Новое в таможенном законодательстве

(Трошкина Т. Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2003)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НОВОЕ В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 28 мая 2003 года

Т. Н. ТРОШКИНА

Трошкина Т. Н., кандидат юридических наук.

1. Декларации о происхождении товара. Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем, продавцом или лицом, перемещающим товары, на коммерческом счете либо ином документе, имеющем отношение к товару. Такое определение данному документу содержится в п. 10 Правил определения страны происхождения товаров (утв. решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000) <*>. В новом Таможенном кодексе 2003 г. законодатель счел необходимым это понятие также закрепить — ему посвящены положения ст. 35. ——————————— <*> РГ. 2001. 16 января.

Данный документ составляется в произвольной форме, и в нем указываются сведения, которые должны позволить определить страну происхождения товара. В таможенной практике в качестве такой декларации могут быть представлены коммерческие <*> или транспортные <**>, а также и другие документы, относящиеся к товарам и содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товара. ——————————— <*> К числу таких коммерческих документов относятся, например: счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и др. <**> К числу таких транспортных документов относятся коносамент, накладная и др.

В таможенном деле декларация о происхождении товара в конкретном государстве — участнике Соглашения о создании зоны свободной торговли (заключено в г. Москве 15.04.1994) <*> используется для удостоверения страны происхождения, и для этого она может быть представлена в таможенный орган. ——————————— <*> Вестник ВАС РФ. 1994. N 7. С. 104 — 111.

Случаи, когда в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, может быть представлена декларация о происхождении товара, а также когда представление документов о происхождении товара не обязательно, определяются в соответствии с национальным законодательством страны ввоза (п. 18 Правил определения страны происхождения товаров, утв. решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000). Это положение нашло свое дальнейшее развитие и в ст. 31 Таможенного кодекса 2003 г.: для того чтобы декларация (внешнеторговый документ, выступающий в ее качестве) была принята таможенным органом Российской Федерации в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, необходимо, чтобы сведения о происхождении товаров основывались на критериях, применяемых в Российской Федерации. Из сказанного выше мы можем сделать вывод о том, что и декларация о происхождении товара, и сертификат о происхождении товара — это документы, необходимые для установления и подтверждения страны происхождения товара <*>. Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются декларация о происхождении товара (статья 35) или, в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, сертификат о происхождении товара (статья 36). ——————————— <*> Законодатель это закрепил и в п. 2 ст. 34 Таможенного кодекса 2003 г.: «Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются декларация о происхождении товара или в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, сертификат о происхождении товара». Закреплено это и в п. 10 Правил определения страны происхождения товаров, утв. решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000: «Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве — участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара формы СТ-1 или декларации о происхождении товара».

Теперь же обратим внимание на наиболее значимые отличия этих двух документов. Во-первых, сертификат о происхождении товара — это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров (п. 1 ст. 36 Таможенного кодекса 2003 г.), а декларация о происхождении товара может являться документом, удостоверяющим страну происхождения данного товара (п. 1 ст. 35 Таможенного кодекса 2003 г.). Во-вторых, сертификат о происхождении товара выдается компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров, а при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации сертификат о происхождении товара выдается органами или организациями, уполномоченными Правительством Российской Федерации, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров или если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Что же касается декларации о таможенной стоимости, то так как в ее качестве могут использоваться различные документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров, то и выдаваться она может различными органами или организациями. В-третьих, сертификат о происхождении товара таможенными органами принимается оформленным по определенной форме (форма «А» и «Ст-1»), с соблюдением предъявляемых к его оформлению требований и выдается по определенному порядку, что же касается декларации о происхождении товара, то это документ произвольной формы. Различны и последствия представления этих документов: если стране происхождения данных товаров Российская Федерация представляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами или законодательством Российской Федерации, то должен в таможенный орган представляться сертификат о происхождении товара.

