Правовое регулирование понятия «таможенная информация» в Российской Федерации и в Республике Беларусь: сравнительно-правовая характеристика

(Коровяковский Д. Г.) («Таможенное дело», 2012, N 1)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ТАМОЖЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА <*>

Д. Г. КОРОВЯКОВСКИЙ

——————————— <*> Korovyakovskij D. G. Legal regulation of concept «customs information» in the Russian Federation and in the Republic of Belarus: comparative-law characteristics.

Коровяковский Д. Г., заведующий кафедрой «Правовое регулирование ВЭД и таможенного дела» Российского нового университета, кандидат юридических наук.

В статье автор рассматривает вопросы правового регулирования понятия «информация» и предпринимает попытку проанализировать относительно новое понятие «таможенная информация». Автор ссылается на законодательство РФ и Республики Беларусь. Также в статье подробно описаны программы информатизации различных сфер Республики Беларусь, в т. ч. таможенной сферы. Автор сравнивает данные понятия по законодательству двух государств.

Ключевые слова: информация, информационные технологии, таможенная информация, информатизация, свойства информации, информационные ресурсы.

The author of the article considers issues of legal regulation of concept «information» and tries to analyze relatively new concept «customs information». The author refers to the legislation of the RF and the Republic of Belarus. The article also describes in detail the programs of informatization of various spheres of the Republic of Belarus including customs sphere. The author compares these concepts under legislation of two states.

Key words: information, information technologies, customs information, informatization, qualities of information, informational resources.

Российская Федерация. Все разнообразие взглядов на информацию более или менее четко укладывается в две ведущие модели, одна из которых трактует информацию как неотъемлемое свойство материи, ее атрибут («атрибутивная концепция»), а другая — как неотъемлемый элемент самоуправляемых (технических, биологических, социальных) систем, как функцию этих систем («функционально-кибернетическая концепция»). В самом общем смысле информация есть обозначение некоторой формы связей или зависимостей объектов, явлений, мыслительных процессов. Информация есть абстракция, понятие, относящееся к определенному классу закономерностей материального мира и его отражения в человеческом сознании <1>. ——————————— <1> Белов В. С. Информационно-аналитические системы: Учеб. пособие / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2008. С. 70.

Согласно определениям, приведенным в толковых словарях, термин «информация» может означать следующее: — содержание сообщения или сигнала; сведения, рассматриваемые в процессе их передачи или восприятия, позволяющие расширить знания об интересующем объекте; — одна из фундаментальных сущностей окружающего нас мира; — первоначально — сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-нибудь другим способом. В качестве характеристик таможенной информации можно обозначить: большой объем, многократность использования, обновление и преобразование в процессе использования, многообразие логических операций и математических расчетов для получения многих видов результатной информации. Получатель таможенной информации оценивает ее в зависимости от того, для какой задачи информация будет использована в дальнейшем. Для четкого, правильного и эффективного регулирования общественных отношений, связанных с оборотом информации, созданием и функционированием информационных систем, применением информационных технологий, очень важно, какое значение в содержание этого понятия вкладывает законодатель. По российскому законодательству определение информации дается в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <2>. В соответствии с ним «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». ——————————— <2> Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ.

Законодательно на уровне Таможенного союза понятие «информация» закреплено в Соглашении «О создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза». Под информацией законодатель понимает «сведения, сообщения, данные независимо от формы их представления» <3>. ——————————— <3> Соглашение «О создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза» от 21.09.2010.

Развитие информационных технологий заставляет интенсивно совершенствовать законодательную базу, вводит в юридическую сферу понятия, которые ранее применялись в кибернетике и информатике. Правовое понятие информации несколько уже, чем философское. В приведенном контексте Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» термин «информация» становится универсальным, он обозначает любые сведения о ком-либо или о чем-либо, получаемые из любого источника в любой форме: письменной, устной, визуальной и т. п. В данном определении сведения понимаются как реальные объекты социальной жизни: лица, предметы, факты, события, явления, процессы. Эти сведения могут служить и объектом познания, и ресурсом пополнения информационной базы: с одной стороны, сведения могут быть получены в результате исследования окружающей действительности и приобщены к уже существующей объективной системе знаний о мире, а с другой — быть объектом поиска, производимого конкретным потребителем для достижения его целей <4>. ——————————— <4> Ковалева Н. Н., Холодная Е. В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (постатейный).

