К вопросу понятия ограничения экспорта товаров в рамках права ВТО

(Херувимова Т. А.) («Право ВТО», 2012, N 1)

К ВОПРОСУ ПОНЯТИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ В РАМКАХ ПРАВА ВТО

Т. А. ХЕРУВИМОВА

Херувимова Т. А., аспирантка кафедры правового регулирования экономики юридического факультета Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана.

Под влиянием трансформации социально-экономических процессов весомым рычагом в осуществлении внешнеэкономической деятельности остается применение государствами мер ограничения экспорта (к примеру, практика предыдущих лет относительно введения экспортных ограничений Россией, Украиной и другими странами). Кроме этого, эксперты всего мира внимательно следили за развитием событий вокруг спора о доступе к природным ресурсам Китая. В историческом споре (DS394, DS395, DS398) США, ЕС и Мексике, существенно зависящим от экспорта из Китая, удалось доказать, что используемая Китаем система квот привела к снижению глобальных поставок сырья и в будущем могла вызвать значительное повышение цен на мировых рынках, нарушая тем правила соглашений ВТО. Указанное выше объясняет актуальность теоретического анализа понятия «ограничение экспорта товаров»: оно исследовано недостаточно, сформировано нечетко, отсутствует универсальный механизм управления и эффективного применения. Поэтому при подготовке этой статьи ставилась цель проанализировать понятие ограничения экспорта товаров, раскрыть его природу и регулирование в рамках соглашений ВТО. Впервые понятие «экспортные ограничения» определено Третейской группой в деле «США — Экспортные ограничения (US — Exports Restraints)», как «пограничная мера, применяемая согласно закону или иному нормативно-правовому акту, явно ограничивающая экспорт товаров требованием, только при выполнении которого разрешается экспорт товаров, или мера, выраженная в форме обязательного налога или пошлины, которые ограничивают экспорт количественно» <1>. В рамках рассмотрения этого спора правительство США выработало позицию, что мерами по ограничению экспорта являются любые действия государства, направленные на ограничение экспортных товарных потоков. Дополнительно в деле «Индия — Количественные ограничения (India — Quantitative Restrictions)» определено, что ограничением является «действие или ограничивающие условия экспорта, а для того, чтобы определить, является ли мера ограничением, необходимо ориентироваться на структуру самой меры и потенциальные негативные последствия от ее применения». Впоследствии эта позиция была отображена в деле «Индия — Автомобили (India — Autos)». Толкование экспортного ограничения не может сводиться исключительно к запретам, поскольку Соглашение ГАТТ 1994 г. вводит понятия «запрет и ограничение». В делах «ЕС — Минимальные импортные цены (EC — Minimum Import Prices)» и «Япония — Полупроводники (Japan — Semi-Conductors)» введение требования осуществлять экспорт товаров по определенной цене также отнесено к мерам, ограничивающим движение товаров. ——————————— <1> US — Exports Restraints, Panel Report, United States — Measures Treating Exports Restraints as Subsidies, WT/DS194/R and Corr. 2, adopted 23 August 2001, DSR 2001: XI. 5767. Para. 8.16.

Для полноты определения понятия «экспортное ограничение» целесообразно обратиться к понятию «мера». К примеру, Г. Дейвис, определяя принцип свободного движения товаров в ЕС и допустимость применения количественных ограничений, дает следующее определение меры: «…Понятие, включающее различные типы правил и действий. Мера может включать законы, международные акты, другие нормативные акты или даже практику компетентных органов». Учитывая природу ограничений экспорта как нетарифных мер, возникает вопрос, можно ли определить их как «частно-правовые и публично-правовые меры, направленные на ограничение размеров, деформацию структуры и направлений мировых товарных потоков» <2>, исходя из следующего. Д. Карро и П. Жюйар определяют нетарифное ограничение экспорта: «Любая мера или действие, независимо от их происхождения (публично — или частноправовой природы) направленная на усложнение внешнеэкономической деятельности» <3>. Р. Болдуин и Л. Махе предлагают следующее определение: «любая мера государственного или частноправового характера, которая влияет на международную торговлю товарами и обеспечивает уменьшение потенциального мирового дохода». Такую позицию поддерживают и Р. Гриффин и М. Пастей, по мнению которых мерами ограничения экспорта являются «любые нормативные акты, политический курс государства, иные действия правительства, которые отличаются от тарифов и оказывают влияние на международную торговлю» <4>. Идея учитывать меры частноправового характера противоречит взглядам Р. Болдуина, Д. Карро и П. Жюйара, которые отстаивали идею институционализации частных действий, часто находящих отображение в государственных актах. С другой стороны, необходимо указать, что такое определение устраняет институциональные формы нетарифных ограничений, а именно политические, социальные и культурные факторы, влияющие на торговлю, которые рассматривают А. Деардорф и Р. Стерн. Похожее мнение отображено в решении Третейской группы в деле «Япония — Фильм (Japan — Film)», согласно которому не исключается возможность признания действий частных лиц как действий компетентных органов государственной власти при условии, что вмешательство или воздействие органов государственной власти является достаточным <5>. ——————————— <2> Yeats A. J. Trade Barriers Facing Developing Countries. Institute for International Economic Studies. University of Stockholm, 1978. P. 149 — 183. <3> Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право / Пер. с фр. М., 2002. С. 182 — 183. <4> Ricky W. Griffin. Michael W. Pustay. International Business: A Managerial Perspective. 4th ed. New Jersey. P. 1069. <5> Japan — Film, Panel Report, Japan — Measures Affecting Consumer Photographic Film and Paper, WT/DS44/R, adopted 22 April 1998. DSR 1998:IV, 1179. Para. 10.56.