2. Система управления рисками. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. «Под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации» — такое определение дает нам законодатель в ст. 358 Таможенного кодекса 2003 г. Система управления рисками должна быть призвана добиться такой организации таможенного контроля, чтобы при соблюдении таможенного законодательства он был: эффективным — достижение поставленных целей должно быть соотнесено с расходами на его осуществление; в максимальной степени «необременительным», «незаметным» для лиц, пересекающих таможенную границу, и для участников внешнеэкономической деятельности. Система управления рисками призвана сконцентрировать основные ресурсы (людские, технические, финансовые и т. д.) таможенных органов на наиболее острых, проблемных направлениях таможенного контроля. Законодатель к числу таких направлений в ст. 358 Таможенного кодекса 2003 г. отнес те направления таможенного контроля, которые нацелены на предотвращение: — нарушений законодательства, имеющих устойчивый характер; — нарушений, связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; — нарушений, подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; — нарушений, затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы. Одним из направлений деятельности таможенных органов является анализ риска нарушения таможенного законодательств, определяющий товары, транспортные средства, документы и лица, подлежащие проверкам в ходе таможенного контроля. Также таможенные органы устанавливают необходимые объемы проверочных мероприятий в каждом конкретном случае. ГТК России, систематизируя и обобщая информацию о рисках, поступающую от таможенных органов, формирует стратегию таможенного контроля.

3. Излишне уплаченные и излишне взысканные таможенные пошлины и налоги. Излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным Кодексом, — так определил эти понятия законодатель в ст. 355 Таможенного кодекса 2003 г. Излишне уплаченная сумма таможенных пошлин и налогов — это сумма, фактически уплаченная в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которой превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенного кодекса. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случая, касающегося международных почтовых отправлений, содержащих товары, на которые таможенным органом начислены таможенные платежи <*>. При этом фактическая уплата таможенной пошлины, налогов может быть произведена в любой форме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таможенные платежи могут уплачиваться таможенному органу как в безналичном порядке, так и наличными деньгами в кассу таможенного органа <**> в пределах сумм, установленных законодательством Российской Федерации. ——————————— <*> Такие международные отправления выдаются адресатам в местах международного почтового обмена только после получения полной суммы таможенных платежей организацией почтовой связи. Взимание таможенных платежей производится на основании бланка почтового перевода денежных средств, составленного должностным лицом таможенного органа. Уплаченные суммы таможенных платежей переводятся на счет таможенного органа, их начислившего, после выдачи международного почтового отправления получателю. Оплата почтового перевода осуществляется за счет лица, уплачивающего таможенные платежи, и не может превышать 1 процент суммы платежа. Бланки почтовых переводов денежных средств предоставляются таможенным органам бесплатно (п. 4 ст. 295 Таможенного кодекса 2003 г.). <**> При отсутствии кассы в месте производства таможенного оформления таможенные платежи уплачиваются непосредственно инспектору-исполнителю при условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Не относятся к излишне уплаченным суммам таможенных пошлин и налогов денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, — они являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 Таможенного кодекса. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. Излишняя уплата таможенной пошлины и налогов чаще всего происходит в результате неправильного применения ставки таможенных пошлин, налогов или обычных ошибок плательщика при расчете величины уплаты. Но бывают ситуации, когда таможенные органы выявляют и факты неуплаты или неполной уплаты таможенной пошлины и налогов, и в таких случаях они выставляют требование об уплате таможенных пошлин и налогов. Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме и должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня получения требования. Обратим внимание на то, что при выставлении требования об уплате таможенных платежей в данной ситуации исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом (п. 2 ст. 324 Таможенного кодекса 2003 г.). При неисполнении требования об уплате таможенных платежей в перечисленные выше сроки таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей, и, если в результате принудительного взыскания фактически взысканная в качестве таможенных пошлин, налогов сумма денежных средств превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с таможенным законодательством, такие денежные средства признаются излишне взысканными таможенными платежами. Факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов может быть обнаружен самим плательщиком таможенных платежей или таможенным органом. В случае обнаружения указанного факта таможенным органом он обязан уведомить плательщика о сумме излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей не позднее одного месяца со дня обнаружения. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей независимо от того, кем была обнаружена излишняя уплата или излишнее взыскание, производится на основании заявления плательщика <*>. Указанное лицо вправе обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей только в течение трех лет со дня их уплаты или взыскания — это положение закреплено в п. 2 ст. 355 Таможенного кодекса 2003 г. Обращаем особое внимание на то, что по истечении данного срока излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные платежи возврату не подлежат (п. 9 ст. 355 Таможенного кодекса 2003 г.). ——————————— <*> Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (п. 4 ст. 355 Таможенного кодекса 2003 г.).