Республика Беларусь. В настоящее время в Республике Беларусь реализуется достаточно широкий комплекс работ, направленных на развитие и широкое применение информационных технологий в различных сферах деятельности и отраслях (государственном управлении, культуре, науке, социальной сфере, таможенной сфере и т. д.). Идет реализация проектов по созданию сетевой инфраструктуры государственных органов в целях обеспечения автоматизированного взаимодействия между ними на базе формирования единого национального информационного ресурса, выхода в международные информационные сети. Определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, осуществляется их государственная регистрация. Выполняются научно-исследовательские работы и разработки по созданию передовых информационных технологий и программного обеспечения, защиты информации в рамках соответствующих государственных научно-технических программ. Свой путь в информационное общество Республика Беларусь определила, приняв в декабре 2002 г. комплексную национальную программу «Электронная Беларусь». К настоящему времени в стране сделана основательная работа по внедрению информационных технологий <5>. ——————————— <5> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. N 1819.

В последнее десятилетие XX века информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу — это путь в будущее человеческой цивилизации. На этот путь стала и Республика Беларусь, что нашло отражение в Концепции государственной политики в области информатизации. Программа имеет межотраслевой характер, базируется на основных положениях Концепции государственной политики в области информатизации. При подготовке Программы учтен опыт ряда иностранных государств по формированию аналогичных программ (Российская Федерация, Польша, Индия и др.). Основной целью Программы является формирование в Республике единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества. Это должно быть обеспечено за счет создания общегосударственной информационной системы, предназначенной для сбора, обработки и накопления информации об основных элементах социально-экономических и политических процессов в обществе и формирования соответствующего национального информационного ресурса. Программа должна обеспечивать информационную безопасность Республики Беларусь, создание и масштабное использование критических информационно-коммуникационных технологий, в т. ч. специального назначения. Реализация Программы рассматривается как необходимое условие устойчивого социально-экономического развития и экономического роста, повышения эффективности модернизации экономики и системы государственного управления, укрепления влияния государства в выравнивании социально-экономического и культурного уровня жизни в регионах страны в соответствии с программами социально-экономического развития Республики. Мероприятия Программы направлены на укрепление ведущей роли государства в развитии информатизации и обеспечении процесса перехода к информационному обществу за счет: — координации деятельности различных участников этого процесса, в т. ч. координации отраслевых и региональных программ информатизации в рамках настоящей Программы; — сохранения в руках государства политических, экономических и правовых механизмов, регламентирующих «правила игры», единые для всех участников этого процесса; — создания адекватных новым условиям законодательной и нормативной правовой баз, форм и методов административного регулирования, способствующих притоку инвестиций и развитию справедливой конкуренции; — привлечения к активному участию в процессе информатизации негосударственного сектора экономики и предоставления свободы выбора направлений деятельности предпринимательским структурам, прежде всего малому и среднему бизнесу, заинтересованным в развитии производства и отечественного рынка информационно-телекоммуникационных средств, продуктов и услуг; — обеспечения перехода государства к политике активной поддержки отечественного производителя в сфере информатизации с оказанием комплексной поддержки отраслей фундаментальной и прикладной науки, наукоемких производств, обеспечивающих создание информационно-коммуникационных технологий; — обеспечения тесной связи процессов информатизации в стране с развитием мирового информационного сообщества, активного участия Беларуси в мировом рынке информационно-телекоммуникационных средств, продуктов и услуг, в разработке международных стандартов и правовых положений в этой области, реализации международных проектов и программ информатизации. Программа предусматривает широкое привлечение местных исполнительных и распорядительных органов к участию в процессах информатизации по всем направлениям и созданию условий на местах для перехода к единому информационному пространству. Поэтому в Программу включены проекты, выполняемые в интересах развития региональной экономики и местных исполнительных и распорядительных органов, а также проекты, предусматривающие адаптацию лучших решений к специфике регионального социально-экономического и культурного развития. Исходя из названных целей и анализа состояния дел в Республике в области информатизации, в Программе определены следующие основные направления информатизации: — создание общегосударственной автоматизированной информационной системы; — развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов доступа к открытым информационным системам; — развитие и совершенствование ИКТ и формирование экспортоориентированной отрасли ИТ-индустрии; — совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации; — совершенствование деятельности государственных органов на основе использования ИКТ; — развитие процессов информатизации в секторах реальной экономики, в т. ч. создание системы электронной торговли и логистики; — развитие системы подготовки и переподготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей; — содействие развитию культуры и средств массовой информации посредством внедрения ИКТ; — совершенствование системы информационной безопасности Республики с учетом Концепции национальной безопасности. Программа предполагает поэтапную реализацию. «Электронная Беларусь» — государственная программа информатизации Белоруссии на 2003 — 2005 годы и на перспективу до 2010 года, она определяла основные направления развития информационного общества. Реализовано 107 проектов по информатизации экономики, образования, здравоохранения, культуры, торговли, логистики, налогов, деятельности государственных органов и органов местного управления и др. «Электронная Беларусь — 1» (до конца 2010 года) выполняется в стране с 2003 г. В ходе реализации программы должны были быть выполнены 108 проектов. На февраль 2010 года выполнены 88, в 2009 году завершены еще 13. Завершающий этап: ноябрь — декабрь 2010 года, Минсвязи РБ приняло результаты выполнения 26 проектов, в т. ч.: — проект 5 «Разработка и развитие автоматизированной информационной системы Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (АИС ЕГР Развитие)». Ресурс позволил ввести в 2011 году электронную регистрацию субъектов хозяйствования; — проект 6 «Разработать и внедрить Государственную информационную систему «Регистр населения». Система позволит формировать и использовать электронную базу персональных данных граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, для совершенствования деятельности на основе принципа «одного окна»; — проект 101 «Разработка второй очереди автоматизированной информационной системы «Взаимодействие». Система обеспечивает взаимодействие между государственными органами в режиме on-line при постановке субъектов хозяйствования на учет, их ликвидации, исключении из ЕГР, а также при открытии и закрытии банковских счетов; — проект 121 «Разработка и внедрение программно-аппаратного комплекса доступа к государственным информационным ресурсам во взаимодействии с базовым комплексом ОАИС» (ПАКД ОАИС). Комплекс позволит предоставлять физическим и юридическим лицам информационные услуги через Единый портал государственных электронных услуг <6>; ——————————— <6> URL: www. portal. gov. by.

