Роль льгот по уплате таможенных платежей в стимулировании процессов модернизации российской экономики

(Енадарова М. Г.) («Таможенное дело», 2012, N 2)

РОЛЬ ЛЬГОТ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В СТИМУЛИРОВАНИИ ПРОЦЕССОВ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ <*>

М. Г. ЕНАДАРОВА

——————————— <*> Enadarova M. G. Role of customs payments’ relief in stimulation of processes of modernization of the Russian economy.

Енадарова Марина Геннадьевна, студентка 5 курса факультета таможенного дела очной формы обучения Российской таможенной академии.

В данной статье автор рассматривает вопросы применения льгот по уплате таможенных платежей в целях стимулирования процессов модернизации российской экономики. Также автор анализирует действующее законодательство о предоставлении льгот в области уплаты таможенных платежей.

Ключевые слова: льготы по уплате таможенных платежей, модернизация российской экономики, ВЭД, Таможенный союз, таможенные платежи.

The author of the present article considers issues of application of customs payments’ relief for the purposes of stimulation of processes of modernization of the Russian economy. The author also analyses the current legislation on provision of relief in the sphere of customs payments.

Key words: customs payments’ relief, modernization of the Russian economy, External Economic Activity, Customs Union, customs payments.

Льготы по уплате таможенных платежей можно определить как предоставляемые субъектам ВЭД при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза преимущества в области таможенных платежей, связанные с видом товара или его назначением, устанавливаемые государством в целях активизации и поощрения международной торговли, привлечения инвестиции и иных ресурсов. Льготы по уплате таможенных платежей в системе таможенных льгот являются единственными, которые предполагают прямую финансовую заинтересованность участников ВЭД. Так, по данным ФТС России за 8 месяцев 2011 г., общая сумма льгот по уплате таможенных платежей составила 264,1 млрд. руб., или 7,25% от всех сумм доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами <1>. В 2010 г. доля льгот по уплате таможенных платежей в общей сумме таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет, составила 7,28%. Суммы предоставленных льгот существенны, что свидетельствует о наличии заинтересованности со стороны участников ВЭД и определяет значение льгот по уплате таможенных платежей в развитии внешнеэкономических связей, интеграции в мировую экономику и взаимодействия с ее элементами. ——————————— <1> По данным ФТС России за 8 месяцев 2011 г., сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 3642,33 млрд. руб.

На современном этапе остро стоит проблема модернизации российской экономики. На начало 2010 г. степень износа основных фондов составила 45,1%, при этом степень износа машин и оборудования превысила 57%, и средний возраст оборудования — более 21 года (табл. 1). Указанные данные подтверждают достаточно высокий уровень износа ОПФ <2> и медленный процесс технологического обновления. ——————————— <2> Для сравнения: в странах БРИКС степень износа ОПФ — не более 35%, в развитых государствах — не более 20%. См.: Чичкин А. Поизносились. Уровень износа основных фондов в России намного выше, чем в других странах БРИКС // Российская газета — Экономика «Модернизация». N 5519(143).

Таблица 1

Состояние основных фондов <3>

——————————— <3> По данным Федеральной службы государственной статистики.

