История развития правового регулирования иностранных инвестиций в России

(Веселкова Е. Е.) («Законодательство и экономика», 2013, N 11)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ

Е. Е. ВЕСЕЛКОВА

Доцент кафедры авторского права, смежных прав и частноправовых дисциплин Российской государственной академии интеллектуальной собственности, кандидат юридических наук, доцент Е. Е. Веселкова рассматривает основные этапы развития правового регулирования иностранных инвестиций в России, уделяя особое внимание современному периоду.

Необходимость привлечения иностранного капитала объясняется не только потребностями в дополнительных инвестициях, но и процессами интернационализации и глобализации, которые активно протекают в настоящее время в мировой экономике. Страны с высокоразвитой рыночной экономикой активно привлекают иностранный капитал, и это нормальный и естественный процесс. В нашем обыденном сознании пока еще достаточно прочны негативные отношения к иностранному капиталу, сформированные определенными политическими силами и недальновидными экономистами. До сих пор популярны в определенных кругах призывы не «продавать Россию». Однако движение в сторону цивилизованного рынка, необходимость вступления в международные экономические организации и другие факторы однозначно требуют более внимательного отношения к данной проблеме. По вопросу о начале привлечения иностранного капитала в Россию в научной литературе существуют различные точки зрения. Например, И. З. Фархутдинов, ссылаясь на мнение А. Г. Донгарова, указывает: со времен Петра I Россия начала принимать иностранный капитал для развития своей экономики, путей сообщения, военного дела. Данный тезис А. Г. Донгаров пытается подтвердить тем, что Петр I «вкладывал капитал» (платил немалые деньги) иностранным офицерам и инженерам, которых он сотнями принимал на службу, а Екатерина II тысячами приглашала в Россию иностранных колонистов, особенно немцев, предоставляя им в долгосрочную аренду пахотные земли в Поволжье и на юге России. Однако, как считает И. З. Фархутдинов, данный процесс вряд ли можно назвать инвестиционным, поскольку ни приглашение иностранцев на службу, ни предоставление им земель не были и не могли быть привлечением иностранных инвестиций ни по своей форме, ни по своей сути. «Открытие» России иностранным капиталом Ф. Энгельс датировал 50-ми годами XIX в. Действительно, первая иностранная компания — «Немецкое континентальное газовое общество» была допущена к деятельности в стране в 1855 г. Но это было исключением. Народное хозяйство дореформенной России не могло привлечь западноевропейский капитал в сколько-нибудь значительном объеме уже хотя бы потому, что не могло предложить ему свободные рабочие руки, в которые он вложил бы резец, гаечный ключ, молоток или иной инструмент. Отстояв право собственности на крестьян в войнах с Разиным и Пугачевым, помещики, конечно, не хотели уступать его кому бы то ни было. Только верховная власть в государстве смогла заставить их отречься от этого права в 1861 г. Отмена крепостного права создала возможность образования армии труда. Особо подчеркнем: только возможность, но не саму армию. Армию еще предстояло мобилизовать, призвав освободившихся крестьян из деревень в город. Для этого необходимо было создать рабочие места, обеспечить явившихся на зов вчерашних крепостных лопатами, тачками, станками, инструментом, инженерами, жилищем и т. д. Но простым царским повелением нельзя было вызвать могущественную силу, которая заставила бы многие сотни тысяч свободных уже крестьян сняться с места и двинуться в города. Такой силой обладал только капитал. Поэтому версия об индустриализации страны без иностранного капитала есть вариант версии о непорочном зачатии. Итак, иностранные займы и инвестиции в классическом виде начали поступать в Россию после Крымской войны 1853 — 1856 гг. и отмены крепостного права в 1861 г. Связано это было с первой научно-технической («паровой») революцией и индустриализацией в стране, самым ярким проявлением которых стало невиданное до тех пор строительство железных дорог <1>. ——————————— <1> Фархутдинов И. З. Иностранные инвестиции в России и международное право // http://www. eurasialegal. info (дата обращения: 24.07.2013).

