещения или способа перемещения товаров, следует выделить: — таможенный контроль товаров, перемещаемых автомобильным, железнодорожным, морским, речным, воздушным видами транспорта; — таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях (глава 24 ТК РФ); — таможенный контроль товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линии электропередачи (глава 26 ТК РФ). С точки зрения осуществления таможенных процедур и структуры таможенного процесса можно выделить: — таможенный контроль, связанный с осуществлением таможенного оформления; — таможенный контроль, связанный с помещением товаров под определенный таможенный режим. Таможенный контроль является собирательным понятием, включающим в себя осуществление комплекса контрольных мероприятий. Так, в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом ГТК России от 28 ноября 2003 г. N 1356, при таможенном оформлении товаров таможенные органы обязаны осуществить следующие виды контроля: — контроль правильности определения классификационного кода товара по ТН ВЭД России; — контроль правильности определения страны происхождения товаров; — контроль соблюдения актов законодательства РФ, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ отдельных товаров; — контроль в целях применения мер, связанных с защитой интеллектуальной собственности; — валютный контроль и контроль за исполнением внешнеторговых бартерных сделок; — контроль таможенной стоимости; — контроль статистической стоимости; — контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей; — контроль соблюдения условий помещения под заявленный таможенный режим, а также специальной таможенной процедуры; — контроль соблюдения дополнительных условий выпуска. Многие из вышеперечисленных видов контроля представляют поэтапный, сложный комплекс контрольных действий, выходящий за рамки таможенного оформления товаров и транспортных средств. В связи с этим осуществление данных видов контроля регламентируется отдельными нормативно-правовыми актами ФТС России <18>. Подобное можно отметить и в отношении помещения товаров под различные таможенные режимы <19>. ——————————— <18> См.: Приказ ФТС России от 5 декабря 2003 г. N 1399 «Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» // Российская газета. N 257. 2003; Приказ ФТС России от 29 сентября 2004 г. N 80 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих контроль за правильным заявлением страны происхождения товаров и принятие решений о стране происхождения товаров» // Таможенный вестник. 2004. N 21 и др. <19> См.: Приказ ГТК России от 13 ноября 2003 г. N 1286 «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима реимпорта» // Российская газета. N 249. 2003; Приказ ФТС России от 11 апреля 2007 г. N 457 «Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима уничтожения» // Российская газета. N 117. 2007 и др.

В соответствии с п. 5 Инструкции ГТК России N 1356 при выполнении вышеуказанных видов контроля должностные лица таможенных органов применяют формы таможенного контроля, установленные ст. 366 Таможенного кодекса РФ. Поэтому данные виды контроля не являются самостоятельными формами контроля, а в обязательном порядке осуществляются в рамках одной или нескольких выбранных таможенным органом форм таможенного контроля. Таким образом, выделение критериев, в соответствии с которыми проведена классификация видов таможенного контроля, позволяет устранить ошибки в практике применения норм таможенного законодательства и деятельности околотаможенной инфраструктуры, а также добиться единообразного понимания и применения таможенных правил.

——————————————————————