Проблемы обеспечения экономической безопасности в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля (законодательный опыт уголовного законодательства стран — участниц СНГ, ЕврАзЭС, ШОС)

(Есаян А. К.) («Внешнеторговое право», 2010, N 1)

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН — УЧАСТНИЦ СНГ, ЕВРАЗЭС, ШОС)

А. К. ЕСАЯН

Есаян А. К., кандидат юридических наук.

Наличие системы уголовно-правовых норм по обеспечению экономической безопасности в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля является специфической особенностью уголовного права стран — участниц СНГ, ЕврАзЭС, ШОС. Существование этой системы объясняется государственной монополией на внешнюю торговлю, следствием чего явилось помещение норм о контрабанде в главы об «иных государственных преступлениях» УК РСФСР 1960 г. <1> и Закона СССР от 25 декабря 1958 г. «Об уголовной ответственности за государственные преступления» <2>. ——————————— <1> Ведомости ВС РСФСР. 1960. N 40. Ст. 591. <2> Ведомости ВС СССР. 1959. N 1. Ст. 8.

В настоящее время контрабанда согласно уголовным законам большинства стран — участниц евразийских организаций — преступление, посягающее на отношения в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля. Цели таможенной политики и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности не сводятся к наполнению бюджета, такая политика ориентирована на защиту национального производителя путем поддержания на внутреннем рынке высоких цен на импортные товары, на обеспечение его дешевым сырьем и энергоресурсами, на защиту рынка от недоброкачественной и контрафактной продукции. В странах Западной Европы, напротив, принято рассматривать контрабанду в качестве финансового правонарушения, разновидности уклонения от уплаты налогов (таможенной пошлины) <3>. Некоторые ученые также ошибочно относят контрабанду к преступлениям, непосредственно посягающим на общественные отношения, обеспечивающие бюджетные интересы государства, связанные с получением таможенных платежей <4>. Вместе с тем опасность контрабанды не сводится к уклонению от уплаты налогов и пошлин, по существу контрабанда представляет собой опасное уклонение от государственного контроля, установленного государством для эффективной реализации своей внешнеэкономической политики. ——————————— <3> См.: Hrsg. von H.-B. Wabnitz, T. Janovsky. Handbuch des Wirtschafts — und Steuerstrafrechts. S. 560; Jeandidier W. Droit penal des affaires. Paris, 2000. P. 189. <4> См.: Эминов Е. В., Логвинов Ю. В., Бронников С. А. Квалификация экономических преступлений по уголовному законодательству. М.: Норма, 2006.

Конструкция норм об ответственности за контрабанду некоторых азиатских государств — членов СНГ, ЕврАзЭС, ШОС (ст. 254 УК Туркменистана, ст. 289 УК Таджикистана) аналогична ст. 188 УК РФ, ст. 248 УК Молдовы. Несмотря на то что экономический характер государственного контроля объясняет понимание контрабанды в качестве экономического преступления, оригинальное решение уголовной ответственности за контрабанду закреплено в Модельном Уголовном кодексе для стран СНГ с учетом специфики объекта посягательства. В нем различаются: 1) контрабанда как преступление против общественной безопасности, когда предметом незаконного перемещения через таможенную границу государства являются наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые и другие опасные вещества, вооружение, военная техника, оружие массового поражения и другие опасные вещества, средства или предметы; 2) экономическая контрабанда как преступление против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, когда предметом незаконного перемещения через таможенную границу являются другие товары и предметы <5>. ——————————— <5> См.: Курс уголовного права: Особенная часть. Т. 4 / Под ред. Г. Н. Борзенкова, В. С. Комисарова. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. С. 12.

Законодатели некоторых азиатских государств — участников СНГ, ЕврАзЭС, ШОС восприняли рекомендации Модельного Уголовного кодекса, выделив в кодексах своих республик два вида контрабанды. Так, в Уголовном кодексе Республики Узбекистан контрабанда подразделяется на два вида: как преступление против общественной безопасности (ст. 246) и экономическая контрабанда, определяемая как нарушение таможенного законодательства (ст. 182) и относящаяся к «преступлениям против основ экономики» <6>. ——————————— <6> Уголовный кодекс Республики Узбекистан, с изм. и доп. на 15 июля 2001 г. / Пер. с узб.; Ассоц. «Юрид. центр». СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. С. 198.

