Изъятия ограничительного характера из правового режима деятельности иностранных инвесторов: международная и российская практика правового регулирования

(Борисенко П. И.) («Право и экономика», 2011, N 11)

ИЗЪЯТИЯ ОГРАНИЧИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ИЗ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ: МЕЖДУНАРОДНАЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

П. И. БОРИСЕНКО

Борисенко Павел Ильич, менеджер юридической группы ЗАО «КПМГ» (г. Санкт-Петербург). Специалист по правовому регулированию деятельности иностранных инвесторов. Родился 15 января 1984 г. в г. Алматы, Казахстан. В 2006 г. окончил юридический факультет СПбГУ.

Статья посвящена анализу международной и российской практики регулирования деятельности иностранных инвесторов путем установления различных изъятий ограничительного характера из национального режима иностранных инвестиций. Сделан вывод в отношении необходимости указания в законодательстве исчерпывающего перечня изъятий ограничительного характера, которые потенциально могут быть установлены законодателем в целях ограничения усмотрения законодателя и повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации.

Ключевые слова: инвестиции; иностранные инвестиции; изъятия ограничительного характера; инвестиционная деятельность; инвестиционное законодательство.

Restrictive exemptions from a legal regime of foreign investors’ activity: international and Russian legal practice P. I. Borisenko

The present article describes international and Russian practice of regulation of foreign investors’ activity by adopting various restrictive exemptions from the national regime of foreign investments. Based on the results of the above-mentioned analysis the author suggests that the Russian legislation should contain the exhaustive list of exemptions which may be introduced by the legislator. It would limit the discretion of the legislator and increase the investment attractiveness of the Russian Federation.

Key words: investments; foreign investments; restrictive exemptions; investment activity; investment legislation.

В соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон об иностранных инвестициях) иностранным инвесторам предоставлен национальный режим деятельности на территории Российской Федерации. Однако российское законодательство допускает возможность установления для иностранных инвесторов изъятий ограничительного характера, которые могут быть введены только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Наличие изъятий ограничительного характера из национального режима иностранных инвестиций соответствует международно-правовой практике регулирования инвестиционной деятельности. Например, разработанное Международным банком реконструкции и развития в 1992 г. Руководство по регулированию иностранных инвестиций (World bank Guidelines on the Treatment of Foreign Direct Investment) признает право каждого государства регулировать допуск иностранных инвестиций и запрещать осуществление инвестиций, противоречащих требованиям национальной безопасности, а также инвестиций в сферы деятельности, зарезервированные за национальными частными лицами исходя из необходимости защиты национальных интересов (п. п. 3, 4 ч. II Руководства) <1>. ——————————— <1> Полный текст Руководства по регулированию иностранных инвестиций, разработанного Международным банком реконструкции и развития, можно найти в сети Интернет на официальном сайте Международного банка реконструкции и развития (http:// ita. law. uvic. ca/ documents/ WorldBank. pdf (дата обращения: 30 октября 2011 г.)).

