Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России

(Свинухов В. Г., Щербина Г. П.)

(«Право и экономика», NN 8, 9, 2001)

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ

/»Право и экономика», N 8, 2001/

В. Г. СВИНУХОВ, Г. П. ЩЕРБИНА

Свинухов Владимир Геннадьевич

Специалист в области организации таможенного дела и нетарифных методов таможенного контроля.

Родился 25 октября 1958 г. в г. Владивостоке. В 1980 г. окончил Дальневосточный государственный университет; в 1987 г. — очную аспирантуру Главной геодезической обсерватории им. А. Е. Воейкова в г. Ленинграде. Доктор географических наук.

С 1995 г. по настоящее время работает в должности заместителя начальника по научной работе Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Автор ряда публикаций, посвященных вопросам внешней торговли Дальневосточного региона, в том числе: статья «Внешняя торговля Дальнего Востока России» (Внешняя торговля. 1998. N 1 — 3); статья «Внешнеэкономическая деятельность и таможенная инфраструктура областей Дальнего Востока России» (Внешняя торговля. 1999. N 4, 6) и др.

Щербина Галина Павловна

Специалист в области тарифных и нетарифных методов таможенного контроля.

Родилась 22 августа 1961 г. в г. Лабинске Краснодарского края. В 1988 г. окончила Шахтинский технологический институт (г. Шахтинск Ростовской обл.) по специальности «инженер — экономист». С 1993 г. работает в таможенных органах Дальнего Востока: в 1993 — 1995 гг. — ведущий инспектор в отделе таможенных платежей, в 1995 — 1997 гг. — зам. начальника отдела, с 1997 г. по настоящее время — начальник отдела нетарифного регулирования и экспортного контроля Дальневосточного таможенного управления.

Автор ряда публикаций по тематике таможенного дела, в том числе: статья «Нетарифные меры таможенного контроля лицензируемых товаров» (Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2000. N 2) и др.

Стремление России к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) на сложном этапе реформирования отечественной экономики требует принятия экстренных мер, направленных на защиту интересов внутреннего рынка, и формирования внешнеэкономической политики, которая отвечала бы требованиям XXI в. Наиболее перспективным направлением в этом плане видится оперативное и гибкое использование как отечественных, так и зарубежных технологий регулирования внешней и внутренней экономической политики.

Практика применения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в передовых зарубежных странах, несмотря на декларативную приверженность их принципам свободы торговли, свидетельствует об очень жестком, зачастую скрытом — в целях защиты национальных рынков — использовании нетарифных барьеров.

Поскольку в России чрезвычайно остры проблемы развития экономики и обеспечения экономической безопасности, одной из неотложных задач для нашей страны является формирование эффективной системы мер нетарифного регулирования, или нетарифных ограничений (НТО), внешней торговли.

Развитие нетарифных мер регулирования внешней торговли

Тарифные и нетарифные методы регулирования впервые были предложены Секретариатом Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в конце 60-х годов. Это же Соглашение определило НТО как «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли».

Единой международно принятой классификации нетарифных барьеров пока не выработано. Свои варианты классификации предлагают ГАТТ/ВТО, Международная торговая палата, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный банк реконструкции и развития, Тарифная комиссия США, а также экономисты — исследователи в области мировой экономики.

Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х годов, к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет все НТО в 5 основных категорий:

1) ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях. К ним относятся субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.;

2) таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к необходимой для оформления документации;

3) технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции;

4) количественные и сходные с ними административные меры, в частности импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения;

5) ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

Данная классификация нетарифных ограничений и составленный на ее основе каталог нашли широкое применение в ходе международных торговых переговоров и послужили теоретической базой для формирования классификационных схем НТО другими международными организациями.

ЮНКТАД причисляет нетарифные ограничения ко «всем видам регуляций, действий или других процедур, предпринимаемых правительствами, которые могут оказывать ограничительное влияние на международную торговлю».

Секретариат ЮНКТАД разработал свою систему классификации, предполагающую деление всех нетарифных ограничений на три группы. Основополагающим критерием ранжирования была избрана целевая направленность НТО.

В начале 80-х годов в целях накопления на комплексной и систематической основе информации о фактах применения НТО и последующей оценки воздействия их на торговлю Секретариатом ЮНКТАД была создана база данных по нетарифным мерам, в основу систематизации которой было заложено разграничение всех НТО на две классификационные схемы. Первая учитывала НТО, применяемые в отношении конкретных товаров (первая часть базы данных), вторая — нетарифные ограничения общего характера (вторая часть базы данных). В общей сложности было указано более 200 видов нетарифных мер.