Уголовный кодекс Республики Казахстан также предусматривает контрабанду двух видов: контрабанда изъятых из обращения предметов, а также предметов, обращение которых ограничено, отнесенная к преступлениям против общественной безопасности и общественного порядка (ст. 250); контрабанда других товаров и предметов как экономическая контрабанда (ст. 209), отнесенная к посягательствам на экономическую безопасность <7>. Статья 209 «Экономическая контрабанда» УК Казахстана гласит: ——————————— <7> См.: Уголовный кодекс Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 16 июля 1997 г. N 167, с изм. и доп. на 1 августа 2001 г. / Ассоц. «Юрид. центр». СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. С. 258.

«1. Перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных предметов, за исключением указанных в статье 250 настоящего Кодекса, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, — наказывается… 2. То же деяние, совершенное: а) неоднократно; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, — наказывается… 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные: а) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения; б) организованной группой, — наказываются… Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает одну тысячу месячных расчетных показателей» <8>. ——————————— <8> Уголовный кодекс Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 16 июля 1997 г. N 167, с изм. и доп. на 1 августа 2001 г. / Ассоц. «Юрид. центр». СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. С. 258.

Выделять в соответствующих главах уголовных законов специальные нормы о контрабанде (альтернативные контрабанде экономической) нецелесообразно не столько потому, что цели таможенной политики и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, как справедливо отметил И. А. Клепицкий, сводятся к защите и экономических интересов, и охране здоровья населения, и обеспечения общественной безопасности <9>, а сколько по причине возникающей проблемы конкуренции норм о контрабанде и незаконном экспорте материалов, технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; незаконном обороте ядерных материалов или радиоактивных веществ; оружия; наркотических средств или психотропных веществ; сильнодействующих или ядовитых веществ. ——————————— <9> См.: Клепицкий И. А. Система хозяйственных преступлений. М.: Статут, 2005. С. 248.

В связи с тем что в УК Казахстана (ст. 243), УК России (ст. 189), УК Беларуси (ст. 229) введена норма о незаконном экспорте технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, следует признать, что норма о контрабанде не охраняет интересы государства в сфере контроля за экспортом предметов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений и военной техники. Поэтому указание на эти предметы в признаках казахского основного состава контрабанды изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено (ст. 250), квалифицирующих признаках российского (ч. 2 ст. 188) или белорусского (ч. 2 ст. 228) составов контрабанды является излишним — такая контрабанда образует конкуренцию с незаконным экспортом. Поскольку УК Казахстана, УК России, УК Беларуси предусматривают ответственность за незаконный оборот ядерных материалов или радиоактивных веществ; оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; наркотических средств или психотропных веществ; сильнодействующих или ядовитых веществ (ст. ст. 247, 251, 259, 263 УК Казахстана; ст. ст. 220, 222, 228, 234 УК России, ст. ст. 322, 295, 328, 333 УК Беларуси), а компетенция Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Беларусь не ограничена трансграничным оборотом указанных предметов, указание в норме о контрабанде на эти предметы также является некорректным. В итоге среди предметов, указанных в ч. 2 ст. 188 УК РФ, остаются лишь «стратегически важные сырьевые товары» и «культурные ценности», среди предметов, указанных в ст. 209 УК Республики Казахстан, — «ценности». В юридической литературе обоснованно отмечается, что к стратегически важным сырьевым товарам относятся те виды сырья, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений и военной техники <10> и которые названы как в норме об ответственности за контрабанду (ч. 2 ст. 188 УК РФ), так и в норме об ответственности за незаконный экспорт (ст. 189 УК РФ). В этой связи указание в норме о контрабанде на стратегически важные сырьевые товары является дублированием предмета, обозначенного в норме о незаконном экспорте. ——————————— <10> См.: Михайлов В. И., Федоров А. В. Таможенные преступления. СПб., 1999. С. 41; Курс уголовного права: Особенная часть. Т. 4 / Под ред. Г. Н. Борзенкова, В. С. Комисарова. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. С. 52.

