Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 272 Таможенного кодекса Российской Федерации

(Егиазарова В. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2000)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ,

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОТОРОЕ ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЕЙ 272

ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. В. ЕГИАЗАРОВА

В. В. Егиазарова, кандидат юридических наук.

Статья 272 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за несоблюдение условий, ограничений и требований таможенного режима уничтожения товаров.

Под названным таможенным режимом понимается режим, в соответствии с которым иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, непригодное для использования, без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст. 102 ТК РФ).

Несмотря на кажущуюся «непривлекательность» этого таможенного режима, в ряде случаев он представляет определенный интерес для лица, перемещающего товары. Прежде всего это касается ситуаций, когда ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации товар не соответствует санитарным нормам или когда в силу каких-либо причин (длительного нахождения на складе временного хранения, таможенном складе, ведения производства по делу о нарушении таможенных правил) истекает срок его годности. Использование в данном случае таможенного режима уничтожения освобождает лицо, перемещающее товары, от транспортных расходов, связанных с вывозом этого товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, и от уплаты таможенных платежей.

Таможенный режим уничтожения товаров — один из немногих таможенных режимов, регулирование которого осуществляется посредством комплексного правового акта — Положения о таможенном режиме уничтожения товаров, утвержденного Приказом ГТК России от 10 января 2000 года N 3. Условия, ограничения и требования таможенного режима уничтожения товаров содержатся как в самом Таможенном кодексе Российской Федерации (ст. ст. 102 — 104), так и в названном Положении.

Условия таможенного режима уничтожения

Помещение товаров под таможенный режим уничтожения предполагает соблюдение определенных условий.

Первое условие касается «допустимости» самих товаров. Под таможенный режим уничтожения могут быть помещены:

— ввозимые иностранные товары, фактически пересекшие таможенную границу Российской Федерации, а также продукты переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки под таможенным контролем, если эти продукты переработки являются иностранными товарами;

— иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации и помещенные под таможенные режимы транзита, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем, временного ввоза, свободной таможенной зоны, свободного склада, реэкспорта.

При этом под таможенный режим уничтожения не может быть использован в отношении иностранных товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации (общее требование), товаров, являющихся радиоактивными или опасными отходами, а также товаров, признанных культурными ценностями в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. п. 1.4, 1.5 Положения о таможенном режиме уничтожения товаров).

Учитывая, что уничтожение товаров происходит на территории Российской Федерации и может нанести ей большой урон, другим условием помещения товаров под рассматриваемый таможенный режим является получение разрешения таможенного органа. Решение о предоставлении разрешения на помещение товаров под таможенный режим уничтожения принимает начальник таможенного органа. Такое разрешение оформляется путем совершения на заявлении лица резолюции «Уничтожение разрешено», заверяемой подписью указанного лица и его личной номерной печатью либо печатью таможенного органа.

Разрешение на помещение товаров под таможенный режим уничтожения не предоставляется, если:

— к уничтожению заявляются товары, принятые таможенными органами в качестве предмета залога, изъятые по делам о преступлениях в сфере таможенного дела, о нарушениях таможенных правил или о других правонарушениях, арестованные товары, а также товары, в отношении которых принято решение о конфискации;

— уничтожение товаров может причинить существенный вред здоровью людей и окружающей природной среде;

— уничтожение товаров влечет или может повлечь какие-либо расходы для государства;

— таможенный орган не имеет возможности осуществить контроль за фактическим уничтожением товаров (ст. 102 ТК РФ, п. 3.7 Положения о таможенном режиме уничтожения товаров);

Соблюдение перечисленных положений, безусловно, является необходимым условием для получения разрешения таможенного органа, однако не является условием самого таможенного режима. Поэтому формально причинение существенного ущерба окружающей среде при наличии надлежащим образом оформленного разрешения таможенного органа не образует состава нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 272 Таможенного кодекса Российской Федерации. Помещение же товаров под режим уничтожения без указанного разрешения, наоборот, не освобождает лицо от ответственности за несоблюдение условий таможенного режима уничтожения товаров, несмотря на то, что в большинстве случаев это сопряжено с ненадлежащим исполнением должностными лицами таможенных органов своих должностных обязанностей.

Ограничения таможенного режима уничтожения

Об ограничениях рассматриваемого таможенного режима особо говорить не приходится, так как лицо ограничено в совершении всех действий, кроме собственно уничтожения.

