Защитные меры в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности в государствах — участниках Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС

(Янкевич С. В.) («Реформы и право», 2013, N 4)

ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ — УЧАСТНИКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В РАМКАХ ЕВРАЗЭС <1>

С. В. ЯНКЕВИЧ

——————————— <1> Исследование выполнено в рамках проекта РГНФ N 13-33-01037 («Национальное и наднациональное правовое регулирование экономических отношений в рамках Единого экономического пространства ЕврАзЭС») при финансовой поддержке Научного фонда НИУ «Высшая школа экономики» (грант по софинансированию N 13-09-0122).

Янкевич Семен Васильевич, аспирант кафедры финансового права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», научный сотрудник Института публично-правовых исследований, младший научный сотрудник Центра правовых прикладных разработок Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Статья посвящена анализу правовых оснований применения специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС и государствами — участниками Таможенного союза. Правовое регулирование применения защитных мер осуществляется на национальном, наднациональном и международном уровнях. Автор описывает порядок введения наиболее распространенной меры нетарифного воздействия — антидемпинговой пошлины. Анализируются положения актов законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС и Всемирной торговой организации.

Ключевые слова: нетарифные меры, специальные защитные меры, антидемпинговые меры, компенсационные меры, Таможенный союз ЕврАзЭС, Всемирная торговая организация.

Protective measures in the mechanism of state regulation of foreign trade activity in the member states of the EurAsEC Customs union S. V. Yankevich

Author analyzes the legal grounds for the application of safeguard measures, anti-dumping and countervailing measures in the EurAsEC Customs union and by the states — members of the Customs union. Legal regulation of the use of protective measures implemented at national, supranational and international levels. The author describes the procedure for the introduction of the most widespread measure of non-tariff impact — anti-dumping duty. The provisions of legislative acts of the Russian Federation, the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan, international agreements concluded in the framework of the EurAsEC Customs union and the World Trade Organization were analyzed.

Key words: non-tariff measures, special safeguard measures, anti-dumping measures, countervailing measures, EurAsEC Customs union, World Trade Organization.

Принцип защиты национального рынка является одним из принципов международной торговли. Данный принцип предполагает возможность применения органами управления таможенной юрисдикцией мер по защите национальных интересов, поддержке отечественных товаропроизводителей, предотвращению ущерба, который может быть нанесен чрезмерным объемом импорта либо ввозом товаров, экспорт которых субсидируется в государстве экспортера, вводить в установленных случаях антидемпинговые и компенсационные пошлины. Защитные меры регулирования внешнеторговой деятельности обнимаются понятием нетарифных мер. В научной литературе средства (инструменты) нетарифного регулирования называются нетарифными барьерами или нетарифными ограничениями. Под нетарифными мерами понимаются все способы воздействия на внешнеторговые потоки, не относящиеся к таможенно-тарифным инструментам. Нетарифные меры объединяют многочисленные инструменты, подходы и правила регулирования международной торговли, использование которых, в зависимости от конкретных целей торговой политики, может принимать различный характер. Одна и та же мера способна выступать как орудие протекционизма (в этом случае можно говорить о барьерах и ограничениях международной торговли) и как необходимая административная мера, нацеленная на обеспечение безопасности, защиту жизни и здоровья граждан, гарантирование права на благоприятную окружающую среду <2>. ——————————— <2> Трошкина Т. Н. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли (на примере развитых стран). М.: ИППИ, 2010. С. 10 — 11.

Таможенный кодекс Таможенного союза <3> (далее — ТК ТС) в п. 8 ч. 1 ст. 4 вводит определение понятия «запреты и ограничения». Под таковыми понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств — участников Таможенного союза, решениями Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актами государств — участников Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — участников Таможенного союза. ——————————— <3> Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

