Правовой режим перемещения товаров через таможенную границу

(Чермянинов Д. В.) («Юрист», 2012, N 7)

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ

Д. В. ЧЕРМЯНИНОВ

Чермянинов Дмитрий Викторович, Уральская государственная юридическая академия, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук.

В статье проанализирована модель административно-правового режима перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации. По мнению автора, переход таможенных операций на электронный документооборот обусловит в будущем эффективность административно-правового режима перемещения через таможенную границу товаров. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: перемещение товаров, таможенная граница, таможенные операции, административно-правовой режим.

Legal regime of transfer of goods through customs boundary D. V. Chermyaninov

The article analyses model of administrative-law transfer of goods through customs territory of the Russian Federation. The author believes that transfer of customs operations to electronic document turnover will condition in future efficiency of administrative-law regime of transfer of goods through customs boundary. The conclusions set forward in the article can be used in law-application practice.

Key words: transfer of goods, customs boundary, customs operations, administrative-law regime.

С древнейших времен на Земле существует множество государств, одним из основных признаков которых является определенная территория. Географическое положение, наличие полезных ископаемых и природных ресурсов на этих территориях определили различную специализацию деятельности людей, населяющих данные страны. Очевидно, что самая низкая цена за товар существует в месте с самой высокой концентрацией этого товара, т. е. там, где он производится («цена от производителя»). При удалении от места производства количество товара уменьшается и начинает действовать пропорция: чем дальше от места производства товара — тем выше его цена. Это правило легло в основу взаимовыгодного обмена продуктами труда между людьми, населяющими разные страны, и в конечном итоге — возникновения внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД). Возможность быстрого получения большой прибыли привлекала людей и стимулировала развитие международных торговых отношений. В целях улучшения собственного благосостояния купцы пересекали границы различных стран, многократно покупая, продавая, обменивая товары, при этом нарабатывая оптимальные пути перемещения товаров и схемы их реализации. Одновременно возрастал интерес к данной сфере и со стороны государства, заинтересованного в постоянном источнике пополнения казны. Возникли правоотношения, в рамках которых перемещение товаров через границу государства всегда сопровождалось для владельца определенными материальными потерями особого рода. Купец вынужден был часть товара в натуральном виде или часть его стоимости в денежном выражении передавать в пользу туземной казны. Это правило в полной мере используется и современной налоговой системой — таможенные платежи перечисляются в государственный бюджет. Понятно, что необдуманное увеличение налогового бремени охлаждает интерес предпринимателей к работе либо вообще ведет к их разорению, что в конечном итоге также негативно влияет и на наполняемость бюджета. Поэтому в основе бюджетной стратегии государства лежат следующие принципы: — постоянный поиск оптимальной (приемлемой обеими сторонами — государством и предпринимателями) системы налогообложения; — строгий надзор за уплатой установленных налогов и таможенных пошлин; — регулирование объемов перемещаемых через таможенную границу товаров. Данные принципы также являются основой регулирования ВЭД и реализуются в таможенном деле, которое в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации) представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации <1>. ——————————— <1> Российская газета. 2010. 29 ноября.

В данном случае речь идет о правовом режиме особого рода, путем применения которого комплексно реализуется задача регулирования процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. По мнению С. С. Алексеева, правовой режим можно определить как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования. Это своего рода «укрупненный блок» в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств. И с этой точки зрения эффективное использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный для решения соответствующей задачи правовой режим, искусно отработать его сообразно специфике этой задачи и содержанию регулируемых отношений <2>. ——————————— <2> Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. С. 185.

Ранее автор обосновал, что в рассматриваемой сфере регулирования общественных отношений государством решается только одна задача — фискальная <3>. ——————————— <3> Подробнее см.: Чермянинов Д. В. Назначение и проблемы становления таможенного дела в Российской Федерации: Монография. Екатеринбург: Издательство Уральского института экономики, управления и права, 2008. С. 21 — 23.

