Проблема законодательного регулирования свободных экономических зон, имеющих статус «офшорные»

(Барулин А. С.)

(«Внешнеторговое право», 2011, N 2)

ПРОБЛЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН, ИМЕЮЩИХ СТАТУС «ОФШОРНЫЕ»

А. С. БАРУЛИН

Барулин А. С., аспирант МИИП (Московский институт предпринимательства и права), генеральный директор ООО «Орбита-Север».

Исследуя такой экономический феномен, как офшорный бизнес, автор столкнулся с проблемой законодательно-правового вакуума в сфере этого бизнеса. Отсутствие законодательной базы и, самое главное, специального закона приводит к тому, что участники офшорного бизнеса сами устанавливают свои правила, находят те или иные схемы ухода от высоких налогов, подкупают чиновников для предоставления тех или иных преференций, создавая тем самым благоприятную почву для коррупции. Эти отрицательные явления никак не могут не сказаться на здоровой конкуренции и развитии экономической и правовой реформы в российском обществе.

Экономический феномен, именуемый офшорным бизнесом, является международно-экономическим явлением, представляющим собой сложный, комплексный и творческий процесс. Суть офшорного бизнеса — предпринимательская деятельность с целью получения наибольшей прибыли, которая может повышаться как с увеличением темпов роста прибыли по сравнению с темпами роста затрат, так и со снижением суммы затрат. Из приведенной сентенции видно, что офшорный бизнес состоит из предпринимательской деятельности, под которой понимается следующее: «…самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг…» [1], и деятельности, направленной на сохранение приобретенного капитала (имущества) и сбережение его от высокого роста затрат, к каковым относятся высокие налоговые ставки, пошлины, поборы, а также уход от таких негативных, антидемократических явлений, как коррупция, рэкет, неоправданная национализация и т. п.

Основная идея офшорного бизнеса строится на сложной концепции экономической сущности [2], которая основывается на извлечении прибыли. Применение офшорным бизнесом методов ухода от высоких налогов является следствием несовершенства правовой базы и нестабильности экономической системы. Правовой режим деятельности участников офшорного бизнеса регулируется прежде всего нормами гражданского права, т. к. деятельность участников офшорного бизнеса связана с предпринимательством. Гражданское законодательство устанавливает правовое положение участников гражданского оборота, определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности, регулирует договорные и иные обязательства, отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданские правоотношения с участием иностранных лиц регулируются гражданским законодательством. Регулируемые гражданско-правовые отношения строятся на основополагающих принципах гражданского права: равенства участников, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, свободы установления своих прав и обязанностей на основе договора. Офшорный бизнес полностью отвечает критериям гражданско-правовых отношений, и, следовательно, нормы и правила офшорного бизнеса являются нормами гражданского права и должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации.

В чем же заключается юридическое содержание понятия «офшорный бизнес»? Л. П. Ануфриева считает, что юридическое содержание офшорного бизнеса заключается в том, что за рубежом появляется новый, в правовом смысле «самостоятельный» субъект хозяйственных отношений [3]. Но это определение будет неполным, т. к. оно затрагивает только одну составляющую офшорного бизнеса, его субъектный состав. При исследовании деятельности офшорного бизнеса автор обратил внимание на тот факт, что новый, в правовом смысле «самостоятельный» субъект хозяйственных отношений появляется не только за рубежом, но и в правовой системе национального права (так называемые внутренние офшоры), здесь следует обратить внимание на тенденцию стремительного развития и преобразования офшорного бизнеса, организационно-правовые принципы деятельности которого специальными законами в Российской Федерации не установлены.

Следующей составляющей офшорного бизнеса является наличие свободной экономической зоны, имеющей особый статус, который присваивается специальным законом. Этот статус именуется «офшорный» (статус международного бизнеса). Под свободной экономической зоной понимается экономическое пространство, на котором в отношении тех или иных иностранных юридических лиц — нерезидентов либо объектов гражданского права используются те или иные преференции, установленные законодательно-правовым режимом свободной экономической зоны и не применяемые на остальной части территории, не имеющей статуса свободной экономической зоны. Законодательное определение свободной экономической зоны приведено в Федеральном законе: под таковой понимается особый режим хозяйственной, в т. ч. внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон [4].