В свою очередь, меры нетарифного регулирования представляют собой меры регулирования внешней торговли товарами, осуществляемые путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера. Отсюда следует, что регулирование нетарифных мер в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС осуществляется на национальном, наднациональном и международном уровнях правового регулирования. Первым международно-правовым документом, составившим основу правового регулирования использования защитных мер в Таможенном союзе, стал Протокол о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств — участников Таможенного союза от 17 февраля 2000 года. Протокол в первую очередь уточнил терминологический аппарат, введя определения понятий «специальные защитные меры», «специальная пошлина», «антидемпинговые меры», «антидемпинговая пошлина», «компенсационные меры», «компенсационная пошлина». К специальным защитным мерам относятся меры по ограничению ввоза товара на таможенную территорию одного из государств — участников Таможенного союза для свободного обращения на его внутреннем рынке, которые применяет государство — участник Таможенного союза посредством введения количественных ограничений импорта или специальной пошлины, в том числе временной специальной пошлины. Антидемпинговые меры представляют меры по ограничению демпингового импорта товара (импорта по экспортной цене ниже его нормальной стоимости), которые государство — участник Таможенного союза применяет посредством введения антидемпинговой пошлины, взимаемой сверх базовой ставки ввозной таможенной пошлины. Компенсационными мерами являются действия по ограничению импорта товара, субсидируемого одним из государств — участников Таможенного союза или третьими странами, которые применяет государство — участник Таможенного союза посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины, либо принятия ценовых обязательств. Введение специальной, компенсационной и антидемпинговой пошлин происходит через процедуру, отличающуюся от установления таможенных пошлин, при соблюдении определенных условий. Например, в Таможенном союзе, в соответствии со ст. 3 Протокола, специальная, компенсационная или антидемпинговая пошлины могут быть введены, только если импорт товаров наносит существенный (материальный, серьезный) ущерб или создает угрозу причинения существенного (материального, серьезного) ущерба отрасли национальной экономики и только после проведения расследования. Негативные экономические последствия, являющиеся основанием для введения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, выражаются в: — ухудшении производственного, торгового и финансового положения отрасли национальной экономики, которое наступило вследствие возросшего ввоза на таможенную территорию государства — участника Таможенного союза аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, либо демпингового импорта такого товара, либо импорта товара, субсидируемого соответствующим государством — участником Таможенного союза или третьими странами; — сокращении объема производства товара, сокращении его реализации на внутреннем рынке государства — участника Таможенного союза, снижении рентабельности производства такого товара, замедлении развития отрасли национальной экономики государства — участника Таможенного союза, негативном влиянии на товарные запасы, занятость населения, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и другие показатели; — неотвратимости причинения существенного (материального, серьезного) ущерба отрасли национальной экономики. Необходимо отметить, данные негативные экономические последствия должны подтверждаться соответствующими документами в рамках расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Впоследствии государствами — участниками Таможенного союза было принято Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (заключено в г. Москве 25 января 2008 года) <4>. ——————————— <4> Собрание законодательства РФ. 2010. N 42. Ст. 5299.

Настоящее Соглашение регулирует отношения, возникающие в связи с введением и применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, происходящих из иностранных государств и предназначенных для единой таможенной территории Таможенного союза. Соглашение также содержит статью, регламентирующую основные термины. К слову, определения ключевых понятий «специальные защитные меры», «специальная пошлина», «антидемпинговые меры», «антидемпинговая пошлина», «компенсационные меры», «компенсационная пошлина» наполнены сходным содержанием, что и термины, определенные Протоколом 2000 года. Кроме этого, Соглашением введено понятие «плательщики специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (в том числе предварительных специальных, предварительных антидемпинговых, предварительных компенсационных пошлин)». Данными субъектами выступают декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств — участников Таможенного союза и (или) законодательством государств — участников Таможенного союза возложена обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, ввозимых из иностранных государств на единую таможенную территорию Таможенного союза, к которым применяются специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины (в том числе предварительные специальные, предварительные антидемпинговые и предварительные компенсационные пошлины). Помимо Соглашения 2008 года основу правового регулирования применения специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в Таможенном союзе составляют: — Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года <5> (определяет полномочия органа, ответственного за проведение расследований на таможенной территории Таможенного союза, и Евразийской экономической комиссии, а также регламентирует вопросы уплаты, взыскания, зачисления, распределения и возврата специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, в том числе предварительных); ——————————— <5> Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www. eurasiancommission. org/_layouts/Lanit. EEC. Desicions/Download. aspx? IsDlg=0&ID;=3080&print;=1 (дата об ращения: 21.11.2013).