Дополнительно по итогам анализа нормативных актов и доктрины можно выделить следующие признаки ограничения экспорта товаров: — нетарифный инструмент регулирования рынка <6> из комплекса ограничительных мер <7>, целенаправленно применяемых для регулирования внешней торговли; ——————————— <6> Коршунова Г. С. Механiзм державного регулювання зовнiшньоекономiчноi дiяльностi: Методологiчний аспект: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 08.00.01. Дон. нац. ун-т Мастерства освiти i науки Украiни. Д., 2009. 18 с. С. 5. <7> Голубева В. О. Мiжнародно-правове регулювання зовнiньоторговельноi дiяльностi та нацiональне законодавство Украiни (нетарифний аспект): Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.11. Нац. юрид. акад. Украiни IIVI. Я. Мудрого. Харкiв, 2004. 219 с. С. 32.

— допустимая экономическая и неэкономическая мера, составляющие основы национальной системы регулирования торговли <8>; ——————————— <8> Там же.

— как мера количественного контроля, которая вводится временно для регулирования внешней торговли; — процедура применения мер ограничения экспорта проще по сравнению с процедурами применения других экономических инструментов, а степень их влияния на ход международной торговли почти не поддается количественной оценке <9>. ——————————— <9> Кругман П. Р., Обстфельд М. Международная экономика: Учебник для вузов / Пер. с англ.; под ред. В. П. Колесова, М. В. Кулакова. М.: Экономический факультет МГУ ЮНИТИ, 1997. 799 с. С. 218 — 221.

По итогам проведенного обобщения понятия «ограничение экспорта товаров» считаем необходимым изложить авторское понимание этой категории. Итак, ограничение экспорта товаров является мерой компетентных органов государственной власти, направленной на количественное ограничение вывоза товаров за пределы таможенной территории страны для свободного обращения без обязательства об их возврате на таможенную территорию страны и установления условий их использования за пределами таможенной территории страны. Такие меры имеют целевую направленность: вводятся с целью не только усложнить условия конкуренции в стране импорта, но и с целью реализации, включая, но не ограничиваясь, национальной политики, охраны жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии или национальной безопасности <10>. ——————————— <10> Голубева В. О. Указ. соч. С. 32.

Базовой для регулирования экспортных ограничений является статья XI:1 Соглашения ГАТТ-1994: все требования о лицензировании экспорта, других экспортных ограничениях должны соответствовать требованиям Соглашения ГАТТ-1994. Указанная норма обязывает страны-участницы отказаться от использования количественных ограничений, в частности, никакие запреты или ограничения, кроме пошлин, налогов или других сборов, в форме квот, экспортных лицензий или других мер не должны устанавливаться или применяться стороной при экспорте или продаже на экспорт любого товара, предназначенного для ввоза на территорию любой другой стороны. Статья XII Соглашения о сельском хозяйстве дублирует статью XI Соглашения ГАТТ-1994 <11>, предполагая немедленную отмену количественных ограничений с 1995 г. с последующим их преобразованием в тарифный эквивалент. Указанная статья содержит дополнительные требования к применению экспортных ограничений, в том числе обязательство нотификации и проведения переговоров с другими членами ВТО до введения ограничительных мер. ——————————— <11> Karapinar B. Export Restrictions and the WTO Law:»Regulatory Deficiency» or «Unintended Policy Space». Working Paper N. 2010/11. Available at http:// www. wti. org/ fileadmin/ user_upload/ nccr-trade. ch/ wp4/ publica-tions/ Karapinar%20-% 20Working% 20 Paper%202010- 11.pdf.