Рассматриваемый правовой режим в первую очередь определяет общую стратегию регулирования процесса перемещения товаров через таможенную границу, а входящие в него и взаимопроникающие элементы (принципы, методы, правила, инструменты) так или иначе служат формированию доходной части бюджета <4>. ——————————— <4> О влиянии таможенной политики государства на формирование доходной части бюджета см.: Чермянинов Д. В. Природа и механизм действия таможенной пошлины // Налоги и финансовое право. 2010. N 10. С. 170 — 178.

Для наглядности представим базовую структуру правового режима перемещения товаров через таможенную границу следующим образом.

Правовой режим перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации

Принципы перемещения товаров

Методы регулирования перемещения товаров

Таможенные операции

Принципы таможенного права — это базовые, «незыблемые» правила, которые устанавливает государство с целью обеспечения режима перемещения товаров через таможенную границу. К сожалению, законодателем в Законе о таможенном регулировании принципы таможенного права особо выделены не были, поэтому с целью их обозначения автор воспользуется соответствующими положениями Таможенного кодекса Таможенного союза <5> (далее — ТК ТС), а также некоторыми формально утратившими силу, но, по сути, действующими статьями из Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 г. <6> и Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 г. <7>. ——————————— <5> СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615. <6> Российская газета. 1993. 21 июля. <7> Российская газета. 2003. 3 июня.

1. Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС, иными федеральными законами и международными договорами РФ. 2. Участники ВЭД обязаны соблюдать запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. 3. Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены таможенным законодательством. 4. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательств, Таможенного союза или иными правовыми актами РФ. 5. Пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации. Фактически это означает, что распоряжаться перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза товарами нельзя до завершения их таможенного оформления. 6. Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров лежит на утвержденных ТК Таможенного союза и Законом о таможенном регулировании лицах. 7. В случаях, предусмотренных ТК Таможенного союза, Законом о таможенном регулировании и иными правовыми актами РФ, таможенные органы РФ вправе требовать от определенных лиц гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных таможенным законодательством. Если обобщить приведенные принципы, то можно выделить основное правило, лежащее в основе действия рассматриваемого режима, — все заинтересованные лица могут перемещать через таможенную границу товары и транспортные средства в соответствии с установленным порядком, но пользоваться и распоряжаться ими в своем интересе могут только после окончания их таможенного оформления и уплаты причитающихся таможенных платежей. Государственное регулирование ВЭД осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, действующим федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством применения методов: 1) таможенно-тарифного регулирования; 2) нетарифного регулирования; 3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; 4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных Федеральным законом <8>. ——————————— <8> См.: ст. 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

Основными являются и заслуживают поэтому особого внимания первые два. Впоследствии таблицы для взимания разного рода сборов, в том числе и таможенных, стали применяться и в других странах, и слово «тариф» вошло во всеобщее употребление. В настоящее время в Российской Федерации применяются: — Единый таможенный тариф <9>, который представляет собой свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС); ——————————— <9> Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 г. N 850 (в ред. от 25.01.2012) «О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» (вместе с «Единым таможенным тарифом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС)») // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. URL: http://www. tsouz. ru/ (дата обращения: 27.02.2012).

— ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе <10>. ——————————— <10> Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 88 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 7. Ст. 869.

Действие таможенной пошлины при регулировании товарных потоков, пересекающих таможенную границу, аналогично работе вентильного механизма, регулирующего подачу воды: кран открыт полностью (сумма таможенной пошлины, подлежащей уплате, невысока) — идет значительный поток, и наоборот — при закручивании крана (повышении ставки таможенной пошлины) поток уменьшается или совсем прекращается. К. Н. Лодыженский еще в XIX в. очень точно отметил: «…на таможенном тарифе рельефно отражается то направление, которого держится правительство в своих отношениях к внешней торговле и к тесно связанной с нею внутренней производительности» <11>. ——————————— <11> Лодыженский К. Н. История русского Таможенного тарифа. Санкт-Петербург, 1887. С. 111.