— проект 281 «Развитие национальной автоматизированной системы электронного декларирования в таможенных органах Республики Беларусь (НАСЭД) в составе единой автоматизированной системы таможенных органов». Уже реализовано полномасштабное электронное декларирование товаров с защитой информации, созданы условия для автоматической обработки сведений, оптимизирован процесс информационного обмена с участниками внешнеэкономической деятельности. Это ускоряет процедуру таможенного оформления и делает ее прозрачнее; — проект 49 «Создать первую очередь системы межведомственного электронного документооборота государственных органов Республики Беларусь». Проект должен упростить схему взаимодействия государственных органов при пересылке документов в электронном виде; — проект 11 «Разработать и ввести в постоянную эксплуатацию межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров». Ресурс «Электронный паспорт товара» на основе международных стандартов формирует сведения о товарах, позволяющие и продавцам, и потребителям получить подтверждение наличия документов о безопасности и качестве товаров и другие сведения. Это призвано упростить процедуры в торговле, транспорте и логистике на основе электронного документооборота; — проект 93 «Создать на базе Национальной книжной палаты Беларуси информационную систему государственной библиографической информации». Система позволяет автоматизировать библиографическую регистрацию всей книжной продукции и средств массовой информации Беларуси, обеспечивает доступ удаленных пользователей к ресурсам государственной библиографической информации Беларуси, а авторизованные пользователи могут самостоятельно формировать запросы и получать необходимую информацию из базы данных <7>. ——————————— <7> URL: http://it. tut. by/210606.

