Об административной ответственности должностных лиц в области таможенного дела

(Андреева Е. И., Кушниренко А. В., Ким Н. И.)

(«Административное право и процесс», 2011, N 4)

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Е. И. АНДРЕЕВА, А. В. КУШНИРЕНКО, Н. И. КИМ

Андреева Елена Ислямовна, заведующая кафедрой товароведения и таможенной экспертизы Российской таможенной академии, кандидат технических наук, доцент.

Кушниренко Анна Валерьевна, судья Арбитражного суда Магаданской области, старший преподаватель Магаданского филиала Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

Ким Николай Игоревич, старший государственный таможенный инспектор Дальневосточного таможенного управления.

В статье идет речь о сложившейся практике привлечения к административной ответственности должностных лиц, осуществляющих полномочия представителя власти и руководителей и работников иных организаций, а также индивидуальных предпринимателей.

Ключевые слова: административная ответственность, нарушения таможенных правил, декларант, водитель, руководитель, юридическое лицо, должностное лицо, физическое лицо.

On administrative responsibility of officials in the sphere of customs affairs

E. I. Andreeva, A. V. Kushnirenko, N. I. Kim

The article deals with the usual practice of bringing in to administrative responsibility of officials exercising powers of a state official, managers and employees of other organizations, as nell as individual entrepreneurs.

Key words: administrative responsibility, violations of customs rules, declarant, driver, head, juridical person, official, natural person.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП России административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП России установлена административная ответственность. Таким образом, действующее административное законодательство предусматривает, что к ответственности может быть привлечен как гражданин, так и организация.

В то же время ст. 2.4 КоАП России установлен специфический субъект административного правонарушения — должностное лицо. В отношении указанных лиц установлены специальные размеры ответственности. При этом, как следует из примечания к ст. 2.4 КоАП России, указанные лица подразделяются на две категории:

— должностные лица, т. е. лица, осуществляющие полномочия представителя власти, а также лица, выполняющие административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в государственных органах, государственных и муниципальных организациях;

— руководители и работники иных организаций, а также индивидуальные предприниматели, несущие административную ответственность в размерах, установленных для должностных лиц.

Вместе с тем КоАП России не раскрывает правовую природу должностного лица как субъекта административной ответственности. Таким образом, на сегодняшний день не представляется возможным однозначно определить, какие именно физические лица могут быть привлечены к административной ответственности в связи с исполнением ими административно-хозяйственных либо организационно-распорядительных функций.

Действующий КоАП России (ч. 3 ст. 2.1) закрепляет принцип двусубъективности административной ответственности: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Применительно к производству по делам об административных правонарушениях, совершенных в сфере хозяйственной деятельности (правонарушения в промышленности, строительстве, в области предпринимательской деятельности, таможенного дела, финансов, налогов, сборов и пр.), данный принцип означает, что совершение административного правонарушения юридическим лицом влечет ответственность не только этого лица, но и виновного физического лица (руководителя или иного работника организации), управленческие решения которого (в соответствии с представленными организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями) повлекли совершение юридическим лицом административного правонарушения.

Вместе с тем в настоящее время отсутствует единая практика толкования положений ч. 3 ст. 2.1 КоАП России. Так, в ряде регионов России сложилась практика, при которой к ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, совершенные юридическими лицами, привлекаются только работники указанных лиц, которыми непосредственно совершены действия, повлекшие нарушение требований таможенного законодательства (специалист по таможенному оформлению организации-декларанта, водитель организации-перевозчика). Такой подход противоречит положениям КоАП России, так как, по сути, означает оставление без наказания юридического лица, однако находит широкую поддержку как среди должностных лиц таможенных органов, так и среди представителей судейского корпуса, поскольку среди указанной категории субъектов административной ответственности незначительна доля лиц, обращающихся с жалобами на постановления о назначении наказания.

При этом в настоящее время отсутствует единый подход к рассмотрению стороны правонарушений в области таможенного дела, совершаемых должностными лицами, и виновности указанных субъектов административной ответственности.

Так, например, согласно примечанию 1 в ст. 16.1 КоАП России за административные правонарушения, предусмотренные главой 16 КоАП России «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)», лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность, как и юридические лица.

Данная формулировка дает основание ряду таможенных органов при производстве по делам о таких административных правонарушениях формулировать вину граждан-предпринимателей не по ст. 2.2 КоАП России (в форме умысла или неосторожно), а по ч. 2 ст. 2.1 КоАП России, т. е. по вине юридического лица, которое признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Считаем данный подход ошибочным в силу следующего.

Указанное примечание к ст. 16.1 КоАП России необходимо толковать в системной связи правовых норм рассматриваемого Кодекса, согласно правовой позиции, закрепленной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N 171-О от 22 апреля 2004 г.

Так, согласно ч. 2.1 КоАП России за административное правонарушение настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Следовательно, административная ответственность — это мера государственного принуждения, применяемая к правонарушителю, выражаемая в определенных санкциях.

Вместе с тем субъективная сторона правонарушения, характеризуемая виной лица, привлекаемого к административной ответственности, как его отношением к совершенному правонарушению, ни при каких условиях не может отождествляться с понятием юридической ответственности за совершенное деяние, применяемой соответствующими органами государственной власти в пределах предоставленных им полномочий.

Так, согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП России, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения.

Следовательно, возложение в примечании к 1 ст. 16.1 КоАП России на предпринимателей обязанности нести юридическую ответственность как юридическим лицам означает лишь выбор конкретного вида наказания, предусмотренного статьями главы 16 КоАП России для юридических, а не для должностных лиц.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что необходимо провести комплексный анализ проблем привлечения должностных лиц к административной ответственности за нарушения таможенных правил с целью выработки рекомендаций для правоприменительной практики при производстве по делам об административных правонарушениях для дел данной категории.

——————————————————————