Существование таких изъятий ограничительного характера возможно как на международно-правовом уровне регулирования деятельности иностранных инвесторов, так и на уровне национального законодательства. Каждое государство, руководствуясь своей инвестиционной политикой, своим экономическим потенциалом и планами экономического развития, в той или иной степени ограничивает иностранный капитал и его участие в своей экономике, устанавливая соответствующие нормы в своем законодательстве. Такие ограничения являются правомерными, если они не нарушают при этом принятых международных обязательств [1]. Одной из самых распространенных в международной практике форм изъятий ограничительного характера является запрет или ограничение на осуществление иностранных инвестиций в те или иные отрасли экономики. Практически во всех государствах есть отрасли экономики, в которые запрещены или ограничены иностранные капиталовложения [2]. Перечень этих отраслей может быть различен, но чаще всего это добывающая и военная промышленность, транспорт и связь, а также отдельные отрасли сферы финансовых услуг, особенно банковское и страховое дело. Запрет на допуск иностранного капитала существовал в СССР до середины 80-х гг. XX в. После XXVII съезда КПСС, в 1986 г., в стране была провозглашена новая инвестиционная политика и было положено начало правовому регулированию иностранных инвестиций. Правовые основы регулирования иностранного инвестирования в законодательстве нашей страны фактически были отражены в различных нормативных правовых актах, принятых в 1987 г. Прежде всего это Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, форм и органов управления». В Указе были определены условия иностранного инвестирования в СССР: налогообложение совместных предприятий с участием советских и иностранных организаций; условия пользования ими землей, недрами, другими природными ресурсами на платной основе или бесплатно; прибыль иностранных инвесторов; условия разрешения инвестиционных споров. В развитие этого Указа было принято Постановление Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. N 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран», закрепляющее строго разрешительный порядок создания совместных предприятий на территории СССР. В декабре 1988 г. Совет Министров СССР принял Постановление N 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций», которое содержало ряд прогрессивных изменений и непосредственно относилось к деятельности совместных предприятий. В первую очередь Постановление отменило установленное ранее ограничение на иностранное участие в уставном фонде совместного предприятия — 49%, а доли советского и иностранного партнеров стали определяться в соответствии с договоренностью сторон. Были также внесены изменения в организацию управления совместными предприятиями: требование о занятии постов председателя правления и генерального директора советскими гражданами было отменено. Следующим наиболее значительным нормативным актом, регулирующим иностранные инвестиции, был Указ Президента СССР от 26 октября 1990 г. N УП-942 «Об иностранных инвестициях в СССР». Данный Указ предусматривал расширение правовой основы регулирования прямых иностранных инвестиций и определял допуск иностранного частного капитала не только в виде долевого участия в совместных предприятиях, но и в виде создания предприятий, на 100% принадлежащих иностранным инвесторам. Законом от 4 июля 1991 г. N 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» было установлено небольшое ограничение, касающееся участия иностранного капитала в экономике России. В статье 20 данного Закона было определено, что для ведения страховой деятельности и посреднической деятельности, связанной с движением ценных бумаг, предприятие с иностранными инвестициями должно получить лицензию Министерства финансов РСФСР. Для ведения банковской деятельности требуется лицензия Центрального банка РСФСР. Совет Министров РСФСР может определить иные виды деятельности, которые осуществляются предприятиями с иностранными инвестициями только на основании специального разрешения. В свою очередь, Закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации ничего не говорит об ограничениях, за исключением возможности их установления отдельными федеральными законами. В настоящее время такого рода изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов установлены такими федеральными законами, как Закон о банках, Закон об организации страхового дела, Закон о СМИ и т. д. Близко к такой форме изъятия ограничительного характера, как запрет или ограничение на осуществление иностранных инвестиций, примыкает предварительная регистрация (получение предварительного допуска) иностранных инвестиций. В соответствии с данной процедурой все иностранные инвестиции подлежат обязательной предварительной регистрации в уполномоченном государственном органе. Принимая решение о регистрации иностранных инвестиций, государственный орган исходит из соответствующих критериев, в частности оценки потенциального влияния иностранных инвестиций на национальную экономику в целом и на развитие той или иной отрасли, на осуществление внешней и внешнеэкономической политики принимающего государства и т. д. Как указывается в юридической литературе, процедура допуска рассматривается как способ исполнения государством своих административно-правовых функций по управлению иностранными инвестициями [3]. Что касается российского инвестиционного законодательства, то в соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее — Закон об инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение) иностранным инвесторам требуется получить предварительное согласие на сделку с долями (акциями) компаний, имеющих стратегическое значение, со стороны соответствующего федерального органа исполнительной власти. Международная практика выработала также иные формы изъятий ограничительного характера, которые применяются к зарубежным инвесторам и носят второстепенный характер по сравнению с перечисленными изъятиями ограничительного характера [4]. Такими изъятиями ограничительного характера являются: процедурные ограничения. Процедурные ограничения могут иметь различный характер и быть связанными, например, с порядком регистрации компании в местном регистре, необходимостью представления соответствующих документов, определения стоимости регистрации и др. Подобные процедурные ограничения можно найти и в российском законодательстве. Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при регистрации компании с иностранным участием помимо других документов, предусмотренных указанным Законом, в регистрирующий орган необходимо представить выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя. Кроме того, ст. 17 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» устанавливает обязанность иностранного участника кредитной организации при государственной регистрации кредитной организации с иностранным участием дополнительно представлять в Банк России такие документы, как решение об участии иностранного участника в создании кредитной организации на территории Российской Федерации, документ, подтверждающий регистрацию иностранного участника, балансы иностранного участника за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением, а также письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории Российской Федерации в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания; требование об использовании местного компонента. Требования использования местных компонентов, как правило, используются в сфере автомобилестроения, в химической и нефтехимической индустрии. Так, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Закон о соглашениях о разделе продукции) в соглашении о разделе продукции должна быть предусмотрена обязанность инвестора по приобретению необходимых для геологического изучения, добычи, транспортировки и переработки полезных ископаемых, технологического оборудования, технических средств и материалов российского происхождения в объеме не менее 70% общей стоимости приобретенных (в том числе по договорам аренды, лизинга и по иным основаниям) в каждом календарном году для выполнения работ по соглашению оборудования, технических средств и материалов, затраты на приобретение и использование которых возмещаются инвестору компенсационной продукцией. При этом для целей Закона о соглашениях о разделе продукции оборудование, технические средства и материалы считаются имеющими российское происхождение при условии, что они изготовлены российскими юридическими лицами и (или) гражданами Российской Федерации из узлов, деталей, конструкций и комплектующих, не менее чем на 50% в стоимостном выражении произведенных на территории Российской Федерации российскими юридическими лицами и (или) гражданами Российской Федерации. Необходимо отметить, что требование использования местного компонента подпадает под запрет в соответствии с Соглашением по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), что может стать важным в связи с возможным предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Закон