Н. Н. Вознесенская связывает начало процесса инвестирования с серединой XIX в. <2>. С. В. Бухонова считает, что начало проникновения иностранного капитала в страну относится к XVI в. Свою позицию автор обосновывает, ссылаясь на исследования дореволюционных ученых <3>. Однако раньше, чуть ли не с XII в., о чем свидетельствуют летописи, привлекались иностранные мастера по горному делу для восполнения недостатка знаний и технических сведений в данной области. И впоследствии в абсолютном большинстве случаев при зарождении и развитии новой отрасли промышленности в России использовался опыт приглашенных иностранцев, особенно немцев <4>. Тем не менее в полной мере экономическое и финансовое сотрудничество России с зарубежными странами, оформленное законодательно в рамках «концессионного права», ученые датируют XVI в. Начало было положено знаменитой экспедицией Виллугби и Чанслера в 1553 г., когда вместо северного пути в Индию был открыт морской путь в Московское государство, что создало новый рынок и торговые пути как для Англии, так и для Москвы. ——————————— <2> Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М., 2001. С. 21 — 28. <3> Ландау Б. А. Концессионное право СССР. М., 1925. <4> Янжул И. И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М., 2002.

Открытие новых земель требовало механизмов включения их в хозяйственный оборот, особенно тех, которые были богаты полезными ископаемыми и где нужно было развивать добывающую и обрабатывающую промышленности. Только за 32 года царствования Михаила Федоровича Романова (1613 — 1645 гг.) русские владения в Сибири выросли почти втрое. Это во многом побудило царя возобновить отношения с иностранными державами на почве просвещения и развития в России промышленного дела. Развитие промышленного дела требовало привлечения капиталов, и источником немалых финансовых ресурсов часто служил иностранный капитал. Таким образом, иностранные специалисты привлекались в Россию задолго до Петра I. Но наиболее активно этот процесс происходил, как известно, именно в период его царствования. Тогда в ходе реформ осуществлялось становление и бурное развитие российского предпринимательства. Именно в петровскую эпоху начала формироваться система общих принципов допуска иностранцев и иностранного капитала к осуществлению предпринимательской деятельности в тех или иных отраслях промышленного производства. Елизавета Петровна старалась следовать в своих делах по стопам отца. Существенные преобразования в российской промышленности произошли в период царствования Екатерины Великой. Серьезный импульс получило мануфактурное производство. В конце царствования Екатерины в России насчитывалось около 2000 фабрик и заводов, большая часть из них была создана с участием иностранного капитала или иностранных специалистов. В 1769 г. Екатериной был взят первый внешний заем в Голландии, чем положено начало государственному внутреннему долгу, средства которого шли на разнообразные цели. Время правления Павла I отмечено проникновением иностранного капитала в российскую экономику. 8 июля 1799 г. была учреждена первая акционерная российско-американская компания с капиталом 1122600 руб. <5>. Однако акционерное дело в России получило широкое развитие лишь во второй половине XIX в., что объясняется промышленным подъемом и бурным развитием промышленного производства <6>. ——————————— <5> Воронов Л. Иностранные капиталы в России. М., 1901. С. 3, 4. <6> Бухонова С. В. Становление и развитие иностранного инвестирования в России // http://www. techros. ru/text/2870/2 (дата обращения: 22.07.2013).