В случае несвоевременного возврата денежных средств таможенный орган обязан возвратить указанные суммы с начисленными на них процентами за каждый день нарушения срока возврата независимо от даты, когда таможенные пошлины, налоги были излишне уплачены или излишне взысканы (п. 4 ст. 355 Таможенного кодекса 2003 г.). Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата. Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации в валюту Российской Федерации на день, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание. Порядок возврата излишне уплаченных и порядок возврата излишне взысканных налогов, установленный Налоговым кодексом (ст. 78 — 79 Налогового кодекса), различны: при нарушении срока возврата излишне уплаченных налогов проценты на указанную сумму начисляются за каждый день нарушения срока возврата, а при нарушении срока возврата излишне взысканных налогов — со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Возвращаются излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные пошлины, налоги на счет, указанный в заявлении о возврате. Перечислим те способы возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, которые закреплены законодателем: — перечислением денежных средств на счет, указанный в заявлении плательщика о возврате (п. 5 ст. 355 Таможенного кодекса 2003 г.); — зачетом в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов (п. 8 ст. 355 Таможенного кодекса 2003 г.). Очень важен и тот момент, что при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности не производится. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов также не производится, если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц, и в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

4. Понятия «плательщик таможенных пошлин и налогов» и «лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин и налогов». Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги. В соответствии с п. 2 ст. 328 Таможенного кодекса «любое лицо вправе уплатить таможенные пошлины, налоги за товары, перемещаемые через таможенную границу». Соответственно в случае неуплаты таможенных пошлин и налогов в установленные сроки и в установленном порядке причитающиеся к уплате суммы взыскиваются таможенным органом с лиц, ответственных за их уплату. То есть ответственность перед таможенным органом за правильное исчисление и своевременную уплату таможенных пошлин и налогов несет лицо, ответственное за их уплату. В Таможенном кодексе 2003 г. законодатель положения о лицах, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, объединил в отдельную статью (ст. 320). Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является: — декларант. В качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в статье 16 Таможенного кодекса, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации, при соблюдении условия, предусмотренного п. 2 ст. 126 Таможенного кодекса. Данный пункт предусматривает, что декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу: физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 Таможенного кодекса; иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита; иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо; — брокер. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 2 ст. 144 Таможенного кодекса; — владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима. При несоблюдении положений Таможенного кодекса о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, им установленных, для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, в случаях, прямо предусмотренных Таможенным кодексом, являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе — также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.

5. Комментарий нормы таможенного законодательства (п. 3 ст. 2 ТК 2003 г.): «Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными федеральными законами». Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации — это закреплено в п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса 2003 г. Под таможенной территорией понимают пространство, на котором в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в глоссарии таможенных терминов Совета таможенного сотрудничества (ныне — Всемирная таможенная организация). Принцип единства таможенной территории производен от правовых норм, содержащихся в ст. 8 Конституции РФ, в которой закрепляется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности, а также в п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, в которой установление правовых основ единого рынка и таможенное регулирование отнесены к ведению Российской Федерации. В соответствии с Таможенным кодексом российская таможенная территория включает в себя также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Эта норма была принята уже на основании существующей законодательной практики, например, Федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Статья 1 этого Закона предусматривает, что созданная в Калининградской области особая экономическая зона является частью государственной и таможенной территории Российской Федерации. В этой же статье Закона устанавливается, что в отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, особая экономическая зона рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, установленными в данном Законе. Именно из-за этих особенностей (они обозначены в ст. 7) территория, которую занимает Калининградская особая экономическая зона, несмотря на действие в ее пределах режима свободной таможенной зоны, не была выведена из состава таможенной территории Российской Федерации.

6. Таможенная ревизия — форма таможенного контроля, ее применение. Таможенный контроль может проводиться только таможенными органами и только в тех формах, которые перечислены в Таможенном кодексе (ст. 366). Некоторые формы таможенного контроля, которые закреплены в новом Таможенном кодексе, являются его новеллами. К таким новеллам относится и таможенная ревизия. Таможенная ревизия — это проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц. Проведение таможенной ревизии допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Соответственно таможенная ревизия также проводится таможенными органами, и, осуществляя ее, они обеспечивают соблюдение таможенного законодательства, принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций в сфере таможенного дела, взимают таможенные платежи, осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль, обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и т. д. Законодательно закреплены и формы, в которых таможенная ревизия может проводиться: общая и специальная формы (п. 1 ст. 376 нового Таможенного кодекса). Отличия этих форм таможенной ревизии мы отразим в таблице.