о соглашениях о разделе продукции устанавливает, в частности, следующее: если требования о местном компоненте, содержащиеся в данном Законе, вступают в противоречие с принципами ВТО в случае присоединения Российской Федерации к ВТО, такие положения теряют свою силу или должны быть приведены в соответствие с этими принципами в сроки и порядке, которые предусмотрены документами ВТО и соглашением о вступлении Российской Федерации в ВТО (п. 2 ст. 7 Закона о соглашениях о разделе продукции); ограничения на возврат капитала и перевод прибыли за рубеж. Ограничения на возврат капитала и перевод прибыли за рубеж применяются довольно редко и касаются в основном определения минимального периода инвестиционных вложений, по истечении которого разрешается перевод прибыли и капитала из принимающей страны. В законодательстве об иностранных инвестициях отсутствуют какие-либо ограничительные условия для перевода за пределы России доходов от инвестиционной деятельности. Единственным условием является уплата соответствующих налогов и сборов. В соответствии со ст. 11 Закона об иностранных инвестициях в Российской Федерации иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов имеет право на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе: доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории Российской Федерации, по договорам и иным сделкам; денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; компенсаций, выплачиваемых при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора. Однако в юридической литературе отмечается, что в указанной статье Закона об иностранных инвестициях в Российской Федерации не закреплена непосредственная связь между правом на вывоз прибыли и фактом помещения капитала. Статья 11 Закона об иностранных инвестициях в Российской Федерации декларирует право на свободный перевод платежей между коммерческой организацией с иностранными инвестициями и иностранным инвестором в рамках не только акционерных отношений (дивиденды), но и любых отношений договорного характера, без жесткой увязки договорных обязательств инвестора и организации с его участием, в рамках которых переводятся платежи, с инвестиционными отношениями между теми же субъектами [5]. В свою очередь, международно-правовые гарантии перевода платежей, закрепленные в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений, как правило, четко ограничены суммами, непосредственно связанными с капиталовложениями (суммы первоначальных инвестиций и дополнительных инвестиций, переводимых для поддержания и расширения первоначальных, суммы любых доходов от инвестиций, выручки от продажи либо ликвидации инвестиций, суммы, предназначенные для погашения займов, относящихся к инвестициям, а также заработная плата и другие вознаграждения, получаемые гражданами другой договаривающейся стороны за работу и услуги, выполняемые в связи с капиталовложениями (ст. 6 Соглашения с Италией, ст. 6 Соглашения с Данией)). Статьей 5 Договора о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений, заключенного между Российской Федерацией и Германией, предусмотрено, что переводы платежей в связи с капиталовложениями осуществляются в соответствии с обычными банковскими процедурами без необоснованной задержки, однако в каждом случае не позднее трех месяцев после подачи соответствующей заявки и в соответствии с обменным курсом, действующим на дату перевода; ограничения, связанные с наймом иностранной рабочей силы. В целом ограничения на использование иностранной рабочей силы могут касаться порядка въезда в страну и получения разрешения на работу для иностранного персонала, а также установления минимального уровня заработной платы, требования минимального уровня подготовки и занятости местной рабочей силы. Возможно также ограничение срока использования иностранной рабочей силы. Так, на Филиппинах зарубежный инвестор, имеющий регистрацию в стране, может использовать иностранных граждан на работе в качестве советников, руководящего и инженерно-технического персонала в течение пяти лет начиная со дня регистрации инвестора. В дальнейшем этот период может быть продлен. Ограничения, связанные с наймом иностранной рабочей силы, предусмотрены Законом о соглашениях о разделе продукции. В соответствии с п. 2 ст. 7 данного Закона соглашением о разделе продукции предусматривается обязательство инвестора по привлечению работников — граждан Российской Федерации, количество которых должно составлять не менее 80% состава всех привлеченных работников, привлечению иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ по соглашению или при отсутствии рабочих и специалистов — граждан Российской Федерации соответствующей квалификации. Кроме того, соглашение о разделе продукции должно предусматривать обязательство инвестора по предоставлению российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров (контрактов) с инвесторами; требование о раскрытии информации. В законодательстве ряда зарубежных стран содержится положение о легитимации допуска иностранных инвестиций при условии раскрытия информации о «конечном бенефициаре», контролирующем лице и т. д. [6]. Требование о предоставлении информации о конечном бенефициаре не является характерным для российского законодательства. Однако в соответствии с п. 7 Правил предоставления иностранными инвесторами или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, информации о совершении сделок с акциями (долями), составляющими уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 795 «Правила предоставления иностранными инвесторами или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, информации о совершении сделок с акциями (долями), составляющими уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», иностранный инвестор или группа лиц, в которую входит иностранный инвестор, обязаны уведомить уполномоченный орган о приобретении ими 5% и более акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, указав в том числе перечень лиц, осуществляющих контроль над ним, а также признаки нахождения под контролем. Кроме того, в национальном законодательстве для иностранных инвесторов могут быть закреплены валютные ограничения, требования продажи на внутреннем рынке, обязывающие предприятия реализовывать определенную долю своей продукции на внутреннем рынке, производственные требования по изготовлению определенных товаров только внутри страны и т. д. Как указывается в юридической литературе, список изъятий ограничительного характера не является исчерпывающим, поскольку правительства государств, принимающих инвестиции, широко используют разнообразные и порой оригинальные меры, обусловливающие деятельность иностранных инвесторов на собственной территории [7]. Существование различных изъятий ограничительного характера в национальном законодательстве вполне объяснимо. В условиях свободного рынка неограниченный допуск иностранных инвестиций может и не привести к росту ожидаемых позитивных эффектов от вложения иностранного капитала или же способствовать злоупотреблению правами, предоставленными иностранным инвесторам. Общая тенденция инвестиционных процессов в мире заключается в том, что государства-реципиенты, будучи развивающимися или странами с переходной экономикой, противостоят мощным иностранным инвесторам, которые хотя и стимулируют экономику принимающих государств, но гипотетически в силу своей мощи таят угрозу экономическому суверенитету этих государств. С другой стороны, очевидно, что практика регулирования инвестиционной деятельности на уровне национального законодательства в России пошла по такому пути, когда в общем правиле о применении к иностранным инвесторам национального режима существует огромное количество различных ограничений по сравнению с национальными инвесторами. При этом такие изъятия рассредоточены по многочисленным источникам различной отраслевой принадлежности, а не содержатся в каком-либо едином нормативном правовом акте. Довольно часто позиция государства в отношении таких ограничений пересматривается, и возможны случаи, когда такой пересмотр влечет дальнейшее ухудшение положения иностранного инвестора. Например, в настоящее время ФАС предлагает ужесточить контроль над сделками в сфере СМИ и полиграфии с участием иностранных инвесторов <2>. Ужесточение контроля над сделками в данной сфере связано с тем, что признание СМИ стратегическими хозяйственными обществами основывается на данных о тираже, но учет и контроль достоверности тиражей, указанных издателем, отсутствуют. По мнению ФАС, не исключены ситуации, когда иностранный инвестор, планирующий установить контроль над СМИ, уже является учредителем и издателем мелких периодических печатных изданий одной тематической направленности. В таком случае, даже если тираж каждого отдельного номера таких изданий менее 1 млн. экземпляров, совокупный их тираж может превышать 1 млн. экземпляров. ——————————— <2> Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации: http:// fas. gov. ru/ fas-in-press/ fas-in-press_33135.html (дата обращения: 30 октября 2011 г.).