— Соглашение о порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19 ноября 2010 года <6> (определяет процедуры и сроки пересмотра специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, действующих в государствах — участниках Таможенного союза, с целью их распространения на таможенной территории Таможенного союза, а также порядок завершения расследований, не завершенных государствами — участниками Таможенного союза до 19 ноября 2010 года — даты подписания данного Соглашения); ——————————— <6> Принято решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 года N 59 // Бюллетень международных договоров. 2011. N 6.

— Протокол о порядке предоставления органу, проводящему расследования, сведений, содержащих в том числе конфиденциальную информацию, для целей расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам <7> (формирует правовые основы предоставления компетентными органами государств — участников Таможенного союза органу, проводящему расследования, информации, необходимой для целей расследований); ——————————— <7> Там же.

— Положение об использовании и защите конфиденциальной информации и служебной информации ограниченного распространения в органе, ответственном за проведение расследований <8> (определяет порядок обращения с документами, содержащими конфиденциальную информацию и служебную информацию ограниченного распространения, и регулирует отношения, связанные с защитой такой информации, полученной и используемой органом, проводящим расследования); ——————————— <8> Утверждено решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 марта 2012 года N 1 // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www. eurasiancommission. org/ru/act/trade/podm/info/Documents/P1-2.pdf (дата обращения: 21.11.2013).

— Регламент принятия решений и подготовки проектов решений Евразийской экономической комиссии по вопросам специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер <9> (определяет порядок принятия решений и совершения иных действий, связанных с началом и проведением расследований, а также порядок подготовки проектов решений Коллегии Евразийской экономической комиссии, принимаемых по результатам таких расследований); ——————————— <9> Там же.

— решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 года N 339 <10> (определяет на переходный период уполномоченные органы государств — участников Таможенного союза);

——————————— <10> Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www. eurasiancommission. org/_layouts/Lanit. EEC. Desicions/Download. aspx? IsDlg=0&ID;=1551&print;=1 (дата обращения: 21.11.2013).

— решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 марта 2012 года N 1 <11> (передает полномочия органа, ответственного за проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза, возложенные на Департамент по защитным мерам во внешней торговле Секретариата Комиссии Таможенного союза, Департаменту защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии); ——————————— <11> Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www. eurasiancommission. org/_layouts/Lanit. EEC. Desicions/Download. aspx? IsDlg=0&ID;=58&print;=1 (дата обращения: 21.11.2013).

— решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 года N 44 <12> (поручает Департаменту защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии завершить в установленном порядке расследования, проводимые уполномоченными органами государств — участников Таможенного союза; просит стороны обеспечить передачу уполномоченными органами государств — участников Таможенного союза Департаменту защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии документов и материалов в порядке, обеспечивающем защиту конфиденциальной информации, и устанавливает соответствующие сроки). ——————————— <12> Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www. eurasiancommission. org/_layouts/Lanit. EEC. Desicions/Download. aspx? IsDlg=0&ID;=383&print;=1 (дата обращения: 21.11.2013).

