Таможню реформируют, таможню информируют

(Ступников А.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 13)

ТАМОЖНЮ РЕФОРМИРУЮТ, ТАМОЖНЮ ИНФОРМИРУЮТ

А. СТУПНИКОВ

Александр Ступников, юрист, г. Воронеж.

Вступление России в Таможенный союз повлекло изменение как национального таможенного законодательства, так и целого ряда процедур, связанных с оформлением экспорта и импорта товаров. Об изменениях, касающихся информационного взаимодействия участников внешнеторгового оборота с таможенными органами, рассказывается в статье.

Институт предварительного информирования

Одним из направлений реализации информационных технологий в таможенном оформлении является институт предварительного информирования таможенных органов. Существо предварительного информирования достаточно точно изложено в диспозиции ст. 42 Таможенного кодекса Таможенного союза <1> (далее — ТК ТС): уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза или убытия с такой территории, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию таможенного союза или убывающих с такой территории. ——————————— <1> Договор от 27.11.2009 между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией «О Таможенном кодексе Таможенного союза».

Предварительное информирование является основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли, внедрения управления интегрированной цепочкой поставок в рамках проводимой работы Всемирной таможенной организации <2>. ——————————— <2> Приказ ФТС России от 10.03.2006 N 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации».

Случаи обязательного представления предварительной информации при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации должны быть определены решением Комиссии Таможенного союза в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются товары (ст. 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 <3>. Такого решения на настоящий момент не принято. ——————————— <3> Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

В то же время представление таможенному посту, расположенному в морском порту, предварительной информации оператором морского терминала заблаговременно до подхода морского судна к причалу морского порта является одним из обязательных условий для реализации технологии «сухого порта», закрепленной Порядком осуществления таможенных операций с товарами при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения, утвержденным Приказом ФТС России от 18.03.2010 N 510 <4>. ——————————— <4> Приказ ФТС России от 18.03.2010 N 510 «Об утверждении Порядка осуществления таможенных операций с товарами при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения».

Пути и сроки

Представление предварительной информации осуществляется в электронном виде путем взаимодействия информационной системы таможенных органов государств — членов Таможенного союза и информационных систем заинтересованных лиц либо посредством WEB-порталов таможенных органов государств — членов Таможенного союза (ст. 6 Соглашения). Представляется наиболее удобной модель предварительного информирования таможенных органов посредством интернет-портала электронного декларирования ФТС России http://edata. customs. ru/. На интернет-порталах Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и Комитета таможенного контроля Министерства финансов республики Казахстан затруднительно пройти процедуру онлайн-регистрации для последующего представления предварительной информации в электронном виде. Указанное Соглашение не устанавливает обязанности представления предварительной информации таможенным органам исключительно того государства — члена Таможенного союза, через государственную границу которого перемещается товар. В силу изложенного полагаем, что представление предварительной информации таможенным органам Республики Беларусь и Республики Казахстан допустимо также посредством интернет-портала ФТС России. Наше предположение подтверждает анализ ст. 9 Соглашения, создавшей нормативную основу для обмена предварительной информацией между таможенными органами государств — членов Таможенного союза в электронном виде. Предварительная информация должна быть направлена в таможенный орган государства — члена Таможенного союза заинтересованным лицом не менее чем за 2 часа до перемещения через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств. Если фактического ввоза товаров и транспортных средств в пределах срока хранения предварительной информации не произошло, то данная предварительная информация аннулируется (ст. 7 Соглашения). Действующее законодательство Таможенного союза не предусматривает обязательного представления участниками внешнеэкономической деятельности таможенным органам предварительной информации о перемещаемых товарах. По нашему мнению, это связано с формирующейся в настоящее время и не до конца отработанной системой электронного представления сведений таможенным органам. В то же время Приказом Таможенного комитета Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации от 13.05.2010 N 3 <5> объявлен ряд постановлений Таможенного комитета Союзного государства. Вызывает интерес содержание Постановления Таможенного комитета Союзного государства, приведенного в приложении N 11 к вышеназванному Приказу. ——————————— <5> Приказ Таможенного комитета Союзного государства от 13.05.2010 N 3 «О реализации постановлений Коллегии Таможенного комитета Союзного государства».