Общая форма та — Специальная форма таможенной моженной ревизии ревизии

Кто принимает ре — Начальник тамо — Начальник таможни или вышес — шение о проведе — женного органа тоящего таможенного органа нии или лицо, его или лицо, его замещающее. замещающее.

У кого проводится У декларантов и У тех лиц, у которых по ре — лиц, указанных в зультатам общей таможенной ст. 16 Таможен — ревизии или при применении ного кодекса и других форм таможенного конт — не выступающих в роля, предусмотренных гл. 35 качестве декла — Таможенного кодекса, обнару — ранта. жены данные, которые могут свидетельствовать о недосто — верности сведений, представ — ленных при таможенном оформ — лении, либо о пользовании и распоряжении товарами с нару — шением установленных требова — ний и ограничений; у таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков — при обнаружении данных, кото — рые могут свидетельствовать о нарушениях учета товаров, пе — ремещаемых через таможенную границу, и отчетности о них или несоблюдении иных требо — ваний и условий осуществления соответствующего вида дея — тельности, установленных Та — моженным кодексом; у лиц, осуществляющих опто — вую или розничную торговлю ввезенными товарами, — при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нару — шениями требований и условий, установленных Таможенным кодексом, что повлекло за со — бой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодатель — ством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При проведении, Вправе получать Могут требовать безвозмездно — что может прове — доступ в преде — го предоставления любой доку — ряться таможенны — лах своей компе — ментации и информации (вклю — ми органами тенции к базам и чая банковскую), в том числе банкам данных в форме электронных докумен — автоматизирован — тов, относящейся к проведению ных информацион — производственных, коммерчес — ных систем про — ких или иных операций с това — веряемого лица с рами, ввезенными на таможен — учетом требова — ную территорию Российской Фе — ний законода — дерации, и знакомиться с ней; тельства Рос — осматривать помещения и тер — сийской Федера — ритории проверяемого лица, а ции о защите ин — также проводить осмотр и дос — формации. мотр товаров в соответствии с Таможенным кодексом в при — сутствии уполномоченных представителей проверяемого лица, а в случае проведения таможенной ревизии у индиви — дуального предпринимателя — в присутствии двух понятых; проводить инвентаризацию то — варов в порядке, установлен — ном для проведения инвентари — зации налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федера — ции; проводить изъятие това — ров либо налагать на них арест в соответствии со ст. 377 Таможенного кодекса.

Сроки проведения В минимальный В минимальный период времени, период времени, необходимый для ее проведе — необходимый для ния, и не может продолжаться ее проведения, и более двух месяцев со дня не может продол — принятия решения о проведении жаться более специальной таможенной реви — трех рабочих зии <*>. В исключительных дней. случаях вышестоящий таможен — ный орган может продлить про — должительность проверки еще на один месяц.

Особенности Повторное прове — Повторное проведение у одного дение в отноше — и того же лица в отношении нии одних и тех одних и тех же товаров не до — же товаров не пускается. допускается.

Оформление ре — Составляется акт Составляется акт <***> по зультатов тамо — <**> по форме, форме, определяемой ГТК Рос — женной ревизии определяемой ГТК сии: России: в течение 10 дней после окон — в день, следую — чания специальной таможенной щий за днем ревизии. окончания общей таможенной реви — зии.

——————————— <*> В указанный срок не включается период времени между вручением лицу требования о представлении документов и сведений и представлением указанных документов и сведений. <**> Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, у которого проводилась ревизия. <***> Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, у которого проводилась ревизия.

