Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 252 Таможенного кодекса Российской Федерации

(Сошников А. Н.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 252

ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Н. СОШНИКОВ

Если вследствие аварии или действия непреодолимой силы перевозчиком не могут быть выполнены обязанности, предусмотренные статьей 140 Таможенного кодекса Российской Федерации, законодатель предписывает ему совершить следующие действия: принять все меры для обеспечения сохранности и недопущения какого-либо неразрешенного использования товаров и транспортных средств, а также незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров и транспортных средств (ст. 141 ТК РФ). Эти положения применяются также когда морские, речные и воздушные суда делают вынужденную остановку или посадку на территории Российской Федерации.

Статьей 252 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за несоблюдение изложенных выше требований. Кроме того, ответственность по данной статье наступает за необеспечение перевозки названных товаров и транспортных средств в ближайший таможенный орган или доставки должностных лиц этого органа к месту нахождения товаров и транспортных средств.

Понятие аварии и действия непреодолимой силы

Непреодолимая сила является институтом гражданского права и ее понятие содержится в статьях 401 и 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.

Общепринятого определения аварии не существует. Так, в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, — судна, фрахта и перевозимого судном груза (ст. 284). В Правилах дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 термин «авария» употребляется наряду с дорожно — транспортным происшествием — событием, возникающим в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз или сооружение.

Правоприменительная практика таможенных органов исходит из того, что авария — это такая поломка транспортного средства, которая препятствует дальнейшему его движению и не дает возможности завершить процедуру доставки товаров и транспортных средств в определенное таможенным органом место без:

— изменения, уничтожения, повреждения либо утраты средств идентификации, примененных таможенным органом;

— погрузки, выгрузки, перегрузки этих товаров и транспортных средств;

— исправления повреждений их упаковки, а также осуществления упаковки и переупаковки.

Приведем пример. При доставке в приграничный таможенный орган произошла поломка транспортного средства, на котором осуществлялась перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем. Водитель автотранспортной организации, выполнявшей перевозку, поставил транспортное средство с товаром на платную стоянку при автозаправочной станции и направился за деньгами на ремонт транспортного средства в расположенный рядом город. По истечении нескольких дней он вернулся, и после ремонта, с нарушением установленных сроков, доставил транспортное средство в место, определенное таможенным органом. В связи с тем, что транспортное средство находилось на стоянке без контроля со стороны таможенных органов и перевозчика в течение нескольких дней, автотранспортная организация была привлечена к ответственности по статье 252 Таможенного кодекса Российской Федерации.

За совершение деяния, предусмотренного рассматриваемой статьей, установлена ответственность в виде наложения штрафа в размере от 2 до 10 процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственным объектом правонарушения.

——————————————————————