Применяемые в отношении конкретных товаров меры были классифицированы по пяти категориям, которые, в свою очередь, подразделялись на 11 подкатегорий, 33 раздела, 34 подраздела и 23 статьи. Структура данной классификационной схемы была представлена следующим образом:

1-я категория — фискальные меры (различного рода тарифы, пошлины, налоги);

2-я категория — меры по ограничению объема (запрещения, квоты, «добровольные» ограничения экспорта, а также государственная монополия на внешнюю торговлю);

3-я категория — разрешения на импорт (неавтоматические: дискреционные разрешения — лицензирование, декларация с подтверждением, разрешения отдельным покупателям; условные — разрешения в зависимости от экспорта, от возможности осуществления национальных поставок, от закупки национальной продукции и т. п.; автоматические разрешения: лицензия для целей контроля, автоматическое лицензирование, декларация без подтверждения и т. п.);

4-я категория — контроль над ценами (системы минимальных цен, антидемпинговое и компенсационное расследование, надзор за ценами);

5-я категория — прочие меры (технические требования: санитарно — гигиенические и ветеринарные нормы, технические стандарты, требования к упаковке и маркировке; меры по оказанию помощи отраслям, конкурирующим с импортом: субсидирование товаров, рабочей силы, капитала, налоговые льготы; дополнительные таможенные формальности; импортные депозиты и другие).

В настоящее время ЮНКТАД классифицирует нетарифные ограничения внешней торговли по семи категориям: паратарифные, меры контроля над ценами, финансовые, меры автоматического лицензирования, меры количественного контроля, монополистические меры, технические меры.

Классификация НТО внешнеторговой деятельности

Наблюдая активизацию применения государственного регулирования в мировой торговле, нетрудно предположить, что перед учеными — экономистами открывается широкое, представляющее интерес для исследований направление. Для России, формирующей новую внешнеторговую политику, научные поиски, направленные на защиту внутреннего рынка, актуальны вдвойне.

При рассмотрении элементов мер нетарифных ограничений оправданно взять за основу следующее определение.

Меры нетарифного регулирования — это механизм государственного регулирования внешнеторговой политики, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между государствами (схема 1). Такая формулировка достаточно полно отражает характер и задачи нетарифных мер. Исходя из данного определения, составим схему и классифицируем каждый метод применения мер нетарифного регулирования.

Схема 1

МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ НТО

Экономическая категория мер нетарифного регулирования включает контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры, защитные меры и дополнительные таможенные обложения (схема 2).

Схема 2

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Контроль Защитные меры

таможенной

стоимости

Особые пошлины

Валютный

контроль Антидемпинговые

Финансовые Компенсационные

меры

(субсидии,

санкции и Специальные

т. д.)

Дополнительные

таможенные обложения

Акциз НДС Другие налоги

Категория контроля таможенной стоимости по применению минимальных и максимальных цен при перемещении товаров через таможенную границу приобрела новое значение после перевода российской экономики на рыночные отношения. Развитие этого направления деятельности фактически началось с разработки Закона РФ «О таможенном тарифе», введенного в действие с 1 июля 1993 г. Данный Закон заложил правовые основы для применения в практике российского таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости ввозимых товаров, установленных в Соглашении по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) — Кодекса таможенной стоимости.

Формирование российских законодательных норм таможенной стоимости на основе международных принципов, являясь важным условием для обеспечения эффективной интеграции экономики России в мирохозяйственные связи, положило начало качественно новому этапу в развитии национального таможенного законодательства.

В международной торговой практике использование различных национальных методик определения таможенной стоимости рассматривается как нетарифный барьер. Это дает государству реальную возможность для усиления протекционистской направленности таможенных пошлин и налогов.

Во всех странах мира, в том числе и в России, валютный рынок находится под регулирующим воздействием со стороны государства. В России действует Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый в 1992 г.; кроме того, отдельные вопросы валютного регулирования и валютного контроля отражены в ряде других нормативных актов: указах Президента РФ, инструкциях и положениях Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ.