Первая российская железная дорога — от Петербурга до Царского Села — строилась на средства акционерного общества, основанного австрийским инженером Ф. А. Герстнером. Быстро выяснилось, что дорога может быть не просто эффектным аттракционом, но и вполне окупаемым предприятием: при общих затратах на строительство в размере 5 млн. руб. ассигнациями доход от эксплуатации составлял 200 — 260 тыс. руб. серебром в год. Казалось бы, это могло быть очень привлекательно для государственных финансов. Однако решительный поворот в железнодорожной политике произошел лишь спустя несколько лет, когда вернувшиеся из Америки инженеры П. П. Мельников и Н. О. Крафт подготовили обстоятельный доклад об иностранных железных дорогах с упором на их экономическую значимость. Первоначально предполагалось строить следующие железные дороги, как и первую, силами частного капитала. Однако проект 1812 г. по строительству Варшавско-Венской железной дороги оказался неудачным. Созданное для его воплощения акционерное общество считалось состоявшимся только в случае реализации половины 100-фунтовых акций, имевших 4-процентную гарантию российского правительства. В 1857 г. Александр II подписал Указ о создании сети железных дорог, на строительство которой была заключена концессия с Главным обществом российских железных дорог. Учредителями его стали финансисты братья Перейра, фирма «Мендельсон», барон А. Л. Штиглиц, варшавский банкир А. Э. Франкель и др. Однако за несколько лет деятельности общества ожидаемого прилива иностранного капитала в Россию за счет продажи акций и облигаций не получилось. На этом история частных железных дорог в России и закончилась бы, но примерно тогда же, в 1866 г., предприятие П. Г. фон Дервиза по строительству Рязанско-Козловской железной дороги принесло ему фантастическую прибыль. Дорога была построена целиком на облигационный капитал — акции Дервиз оставил за собой. Проложенная вдоль старинного торгового пути в Москву дорога сразу заняла важное место в перевозке грузов и с первого года эксплуатации приносила доход: в 1867 г. — 6,7% на акционерный капитал, а через два года уже 18,1%. Концессия на строительство другой знаменитой железной дороги — Китайско-Восточной — была выдана Китаем акционерному обществу, все акции которого находились во владении Русско-Китайского (позднее — Русско-Азиатского) банка. Его капитал был сформирован за счет ссуды от российского Госбанка. Дефицит по эксплуатации дороги также покрывался за счет средств российской казны. В целом к началу XX в. «государственная» линия в железнодорожном строительстве окончательно возобладала: из 53000 верст железных дорог в России 35500, или 67% не просто принадлежали казне, но и приносили прибыль. Так, в 1901 г. казенные железные дороги дали почти 4 млрд. руб. валового дохода при 2,7 млрд. руб. расходов по их эксплуатации. В январе 1863 г. и феврале 1865 г. в России были приняты законы, согласно которым иностранным предпринимателям предоставлялся национальный режим. Однако для них существовали некоторые ограничения. Например, иностранцы не могли быть владельцами именных акций, им запрещалось заниматься горным промыслом, золотодобычей, приобретать в собственность земли в Амурской, Приморской областях, соседних с Китаем районах Сибири. Иностранным компаниям для занятия предпринимательской деятельностью требовалось разрешение русского правительства. В целом иностранная предпринимательская деятельность не сдерживалась в России, но защита государственных интересов страны осуществлялась четко, и отмечалась тенденция на первостепенное развитие и поддержку отечественных предпринимателей. Период конца XIX — начала XX столетия в России ознаменован промышленным бумом, одной из весомых причин которого считают большой приток иностранного капитала. Это стало возможным благодаря экономической политике, проводимой С. Ю. Витте. Иностранные капиталовложения в акции и облигации русских предприятий на рубеже веков приближались к 1 млрд., а к началу Первой мировой войны — к 2 млрд. руб. Их удельный вес составлял примерно 1/3 совокупного акционерного капитала страны <7>. Завершение в 1895 г. под руководством С. Ю. Витте финансовой реформы и введение золотой валюты устранило существующие препятствия на пути прямых иностранных инвестиций. Устойчивость золотой валюты наряду с либерализацией законодательства, регламентирующего деятельность компаний с участием иностранного капитала, стала важным условием привлечения иностранных капиталов, поскольку обеспечивала безопасность его размещения. Как считал сам С. Ю. Витте, благодаря твердому курсу рубля Россия получила не менее 3 млрд. руб. иностранного капитала, направленного в сферу производства и на железнодорожное строительство. Однако представляется особенно важным подчеркнуть основную функцию иностранного капитала в России, обоснованную еще в конце XIX в. известнейшим экономистом Б. Ф. Брандтом. Таковой он считал их способность быть «у нас рассадниками промышленного знания…» <8>. ——————————— <7> Гидин И. Ф. Русские коммерческие банки: Из истории финансового капитала в России. М., 1948; История внешней политики России. Конец XIX — начало XX в. (от русско-французского союза до Октябрьской революции). М., 1997. <8> Брандт Б. Ф. Иностранные капиталы в России. Их влияние на экономическое развитие страны. СПб., 1899. С. 351; Бухонова С. В. Указ. соч.

