Проблемы таможенного оформления и таможенного контроля ракетно-космической техники в Российской Федерации в условиях Таможенного союза

(Кротов И. Е.) («Таможенное дело», 2012, N 1)

ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА <*>

И. Е. КРОТОВ

——————————— <*> Krotov I. E. Problems of customs formalization and customs control of aerospace engineering in the Russian Federation in conditions of the customs union.

Кротов И. Е., специалист по таможне и управлению запасами Постоянного представительства Европейского космического агентства в Российской Федерации, кандидат экономических наук.

В статье автор рассматривает ключевые проблемы таможенного оформления и таможенного контроля ракетно-космической техники в Российской Федерации в условиях Таможенного союза. Автор сравнивает Российскую Федерацию с другими державами в аспекте подобных проблем. Автор подробно останавливается на правовом регулировании данного вопроса и предлагает пути решения проблем в данной сфере.

Ключевые слова: ракетно-космическая техника, проблемы таможенного контроля, Таможенный союз, космическая станция, Байконур, Плесецк, средства выведения космических объектов, космические аппараты, таможенные пошлины, процедура доставки товаров.

The author of the article considers key problems of customs formalization and customs control of aerospace engineering in the Russian Federation in conditions of the Customs Union. The author compares the Russian Federation with other countries in the aspect of the said problems. The author describes in detail legal regulation of this issue and proposes the ways of solution of problems in the said sphere.

Key words: aerospace engineering, problems of customs control, Customs Union, space station, Bajkonur, Plesetsk, means of launch vehicles, space machines, customs duties, procedure of delivery of goods.

На протяжении последних нескольких десятилетий реализация космических проектов стала совместной. Никого уже не удивляет запуск военных иностранных спутников с использованием российских ракетоносителей с космодромов «Плесецк» или «Байконур». Очевидно, что государства и их национальные космические агентства активно используют преимущества международной кооперации и разделения труда при реализации совместных космических программ в исследовании космоса. Наиболее ярким примером может служить совместный проект «Международная космическая станция», в котором участвуют более 20 государств. Технология таможенного оформления ракетно-космической техники очень схожа с таможенным оформлением обычных грузов, но имеет ряд особенностей, содержащихся в межправительственных соглашениях по сотрудничеству в космической деятельности. В настоящее время Правительством России заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве в космической деятельности более чем с 20 странами, в т. ч. с США, Японией, Индией, Бразилией, Швецией, Аргентиной, рядом европейских стран, а также с национальными агентствами. Например, Соглашение между Правительством Канады, правительствами государств — членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения (заключено в г. Вашингтоне 29.01.1998). Данные Соглашения предусматривают освобождение от уплаты таможенных платежей. Федеральной таможенной службой подготовлен Перечень международных соглашений о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства, устанавливающих освобождение от уплаты таможенных платежей <1>. ——————————— <1> Приложение 4 к Приказу ФТС РФ от 26 мая 2010 г. N 1022 «О сводном перечне нормативно-справочной информации, используемой при предоставлении освобождений от уплаты таможенных платежей» // Таможенные ведомости. 2010. N 8; Таможенные ведомости. 2010. N 9.

Действующий Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации также предусмотрел освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин для грузов, перемещаемых для выполнения космических проектов. Надо отметить, что руководство Таможенного союза прекрасно понимает проблемы таможенного оформления космических грузов, и при принятии Единого таможенного тарифа Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) Комиссия Таможенного союза своим решением от 27 ноября 2009 г. N 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» <2> предусмотрела пункт 7.1.17, которым освободила от уплаты ввозной таможенной пошлины товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в т. ч. оказания услуг по запуску космических аппаратов согласно перечню товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в т. ч. оказания услуг по запуску космических аппаратов, утверждаемому Комиссией Таможенного союза. Данный Перечень был определен несколько позже решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 727 «О внесении изменений в решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» <3>. ——————————— <2> О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 // Таможенные ведомости. 2010. N 2. <3> О внесении изменений в решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»: решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 727. URL: http://www. tsouz. ru/KTS/KTS29/Pages/R_727.aspx (дата обращения: 13.09.2011).

Данный Перечень предусматривает освобождение для следующих категорий товаров: — средства выведения космических объектов; — космические аппараты; — средства информационно-измерительной техники; — бортовые системы и аппараты управления, контроля и траекторных измерений; — наземные объекты космической инфраструктуры; — наземный автоматизированный комплекс управления; — составные части и оборудование для ракетно-космических комплексов; — документация и программное обеспечение; — продукция общепромышленного назначения для обеспечения функционирования наземных объектов космической инфраструктуры и жизнедеятельности участников полетов в процессе выполнения космических программ. В соответствии с п. 5 решения Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза» товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в т. ч. оказания услуг по запуску космических аппаратов, согласно перечню товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в т. ч. оказания услуг по запуску космических аппаратов, утверждаемому Комиссией Таможенного союза, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при условии представления в таможенный орган государства — члена Таможенного союза подтверждения органа государственной власти государства — члена Таможенного союза, уполномоченного в области космической деятельности, о целевом назначении товаров в рамках международного сотрудничества государства — члена Таможенного союза в области исследования и использования космического пространства, в т. ч. оказания услуг по запуску космических аппаратов <4>. В случае реализации или передачи данных товаров третьим лицам, не участвующим в международном сотрудничестве, таможенные пошлины подлежат уплате (взысканию) в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. ——————————— <4> О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза: решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 728. URL: http:// base. consultant. ru/ cons/ cgi /online. cgi? req= doc;base= LAW;n= 118429 (дата обращения: 13.09.2011).