Уничтожение товаров может производиться путем термического, химического, механического либо иного воздействия, в результате которого товары уничтожаются, либо путем демонтажа, разборки, механического повреждения (п. 2.1 Положения о таможенном режиме уничтожения товаров). При этом не могут быть признаны операциями по уничтожению использование товаров, первоначально предназначенных для потребления человеком, для потребления животными, запуск товаров в космическое пространство, а также проведение операций по переработке. Уничтожение автотранспортных средств, помещаемых под таможенный режим уничтожения, разрешается проводить путем механического разрушения (прессования) без дополнительного разукомплектования и демонтажа (телеграмма ГТК России от 20 октября 1997 года N Т-18990).

Уничтожение товаров иным способом, а равно проведение с товарами иных действий (пользование, распоряжение и др.) влечет наступление ответственности по статье 272 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2.3 Положения о таможенном режиме уничтожения товаров закреплено, что способы уничтожения товаров должны исключать возможность последующего восстановления первоначальных потребительских свойств товаров, а также обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации о защите здоровья населения и охране окружающей природной среды и не приводить к образованию в результате уничтожения товаров ядовитых, токсичных, вредных и потенциально опасных веществ и отходов.

Таможенное законодательство содержит особую оговорку относительно того, что таможенный режим уничтожения не может использоваться в целях извлечения дохода. В связи с этим представляется, что в случае помещения какого-либо товара под таможенный режим уничтожения в целях исполнения заключенного с иностранным контрагентом договора, предметом которого является захоронение этого товара на территории Российской Федерации, лицо должно нести ответственность по рассматриваемой статье.

Требования таможенного режима уничтожения

Одним из основных требований таможенного режима уничтожения товаров является помещение образующихся отходов под таможенный режим (ст. 104 ТК РФ, п. 1.8 Положения о таможенном режиме уничтожения товаров). При этом указанные отходы для целей помещения их под таможенный режим считаются иностранными товарами, находящимися под таможенным контролем. Отходы, дальнейшее использование которых невозможно в силу того, что такие отходы захоронены (затоплены), в таможенном отношении не оформляются (п. 5.3 Положения о таможенном режиме уничтожения товаров).

Организация ввезла на таможенную территорию Российской Федерации товар — прессовочное оборудование, поместив их под таможенный режим уничтожения. Однако фактически уничтожению было подвержено старое оборудование, находившееся на балансе организации. Ввезенные же прессы стали использоваться организацией для производственной деятельности. Впоследствии указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение таможенных правил по статье 273 Таможенного кодекса Российской Федерации по факту пользования товарами не в соответствии с их таможенным режимом. Однако при вынесении постановления не было принято во внимание, что при помещении товаров под таможенный режим уничтожения на них распространяются все условия, ограничения и требования этого таможенного режима. В рассматриваемом случае действия лица образуют состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 272 Таможенного кодекса Российской Федерации, в части невыполнения требования таможенного режима уничтожения о необходимости проведения операций по уничтожению.

Условия применения статьи 272 Таможенного кодекса

Российской Федерации

Для привлечения к ответственности по указанной статье необходимо, чтобы товар был в наличии в момент его помещения под таможенный режим. Так, одна организация была привлечена к ответственности по рассматриваемой статье при следующих обстоятельствах. Под таможенный режим уничтожения были помещены испорченные овощи (способ уничтожения — захоронение на городской свалке). В момент таможенного оформления овощи находились на складе временного хранения в опломбированном транспортном средстве. Однако по прибытии на место уничтожения и снятии пломб было обнаружено, что часть товара отсутствует. По данному факту был составлен протокол о нарушении таможенных правил по статье 272 Таможенного кодекса Российской Федерации в части несоблюдения ограничений таможенного режима уничтожения товаров. В ходе дальнейшего производства по делу было установлено, что товар был вывезен со склада временного хранения до его фактического помещения под таможенный режим. В данном случае в действиях организации усматриваются признаки нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 259 (в части пользования и распоряжения товарами, таможенное оформление которых не завершено), а в действиях склада временного хранения — частью 1 статьи 254 Таможенного кодекса Российской Федерации (в части выдачи без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем).

Нарушение порядка уничтожения товаров влечет наложение взыскания в виде штрафа в размере до 10-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда либо в размере от 10 до 100 процентов стоимости товаров, подлежащих уничтожению.

——————————————————————