Кроме того, одной из текущих инициатив ФАС является распространение контроля над осуществлением иностранных инвестиций на сделки в отношении основных средств стратегических предприятий, осуществляющих полиграфическую деятельность <3>. Необходимость такого нововведения ФАС мотивирует тем, что иностранный инвестор может купить компанию, не являющуюся стратегической (соответственно, такая покупка не будет нуждаться в одобрении Правительственной комиссии), а затем приобрести оборудование, которое само по себе не подпадает под контроль со стороны вышеуказанной комиссии, но его наличие у компании относит ее к списку стратегических предприятий. ——————————— <3> Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации: http:// fas. gov. ru/ fas-in-press/ fas-in-press_33136.html (дата обращения: 30 октября 2011 г.).

В юридической литературе данный момент оценивается достаточно негативно. В частности, указано на то, что «…одной из мер по повышению инвестиционной привлекательности Российской Федерации может быть мера по установлению в федеральном законодательстве закрытого перечня изъятий ограничительного характера, которые могут действовать в течение длительного времени» [8]. В свою очередь, рассуждая о возможности принятия нового инвестиционного законодательства, один из ученых считает, что «…в новый закон должен быть внедрен такой важный элемент стабильности инвестиционного режима, как запрещение возможности устанавливать новые изъятия из национального режима в любое время, как это предусмотрено в ст. 4 действующего Закона. Формулировки подобного рода открывают широкие возможности для вариаций под влиянием изменения политической конъюнктуры гарантированных законодательных норм и ставят под сомнение священный принцип исполнимости принятых законов» [9]. Учитывая практику национального регулирования инвестиционной деятельности, которая осуществляется в условиях практически полного отсутствия обязательных для Российской Федерации международных договоров, устанавливающих для стран-участниц ограничения в их усмотрении по введению изъятий ограничительного характера, в целях повышения стабильности и предсказуемости законодательства об иностранных инвестициях видится необходимость дополнить Закон об иностранных инвестициях Российской Федерации положениями, ограничивающими правомочие Российской Федерации по установлению данных ограничений в российском законодательстве. Такие положения обязательно должны предусматривать исчерпывающий перечень возможных форм изъятий ограничительного характера для того, чтобы избежать такой ситуации, когда возможность инвестирования в экономику иностранного государства официально не запрещена, но намеренно затруднена огромным количеством незначительных изъятий ограничительного характера. Например, Закон об инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, помимо необходимости получения предварительного согласия на совершение сделки, связанной с приобретением контроля над имеющей стратегическое значение компанией, предусматривает возможность обязать иностранного инвестора, например, сохранять среднесписочную численность работников или осуществлять переработку полезных ископаемых на территории Российской Федерации. В связи с изложенным представляется целесообразным ограничить усмотрение законодателям такими основными формами изъятий ограничительного характера, как полный запрет на осуществление иностранных инвестиций в те или иные сферы экономики, ограничение на участие иностранных инвесторов в уставных (складочных) капиталах российских коммерческих организаций, а также необходимость получения предварительного одобрения на осуществление таких инвестиций со стороны уполномоченного органа государственной власти. При этом необходимо предусмотреть, что применение таких изъятий ограничительного характера допускается в той части, в какой это не противоречит международным договорам Российской Федерации.

