Уклонение от уплаты таможенных платежей

(Душкин С.)

(«Законность», N 2, 1998)

УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

С. ДУШКИН

С. Душкин, помощник Краснодарского транспортного прокурора.

В соответствии со ст. 194 УК РФ под уклонением от уплаты таможенных платежей в уголовно — правовом смысле понимается умышленное уклонение в крупных размерах.

Объект преступления — финансовые интересы государства.

Объективная сторона выражается в активных действиях, направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей.

В связи с тем, что описание этого противоправного деяния дано в диспозиции ст. 194 без раскрытия его признаков, на практике есть сложности при квалификации таких преступлений.

В «Словаре русского языка» С. Ожегова слово «уклониться» означает: 1) отодвинуться, отклониться в сторону, чтобы избежать чего-нибудь; 2) отойти от прямого направления.

Таким образом, под уклонением от уплаты таможенных платежей следует понимать: 1) совершение действий, чтобы избежать уплаты таможенных платежей; 2) уход от установленного порядка уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу РФ, а в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, — государственному предприятию связи, которое перечисляет эти платежи на счета таможенных органов РФ в порядке, определенном ГТК РФ совместно с Министерством связи и Министерством финансов РФ.

Согласно ст. 110 ТК РФ таможенными платежами являются: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий; сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах.

Основа для исчисления пошлины, акцизов и сборов — таможенная стоимость товаров и транспортных средств, определяемая в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

А основа для исчисления налога на добавленную стоимость — таможенная стоимость товаров, к которой добавляется пошлина, а по подакцизным товарам — также и сумма акцизов.

Основной признак уклонения от уплаты таможенных платежей как уголовно наказуемого деяния — крупный размер этих платежей, от которых лицо уклоняется. Понятие «крупного размера» дается в примечании к статье 194 УК РФ. Под уклонением от уплаты таможенных платежей в крупных размерах следует понимать уклонение, при котором стоимость неуплаченных платежей превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда. При отсутствии крупного размера уклонение от уплаты таможенных платежей не образует состава преступления, а квалифицируется как административное правонарушение в зависимости от обстоятельств дела по нормам Таможенного кодекса: ст. 282 (действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение); ст. 283 (действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей); ст. 284 (нарушение сроков уплаты таможенных платежей).

Рассмотрим каждую из них.

Действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение, — это заявление в таможенной декларации и иных необходимых документах недостоверных сведений о таможенном режиме, стоимости либо стране происхождения товаров и транспортных средств или заявление иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера.

При декларировании товаров декларант сам выбирает таможенный режим, в соответствии с которым ввозит или вывозит товары, и указывает его код в грузовой таможенной декларации.

Таможенный режим — это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей.

Согласно ст. 23 ТК РФ в целях таможенного регулирования устанавливаются следующие виды таможенных режимов товаров и транспортных средств: выпуск для свободного обращения; реимпорт; транзит; таможенный склад; магазин беспошлинной торговли; переработка на таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз (вывоз); свободная таможенная зона; свободный склад; переработка вне таможенной территории; экспорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства.

Кроме этого в Приложении к Приказу ГТК РФ N 162 от 25 апреля 1994 г. указан таможенный режим вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом.

Приказом ТК РФ N 136 от 2 марта 1995 г. утверждено Положение о таможенном режиме вывоза отдельных товаров в государства — бывшие республики СССР.

Таможенная стоимость товара определяется в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» и используется для обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования торгово — экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним в соответствии с законодательными актами РФ.

Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территории РФ, производится с применением таких методов: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервного метода. Основной метод — по цене сделки с ввозимыми товарами.

Таможенной стоимостью для вывозимых товаров является: для сделок купли — продажи или мены — стоимость товаров, определяемая по на основе цены, уплаченной или подлежащей уплате за вывозимые товары и указанной в счете — фактуре (счете — проформе) с учетом расходов по доставке товаров (транспортировка, погрузка, выгрузка, страхование) до места вывоза с таможенной территории РФ, а также других необходимых корректировок; для иных случаев — стоимость, определяемая на основе цены, подтвержденной коммерческими, транспортными, банковскими, бухгалтерскими и другими документами, содержащими сведения о стоимости оцениваемых или идентичных (однородных) товаров с учетом расходов по доставке товаров до места вывоза с таможенной территории РФ.