С конца XIX в. основной организационно-правовой формой иностранных инвестиций в России были акционерные общества. В период с 1863 по 1904 г. Россия подписала соглашения о взаимном признании акционерных обществ с 10 странами, в том числе Францией, Бельгией, Германией, США, Великобританией и др. Иностранный капитал либо выступал самостоятельно, либо приобретал участие в российских компаниях. Зачастую иностранные инвесторы, например из Англии, скупали мелкие нефтяные фирмы. Проблемами инвестирования иностранного капитала и его влияния на экономическое развитие России на рубеже XIX и XX вв. занимались такие ученые, как Б. Ф. Брандт, Л. Воронов, И. И. Левин, И. Н. Бернштейн и др. Их точки зрения на целесообразность привлечения иностранного капитала для экономического развития России были противоречивы. Но не вызывает сомнения факт, что накануне Первой мировой войны Россия была достаточно мощной экономической державой, и не последнюю роль в этом сыграли иностранные капиталы, иностранная техника и технология. Без помощи капиталов, по мнению Б. Ф. Брандта, никакая производительная экономическая деятельность немыслима. Капитал есть необходимое орудие производства полезных ценностей, необходимый фактор для создания богатств. Во многих странах обширные естественные богатства остаются внутри только потому, что нет капиталов, необходимых для извлечения этих богатств из недр земли и для их дальнейшей разработки, выгодной для потребления <9>. ——————————— <9> Фархутдинов И. З. Указ. соч.

В результате национализации в 1918 г. иностранных концессий все отрасли промышленности вошли в плановую советскую экономику, развитие которой осуществлялось за счет внутреннего финансирования. В СССР закрепилось крайне негативное отношение к иностранному капиталу. После Гражданской войны в центре внимания Правительства СССР было восстановление инфраструктуры. Наряду с восстановлением финансовой системы транспорт и связь считались важнейшими, первоочередными целями. Получить кредиты на восстановление инфраструктуры было одной из основных целей советской дипломатии на Генуэзской и Гаагской конференциях. Представители Англии и Франции добивались от советского правительства если не возвращения конфискованной собственности в данных отраслях, то хотя бы согласия на концессии. Первый концессионный договор был заключен еще в июле 1921 г. Он предусматривал возобновление эксплуатации проходящих по территории страны телеграфных линий, соединяющих Европу с Японией и Китаем. Северное телеграфное общество, взявшееся восстановить связь, эксплуатировало оборудование этих линий еще до революции. Полный список концессий на 1928 г. включает и Русско-Германское складочное и транспортное товарищество, Большое Северное телеграфное общество, Индо-Европейское телеграфное общество, Смешанное Русско-Германское общество воздушных сообщений, Генеральную компанию беспроволочного телеграфа, Всеобщую компанию электричества и др., но в целом число концессий в инфраструктурных отраслях не достигло и полутора десятков. Результаты работы концессий также не устраивали правительство, поскольку концессионеры не выплачивали оговоренные суммы и зачастую поставляли некачественную продукцию. Начиная с 1928 г. концессионная программа начала понемногу сворачиваться. В истории Советского государства немало дат, связанных с созданием экономико-правовых институтов, направленных, в частности, на привлечение иностранного капитала. В феврале 1922 г. вопрос об организации банков с привлечением иностранного капитала был рассмотрен на заседаниях специальной комиссии Всероссийского Совета Народного Хозяйства РСФСР (ВСНХ) по подготовке материалов к Генуэзской конференции. 18 августа того же года Олофом Ашбергом учрежден «Российский коммерческий банк». Шведский финансист получил от советского правительства концессию на организацию акционерного банка краткосрочного кредитования. Роскомбанку разрешалось осуществлять все операции, аналогичные операциям Госбанка, за исключением эмиссионных. Учредители должны были застраховать свой капитал от инфляционных потрясений, для чего банку предстояло работать в какой-либо из устойчивых иностранных валют или в исчислении на золото. Правлению Госбанка для осуществления постоянного контроля за деятельностью Роскомбанка было предоставлено право делегировать своего представителя в состав Правления Роскомбанка (с правом решающего голоса). Основной (складочный) капитал Роскомбанка первоначально был определен в размере 10 млн. руб. золотом. Устав Роскомбанка был утвержден постановлением Совета Труда и Обороны. Капитал предполагалось образовать выпуском 100 тыс. акций номиналом 100 руб. каждая. Часть оплаченных учредителями акций (10%) безвозмездно передавалась ими в собственность Государственного банка РСФСР. Кроме того, после утверждения Устава учредители банка должны были отчислить правительству РСФСР 5% суммы основного капитала. Созданный при Совнаркоме Главный концессионный комитет (Главконцесском) занимался всеми вопросами, касавшимися концессий. Всего за период с 1922 г. по 1 ноября 1927 г. в Главконцесском поступило 2211 концессионных предложений. По числу поступивших проектов первое место занимала Германия (35,3% всех предложений), следом шли Англия (10,2%), США (9,4%), Франция (7,9%) и др. В числе соискателей концессий были также граждане СССР (5%). Наибольшая доля предложений от немецких предпринимателей во многом объяснялась тем, что Германия в результате Версальского мирного договора, отнявшего у нее колонии, лишилась рынков сбыта своих товаров. Поскольку на рынки развитых стран ее не пускали, Советский Союз являлся для этой страны практически единственной возможностью для реализации промышленной продукции <10>. ——————————— <10> История. Официальный сайт Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности. Внешэкономбанк». http://www. veb. ru/ru/about/history (дата обращения: 10.11.2012).