Решение о проведении таможенной ревизии принимается в письменной форме, и перед началом ее проведения копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться. Для целей проведения таможенной ревизии таможенные органы могут использовать: — результаты инвентаризации, проведенной лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров или осуществляющим хранение таких товаров, либо контролирующими органами; — аудиторские заключения; — акты и заключения, составленные государственными органами. При обнаружении в ходе таможенной ревизии (в общей и специальной формах) признаков преступления или административного правонарушения в области таможенного дела проведение проверки в отношении установленных непосредственных объектов правонарушения завершается, акт о результатах проведения таможенной ревизии в такой ситуации составляется незамедлительно. Дальнейшие действия совершаются таможенным органом в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Процедура предварительного декларирования. Процедура предварительного декларирования — это еще одна из новелл Таможенного кодекса 2003 года. Законодатель закрепил возможность подать таможенную декларацию на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита в ст. 130 Таможенного кодекса 2003 г. Очень важным является следующий момент в случае применения данной процедуры: если товары не предъявлены в таможенный орган, принявший таможенную декларацию в течение 15 дней со дня ее принятия, таможенная декларация считается неподанной. В качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур, такая таможенная декларация может использоваться только после завершения ее проверки и уплаты всех подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Обратим внимание на особенности при принятии документов для предварительного декларирования: они связаны с тем, что для таможенных целей бывают необходимы транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары. В такой ситуации таможенный орган при предварительном декларировании товаров принимает заверенные декларантом копии этих документов, а при необходимости после прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов.

8. Отличия таможенного досмотра товаров и транспортных средств и таможенного осмотра товаров и транспортных средств как формы таможенного контроля. Таможенный осмотр — одна из форм проведения таможенного контроля, которая представляет собой административное действие уполномоченных должностных лиц таможенных органов, заключающееся в проверке внешнего вида товаров и транспортных средств без вскрытия грузового помещения, тары или упаковки на предмет законности их перемещения через таможенную границу и соблюдения норм таможенного законодательства. Таможенный досмотр — форма проведения таможенного контроля, которая представляет собой административное действие уполномоченных лиц таможенных органов, сводящееся к осмотру товаров и транспортных средств, при котором происходит снятие пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытие упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Ответ на поставленный вопрос будет более полным, если начнем мы его с указания общих признаков этих форм таможенного контроля, которые выделим на основании приведенных выше определений: 1) цель проведения — установление законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; 2) объект — товары и транспортные средства; 3) административный характер действий, совершаемых таможенным органом. Анализируя все те же определения, мы отметим их основное отличие: осмотр представляет собой обозрение (внешний визуальный осмотр) товаров, транспортных средств, помещений, в которых они могут находиться, без нарушения целостности предметов и без их вскрытия. Как правило, таможенный осмотр предшествует таможенному досмотру. Проверяя в процессе таможенного осмотра наличие и состояние необходимых обозначений таможенного обеспечения (пломб, печатей, знаков и т. п.), таможенные органы выявляют тем самым факты нарушения таможенного законодательства Российской Федерации. При проведении досмотра может осуществляться вскрытие транспортных средств, грузовых помещений, тары и упаковки, снятие пломб, печатей и иных средств идентификации.

9. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Одной из основных функций таможенных органов Российской Федерации является пресечение незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации объектов интеллектуальной собственности. Осуществление мероприятий по защите интеллектуальной собственности является важным фактором, обеспечивающим повышение собираемости таможенных платежей за счет увеличения налогооблагаемой базы, стимулирование отечественного товарного производства, привлечение инвестиций, защиту прав потребителей. Правообладатель, то есть лицо, обладающее правами на объект интеллектуальной собственности (или иное лицо, на законных основаниях представляющее его интересы), имеющий основания полагать, что при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации нарушаются его права на объект авторского права, смежных прав, товарный знак и др., вправе подать заявление в ГТК России заявление о включении в реестр объектов интеллектуальной собственности. Объект интеллектуальной собственности включается в реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в ст. 16 Таможенного кодекса, в связи с приостановлением выпуска товаров, способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации. Правообладатель вправе вместо обеспечения исполнения обязательства представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу вышеперечисленных лиц. При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 500 тысяч рублей. Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых ГТК России принято решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товара в соответствии с гл. 38 нового Таможенного кодекса <*>, вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. ГТК России данный реестр и ведет, и порядок ведения такого реестра устанавливается также ГТК России. ——————————— <*> Данная глава регулирует вопросы, связанные с мерами, принимаемыми таможенными органами в отношении отдельных товаров.

Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара. Порядок принятия таких мер законодатель закрепил в главе 38 нового Таможенного кодекса, и они принимаются при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем <*>. ——————————— <*> Такие меры не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За включение в реестр плата не взимается. Реестр ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в порядке, определяемом указанным органом. ГТК России обеспечивает опубликование перечня объектов интеллектуальной собственности, включенных в реестр, в своих официальных изданиях.