В соответствии с ч. 2 ст. 70 ТК ТС специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств — участников Таможенного союза и (или) законодательством государств — участников Таможенного союза. Введению специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара предшествует расследование, проводимое в соответствии с Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года. Согласно ст. 4 данного Соглашения специальная защитная мера может быть применена к товару только в том случае, если по результатам расследования, проведенного компетентным органом, установлено, что импорт этого товара на территорию Таможенного союза осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли экономики государств — участников Таможенного союза или создает угрозу причинения такого ущерба. В ст. 9 этого Соглашения установлено, что антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного компетентным органом, установлено, что импорт такого товара на территорию Таможенного союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств — участников Таможенного союза, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств — участников Таможенного союза. При этом товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена такого товара ниже его нормальной стоимости. В соответствии со ст. 19 данного Соглашения компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия экспортирующего иностранного государства, в случае если по результатам расследования, проведенного компетентным органом, установлено, что импорт такого товара на территорию Таможенного союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств — участников Таможенного союза, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств — участников Таможенного союза. Соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер подтверждается путем представления соответствующих документов и, согласно абз. 1 ч. 1 ст. 210 ТК ТС, является одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Несмотря на распространение порядка взимания ввозной таможенной пошлины на специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, сами защитные пошлины не относятся к таможенным платежам и не являются разновидностью таможенных пошлин. Они представляют собой один из инструментов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная пошлина применяется при введении специальной защитной меры по ограничению возросшего импорта на единую таможенную территорию государств Таможенного союза; антидемпинговая пошлина — при введении антидемпинговой меры, нацеленной на противодействие демпинговому импорту (то есть импорту товара по цене ниже его нормальной стоимости); компенсационная пошлина — при введении компенсационной меры, нейтрализующей воздействие специфической субсидии <13> экспортирующего иностранного государства на отрасль экономики государств — участников Таможенного союза <14>. ——————————— <13> Субсидия экспортирующего иностранного государства является специфической, если субсидирующим органом или законодательством экспортирующего иностранного государства к пользованию субсидией допускаются только отдельные организации (ст. 21 Соглашения «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» от 25 января 2008 года). <14> Таможенный кодекс Таможенного союза ЕврАзЭС. Поглавный научно-практический комментарий / Под ред. А. Н. Козырина // СПС «КонсультантПлюс». 2013.

Помимо международного и наднационального уровня правового регулирования, правовую основу введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин составляет законодательство государств — участников Таможенного союза: Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» — в Российской Федерации; Законами Республики Казахстан от 28 декабря 1998 года N 337-I «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров»; от 13 июля 1999 года N 421-I «Об антидемпинговых мерах»; от 16 июля 1999 года N 441-1 «О субсидиях и компенсационных мерах» — в Республике Казахстан; Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года N 346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» — в Республике Беларусь. Государства — участники Таможенного союза, стремясь стимулировать развитие отечественного производства конкурентоспособных товаров, также применяют правовые методы воздействия на негативно возрастающий импорт товаров, действия зарубежных партнеров в сфере внешней торговли. Национальное законодательство государств — участников Таможенного союза направлено на защиту собственных экономических интересов. Так, в частности, в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» расследование проводится в целях установления: наличия возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения такого ущерба; наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта и обусловленного этим материального ущерба отрасли российской экономики, угрозы причинения такого ущерба или существенного замедления создания отрасли российской экономики. Создание Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС естественным образом заставило пересмотреть институциональную структуру в отношениях по введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В настоящее время по всем видам торговых мер уполномоченным органом в части проведения расследований является Департамент по защитным мерам во внешней торговле Секретариата Евразийской экономической комиссии. Решения о применении мер принимаются Евразийской экономической комиссией. Расследование начинается по заявлению производителей, поданному от имени отрасли Таможенного союза. Например, если в Таможенный союз ввозятся товары, произведенные в свободных экономических зонах третьей страны, где производители получают определенные льготы, то производители Таможенного союза могут подать заявление о начале компенсационного расследования. При этом доля производства заявителей должна быть не менее 25% от общего производства. По итогам расследования при обнаружении доказательств о нанесении субсидированным импортом ущерба производителям Таможенного союза для уравновешивания условий конкуренции на внутреннем рынке, Евразийская экономическая комиссия принимает против таких товаров компенсационные меры. В Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение расследования, определяется Правительством Российской Федерации. В настоящее время таким органом является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации <15>. До 2006 года данные полномочия исполняло Министерство экономического развития Российской Федерации <16>. ——————————— <15> См.: абз. 2 п. 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 438 // Собрание законодательства РФ. 2008. N 24. Ст. 2868. <16> См.: абз. 4 п. 2 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 года N 443 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 36. Ст. 3670 (Документ утратил силу).