Концессии сыграли положительную роль, выполнив задачу восстановления экономики в период разрухи. Они привлекли необходимые для народного хозяйства капиталы. В результате государственная казна получила значительные поступления в виде уплаты налогов, арендной платы, пошлин, сборов, долевых отчислений оборота предприятий. Однако в результате перехода к административно-командной модели экономики под лозунгом об усилении классовой борьбы по мере продвижения к коммунизму произошло полное вытеснение иностранного капитала из экономики России. С конца 1920-х гг. иностранный капитал на территорию СССР не допускался. Вместе с тем Советский Союз выступал в качестве иностранного инвестора за рубежом. После Великой Отечественной войны на основе перешедших к СССР бывших германских активов, находившихся в Болгарии, Румынии, Венгрии, Финляндии, по соглашению с этими странами на их территориях были созданы смешанные общества, действовавшие до 1955 г. С 1960 г. возобновляется практика создания за границей смешанных торговых обществ с участием советских внешнеторговых организаций. Они занимались в основном продажей различного рода советского оборудования, автомашин, оптических и измерительных приборов, часов, нефти и нефтепродуктов и другой промышленной продукции. Помимо этого, за рубежом создавались смешанные общества, осуществлявшие транспортно-экспедиторские и другие виды обслуживания советских судов (например, «Черноморо-Балтийское страховое общество» в Великобритании, советско-австрийское общество «Гарант» страховали как советские, так и иностранные транзитные грузы). В Финляндии в 1967 г. учреждено советско-финское общество «Саймаа лайнз» для транспортно-экспедиторского обслуживания и организации перевозок. С начала 1970-х гг. СССР начал создавать смешанные общества в сфере рыбного промысла. Так, в 1971 г. учреждено общество «Совиспан» на Канарских островах. В течение 1974 — 1976 гг. организованы советско-французское общество «Франсов», советско-итальянское общество «Совитпеска», советско-сингапурское общество «Марисско», советско-иракское «Рафидейн фишериз компании», советско-американская корпорация «Совам». В 1976 — 1981 гг. созданы советско-шведское акционерное общество «Скарус АВ», советско-новозеландские общества «Флетчер — Соврыбфлот фишинг лтд» («Флетсов»), «Амалсов фиш лтд» («Амалсоф»), советско-мавританское АО «Мавсов», советско-перуанское АО «Совинка». Был также создан ряд смешанных банков за рубежом <11>. Принятие в 1987 г. двух постановлений Совета Министров СССР N 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ» и N 49 «О создании на территории СССР совместных предприятий с участием фирм капиталистических и развивающихся стран» имело большое значение для иностранного инвестирования, поскольку дало возможность учреждать на территории Советского Союза совместные предприятия с участием иностранного капитала. ——————————— <11> Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. С. 26, 27.