Следует учитывать, что сумма начисляемых таможенных пошлин, определяемых при помощи ставок, установленных таможенным тарифом, может варьироваться в зависимости от страны происхождения ввозимого товара <12>. ——————————— <12> Приказ ФТС РФ от 22 декабря 2011 г. N 2601 «О предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации» // КонсультантПлюс.

Нетарифное регулирование — это ограничение объемов перемещаемых через таможенную границу товаров путем применения лицензирования или квотирования (количественных ограничений экспорта и (или) импорта товара). Как правило, они применяются вне зависимости от страны происхождения товара. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях: 1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; 2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений; 3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; 4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств. В целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и корректности реализации указанных мер регулирования субъекты таможенных правоотношений совершают утвержденные ТК ТС и Законом о таможенном регулировании таможенные операции. Комплексно оценить выполнение установленных законодательством правил призвана ключевая операция — декларирование перемещаемых товаров, т. е. подача заявления в утвержденном виде по установленной форме, которое содержит всю необходимую для этого информацию. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена, т. е. достоверность всех перечисленных данных подтверждается. В соответствии с п. 2 ст. 181 ТК ТС в декларацию на товары (декларация, используемая в торговом обороте) вносятся следующие основные сведения: 1) заявляемая таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами <13>; ——————————— <13> Определение дано в ст. 4 ТК ТС.

2) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров; 3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем; 4) сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем; 5) сведения о товарах: — наименование; — описание; — классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; — наименование страны происхождения; — наименование страны отправления (назначения); — описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); — количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; — таможенная стоимость; — статистическая стоимость; 6) сведения об исчислении таможенных платежей: — ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; — применение льгот по уплате таможенных платежей; — суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; — курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом; 7) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; 8) сведения о соблюдении ограничений; 9) сведения о производителе товаров; 10) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру; 11) сведения о лице, составившем декларацию на товары; 12) место и дата составления декларации на товары. Информация большинства пунктов декларации на товары (N 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10) дает возможность в полной мере оценить применение методов регулирования перемещения товаров, т. е. подтвердить соблюдение декларантом правового режима перемещения товаров через таможенную границу. Следует отметить, что в современном таможенном деле применяются и иные виды деклараций, различаемые и по форме, и по содержанию («пассажирская», «транзитная», «на транспортное средство»), но все они предназначаются для обеспечения действия рассматриваемой правовой категории. Очевидно, что данный режим является частным случаем специальных административных правовых режимов, ему присущи основные признаки данной формы правового регулирования, отмеченные Н. И. Матузовым и А. В. Малько: — он установлен законодательством и обеспечен государством; — он специфическим образом регламентирует конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; — представляет собой особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; — создает конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов и их объединений <14>. ——————————— <14> Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. N 4. С. 17.

А. А. Долгополов, проводя исследование особенностей режимного административно-правового регулирования, отметил, что правовое регулирование общественных отношений во всем многообразии и многосубъектности не может быть осуществлено правовыми нормами только одной отрасли права <15>. Скорость и качество управления в определенных сферах (тем более в таможенном деле) снижаются за счет отсутствия в ведомствах унифицированных правил документооборота и обмена информацией <16>. ——————————— <15> Долгополов А. А. Сущность режимного административно-правового регулирования // Административное право и процесс. 2012. N 1. С. 18 — 21. <16> Белов С. Таможня получила добро // Российская газета. 2012. 27 января.

Учитывая это, можно с уверенностью сказать, что в ближайшем будущем эффективность административно-правового режима перемещения через таможенную границу товаров, обеспечивающего благоприятный для Российской Федерации товарооборот, напрямую зависит от перехода таможенных операций в электронный документооборот и оптимизации соответствующих форм таможенного контроля.

——————————————————————