Чем же отличается свободная экономическая зона в широком понимании этого значения от офшорной зоны в узком понимании этого определения? Понятие свободной экономической зоны является обобщенным и объединяет все виды пространств со специальным режимом преференций; несмотря на множество разновидностей этих пространств, это понятие является более широким, чем понятие офшорной зоны. Офшорная зона (от англ. offshore — «вне территории») представляет собой территорию государства или часть территории государства, специализирующегося на предоставлении специального (благоприятного) правового режима в отношении иностранных юридических лиц (нерезидентов), и предоставляет последним ряд сервисных услуг, в т. ч. услуги по предоставлению юридического, налогового обслуживания, удобные условия при регистрации офшорных компаний, удобные банковские услуги, включая обеспечение конфиденциальности, и т. п. Профессор В. М. Шумилов справедливо отмечает: «…понятие «офшорная зона/территория» — разновидность понятия «свободная экономическая зона» [5]. Что же касается мнения В. М. Шумилова о том, что термин «офшорная зона» принадлежит скорее к предпринимательскому сленгу (англосаксонского происхождения), чем к правовой терминологии, то в этом случае усматривается правовой вакуум терминологий и институтов права. Действующее законодательство Российской Федерации понятия «офшорная зона» и «центр международного бизнеса» относит к одной разновидности свободных экономических зон — офшорной зоне [6].

Субъектный состав офшорного бизнеса как особая категория лиц гражданско-правовых отношений заключается в том, что приобретение статуса офшорной компании сопряжено с определенными условиями и ограничениями, одно из которых связано с требованиями специальных законов в офшорных зонах.

Как следует из вышеприведенного юридического содержания офшорного бизнеса, данного Л. П. Ануфриевой, «…за рубежом появляется новый, в правовом смысле «самостоятельный» субъект хозяйственных отношений». До недавнего времени многие ученые считали, что категория «офшорная компания» не может рассматриваться в качестве юридического понятия. Вместе с тем сегодня, как представляется, это не соответствует действительности. Многие правовые системы сегодня имеют законодательно-правовые определения термина офшорной компании, причем в противовес национальным «внутренним» компаниям («in shore company»). Юридическое понятие офшорной компании имеется и в российской правовой системе: «…юридическое лицо — нерезидент Российской Федерации, зарегистрированное в стране или на территории, имеющей офшорный статус, в пределах которой действуют налоговые, таможенные, инвестиционные и другие льготы, и которое уполномоченное осуществлять операции с нерезидентами страны местонахождения офшорной компании» [7].

Как правильно отмечает Л. П. Ануфриева, видовым понятием, используемым в рамках родового — «офшорная компания», выступает «компания международного бизнеса» (от англ. international business company). В настоящее время оно известно глобальной системе романо-германского права, в которую входит и Российская Федерация. Юридическое содержание понятия компании международного бизнеса известно и российской законодательно-правовой системе: «…юридические лица — нерезиденты Российской Федерации, учрежденные, зарегистрированные и действующие в центре в соответствии с нормами настоящего Федерального закона…» [8]. Одним из главных требований по учреждению и функционированию компаний международного бизнеса выступает условие о ведении деятельности исключительно за границей конкретного государства или территории. Многие юрисдикции международного бизнеса законодательно закрепляют наличие зарегистрированного в пределах рассматриваемой юрисдикции административного центра (центра управления офиса компании), назначение директорами компании граждан данной страны, финансирование компании из источников, находящихся вне этой территории [9].

Таким образом, юридическое содержание понятия «офшорная компания» в современном понимании подразумевает иностранное юридическое лицо (нерезидента), учрежденное на территории офшорной зоны, которое не вправе вести производственную, торговую и любую другую хозяйственную деятельность с национальными юридическими и физическими лицами (резидентами) в пределах офшорной зоны, где учреждена эта компания и имеются особые преференции. Субъектами гражданско-правовых отношений офшорного бизнеса выступают иностранные юридические и физические лица, получившие соответствующий статус офшорной компании или компании международного бизнеса. Специального разрешения на осуществление хозяйственной деятельности с нерезидентами (иностранными юридическими и физическими лицами) офшорной компании не требуется. Вместе с тем офшорные компании и компании международного бизнеса в пределах собственной юрисдикции не вправе осуществлять хозяйственную деятельность.