10. Методы определения таможенной стоимости. В Таможенном кодексе 2003 г. порядок определения и заявления таможенной стоимости регулируется ст. 323. И в ней закреплено, что таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации. Определение стоимости ввозимого товара с целью расчета таможенных пошлин и иных таможенных платежей — одна из наиболее сложных таможенных процедур. Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены фоб, в других — с цены сиф (в последнем случае размер пошлины увеличивался примерно на 5%). Таможенные пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Особое неудобство для экспортеров составляло то, что они не знали точно, какой метод определения таможенной стоимости будет применен и, следовательно, какова будет конечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой операции. Проходившие в начале 1970-х годов многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда ГАТТ завершились принятием в 1979 г. ряда соглашений, среди которых было и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, иначе именуемое Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ. Оно и стало тем международно-правовым стандартом, на который было сориентировано и российское таможенное законодательство. Заключительный акт, принятый по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (Марракеш, 15 апреля 1994 года), содержит новую редакцию Соглашения по применению статьи VII ГАТТ, в принципиальных вопросах не отличающуюся от Соглашения 1979 года. На сегодняшний день методы определения таможенной стоимости, которыми руководствуются декларанты при таможенной оценке товаров, определены в Законе РФ «О таможенном тарифе» <*>, и, как мы уже отмечали ранее, российское законодательство (ст. 18 — 24 Закона РФ «О таможенном тарифе») заимствовало методы таможенной оценки, выработанные в рамках ГАТТ. ——————————— <*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 23. Ст. 821.

Для определения таможенной стоимости импортируемых в Российскую Федерацию товаров используются в заданном порядке шесть методов: 1) по цене сделки с ввозимыми товарами; 2) по цене сделки с идентичными товарами; 3) по цене сделки с однородными товарами; 4) вычитания стоимости; 5) сложения стоимости; 6) резервный метод. Указанная последовательность применения методов не может быть изменена, за исключением методов 4 и 5, последовательность использования которых выбирает сам декларант. Основным методом определения таможенной стоимости для сделок купли-продажи (то есть сделок на стоимостной основе) является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1). Поэтому начинать оценку следует всегда с проверки применимости этого метода. Если основной метод в силу ряда причин не может быть использован, применяется один из пяти оставшихся методов. Каждый последующий метод оценки применяется только тогда, когда таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы 2 и 3 основаны на использовании в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости цены сделки с идентичными и однородными товарами. При этом в равной мере может применяться как информация, имеющаяся у таможенных органов, так и документально подтвержденная информация, представляемая декларантом. Основным критерием при выборе информации в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости становится степень близости к условиям оцениваемой сделки. Методы вычитания и сложения (методы 4 и 5) предусматривают принципиально иную базу расчета таможенной стоимости. Метод 4 базируется на цене, по которой товары продаются в неизменном виде (либо в переработанном виде, если возможно определить влияние этой переработки на цену товара). Метод 5 основан на данных о затратах на производство товара. Методы 4 и 5 могут применяться в любой последовательности. Метод 6 является резервным и применяется в тех случаях, когда для определения таможенной стоимости не удастся использовать ни один из предыдущих методов. Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт. В таможенную стоимость вывозимых товаров также включаются следующие расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки: а) комиссионные и брокерские вознаграждения; б) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами; в) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке; г) соответствующая часть стоимости предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт вывозимых товаров следующих товаров, работ и услуг: — сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью вывозимых товаров; — инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве вывозимых товаров; — вспомогательные материалы, израсходованные при производстве вывозимых товаров; — инженерная проработка, опытно-конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, эскизы и чертежи; д) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров; е) поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории Российской Федерации; ж) налоги (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при заявлении таможенной стоимости), взимаемые на таможенной территории Российской Федерации, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Российской Федерации они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации. Если товары вывозятся с российской таможенной территории при отсутствии сделки купли-продажи или если оказывается невозможным использовать цену сделки купли-продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости, таможенная стоимость вывозимых товаров определяется либо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров с таможенной территории Российской Федерации, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров. В случае невозможности использования перечисленных сведений, представленных декларантом, таможенная стоимость вывозимого товара определяется на основе сведений о ценах на идентичные или однородные товары либо исходя из калькуляции стоимости (себестоимости) вывозимых идентичных или однородных товаров с учетом вышеперечисленных расходов (п. «а» — «ж»).

——————————————————————