Так, в соответствии с данным Постановлением в целях создания равных условий пересечения внешней границы Союзного государства коллегия Таможенного комитета Союзного государства постановила ввести с 1 июля 2012 года обязательное предварительное информирование о ввозе товаров на территорию Союзного государства. Возникает вопрос об обоснованности принятия этого Постановления и о применимости его в условиях формирования Таможенного союза, что вносит дополнительный диссонанс в непростой процесс формирования единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Уровни предварительной информации

Как обоснованно отмечается в юридической литературе, за счет подачи документов и их проверки таможенными органами заранее (до пересечения границы) образуется выигрыш во времени, следствием чего является сокращение издержек частного субъекта путем уменьшения времени нахождения товара в зоне таможенного контроля <6>. Например, в 2010 году в среднем до 19 минут снизилось время прохождения таможенных процедур в пунктах пропуска, что достигнуто в том числе благодаря предварительному информированию <7>. ——————————— <6> Колесников Г. Г. Предварительное информирование как результат взаимодействия частного и публичного в таможенном законодательстве // Внешнеторговое право. 2008. N 2. <7> Первые итоги // Российская бизнес-газета. 2010. N 769; URL http:// www. rg. ru/ 2010/ 09/ 28/ ts. html (01.02.2011).

Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации предусматривала деление предварительной информации на 5 уровней в зависимости от коэффициента таможенной устойчивости источника информации: — предварительная информация лиц, имеющих низкий коэффициент таможенной устойчивости либо в отношении которых невозможно установить коэффициент таможенной устойчивости; — предварительная информация лиц, имеющих средний коэффициент таможенной устойчивости; — предварительная информация лиц, имеющих высокий коэффициент таможенной устойчивости, а также информация от администрации пункта пропуска; — предварительная информация лиц, в отношении которых таможенная служба страны экспорта или транзита подтвердила соответствие требованиям национального таможенного законодательства и удостоверила репутацию добросовестных участников внешнеэкономической деятельности перед ФТС России; — информация таможенной службы страны экспорта или транзита по товарам, перемещаемым определенными лицами, в отношении которых данная таможенная служба и ФТС России совместно подтвердили выполнение национальных таможенных законодательств и удостоверили репутацию добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (во всех остальных случаях предварительная информация таможенной службы страны экспорта или транзита рассматривается как информация третьего уровня).

Красный, желтый, зеленый

Указанную уровневую систему предполагалось использовать для разделения товаропотоков по каналам, которые, в свою очередь, определяют количество совершаемых таможенных операций и объем таможенного контроля: — приоритетное оформление (зеленый канал) — при представлении предварительной информации четвертого и пятого уровня; — ускоренное оформление (желтый канал) — при представлении предварительной информации первого, второго и третьего уровня; — типовое оформление (красный канал) — при отсутствии предварительной информации. Данная система трех каналов не была воплощена в жизнь. Более того, действующая Инструкция об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации с использованием предварительной информации <8>, не предусматривает уровневой градации предварительной информации в зависимости от источника (участника внешнеэкономической деятельности или таможенной службы страны экспорта или транзита). ——————————— <8> Приказ ФТС России от 03.10.2008 N 1230 (в ред. Приказов ФТС России от 29.12.2008 N 1684, от 14.01.2010 N 23) «Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации» // Таможенные ведомости. 2008. N 11. С. 73 — 74; 2009. N 2. С. 93 — 94; 2010. N 2. С. 81 — 83.