Страной происхождения товара считается та, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными Законом «О таможенном тарифе».

Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию РФ и вывоза его оттуда.

Иные документы для таможенных целей необходимы для подтверждения достоверности заявляемых в декларации сведений. Это транспортные, товаросопроводительные, а также иные документы, необходимые для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля. Перечень конкретных документов, необходимых для таможенного оформления, в отношении конкретных товаров и транспортных средств определяется должностным лицом таможенного органа, производящего оформление.

Под иными недостоверными сведениями следует понимать любые, дающие основания для освобождения от таможенных платежей или уменьшения их размера. Ими могут быть: сведения о наименовании и коде товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; сведения о сроках непрерывного временного пребывания в иностранных государствах; сведения о работе лица на российском судне заграничного плавания; сведения о работе лица в качестве члена экипажа российского воздушного судна, выполнявшего регулярные полеты за границу, а также другие.

Действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, — это представление таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения, дающие право на возврат уплаченных таможенных платежей.

Таможенные органы производят возврат уплаченных взысканных сумм платежей в случаях:

— неправильного исчисления сумм таможенных платежей, в том числе в связи с корректировкой таможенной стоимости;

— взыскания ранее таможенными органами платежей в соответствии с таможенным режимом.

Для возврата сумм таможенных платежей необходимо предъявить таможенными органами следующие документы:

— заявление плательщика о возврате уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей;

— заполненную грузовую таможенную декларацию, в соответствии с которой исчислялись и взимались платежи;

— платежное поручение на оплату причитающихся сумм таможенных платежей с отметкой банка о принятии к оплате, подтверждающей произведенный платеж;

— товаросопроводительные документы с отметкой пограничной таможни о фактическом пересечении границы.

Для возврата излишне начисленных сумм или в случае неправильного исчисления сумм таможенных платежей необходимо дополнительно представить документы, подтверждающие, что уплаченная или взысканная сумма является излишней или неправильно начисленной.

Нарушение сроков уплаты таможенных платежей — это неуплата таможенных платежей в установленные сроки. Они уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока ее подачи. В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты платежей. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление. Отсрочка или рассрочка не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

Лицам, пытавшимся уклониться от уплаты таможенных платежей, отсрочка или рассрочка не предоставляется.

Преступление считается оконченным с момента: 1) когда виновный обманным путем получил полное или частичное освобождение от платы таможенных платежей; 2) возврата таможенных платежей; 3) неуплаты таможенных платежей в установленные сроки.

Рассматриваемое преступление — с материальным составом. Между действиями лица, уклонившегося от уплаты таможенных платежей, и причинением материального ущерба необходима причинная связь.

Для квалификации противоправных деяний по ст. 194 УК не имеет значения, юридическое или физическое лицо было необоснованно освобождено от таможенных платежей либо не уплатило их в установленный срок.

Субъектом преступления могут быть как граждане РФ, так и иностранцы либо лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые. К ним могут относиться должностные лица и иные работники российских и иностранных предприятий, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, иные физические лица, которые в силу требований Таможенного кодекса и другого законодательства РФ обязаны в установленные сроки уплачивать таможенные платежи соответствующему таможенному органу.

Это преступление может совершаться только с прямым умыслом, т. е. его субъект осознает, что в результате своих действий уклоняется от уплаты таможенных платежей, и желает действовать таким образом.

Должностные лица таможенных органов, умышленно способствовавшие своими действиями или бездействием правонарушителям, несут ответственность за соучастие по ст. ст. 33, 194 УК.

Если работники таможенных органов до этого совершили должностные преступления, то они несут дополнительную уголовную ответственность и по соответствующим статьям главы 30 УК.

Привлечение должностных лиц и иных работников юридического лица к уголовной ответственности по ст. 194 не освобождает само юридическое лицо, в интересах которого совершено преступление, от административной ответственности в зависимости от обстоятельств правонарушения по одной из статей Таможенного кодекса РФ.

Согласно ч. 1 ст. 194 УК уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.

В ч. 2 ст. 194 предусмотрена ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенное неоднократно. В соответствии с ней преступление не признается совершенным неоднократно, если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном законом порядке освобождено от уголовной ответственности либо судимость за ранее совершенное лицом преступление была погашена или снята. Неоднократное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

——————————————————————