Периоды дальнейшего развития правового регулирования иностранных инвестиций в России, начиная с 1987 г. до настоящего времени, классифицируются в научной литературе по разным основаниям. Например, Н. Н. Вознесенская осуществляют данную классификацию с точки зрения этапов развития инвестиционного законодательства: — первый этап (1987 — 1990 гг.) характеризуется формированием инвестиционного климата, процедуры создания совместных предприятий; — второй этап (1991 — 1995 гг.) отличается серьезными изменениями в российском законодательстве, что связано с принятием ряда первых инвестиционных законов; — третий этап (1996 — 2000 гг.) автор характеризует как хаотичный, поскольку Россия не обеспечила реализацию базовых мер для создания благоприятных условий для деятельности иностранных инвесторов; — четвертый этап (2000 — 2008 гг.) отмечен принятием Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», что во многом изменило существовавшее правовое регулирование иностранных инвестиций в России, хотя формально его не отменило <12>. ——————————— <12> Вознесенская Н. Н. Инвестиционный климат // Закон. 2011. N 7. С. 33 — 38.

В. В. Гущин и А. А. Овчинников выделяют только этапы развития советского законодательства (1987 — 1991 гг.) в области иностранного инвестирования. На первом этапе законодательство допускало инвестирование капитала только из стран — членов СЭВ. На втором этапе развития законодательства об иностранных инвестициях стало возможным привлечение иностранного капитала не только из социалистических стран, но и из капиталистических и развивающихся государств. Третий этап характеризуется не регламентацией деятельности совместных предприятий, а расширением сферы применения законодательства о совместных предприятиях <13>. ——————————— <13> Гущин В. В., Овчинников А. А. Инвестиционное право. М., 2006. С. 22, 23.

По данному вопросу можно встретить и другие точки зрения. Например, этап 1993 — 1998 гг. характеризуется как период преобладания частного капитала, причем как в форме акционерного участия, так и в виде различных фондов. Такие финансовые институты имели одну определяющую характеристику — их капитал формировался одним инвестором — физическим лицом, имеющим иностранное гражданство. Этап 1998 — 2008 гг. — период корпоративных инвестиций. Дефолт 1998 г. показал иностранным инвесторам, что даже в случае диверсификации своих активов нести все риски самому невыгодно, и рынок прямых иностранных инвестиций начинают формировать крупные, преимущественно холдинговые компании, имеющие свои интересы по всему миру. Современный этап, начало которого обозначилось началом 2009 г., — период смены приоритетов. Изменяется вся мировая финансовая система, что повлечет за собой изменение международного инвестиционного рынка. Для России эти изменения выразились в принципиальном решении, озвученном сделать инвестиции эффективными не только для участников экономической деятельности, но и для общества и инновационной экономики в целом <14>. ——————————— <14> http://www. veb. ru/ru/about/history/