В Республике Казахстан по всем видам торговых мер в части проведения расследований уполномочено недавно созданное Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан <17>. До 2004 года вопросы организации и проведения расследования находились в компетенции Комитета по антидемпинговому контролю Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан <18>. ——————————— <17> См.: Положение о Министерстве экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан, утвержденное Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года N 1116 // Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 2004. N 41. Ст. 528. <18> См.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 сентября 2000 года N 1374 «Об утверждении Правил проведения разбирательства, предшествующего введению защитных, компенсационных или антидемпинговых мер» // Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 2000. N 38 — 39. Ст. 453.

В Республике Беларусь расследования, предшествующие принятию специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, проводит Министерство иностранных дел Республики Беларусь <19>. ——————————— <19> См.: п. 5.3.10 Положения о Министерстве иностранных дел Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 года N 978 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. N 130. 5/22727.

Решения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в каждом из государств — участников Таможенного союза принимается правительством. Статистика применения нетарифных мер регулирования внешней торговли на единой территории Таможенного союза демонстрирует, что наиболее часто используемой мерой является антидемпинговая пошлина. В настоящее время Евразийской экономической комиссией введено 14 антидемпинговых пошлин. Четыре меры представляют собой специальные защитные пошлины. Компенсационные пошлины на единой таможенной территории Таможенного союза в настоящее время не применяются <20>. ——————————— <20> Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www. tsouz. ru/db/spec_measures/Pages/Меры, действующиенаTTTC. asp (дата обращения: 21.11.2013).

В связи с этим рассмотрим процедуру введения антидемпинговых пошлин более подробно. Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 2008 года определены общие принципы применения антидемпинговой меры. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 марта 2012 года N 1 «О некоторых вопросах применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза» <21> полномочия на проведение расследований, предшествующих введению антидемпинговых мер на единой таможенной территории Таможенного союза, делегированы Департаменту защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии. ——————————— <21> Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www. tsouz. ru/, 16.03.2012 (дата обращения: 21.11.2013).

Департамент проводит расследование в целях установления демпингового импорта и обусловленного этим материального ущерба, угрозы причинения такого ущерба или существенного замедления создания отрасли экономики государств — участников Таможенного союза на основании заявления в письменной форме. Подпункты 4 — 5 ст. 29 Соглашения содержат формальные требования к заявлению. Так, заявление должно включать: сведения о заявителе; описание товара, являющегося объектом расследования; сведения об известных иностранных производителях (экспортерах), импортерах в государствах — участниках Таможенного союза; данные внешнеторговой статистики; доказательства наличия демпингового импорта; доказательства наличия материального ущерба (угрозы причинения материального ущерба) отрасли экономики государств — участников Таможенного союза и иные сведения. Для целей подачи заявления заявителю необходимо определить товар, являющийся объектом расследования. Товар — объект расследования является товаром, происходящим из иностранного государства (группы государств) и ввозимый на единую таможенную территорию Таможенного союза (предположительно по демпинговым ценам). В заявлении необходимо представить максимально полное описание товара — объекта расследования, включающее: — полное наименование товара (такое наименование должно быть точным, не допускать неясностей или двусмысленного толкования и быть достаточным для целей взимания антидемпинговых пошлин таможенными органами государств — участников Таможенного союза); — краткое наименование товара (для использования в тексте заявления); — перечень кодов ТН ВЭД ТС, в рамках которых товар — объект расследования классифицируется при импорте на таможенную территорию Таможенного союза; — описание ввозных таможенных пошлин, а также иных ограничений торговли, применяемых в отношении товара; — описание технологии производства и иные параметры. Кроме того, необходимо показать в заявлении, что производимый товар является аналогичным импортируемому. В соответствии со ст. 2 Соглашения аналогичный товар определяется как полностью идентичный товару, который может стать объектом расследования, либо в отсутствие такового другой товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам товара, который может стать объектом расследования. Для описания аналогичного товара могут быть использованы такие характеристики, как внешний вид; физические свойства; химический состав; сырье и материалы, используемые в производстве товара; информация о производственном процессе; существующие для товара международные и национальные стандарты, технические регламенты Таможенного союза. Демпинг означает поступление товара на р ынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости в стране экспорта. Сам по себе демпинг нельзя считать абсолютным злом, однако, в случаях, когда демпинговые поставки наносят ущерб государству (таможенному союзу) или создают угрозу причинения такого ущерба, государство (таможенный союз) имеет право применить антидемпинговую меру для восстановления справедливых условий конкуренции на рынке. Антидемпинговые меры применяются в виде пошлины, которая рассчитывается на основе демпинговой маржи. В соответствии со ст. 2 Соглашения демпинговой маржой признается выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене либо разница между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой, выраженная в абсолютных показателях. Экспортной ценой является цена, которая уплачена или должна быть уплачена покупателями, не являющимися связанными лицами с иностранными производителями или экспортерами, при импорте товара на единую таможенную территорию Таможенного союза. Заявитель должен привести доказательства наличия демпингового импорта, привести значения нормальной стоимости товара, экспортной цены товара и демпинговой маржи <22>. ——————————— <22> См. подробнее: Методические рекомендации по подготовке заявления о применении антидемпинговой меры (рекомендованы Евразийской экономической комиссией) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www. tsouz. ru/, 26.10.2012 (дата обращения: 21.11.2013).

В соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке заявления о применении антидемпинговой меры доказательства нанесения материального ущерба (угрозы причинения такого ущерба) должны основываться на объективных факторах, которые характеризуют ухудшение экономического положения отрасли экономики государств — участников Таможенного союза, включая: — произошедшее или возможное в будущем сокращение производства товара, продажи товара, его доли на рынке Таможенного союза, прибыли, производительности, доходов от привлеченных инвестиций, использования производственных мощностей; — произошедшее или возможное в будущем негативное влияние на темпы роста производства товара, запасы товара, уровень занятости, заработную плату, возможность привлечения инвестиций. Согласно ст. ст. 16 и 17 Соглашения размер антидемпинговой пошлины должен быть достаточным для устранения ущерба отрасли экономики государств — участников Таможенного союза, но не выше размера рассчитанной демпинговой маржи. Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать пяти лет с даты начала применения такой меры. Евразийская экономическая комиссия может принять решение о введении антидемпинговой пошлины в размере меньшем, чем размер рассчитанной демпинговой маржи, если такой размер является достаточным для устранения ущерба отрасли экономики государств — участников Таможенного союза. В соответствии со ст. 15 Соглашения расследование может быть приостановлено или прекращено Департаментом по защитным мерам во внешней торговле без введения предварительной антидемпинговой пошлины или антидемпинговой пошлины при получении от экспортера товара, являющегося объектом расследования, добровольных обязательств в письменной форме о пересмотре цен такого товара или прекращении экспорта такого товара на единую таможенную территорию Таможенного союза по ценам ниже его нормальной стоимости, если Департамент придет к заключению, что принятие таких обязательств устранит ущерб, причиненный демпинговым импортом, и Евразийская экономическая комиссия примет решение об их одобрении. По данным Евразийской экономической комиссии, специальные, защитные и антидемпинговые меры используются в государствах — участниках Таможенного союза редко. В настоящее время данный инструмент воздействия на участников внешнеторговой деятельности использует Республика Казахстан: введены три специальные пошлины в отношении: — ваты и изделий из нее (19%, но не менее 2,8 евро за 1 кг); — шоколадных конфет, с начинкой или без начинки, содержащих и не содержащих алкоголь (49%, но не менее 0,8 евро за 1 кг); — прочих кондитерских изделий из сахара и их заменителей, изготовленных из заменяющих сахар продуктов, содержащих какао (39%, но не менее 0,42 евро за 1 кг). Все три пошлины действуют с 26 сентября 2011 года до 25 сентября 2014 года. Новейшая история экономического развития России насчитывает немало примеров применения к импортерам упомянутых мер. Так, «в июле 2004 года Министерство экономического развития Российской Федерации начало антидемпинговое расследование в отношении импорта из Украины обсадных, котельных, насосно-компрессорных, нефтегазопроводных и горячедеформированных, а также подшипниковых труб» <23>. ——————————— <23> Трубы под подозрением // Таможня. 2005. N 16.