Уголовным законодательством ряда как азиатских (Туркменистан, Таджикистан), так и европейских (Молдова, Армения, Азербайджан) государств не установлена ответственность за незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Показателен с точки зрения высокого качества юридической техники опыт конструирования уголовно-правовых норм об ответственности за незаконный экспорт уголовных законов Республики Казахстан и Республики Беларусь. Статья 243 «Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники» УК Республики Казахстан гласит: «Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, — наказывается…» <11>. ——————————— <11> Уголовный кодекс Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 16 июля 1997 г. N 167, с изм. и доп. на 1 августа 2001 г. / Ассоц. «Юрид. центр». СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. С. 258.

Статья 229 «Незаконный экспорт объектов экспортного контроля» УК Республики Беларусь предусматривает уголовные наказания за «незаконный экспорт товаров, технологий, услуг и иных объектов экспортного контроля, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники». Состав невозвращения культурных ценностей формулируется в государствах — членах СНГ, ЕврАзЭС, ШОС по-разному. Вместе с тем налицо общая тенденция — низкое качество юридической техники уголовно-правовых норм об ответственности за невозвращение культурных ценностей. Статья 205 УК Кыргызстана предусматривает ответственность за невозвращение из-за границы материальных ценностей, объединяя в себе объективные и субъективные признаки как минимум двух преступлений — невозвращение культурных ценностей и невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. УК Таджикистана, УК Азербайджана, УК России диспозиции составов невозвращения культурных ценностей формулируют одинаково. Статья 290 УК Республики Таджикистан устанавливает ответственность за «невозвращение в установленный срок на территорию Республики Таджикистан предметов художественного, исторического или археологического достояния народов Республики Таджикистан и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законами Республики Таджикистан» <12>. ——————————— <12> Уголовный кодекс Республики Таджикистан: Закон от 21 мая 1998 г., с изм. и доп. на 1 июля 2006 г. СПб., 2006.

Статья 207 УК Азербайджанской Республики закрепляет следующую диспозицию: «Невозвращение в установленный срок на территорию Азербайджанской Республики предметов художественного, исторического и археологического достояния Азербайджанской Республики и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики» <13>. ——————————— <13> Уголовный кодекс Республики Азербайджан: Закон от 30 декабря 1999 г., с изм. и доп. на 1 августа 2006 г. / Ассоц. «Юрид. центр». СПб.: Юридический центр Пресс, 2006.

Статья 230 УК Республики Беларусь в качестве предмета умышленного невозвращения называет историко-культурные ценности. Предметы художественного, исторического и археологического достояния именуются в соответствии с Конвенцией о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, принятой на 16-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 14 ноября 1970 г., культурными ценностями. Статья 1 вышеуказанной Конвенции в содержание культурных ценностей помимо предметов художественного, исторического и археологического достояния включает и другие категории ценностей, требующие уголовно-правовой охраны. УК Республики Казахстан, УК Республики Туркменистан в нарушение принятой на 16-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 14 ноября 1970 г. Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности <14>, не криминализируют действия, выраженные в невозвращении культурных ценностей, вывезенных за пределы таможенной территории. ——————————— <14> См.: Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV. М., 1990. С. 506 — 513.

С учетом указанных обстоятельств, а также ряда очевидных ошибок юридической техники, положительного опыта уголовно-правовой охраны сферы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля в отдельных государствах — членах СНГ, ЕврАзЭС, ШОС нормы об этих преступлениях целесообразно изложить в следующей редакции: «Статья… Контрабанда 1. Контрабанда, то есть незаконное перемещение через таможенную границу предметов, совершенное с сокрытием от таможенного контроля или помимо таможенного контроля, совершенное в крупном размере либо в отношении предметов, представляющих значительную культурную ценность, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, — наказывается штрафом или лишением свободы на срок до… лет со штрафом или без такового. 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные: а) должностным лицом с использованием своего служебного положения; б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет со штрафом или без такового. 3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или в особо крупном размере, — наказывается лишением свободы на срок до… лет со штрафом. Статья… Незаконный экспорт Незаконные экспорт или передача иностранному гражданину, иностранной организации или иностранному государству предметов, технологий, научно-технической информации, выполнение работ или оказание услуг, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, — наказываются штрафом или лишением свободы на срок до… лет со штрафом или без такового. Статья… Невозвращение культурных ценностей Невозвращение культурных ценностей, вывезенных за пределы таможенной территории, совершенное в нарушение правовой обязанности, — наказывается штрафом или лишением свободы на срок до… лет со штрафом или без такового».

——————————————————————