Уничтожению не подлежит, платите платежи

(Горбунков С.)

(«Бизнес-адвокат», N 1, 2001)

УНИЧТОЖЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ, ПЛАТИТЕ ПЛАТЕЖИ

С. ГОРБУНКОВ

С. Горбунков, юрист.

Согласно статье 68 Таможенного кодекса РФ временный ввоз (вывоз) товаров представляет собой таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Автор предлагаемой вниманию читателей статьи останавливается на некоторых особенностях нахождения товаров под таможенным режимом ввоза (вывоза).

На временно ввозимые (вывозимые) товары распространяется действие ст. 29 ТК РФ, согласно которой льготы по таможенным платежам могут использоваться только в определенных законом целях. Распоряжение временно ввозимыми (вывозимыми) товарами (то есть их купля — продажа, дарение, аренда и т. д.) допускается с разрешения таможенного органа при условии уплаты причитающихся таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных названным Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ случаи полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров определяются Правительством РФ. В иных случаях применяется частичное освобождение от уплаты таможенных платежей и налогов.

До недавнего времени применение полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов регулировалось указанными международными договорами Российской Федерации, Указанием ГТК России от 25 апреля 1994 г. N 01-12/328 «О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)», а также устанавливалось Правительством РФ в отношении отдельных категорий товаров. Упорядочивающим данный вопрос явилось Постановление Правительства РФ от 16 августа 2000 г. N 599 «О Перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов».

При этом предоставление полного освобождения от уплаты таможенных платежей ограничено сроком временного ввоза (вывоза) товаров: он не должен превышать одного года, если иное не предусмотрено в Перечне. В случае продления срока временного ввоза (вывоза) товаров, указанных в Перечне, свыше одного года применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов. В соответствии со ст. 72 ТК РФ при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный месяц уплачивается три процента от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. Общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе (вывозе) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, не должна превышать суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на момент ввоза (вывоза) при тех же условиях.

В случае если указанные суммы станут равными, то товар считается выпущенным для свободного обращения или вывезенным в соответствии с таможенным режимом экспорта при условии, что в отношении этого товара не применяются меры экономической политики.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ N 599 условия таможенного режима временного ввоза (вывоза), установленные отдельными решениями Правительства в отношении определенных категорий товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации или вывезенных с этой территории до вступления в силу приведенного Постановления, сохраняются до истечения заявленного срока временного ввоза (вывоза).

Таким образом, положения указанного пункта не распространяются на товары, помещаемые под таможенный режим временного ввоза (вывоза) после вступления в силу Постановления Правительства РФ N 599, то есть с 29 августа 2000 г. включительно.

В отношении временно ввозимых товаров установлены некоторые изъятия из общего порядка таможенного оформления.

Так, согласно Приказу ГТК России от 19 марта 1992 г. N 90 «О местах таможенного оформления товаров» таможенное оформление товаров, ввозимых в Российскую Федерацию для помещения под таможенный режим временного ввоза, в обязательном порядке производится в таможнях, в зоне деятельности которых расположены получатели таких товаров либо их производственные подразделения (филиалы, производственные участки на арендованной базе, совместные производства и т. п.) — в случае нахождения последних вне места расположения такого получателя. Тогда как таможенное оформление товаров, помещаемых под иные таможенные режимы, вне региона деятельности таможни, где находится юридический адрес получателя, возможно при соблюдении положений Распоряжения ГТК России от 17 августа 1998 г. N 01-14/894 «Об упорядочении процедуры рассмотрения обращений участников ВЭД по вопросам проведения таможенного оформления товаров и принятия по ним решений».

В отношении временно ввозимых автотранспортных средств, классифицируемых в товарной позиции 8703 по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности РФ, установлены еще более жесткие ограничения. Согласно Указанию ГТК России от 10 июля 1996 г. N 01-14/723 «О некоторых вопросах таможенного оформления автотранспортных средств» (зарегистрировано Минюстом России 5 августа 1996 г., N 1144) их таможенное оформление осуществляется в специально определенных для этого местах. Определение таких мест осуществляется таможней по согласованию с региональным таможенным управлением. Предельные сроки хранения автотранспортных средств на складах временного хранения не могут превышать 30 дней.

Кроме этого, помещение автотранспортных средств под таможенный режим временного ввоза допускается при одновременном выполнении следующих условий:

— обеспечения уплаты таможенных пошлин, НДС и акцизов внесением на депозит таможенного органа сумм таможенных платежей, которые подлежали бы уплате, если бы эти автотранспортные средства были выпущены для свободного обращения, независимо от срока временного ввоза;

— при наличии обязательства об обратном вывозе этих автотранспортных средств, заявленном в грузовой таможенной декларации.

При обратном вывозе указанных автотранспортных средств внесенные на депозит таможенного органа суммы обеспечений уплаты налогов подлежат возврату в соответствии с установленным порядком. Возврат производится после фактического вывоза автотранспортных средств с таможенной территории Российской Федерации.

Таможенный кодекс оставил неурегулированным вопрос о порядке завершения таможенного режима временного ввоза (вывоза) в случае невозвращения временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров по причине уничтожения, утраты, недостачи либо неправомерных действий государственных органов или их должностных лиц (например, в случае обращения на них взыскания по исполнительным документам). К таким товарам не может быть применена ст. 74 ТК РФ, поскольку она относится только к временно вывезенным товарам.

В соответствии с общим принципом международного права, изложенного в ст. 14 Конвенции о временном ввозе от 26 ноября 1990 г., действие режима временного ввоза может быть прекращено, если товары, серьезно поврежденные в результате аварии или действия непреодолимой силы, по решению таможенных органов уничтожаются под официальным контролем за счет заинтересованных сторон без взимания таможенных платежей. Однако применение этого принципа ограничивается сферой действия Конвенции, определяемой установленным перечнем товаров, на которые она распространяется, странами происхождения этих товаров, присоединившимися к Конвенции о временном ввозе, и соблюдением определенной процедуры оформления временного ввоза и гарантии уплаты таможенных платежей.

Позиция ГТК России несколько интерпретирует международную практику. Так, в случае если временно ввезенная автомашина полностью сгорела, была украдена либо на нее незаконно обращено взыскание (что подтверждается соответствующими актами государственных органов), она должна быть помещена под таможенный режим выпуска для свободного обращения с уплатой всех таможенных платежей (таможенная пошлина, НДС, акциз, проценты за фактически использованную отсрочку), предусмотренные при помещении товара под этот режим. Такая позиция основана на обязательном требовании таможенного режима временного ввоза (вывоза) — возможности идентификации временно ввезенных (вывезенных) товаров при завершении этого режима (причем не только документальной, но и фактической с проверкой их физических характеристик). Если в случае пожара такая идентификация сильно затруднена, то в случае кражи временно ввезенных товаров она просто невозможна. При этом надо учитывать, что уничтожение подразумевает наличие материальных ценностей, а не сведений о них. Естественно, что в случае кражи уничтожить украденные товары не представляется никакой возможности.

В конечном итоге принятие решения о закрытии таможенного режима в отношении временно ввезенных товаров их уничтожением отнесено к компетенции сотрудников таможенных органов, то есть налицо субъективный фактор.

Таким образом, если временно ввезенную легковую автомашину у вас украли, то придется выложить всю сумму таможенных платежей, как если бы она была полностью очищена в таможенном отношении.

——————————————————————