«Электронная Беларусь — 2» — разработан План мероприятий на 2011 — 2015 годы (создание электронного правительства, электронной экономики, электронных торговли, здравоохранения, обучения, занятости и социальной защиты населения). Понятие «информация» по законодательству Республики Беларусь содержится в Законе РБ N 455-3 от 10.11.2008 «Об информации, информатизации и защите информации», в соответствии с которым информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Широкое применение информационных технологий во всех областях жизнедеятельности человека существенно влияет на мировое развитие, создает важные предпосылки для крупных экономических и социальных преобразований, ведет к формированию передового общества. На любом этапе информатизации особое значение приобретают процессы правовой информированности граждан, что является одним из приоритетных факторов динамичного развития цивилизованного государства. Внедрение в правовую сферу современных информационных технологий требует активного международного сотрудничества. Для того чтобы правовая информация была доступной для всех заинтересованных, государство и общество постоянно вырабатывают определенный и адекватный механизм доведения ее до их сведения. Конец XX века предоставил для этого возможности информатизации, и в частности правовой информатизации. Информатизация ставит еще один вопрос — сохранение цифрового наследия. Так, в соответствии с Хартией о сохранении цифрового наследия целью его сохранения (к нему относится и информация правового характера) является обеспечение доступности для населения. В связи с этим одной из приоритетных задач государственного строительства на современном этапе развития белорусского общества является создание адекватной информационной среды и в ней — устойчивой обратной связи между государством, его официальными органами и обществом. В этих условиях информационно-правовая политика государства должна быть последовательно направлена на создание условий для эффективного и качественного обеспечения правовой информацией заинтересованных на самых разных уровнях — от государственных органов до каждого гражданина. Исходя из этого, в Белоруссии концептуально определено одно из основных направлений развития правовой сферы — формирование единого информационно-правового пространства, внедрение достижений правовой информатизации. Решение задач, стоящих перед правовой информатизацией, тесно связано с закономерностями и особенностями информационных процессов в целом и информационных процессов в сфере юридической деятельности, их компьютеризацией (автоматизацией), принципами построения и использования информационных, управленческих, экспертных и консультационных систем на основе всеобъемлющих процессов глобальной информатизации. На сегодняшний день в РФ и в РБ отсутствует законодательное определение понятия «таможенная информация», что нередко вызывает путаницу и смешение различного рода понятий. Информационные системы и информационные технологии используются таможенными органами в целях обеспечения выполнения возложенных на них задач, в т. ч. обмена информацией с федеральными органами исполнительной власти, оказания государственных услуг населению, участникам внешнеэкономической деятельности по представлению информации в электронном виде. Создание информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения осуществляется по заказу таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок использования информационных систем в таможенном деле устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации. На основании ст. 43 Таможенного кодекса Таможенного союза <8> внедрение информационных систем и информационных технологий осуществляется с учетом соответствующих международных стандартов и обеспечения требований информационной безопасности, установленных законодательством государств — членов Таможенного союза. ——————————— <8> В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 48 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, в рамках которого принят данный документ, вступил в силу с 6 июля 2010 г. с учетом временных изъятий, установленных Протоколом от 05.07.2010. В Республике Казахстан и Российской Федерации данный Договор применяется с 1 июля 2010 г. Изменения, внесенные Протоколом от 16.04.2010, также вступили в силу с даты вступления в силу Договора // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 50. Ст. 6615.

Таможенными органами применяются информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые, производимые или приобретаемые таможенными органами в соответствии с законодательством или международными договорами <9> государств — членов Таможенного союза. ——————————— <9> О применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза: Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21.09.2010; О создании информационной системы Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер: Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008.

Внедрение в деятельность таможенных органов информационных технологий помогает совершенствовать процесс таможенного оформления и таможенного контроля, повышать работоспособность пропускных пунктов. Обмен информацией между таможенными органами осуществляется в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза. Таможенные органы участвуют в международном информационном обмене с таможенными органами иностранных государств, а также международными и иными организациями в порядке и на условиях, которые определяются законодательством государств — членов Таможенного союза. В последнее время таможенными органами достигнуты определенные успехи в двух направлениях: применении предварительного информирования и электронного декларирования. Суть предварительного информирования в том, что перевозчики или иные лица, действующие по их поручению, предоставляют в таможенные органы в пунктах пропуска сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах до их фактического прибытия на таможенную территорию России. В условиях постоянного роста объема внешней торговли и возрастающей нагрузки на таможенные органы применение информационных систем и информационных технологий приобретает все большее значение для таможенного дела. Передовые таможенные службы стремятся к всемерному развитию информационных систем и технологий, а правительства выделяют для этих целей гигантские суммы. Важность применения информационных технологий очевидна: они позволяют не только повысить контроль над участниками внешнеэкономической деятельности, но и значительно ускорить процесс таможенного оформления и контроля, что, в свою очередь, увеличивает товарооборот и ведет к экономическому росту. Правовое регулирование отношений, возникающих при создании, внедрении и применении информационных систем и технологий в таможенном деле, приобретает все большую значимость. Использование информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов позволяет решать много задач, связанных с эффективным осуществлением таможенного администрирования. Среди таких задач можно выделить следующие: — упрощение и ускорение таможенного оформления и таможенного контроля, в т. ч. за счет использования электронной формы декларирования, внедрения экспериментальных технологий таможенного оформления; — использование системы управления рисками, накопление информации об участниках внешнеэкономической деятельности и иных лицах, если такое накопление предусмотрено в порядке, установленном законодательством, ведение баз данных, реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; — оперативное осуществление информационного обмена с иными органами государственной власти и зарубежными органами в порядке и на условиях, которые установлены законодательством.

——————————————————————