Наряду с мерами государственного регулирования цен применяются методы валютного контроля, которые дополняют традиционные средства таможенного регулирования. Здесь наблюдается взаимосвязь системы валютного контроля и государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Основная цель валютной политики направлена на поддержание стабильности национальной валюты, обеспечение конвертируемости валюты, повышение ее престижа на мировом рынке. Падение курса национальной валюты приводит к увеличению национального экспорта, ибо в этом случае валютная выручка экспортеров увеличивается в объеме. Рост курса национальной валюты выгоден импортерам, поскольку издержки на покупку импортных товаров соответственно уменьшаются. Стержневым моментом системы регулирования валютных операций при экспорте товаров является требование обязательной продажи части валютной выручки государству.

К категории защитных мер следует отнести дополнительные таможенные обложения (различного рода налогообложения — налог на добавленную стоимость, акцизы, другие специальные налоги) и особые виды пошлин.

НДС, акцизы и другие налоги применяются как нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности, направленные на защиту интересов отечественных производителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Поэтому данные налоги регулируют цену импортных товаров на внутреннем рынке и защищают отечественные товары от иностранной конкуренции.

К особым видам обложения в рамках нетарифного регулирования относят антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины.

Общим условием для применения особых видов пошлин является то, что они могут применяться только тогда, когда ввоз товаров наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо может препятствовать организации или расширению производства таких товаров. Для введения этих видов пошлин требуются предварительные специальные расследования.

1. Антидемпинговые пошлины вошли в практику мировой торговли на рубеже XX в. как реакция на способность формирующихся монополий преодолевать таможенные барьеры путем снижения цен. Эти пошлины следует рассматривать в качестве орудия дискретного действия — их применяют в размере 50 — 100% по большей части к импорту иностранной продукции по ценам, которые могут быть признаны демпинговыми, а само расширение импорта — дезорганизующим местный рынок.

В международной торговой практике долгое время не было четкого общепризнанного определения демпинга, что открывало путь произволу таможенных властей, особенно в периоды экономических затруднений. Статья VIII ГАТТ и принятый Антидемпинговый кодекс ГАТТ в определенной степени кодифицировали обстоятельства, при которых импорт может трактоваться как демпинговый.

2. Компенсационная пошлина устанавливается в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Компенсационные пошлины исторически являются реакцией на возросший уровень субсидирования экспорта. Они призваны ликвидировать преимущества такого экспорта путем дополнительного обложения, как правило, в размере, близком к величине субсидии. Они применяются и в тех случаях, когда уровень импортных цен не дает оснований для антидемпинговых акций, но является «излишне» конкурентоспособным по сравнению с уровнем внутренних цен.

3. Специальная пошлина применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Введение экономических защитных мер — процесс кропотливый и длительный, требующий определенных расследований. Только после консультаций, проведенных Россией с заинтересованными странами, которые попадают в поле действия предполагаемой защитной меры, она может быть принята. В ходе этих консультаций может оказаться, что представляемых российской стороной данных недостаточно либо зарубежная сторона выдвинет контраргументы, которые доказывают, что существенного ущерба нашим производителям импортируемая в Российскую Федерацию продукция не наносит.

Для принятия решения о применении защитных мер должны быть представлены неопровержимые доказательства причинно — следственной связи между возросшим импортом и серьезным ущербом для национальной промышленности. Этот факт может быть установлен только в результате специального расследования, предусмотренного Законом «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», который определяет процедуру подачи заявления на предмет введения защитных мер и проведения соответствующего расследования.

В ближайшее время в России необходимо создать эффективный механизм для выявления торговых барьеров на пути продвижения экспортных российских товаров на международный рынок, а также информационную базу и институт экспертных оценок для доказательства ущерба или угрозы ущерба отечественным производителям от чрезмерного импорта товаров.

/»Право и экономика», N 9, 2001/

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ НТО

Административные инструменты появились в начале XX столетия, когда во внешней торговле активизировалось участие крупных фирм и монополий, обладающих значительными финансовыми ресурсами и возможностями для преодоления тарифных барьеров и уплаты налогов и сборов. Процедура применения административных инструментов намного проще, чем процедура введения и изменения пошлин и других экономических инструментов. Применяются они, когда экономические инструменты оказываются недостаточно эффективными.

Характерно, что ГАТТ/ВТО, отдавая предпочтение экономическим инструментам регулирования, допускает в отдельных случаях применение и административных инструментов. На практике последние используются все же в гораздо больших масштабах, чем разрешают правила ГАТТ/ВТО, причем нередко в силу необходимости даже в обход этих правил. Таким образом, применяемые в современном мире административные инструменты регулирования импорта, несмотря на их недостатки, следует признать объективной реальностью, формирующей условия международной торговли, и не считаться с этим нельзя. Недооценка административных норм регулирования импорта чревата многими неприятностями для экспортера.