По данным Фонда развития трубной промышленности, «за семь месяцев 2004 года объем реализации российского товара вырос на 8,2%, при этом объем импорта увеличился почти на 46%» <24>. При этом увеличился разрыв средневзвешенных цен на импортный и российский товар — импорт дешевле почти на 40%. По результатам расследования Правительство Российской Федерации установило антидемпинговые пошлины на трубы из Украины от 8,9% до 55,3% в зависимости от вида сроком на пять лет до 2011 года. ——————————— <24> Ущерб от импортных труб // Таможня. 2005. N 3.

Кроме того, Правительством Российской Федерации устанавливались антидемпинговые пошлины на подшипники из КНР на 5 лет до 2013 года в размере до 41,5% и швеллеры из Украины на 3 года до 2008 года в размере до 17,4%. Компенсационные пошлины вводились на прутки для армирования из Украины на два года до 2007 года в размере 21%, а также предварительная компенсационная пошлина на четыре месяца. Специальные пошлины устанавливались на дрожжи пекарные сухие на три года до 2008 года в размере до 225 евро/т, на сетки из стекловолокна на три года до 2010 года в размере до 33,4%, за исключением развивающихся стран <25>. ——————————— <25> Грошев Д. А. Нетарифные методы в современной системе государственного регулирования внешней торговли товарами в России // TERRA ECONOMICUS. 2009. N 9. С. 263 — 264.

Существенные изменения претерпевает правовое регулирование введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в связи с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации <26>. ——————————— <26> Протокол от 16 декабря 2011 года «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года» // Бюллетень международных договоров. 2012. N 12.

Правовым основанием применения специальных защитных мер (в терминологии, применяемой ВТО, — safeguards) является ст. XIX Генерального соглашения по тарифам и торговле <27> (далее — ГАТТ 1947): в случае, если какой-либо товар импортируется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям аналогичных и непосредственно конкурирующих товаров, то член ВТО вправе полностью или частично приостановить обязательство по ГАТТ 1947 в отношении таких товаров на срок, необходимый для предотвращения или устранения ущерба. ——————————— <27> Официальный сайт Всемирной торговой организации: http://www. wto. ru/ru/content/documents/docs/pril1%D0%92.doc (дата обращения: 21.11.2013).

Соглашение по специальным защитным мерам регулирует нормы применения специальных защитных мер <28>, определяет основные условия применения защитных мер, критерии понятия «серьезный ущерб», процедуры контроля. В соответствии со ст. 3 данного Соглашения введению специальных защитных мер предшествует проведение расследования уполномоченными органами импортирующего государства. ——————————— <28> Официальный сайт Всемирной торговой организации: http://www. wto. ru/ru/content/documents/docs/speczasht. doc (дата обращения: 21.11.2013).

Первоначально специальные защитные меры могут вводиться до четырех лет, существует возможность продления до восьми лет. Соглашение вводит запрет на возобновление специальных защитных мер: меры после истечения срока их применения не могут быть введены повторно в течение срока, равного сроку их применения, или в течение двух лет. Кроме этого, предусмотрен принцип прогрессивной либерализации, который предусматривает, что если продолжительность меры превышает один год, она должна постепенно быть либерализована; если мера действует более трех лет, член ВТО обязан произвести расследование с целью возможного пересмотра меры. Члены ВТО применяют антидемпинговые меры на основе ст. VI ГАТТ 1947. В развитие данной статьи было принято Соглашение по применению статьи VI ГАТТ 1994 <29>. Статья 2 Соглашения предусматривает принципы установления факта демпинга, наличия ущерба, определения отечественной отрасли промышленности, представления доказательства, применения временных антидемпинговых мер, введения антидемпинговых пошлин, урегулирования споров. ——————————— <29> Официальный сайт Всемирной торговой организации: http://www. wto. ru/ru/content/documents/docs/VIgensogl. doc (дата обращения: 21.11.2013).

Антидемпинговый процесс можно подразделить на следующие стадии: — возбуждение антидемпингового дела (инициирование антидемпингового расследования) — заявительная стадия; — стадия расследования и принятия решения по результатам расследования; — исполнение решения, принятого по результатам расследования; — пересмотр решения о введении антидемпинговых мер в административном порядке; — процедура обжалования в судебном порядке <30>. ——————————— <30> Шумилов В. М. Право Всемирной торговой организации. М., 2013. С. 128.