Список литературы

1. Вознесенская Н. Н. Правовое регулирование и защита иностранных инвестиций в России: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2011. 2. Кирин А. В., Бакатин Д. В., Хорошлова А. В. Регулирование иностранных инвестиций в экономически развитых странах. М.: Изд-во МГУ, 2001. 3. Доронина Н. Г. Проблемы правового регулирования иностранных инвестиций // Законодательство и экономика. 1996. N 5 — 6. 4. Костюнина Г. М., Ливенцев Н. Н. Международная практика регулирования иностранных инвестиций: Учеб. пособие. М.: Анкил, 2001. 5. Силкин В. В. Прямые иностранные инвестиции в России. М.: Юристъ, 2003. 6. Шабров Р. Информационное обеспечение привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации // Право и экономика. 2010. N 7. 7. Лабин Д. К. Международное право по защите и поощрению иностранных инвестиций. М.: Волтерс Клувер, 2008. 8. Цыганов С. И. Государственное регулирование иностранных инвестиций // Актуальные проблемы частного права: Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург, 2008. 9. Рудь Н. Ю. Совершенствование инвестиционного законодательства России как важнейшее условие роста прямых иностранных и отечественных инвестиций // Актуальные проблемы борьбы с экономической преступностью: Сб. науч. ст. Вып. 3. Саратов: СЮИ МВД России, 2007.

——————————————————————