Совокупность применяемых в мире административных инструментов позволяет осуществлять достаточно гибкое регулирование импорта в широком диапазоне. Посредством этих инструментов правительство может полностью запретить закупку нежелательных иностранных товаров или ввоз их из конкретных стран, удерживать импорт на строго определенном уровне, увеличивать или сокращать его по отношению к внутреннему потреблению, строго контролировать импорт, не влияя на динамику и структуру товарооборота, и в необходимых случаях быстро его ограничить.

Что касается экспорта, то применение административных инструментов, как и в случае с применением экономических, достаточно ограничено и связано с развитием отечественной промышленности и сырьевым экспортом, характерным для России.

В период резкого ухудшения состояния экономики, инфляции и различий между внутренними и мировыми ценами государство в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов поставлено перед необходимостью в первую очередь прибегать к административным инструментам, которые ограничивают импорт и экспорт, минуя механизмы спроса и предложения.

При использовании административных ограничений импорта особенно важно предусмотреть разработку системы мер, не только контролирующих, но и стимулирующих процесс достижения поставленной цели, а также своевременного устранения негативных явлений в экономике и социальной сфере, вероятность которых в данном случае объективно больше, чем при разумном применении экономических инструментов. В противном случае административные меры могут стать препятствием и для структурных преобразований, и для интеграции в мировое хозяйство, т. е. для того, что обеспечивает экономический прогресс.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ МЕТОД

\/ \/ \/ \/

Запреты Лицензиро — Квотиро — Экспортный

(эмбарго) вание вание контроль

Открытые < Автомати — < \/

ческое

Квоты

Завуали — Неавтома —

рованные < тическое <

Из предложенной классификации мер нетарифного регулирования видно, что составной частью нетарифных ограничений является административный метод, к которому следует отнести запреты (эмбарго), лицензирование, квотирование, а также в данную категорию оправданно включить систему экспортного контроля.

Эмбарго — наиболее жесткая торгово — политическая мера нетарифного характера, признанная международной практикой. Запреты могут применяться как отдельными, так и несколькими государствами на основе международных согласований и решений, как правило, в рамках ООН.

Запреты можно разделить на две формы — открытые и завуалированные. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. в целях защиты отечественных производителей временно установлен запрет на ввоз (кроме транзита) этилового спирта на территорию России сроком до 1 января 2002 г. Еще одним примером прямого запрета может служить запрет на ввоз печатной продукции, кино-, фото-, аудио — и видеоматериалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, введенный Указом Президента РФ от 23 марта 1995 г. N 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма».

Лицензирование и квотирование внешнеторговой деятельности, как и другие инструменты государственного регулирования, вводятся в целях защиты национальных интересов страны, отечественных товаропроизводителей и защиты национального рынка от дезорганизующего импорта и экспорта. Лицензирование — это метод государственного регулирования экспортно — импортных операций через разрешения (лицензии), выдаваемые государственным органом. Лицензирование как одна из форм нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности осуществляется в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и другими федеральными законами и правовыми актами. Перечни лицензируемых товаров утверждаются Правительством РФ.

Единый механизм лицензирования внешнеторговой деятельности в России был введен Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. N 854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации», в соответствии с которым с 1 января 1993 г. на территории России был установлен порядок лицензирования экспорта и импорта товаров. Выдача лицензий, как это и принято в мировой практике, сконцентрирована в одном правительственном органе — Министерстве экономического развития и торговли РФ. Лицензирование можно разделить на два вида — автоматическое и неавтоматическое.

Автоматическое лицензирование в российской практике появилось в 1998 г. Процесс получения автоматической лицензии упрощается тем, что импортер (экспортер), подавая заявку на лицензию, автоматически получает ее без дополнительных разрешений и согласований.

Неавтоматическое лицензирование подразумевает получение лицензий на экспорт (импорт) при соблюдении дополнительных требований. Например, получение согласования на ввоз / вывоз товаров в контролирующем органе (министерстве). Если товар подлежит квотированию, то необходимо при получении лицензии представить в Министерство экономического развития и торговли РФ документы, подтверждающие выделение квот.