Основная проблема деятельности свободных экономических зон со статусом «офшорная зона» или «центр международного бизнеса» связана с отсутствием достаточной и четкой законодательно-правовой базы. Вопросы создания, деятельности и ликвидации свободных экономических зон должны были получить регламентацию в специальном законе о свободных экономических зонах. Отсутствие специального закона о свободных экономических зонах привело не только к созданию правового вакуума, но и к торможению развития экономических процессов в этой области предпринимательской деятельности [10].

Негативные в целом результаты действия той концепции, которая существовала в Российской Федерации в период 90-х годов прошлого столетия, повлекли за собой необходимость принятия нового федерального закона. После отклонения Президентом Российской Федерации проекта федерального закона, который прошел через Федеральное Собрание, 4 октября 2000 г. была создана рабочая группа с участием Правительства Российской Федерации по дальнейшей разработке проекта Федерального закона «О свободных экономических зонах» [11]. На сегодняшний день рабочая группа ни на шаг не продвинулась по пути выработки единой концепции нового закона.

Закон о свободных экономических зонах являлся законом общего характера, т. е. предусматривал возможность создания в Российской Федерации экономических зон с различным статусом, таких как зоны экспортного производства, свободные таможенные зоны производственного и торгового типов, особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны. Предусмотрена также возможность создания зон трансграничного оказания услуг, в т. ч. банковских офшорных центров и туристско-рекреационных зон (не поименованы в перечне офшорные центры страховых и финансовых услуг, а также международного судоходства). Серьезной проблемой на пути принятия закона стали возражения Правительства Российской Федерации, касающиеся целесообразности введения в законопроект налоговых льгот.

Что же происходит со свободными экономическими зонами сейчас, в период законодательного вакуума, на федеральном уровне? В отсутствие федеральной целевой программы создания и поддержки свободных экономических зон в Российской Федерации активизируются различные схемы утечки капитала из национальной экономики.

Сегодня необходимо привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации, гражданским, таможенным и налоговым законодательством Российской Федерации нормы законопроекта, установить в законопроекте четкую концепцию развития экономических зон в Российской Федерации, определить правовые рамки деятельности офшорного бизнеса, проработать организационную форму деятельности, создания и ликвидации офшорных зон. Необходимо ввести в закон положение, касающееся принадлежности офшорного бизнеса к системе гражданского права с особенностями регулирования специального закона, а также смежных отраслей права.

Таким образом, специальный закон «О свободных экономических зонах» должен стать регулятором отношений в области офшорного бизнеса, способного принести ощутимую выгоду государству при условии грамотного правового регулирования, что подтверждается примером ряда стран (США, Австрия, Кипр и др.).

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I. Введен в действие с 1 января 1996 г. Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

2. Кабир Л. С. Организация офшорного бизнеса. М.: Финансы и статистика, 2002. 144 с.

3. Ануфриева Л. П. Международное частное право: Учебник. Ч. II: Субъекты международного частного права. М.: Проспект, 2004. 688 с.

4. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (с изм. от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999 г.).

5. Шумилов В. М. Международное экономическое право. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 512 с. (серия «Высшее образование»).

6. Письмо Минфина РФ от 8 июля 1997 г. N 11-01-08/211.

7. Положение о порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала» (утв. ЦБР от 20 июля 1999 г. N 82-П).

8. Федеральный закон от 30 января 1996 г. N 16-ФЗ «О центре международного бизнеса «Ингушетия» (с изм. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.).

9. См., например: Федеральный закон от 30 января 1996 г. N 16-ФЗ «О центре международного бизнеса «Ингушетия», Закон о компаниях 1885 г., Ордонанс о подоходном налоге 1946 г., специальный Ордонанс о компаниях международного бизнеса 1984 г., Закон об управлении компаниями 1990 г.

10. См., например: Письмо Департамента налоговых реформ Минфина Российской Федерации от 6 июня 1997 г. N 01-10/04-2103; Письмо Минфина Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 11-01-08/213; Письмо Минфина Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 11-01-08/211.

11. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 664-III ГД «О Федеральном законе «О свободных экономических зонах».

——————————————————————