Вышеуказанная Инструкция подлежит применению в случае, если в центральной базе данных единой автоматизированной информационной системы таможенных органов имеется предварительная информация о ввозимых товарах и возможность сопоставить такую информацию с перемещаемой партией товаров. В сущности, участник внешнеэкономической деятельности не несет никаких неблагоприятных последствий за непредставление таможенным органам Российской Федерации предварительной информации о перемещаемом товаре, за исключением увеличения времени прохождения таможенных операций при прибытии товаров. К сожалению, приходится констатировать, что время прохождения таможенных операций при прибытии товаров гораздо более зависит от пропускной способности автомобильных пунктов пропуска, нежели от наличия или отсутствия у таможенных органов предварительной информации. Кроме того, положения Приказа ФТС России от 03.10.2008 N 1230 не возлагают на должностных лиц таможенных органов обязанности производить таможенное оформление товаров и транспортных средств с использованием предварительной информации даже при наличии таковой. Любопытным является также то обстоятельство, что действующим законодательством, в частности Инструкцией о совершении таможенных операций при внутреннем и международном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 08.09.2003 N 973 <9>, закреплено право лица, получающего разрешение на таможенный транзит товаров, заблаговременно до фактического ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации подать в таможенный орган отправления, а таможенный орган отправления обязан принять транзитную декларацию и иные документы, предусмотренные Инструкцией. В этом случае выдача разрешения на внутренний или международный транзит товаров производится после фактического предъявления товаров таможенному органу отправления. ——————————— <9> Приказ ГТК России от 08.09.2003 N 973 (в ред. Приказов ФТС России от 11.08.2006 N 762, от 18.08.2009 N 1506, от 10.09.2009 N 1641) «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров» // Российская газета. 2003. 27 ноября; 2006. 13 сентября; 2009. 23 октября; 2009. 28 октября.

Содержание понятия предварительной транзитной декларации отличается от существа понятия предварительного информирования. Транзитная декларация должна отвечать требованиям ст. 182 ТК ТС. Предварительную информацию можно признать в соответствии с п. 8 Инструкции достаточной, когда она представлена в электронной форме и содержит такие показатели, как количество грузовых мест, маркировка товаров, вид упаковок товаров, наименование товаров, наименование отправителя (не представляется в случае предъявления информации о товарах от Комиссии европейских сообществ), наименование и местонахождение получателя и пр. Цель таможенного декларирования путем подачи транзитной декларации (предварительной транзитной декларации) — заявить таможенному органу все необходимые сведения для открытия процедуры таможенного транзита. Предварительное информирование направлено на оптимизацию таможенных операций при прибытии товара на таможенную территорию Таможенного союза, но предшествующих таможенной процедуре таможенного транзита. Оптимизация таможенных операций при предварительном информировании заключается в заблаговременном применении системы управления рисками и выборе необходимых и достаточных форм таможенного контроля прибывающего на таможенную территорию товара.

Опыт Евросоюза

Важным для исследования представляется опыт внедрения обязательного предварительного информирования при ввозе товаров на территорию Европейского союза. В соответствии с Постановлением Европейского парламента и совета N 48/2005 (поправки к Таможенному кодексу Европейского союза) и Постановлением Комиссии N 1875/2006 (поправки к положениям по применению Таможенного кодекса Европейского союза) все грузы, которые планируется ввозить на территорию Европейского союза, подлежат анализу рисков на предмет их безопасности еще до того, как груз будет ввезен на территорию Европейского союза. Для этого в таможенные органы той страны, куда планируется ввозить груз, необходимо подать определенные данные — так называемую декларацию о ввозимом грузе (предварительную информацию). В случае перевозки груза автотранспортом такая декларация должна быть подана как минимум за 1 час до его ввоза на территорию Европейского союза. В случае железнодорожных перевозок — за 2 часа, при авиаперевозках — еще до фактического отлета самолета (при длительных рейсах — как минимум за 4 часа до прилета самолета). Подать эти данные можно только в электронном виде, используя Систему контроля импорта (или Систему контроля транзита). С 1 января 2011 года на территорию Европейского союза к оформлению таможенных формальностей допускаются только те грузы, на которые своевременно будет подана соответствующая декларация <10>. ——————————— <10> Письмо Службы государственных доходов Латвии от 26.04.2010 N 27.9.1/20568 «О подаче электронных данных о ввозимых грузах для анализа рисков» // URL http:// www. customs-code. ru/ otdelstran/ 214-latviya/ 5652——- 279120568— 26— 2010 ———— (01.02.2011).

Профессионалы рекомендуют

По нашему мнению, предварительное информирование таможенных органов Российской Федерации должно быть обязательным, равно как и обязанность таможенных органов использовать предварительную информацию для совершения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу. Как показывает практика, предварительная информация о ввозимых товарах может оптимизировать таможенные операции в пунктах пропуска. Отметим, что введению обязательного предварительного информирования должна предшествовать кропотливая работа над максимальным упрощением технологии представления таможенным органам предварительной информации в электронной форме.

——————————————————————