В Российской Федерации органом государственной власти государства — члена Таможенного союза, уполномоченного в области космической деятельности, является Федеральное космическое агентство, являющееся компетентной организацией, ответственной за развитие и осуществление сотрудничества, и имеющее право подтверждать, что товары перемещаются в рамках международного сотрудничества государства — члена Таможенного союза. Данное подтверждение (заключение) также используется как подтверждение заявленных целей при получении освобождения от сертификации, фитосанитарного и ветеринарного контроля. Следует отметить, что освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость регламентируется каждым государством — членом Таможенного союза самостоятельно. В Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (п. 13 ст. 150) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, перемещаемых в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации. Освобождений от уплаты акцизов и таможенных сборов <5> в отношении ракетно-космической техники не предусмотрено. Следует также отметить, что подакцизные товары, ввозимые в рамках международного сотрудничества, не освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. ——————————— <5> О ставках таможенных сборов за таможенные операции: Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 863 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. N 1 (часть 2). Ст. 108.

Помимо вопросов, связанных с уплатой таможенных платежей в ходе таможенного оформления, возникает ряд проблем, связанных с особыми условиями хранения и транспортировки и срочностью поставок ракетно-космической техники, а также с подтверждением высокой таможенной стоимости ракетно-космической техники и безопасности перемещаемых товаров. Как правило, ракетно-космическая техника производится в единичных количествах (как правило, летный и запасной экземпляр) и имеет сложный и длительный технологический процесс изготовления, в котором могут принимать участие более 50 различных предприятий, что, соответственно, создает высокую стоимость для производимой продукции (несколько миллионов евро) и приводит к необходимости подтверждения таможенной стоимости. В ходе пусковых кампаний к таможенному оформлению одновременно предъявляется широкий ассортимент поставок (до 1000 наименований) — от продуктов питания и топлива до сложных технических устройств, не имеющих аналогов в мире, и ракетоносителей, что создает трудности с классификацией товаров в соответствии с ТН ВЭД. Как правило, летные модели, питание для космонавтов запрещено вскрывать, а биологические образцы для проводимых экспериментов — еще и подвергать рентгеновскому излучению, в связи с этим приходится решать вопросы с освобождением от таможенного контроля. Часть груза (продукты питания, топливо, биологические материалы, приемо-передающие устройства, пиротехнические изделия, радиоактивные материалы и т. д.) подлежит контролю со стороны иных государственных контролирующих органов, а таможенные органы до завершения данного контроля не имеют права завершить таможенное оформление, что создает сложности с применением мер нетарифного регулирования и экспортного контроля. Все это приводит к предъявлению к коммерческим и транспортным документам повышенных требований по сведениям, которые должны (по мнению таможенного органа) содержаться в вышеназванных документах, используемых при таможенном оформлении. При экспорте оборудования и технических изделий космического назначения, созданных в ходе международной кооперации, возникают проблемы, связанные с определением наличия или отсутствия в данных изделиях результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, а также с получением разрешений на экспорт товаров двойного назначения. В соответствии с российским таможенным законодательством таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, ввозимых с территории Российской Федерации на комплекс «Байконур» и вывозимых с комплекса «Байконур» на территорию Российской Федерации, осуществляется таможенными органами Российской Федерации в упрощенном порядке <6>, без представления лицензий и других разрешений государственных органов, без уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов за таможенное оформление, без оформления процедуры доставки товаров под таможенным контролем, а также без обязательного помещения таких товаров на склады временного хранения. Декларирование товаров осуществляется путем представления в качестве таможенной декларации транспортных и товаросопроводительных документов. Статус товаров для таможенных целей подтверждается путем представления в таможенный орган Российской Федерации гарантийных обязательств, заверенных подписью уполномоченных должностных лиц Федерального космического агентства либо Министерства обороны Российской Федерации и соответствующими печатями. Несмотря на отмену таможенного контроля на границе между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, российские космические предприятия продолжают использовать данный порядок для доставки грузов на территорию космодрома «Байконур». ——————————— <6> О таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств, перемещаемых через российско-казахстанскую границу для обеспечения функционирования комплекса «Байконур»: Приказ ГТК России от 22 августа 2002 г. N 884 // Российская газета. N 190. 2002.

Для устранения вышеназванных проблем, связанных с таможенным оформлением ракетно-космической техники, а также ускорения таможенного оформления необходимо: 1. Разработать технологию таможенного оформления ракетно-космической техники с учетом применения действующих технологий электронного декларирования через сеть Интернет и удаленного выпуска и действующего таможенного законодательства Таможенного союза. 2. Создать специализированный таможенный пост или отдел таможенного оформления и таможенного контроля для оформления данной категории товаров, т. к. при таможенном оформлении данной категории требуются специальное оборудование и познания. 3. Федеральной таможенной службе согласовать с контролирующими органами исполнительной власти Российской Федерации вопрос выпуска грузов без представления разрешений иных государственных органов на основании письма Федерального космического агентства. В заключение хотелось бы отметить, что за использование российских кораблей «Союз» США платит до 63 млн. долларов США за запуск (полет на борту «Союза» в расчете на человека будет стоить 43,4 млн. долларов), а средняя стоимость запуска тяжелого спутника стоит около 70 — 80 млн. долларов США, легкого спутника — около 18 — 25 млн. долларов США. Российская космическая промышленность — одна из немногих конкурентоспособных российских отраслей (несмотря на недавние неудачи с запусками в августе 2011 г.), которая может обеспечить инновационный прорыв Российской Федерации в других отраслях. И российская таможенная служба в условиях Таможенного союза непосредственно влияет на размер денежных поступлений в федеральный бюджет.

——————————————————————