Показатели 2005 2007 2009 2010

Степень износа основных фондов, 42,4 47,9 43,7 45,1 на начало года, в %

Степень износа машин и 66,5 61,9 58,6 57,3 оборудования, на начало года, в %

Средний возраст оборудования 18,7 19,4 20,7 21,2

Анализ структуры инвестиций в основной капитал позволяет определить, что доля инвестиций на приобретение импортных машин, оборудования, транспортных средств незначительна: в I полугодии 2011 г. составила 32,9%, из них 20,9% (в стоимостном выражении 182,2 млрд. руб.) были направлены на приобретение зарубежных машин и оборудования. В структуре инвестиций в основной капитал доля организаций с иностранными вложениями составила 14,2%, при этом удельный вес непосредственно иностранных инвестиций составил 25,9%. Таким образом, анализ обновления ОПФ организаций позволяет определить небольшую степень участия иностранных инвесторов в данном процессе, неактивное использование инвестиций в виде машин, оборудования. Но для некоторых компаний данный способ обновления является одним из основных и наиболее рациональных. Поэтому необходимо совершенствовать систему предоставления льгот по уплате таможенных платежей при ввозе товаров иностранными инвесторами. Товары, ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный капитал организации, относятся к категории иностранных инвестиций в организации с участием иностранного капитала и могут быть представлены в виде машин, оборудования. В Соглашении от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании» в качестве одного из случаев предоставления тарифных льгот определен ввоз товаров в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал организации. На национальном уровне порядок предоставления тарифных льгот при ввозе товаров в качестве вклада учредителя в уставный капитал установлен Постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 N 883. Одним из обязательных условий предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины является целевое использование ввозимого товара. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 200 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) при помещении под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, подлежат условном выпуску. При этом обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин возникает с момента регистрации декларации на товары, прекращается при условии, что декларант не отказался от льгот и не нарушил условие целевого использования по истечении 5 лет со дня условного выпуска товаров. С момента прекращения обязанности по уплате ввозной таможенной пошлины товары утрачивают статус условно выпущенных и приобретают статус товаров Таможенного союза. Согласно положениям Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» при условном выпуске должно быть предоставлено обеспечение в целях исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин. Возврат обеспечения осуществляется в связи с исполнением обязательств. Согласно п. 3 ст. 86 исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин должно быть обеспечено непрерывно в течение всего срока действия обязательства. До вступления в силу ТК ТС таможенные органы, согласно письму ФТС от 24 октября 2005 г. N 15-14/36961, могли вернуть обеспечение при постановке ввезенных товаров на первичный бухгалтерский учет организации, государственной регистрации итогов внесения вкладов в уставный капитал организации в налоговом органе. Указанное нововведение является достаточно затратным для участников ВЭД. Возникает вопрос: на какую сумму необходимо вносить обеспечение? Согласно Приказу ФТС РФ от 12.07.2010 N 1315 обеспечение должно быть внесено на сумму условно начисленной ввозной таможенной пошлины, но в случае нарушения условий целевого использования декларанту придется доплачивать НДС, поскольку увеличится основа для его начисления на сумму ввозной таможенной пошлины. Необходимо отметить, что указанная льгота используется участниками ВЭД недостаточно активно. Так, за 8 месяцев 2011 г. было предоставлено льгот по уплате ввозной таможенной пошлины при ввозе товаров иностранным инвестором в качестве вклада в уставный капитал на сумму в 297 млн. руб., что составляет менее 1% в структуре льгот по уплате таможенных платежей <4>. По данным таможенной статистики, с 2007 г. отмечается снижение объемов предоставленных льгот, что объясняется падением интереса участников ВЭД к данной льготе. Тем не менее показатели по объемам предоставленных льгот за 8 месяцев 2011 г. превышают годовые показатели 2010 г. ——————————— <4> По данным ФТС России за 8 месяцев 2011 г.

В связи с вступлением в силу ТК ТС необходимо выделить следующие положительные моменты, которые смогут повысить интерес участников ВЭД к данному виду льгот: — пятилетний срок целевого использования условно выпущенных товаров, установленный подп. 2 п. 2 ст. 211 ТК ТС (в ТК РФ срок целевого использования не был установлен); — возможность помещения условно выпущенных товаров (например, оборудования) под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории потребления для совершения операций по их ремонту. Несмотря на положительные тенденции, существуют аспекты, снижающие значение льготы в процессе модернизации экономики, к которым можно отнести непредоставление льготы российским организациям, а также сроки внесения обеспечения. Согласно Соглашению «О едином таможенно-тарифном регулировании» от 25.01.2008 льготы при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал предоставляются только иностранным инвесторам. Анализ структуры инвестиций в основной капитал позволяет определить, что доля затрат на приобретение зарубежных машин и оборудования незначительна и основными покупателями являются российские организации <5>. В связи с этим можно предложить предоставление льгот по уплате таможенных платежей при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал не только иностранным компаниям, но и российским организациям при условии ввоза сертифицированного оборудования в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и выхода на мировые рынки. ——————————— <5> Более 80% машин и оборудования приобретаются российскими организациями.

Как уже отмечалось, обеспечение вносится на сумму условно начисленной ввозной таможенной пошлины, однако в случае нарушения условий целевого использования при уплате ввозной таможенной пошлины увеличивается основа для исчисления НДС, следовательно, увеличиваются суммы НДС. В связи с этим необходимо рассмотреть порядок внесения обеспечения сумм НДС, которые должны быть уплачены при нарушении условий целевого использования, и внести соответствующие изменения в Приказ ФТС РФ от 12.07.2010 N 1315. Хотелось бы также предложить изменить сроки, на которые вносится обеспечение уплаты ввозной таможенной пошлины; в качестве исполнения обязательств можно определить такие действия, как постановка ввезенных товаров на первичный бухгалтерский учет организации, государственная регистрация итогов внесения вкладов в уставный капитал организации в налоговом органе. Таким образом, предоставление льгот по уплате ввозной таможенной пошлины в процессе модернизации экономики может простимулировать участников ВЭД к приобретению современных машин, оборудования, обновлению основных производственных фондов предприятий, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.

——————————————————————