Анализируя и обобщая все вышесказанное, представляется возможным осуществить следующую классификацию этапов развития правового регулирования иностранного инвестирования в современной России: 1) первоначальный этап (1987 — 1991 гг.) — этап становления инвестиционного законодательства. Новый шаг в области допуска иностранных инвестиций в страну был сделан в новом общесоюзном Законе о собственности от 6 марта 1990 г., который впервые в советском законодательстве разрешил создавать предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам. Указ Президента СССР от 26 октября 1990 г. «Об иностранных инвестициях в СССР» ознаменовал собой следующий шаг в развитии правового регулирования иностранных инвестиций в нашей стране. Указ в силу своей юридической природы не детализировал, да и не мог детализировать механизмы правового регулирования иностранных инвестиций. Он определил основные направления развития инвестиционного законодательства, предусмотрев следующие положения принципиального характера: — создание как совместных предприятий, так и предприятий со 100-процентным участием иностранного капитала; — допуск зарубежных инвесторов к портфельным инвестициям посредством покупки акций и других ценных бумаг отечественных предприятий; — предоставление иностранным инвесторам не менее благоприятного режима, чем для инвестиций советских юридических и физических лиц; — возможность свободного реинвестирования прибыли иностранных инвесторов, полученной в рублях, а также беспрепятственного перевода ее за границу; — право на долгосрочную аренду имущества и земли иностранными инвесторами; — создание зоны так называемого свободного предпринимательства, т. е. свободных экономических зон. 10 декабря 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР», юридически закрепивший круг возможных субъектов инвестиционной деятельности (ст. 4) и установивший, что «основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, является договор (соглашение) (ст. 7). Закон также предусмотрел правила о гарантиях прав инвесторов и защите инвестиций <15>; ——————————— <15> Фархутдинов И. З. Указ. соч.

2) второй этап (1992 — 2007 гг.) — этап развития инвестиционного законодательства. Он ознаменован созданием, развитием и совершенствованием основополагающих законодательных актов в данной области. Среди таких актов — Законы РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР», который вступил в силу 1 сентября 1991 г. Закон об иностранных инвестициях определил правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций на территории РСФСР и был направлен на привлечение и эффективное использование в народном хозяйстве иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, управленческого опыта. В рамках этого акта регулировались вопросы гражданского, валютного, земельного, налогового, даже трудового законодательства, хотя в большинстве случаев это заканчивалось стандартной общей отсылкой к российскому законодательству, регламентирующему те или иные сферы деятельности. Принятие действующего до настоящего времени Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» было вызвано тем, что акт 1991 г. давно уже не соответствовал практике инвестиционной деятельности и не выполнял задачи привлечения и защиты иностранных инвестиций в новых экономических условиях <16>; ——————————— <16> Фархутдинов И. З. Указ. соч.

3) современный этап, начавшийся в 2008 г. и продолжающийся до настоящего времени, характеризуется принятием Закона N 57-ФЗ, принципиально изменившего систему допуска иностранных инвестиций на территорию страны. Закон устанавливает ограничения на участие иностранных инвесторов или групп лиц в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также регулирует отношения, связанные с совершением иных сделок, в результате которых иностранные инвесторы или группы лиц устанавливают контроль над хозяйственными обществами (ст. 2). Россия присоединилась к числу стран, где выделение стратегических отраслей на основе приоритетных для экономики страны критериев направленно на предотвращение угрозы суверенитету, технологической зависимости, возможности осуществлять выбор ведущих направлений развития.

Библиография

Брандт Б. Ф. Иностранные капиталы в России. Их влияние на экономическое развитие страны. СПб., 1899. Бухонова С. В. Становление и развитие иностранного инвестирования в России // http://www. techros. ru/text/2870/2. Вознесенская Н. Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М., 2001. Вознесенская Н. Н. Инвестиционный климат // Закон. 2011. N 7. Гидин И. Ф. Русские коммерческие банки: Из истории финансового капитала в России. М., 1948. Гущин В. В., Овчинников А. А. Инвестиционное право. М., 2006. История внешней политики России. Конец XIX — начало XX в. (от русско-французского союза до Октябрьской революции). М., 1997. История. Официальный сайт Государственной корпорации «Банк развития и внешн еэкономической деятельности. Внешэкономбанк». http://www. veb. ru/ru/about/history. Ландау Б. А. Концессионное право СССР. М., 1925. Фархутдинов И. З. Иностранные инвестиции в России и международное право // http://www. eurasialegal. info. Янжул И. И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М., 2002.

——————————————————————