В целях консультирования по вопросам применения Соглашения создается и ведет свою деятельность Комитет по антидемпинговой практике. Помимо этого, Комитет получает информацию об антидемпинговых мерах, применяемых членами ВТО, консультирует стороны, составляет отчеты, обобщает практику, контролирует соблюдение участниками ВТО ст. VI ГАТТ 1947 и Соглашения по применению статьи VI ГАТТ. Еще одна крупная проблема во внешней торговле — субсидирование государствами отечественных производителей и экспортеров. Проблематике субсидирования и применения компенсационных пошлин посвящены ст. VI ГАТТ 1947 и Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам <31>. ——————————— <31> Официальный сайт Всемирной торговой организации: http://www. wto. ru/ru/content/documents/docs/subskomp. doc (дата обращения: 21.11.2013).

Понятие «субсидия» закреплено в Соглашении и подразделяется на три основные категории: — запрещенные (направленные на импортозамещение или напрямую связанные с результатами экспорта), которые подлежат устранению; — специфические субсидии, то есть финансовая поддержка, предоставляемая одному или группе предприятий, отрасли или группе отраслей, определенному региону на определенный период времени. Именно эти субсидии являются предметом компенсационных расследований, т. к. создают неравные условия конкуренции для предприятия/отрасли/региона; — допустимые, общие субсидии, носящие горизонтальный характер, то есть доступные без исключения всем предприятиям/отраслям/регионам на равных условиях. Такие меры не являются предметом компенсационных расследований, т. к. не предоставляют привилегий отдельным субъектам рынка. Для определения субсидий, в отношении которых могут быть введены ответные меры, требуется наличие четырех условий: во-первых, факт предоставления государственной помощи или ценовой поддержки; во-вторых, специфический характер субсидии; в-третьих, субсидия должна приносить преимущества ее получателю (оценка таких преимуществ осуществляется параллельно с оценкой размера субсидии); в-четвертых, не должно быть оснований, исключающих применение защитных мер <32>. ——————————— <32> Исаченко Т. М. Практика применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговой политике ЕС // Вестник Томского государственного университета. 2010. N 333. С. 118.

Размер компенсируемой субсидии исчисляется на основе размера той выгоды, которую приобретает получатель субсидии, и рассчитывается на единицу продукта, экспортируемого на территорию члена ВТО. Методы расчета размера субсидий зависят от типа субсидирования (государственные поставки товаров и услуг, гранты, кредиты и т. п.). Нетарифные меры регулирования внешней торговли — специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры — представляют собой совокупность инструментов воздействия на участников внешнеторговой деятельности, преступающих принципы равной конкуренции на рынке, использующих преимущества, в том числе административного характера, при трансграничной торговле товарами, работами и услугами. Анализ законодательства в области использования нетарифных мер демонстрирует сложность правового регулирования данного института таможенного права. В рамках Таможенного союза ЕврАзЭС действуют договоренности о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин в отношении третьих стран, являющиеся системообразующими, подчиняющими национальное законодательство государств — участников Таможенного союза. Кроме этого, сложные интеграционные процессы — присоединение Российской Федерации к ВТО — диктуют дополнительные правила применения нетарифных мер регулирования внешней торговли.

Библиография

1. Грошев Д. А. Нетарифные методы в современной системе государственного регулирования внешней торговли товарами в России // TERRA ECONOMICUS. 2009. N 9. 2. Исаченко Т. М. Практика применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговой политике ЕС // Вестник Томского государственного университета. 2010. N 333. 3. Таможенный кодекс Таможенного союза ЕврАзЭС. Поглавный научно-практический комментарий / Под ред. А. Н. Козырина // СПС «КонсультантПлюс». 4. Трошкина Т. Н. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли (на примере развитых стран). М.: ИППИ, 2010. 5. Трубы под подозрением // Таможня. 2005. N 16. 6. Ущерб от импортных труб // Таможня. 2005. N 3. 7. Шумилов В. М. Право Всемирной торговой организации. М., 2013.

——————————————————————