Статья XI Соглашения ГАТТ-1994 также содержит понятие «другие ограничения», для разъяснения которого целесообразно обратиться к решению Третейской группы в деле «Аргентина — Кожа (Argentina — Hides and Leather)», где указано, что такое понятие является «широкой необъяснимой категорией» <12> со ссылкой на дело «Япония — Полупроводники (Japan — Semi-conductors)», которое поясняет, что понятие «ограничение» является очень широким по своему содержанию и включает, но не ограничивается действиями, условиями, актами компетентных органов государственной власти. Дополнительно в деле указано, что «положения ст. XI:1 Соглашения ГАТТ-1994 распространяются на ограничения фактической природы (de facto)» <13>. Третейская группа определила, что «статья XI:1, в отличие от других положений Соглашения ГАТТ-1994, не относится исключительно к законам или предписаниям, а более широко — к любым мерам. Подобная формулировка четко указывает на то, что любая мера, введенная с целью ограничения экспорта, подпадает под действие этой нормы, несмотря на ее правовой статус» <14>. Таким образом, даже неофициальное (фактическое) ограничение экспорта, к примеру, со стороны исполнительного органа власти путем выдачи устных распоряжений или других фактических действий, является нарушением норм соглашений ВТО. ——————————— <12> Argentina — Hides and Leather, Panel Report, Argentina — Measures Affecting the Export of Bovine Hides and Import of Finished Leather, WT/DS155/R and Corr.1, adopted 16 February 2001. DSR 2001:V, 1779. Para. 11.17. <13> Там же. <14> Japan — Semi-Conductors, GATT Panel Report, Japan — Trade in Semi-Conductors, L/6309, adopted 4 May 1988, BISD 35S/116. Para. 106.

Дополнительно согласно части 1 статьи XIII Соглашения ГАТТ-1994 никакие запреты или ограничения не должны применяться какой-либо стороной относительно экспорта товара, предназначенного для территории какой-либо другой стороны, если только экспорт подобного товара во все третьи страны не подобным образом запрещен или ограничен. Требования статьи XIII Соглашения ГАТТ-1994 введены для минимизации рисков негативного влияния количественных ограничений <15>, в частности при их администрировании <16>. ——————————— <15> Piermartini R. (2004) The Role of Export Taxes in the Field of Primary Commodities. Working Paper VII-2004. World Trade Organization, Geneva, Switzerland. Available at www. wto. org/ english/ res_e/ booksp_e/ discussion_pa-pers4_e. pdf. <16> EC-Bananas, Panel Report, European Communities — Regime for the Importation, Sale and Distribution of Bananas, WT/DS27/ R/USA, adopted 25 September 1997, as modified by Appellate Body Report WT/DS27/AB/R, DSR 1997:II, 943. Para. 7.68.

Продолжая анализ нормативного регулирования экспортных ограничений товаров, целесообразно обратить внимание на сборы, платежи, формальности и требования согласно статье VIII Соглашения ГАТТ-1994, которая распространяется в том числе на сборы, платежи, формальности и требования относительно количественных ограничений и лицензирования. Согласно пунктам (a) и (b) указанной статьи страны — члены ВТО признали необходимость уменьшения числа и разнообразия таких сборов и платежей и необходимость сокращения к минимуму объема и сложности экспортных формальностей, сокращения и упрощения требований экспортной документации. Дополнительно в деле «США — Тарифы на таможенные услуги (US — Customs User Fee)» Третейской группой было отмечено, что статья VIII Соглашения ГАТТ-1994 «прямо запрещает» сборы и платежи в фискальных целях <17>. ——————————— <17> GATT Panel Report, US-Customs User Fee, adopted 2 February 1988, BISD 35S/245. Para. 120.

По итогам исследования сделан краткий обзор регулирования экспортных ограничений в рамках ВТО, что позволило расширить понимание их сущности и содержания. Однако признаем, что предложенное определение понятия не может быть логически безупречным и абсолютно объективным, что обусловлено прежде всего сложностью и неоднозначностью явления, которое определяется, а также в отдельных случаях отсутствием возможности их эмпирического подтверждения или опровержения. Данное исследование является лишь попыткой рационально подойти к решению вопросов в сфере ограничения экспорта товаров с учетом правового положения стран — членов ВТО, что, конечно, в значительной степени отражается на характере изложения материала и сделанных выводах.

——————————————————————