Квотирование — это количественное лимитирование размера импорта / экспорта с помощью так называемых глобальных (нераспределенных), индивидуальных (распределенных), сезонных, тарифных и других видов ограничений (квот). Оно вводится для сбалансированного развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка и выполнения международных обязательств. Квотирование является механизмом успешного ведения торговых переговоров, позволяющим достигать взаимовыгодных договоренностей.

Следующая категория административных мер регулирования — экспортный контроль. Согласно Федеральному закону от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» экспортный контроль представляет собой комплекс мер, обеспечивающий реализацию установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Товары, подлежащие экспортному контролю, перемещаются через таможенную границу Российской Федерации при предъявлении лицензии Министерства экономического развития и торговли РФ по согласованию с Департаментом регулирования внешнеэкономической деятельности.

Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. На сегодняшний день действует семь контрольных списков, на основании которых осуществляется экспортный контроль. Государственная политика в области экспортного контроля является составной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.

ТЕХНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ НТО

К третьей категории НТО следует отнести технические меры, требования которых обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.

В рамках ВТО действует Соглашение по техническим барьерам в торговле. Цель его — не допустить положения, при котором технические условия и стандарты, а также процедуры испытаний и сертификации создавали бы препятствия для международной торговли. Однако данное Соглашение признает, что государства вправе устанавливать защиту, например, жизни людей, животных и растений или окружающей среды на национальном уровне, который они сочтут необходимым, т. е. законодательные меры, принятые в разных государствах, могут различаться.

Под техническими мерами (барьерами) следует понимать такие НТО, которые основаны на соблюдении национальных требований к техническим характеристикам товаров, специальных требований к качеству товаров, их соответствию санитарным, фитосанитарным и ветеринарным требованиям, системам сертификации и др. Понятие технических барьеров оправданно дополнить требованием по соблюдению прав интеллектуальной собственности.

Из предложенной классификации видно, что технические меры включают разрешительную систему, которая осуществляется через контроль государственных органов, например предоставление к таможенному оформлению разрешительных документов отдельных министерств и ведомств, при ввозе и вывозе радиоэлектронных средств, культурных ценностей, оружия и боеприпасов невоенного назначения и других товаров. Данные разрешения необходимы, если на государственном уровне установлен разрешительный порядок перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров.

В связи с тем, что на территории России контролю качества придается большое значение, условно их можно назвать специальными требованиями к качеству товаров и отнести к категории технических барьеров. В данную категорию должны входить сертификация товаров и продукции, фитосанитарный контроль, ветеринарный контроль, санитарный контроль, требования экологического характера и др.

Под техническими условиями следует понимать требования к упаковке, маркировке, заполнению инструкций на национальном языке и т. д., а также проведение различного рода экспертиз как таможенными, так и специально аккредитованными лабораториями.

Отнесение к категории технических барьеров требования по защите прав на интеллектуальную собственность обусловлено следующим обстоятельством. Из всех существующих определений мер нетарифных ограничений, в том числе и определения, приведенного в данной статье, следует, что именно к этим мерам можно отнести активно формирующийся порядок перемещения через таможенную границу товаров, имеющих признаки объектов интеллектуальной собственности (ОИС).

В целях обоснования данной позиции необходимо обратиться к общепринятому определению, трактующему интеллектуальную собственность как совокупность исключительных прав личного и имущественного характера на результаты интеллектуальной и творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательством соответствующей страны с учетом принятых международных обязательств.

Система правовой охраны интеллектуальной собственности включает четыре самостоятельных института, представляющих российское законодательство об интеллектуальной собственности, — авторское право, патентное право, законодательство о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг), законодательство о нетрадиционных объектах интеллектуальной собственности.

Перспектива повышения эффективности таможенного контроля за перемещением товаров с признаками ОИС обусловлена стремлением России стать полноправным членом ВТО. А одним из непременных условий принятия Российской Федерации в эту организацию является приведение в соответствие с международными правовыми нормами российской законодательной базы в части, касающейся охраны прав на ОИС. Учитывая стремление России к интеграции в мировую экономику, формирование эффективно действующего механизма таможенного контроля ОИС следует рассматривать как закономерный и неизбежный процесс.

Приведенная классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в настоящее время носит оптимальный характер, приближена к таможенному контролю при осуществлении экспортно — импортных операций и включает меры контроля, установленные на основании действующего российского законодательства и международных договоров.

——————————————————————