Информирование и консультирование по таможенным вопросам — к новому Таможенному кодексу Российской Федерации

(Бастрыгин С. М.)

(«Юрист», N 10, 2003)

ИНФОРМИРОВАНИЕ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

ПО ТАМОЖЕННЫМ ВОПРОСАМ — К НОВОМУ ТАМОЖЕННОМУ КОДЕКСУ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. М. БАСТРЫГИН

Бастрыгин С. М., главный таможенный инспектор правового отдела Белгородской таможни.

В соответствии с пп. 18, 19 ч. 1 ст. 10 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК России) (принятым в 1993 году) таможенные органы Российской Федерации выполняют функции по консультированию в области таможенного дела, обеспечению информацией по таможенным вопросам.

Согласно ст. 389 ТК России информация о действующих правовых актах (актах законодательства Российской Федерации по таможенному делу, иных актах законодательства Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, нормативных актах ГТК России общего характера), включая название акта, его предмет и издание, в котором этот акт опубликован, предоставляется всем заинтересованным лицам бесплатно.

Тексты опубликованных правовых актов предоставляются заинтересованным лицам за плату, взимаемую в размерах, определяемых ГТК России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (ст. 390 ТК России).

Работники таможенных органов Российской Федерации консультируют по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов Российской Федерации, в порядке, определяемом ГТК России (ст. 391 ТК России).

Приказом ГТК России от 15.05.1995 N 318 было утверждено Положение об информировании и консультировании по таможенным вопросам (зарегистрирован в Минюсте России 29.05.1995 N 861) (опубликован в «Российских вестях», N 124, 06.07.1995) (далее — Положение).

Данным Приказом установлено, что информирование и консультирование (за исключением предоставления информации о причинах принятого решения, действия или бездействия) в таможенных органах Российской Федерации осуществляются сотрудниками юридических служб, включая Правовое управление ГТК России. При этом консультации оказываются уполномоченными сотрудниками юридической службы.

Установлено также, что начальник таможенного органа Российской Федерации, исходя из укомплектованности юридической службы, стажа работы ее сотрудников и тому подобных обстоятельств, вправе привлекать для оказания консультаций сотрудников других подразделений таможенного органа Российской Федерации.

Возложение обязанности оказания консультаций производится с согласия сотрудника и оформляется правовым актом таможенного органа Российской Федерации (приказом либо распоряжением).

Обеспечение информацией и консультирование по таможенным вопросам включают:

— предоставление информации о причинах принятого решения, действия или бездействия;

— опубликование правовых актов;

— предоставление информации о действующих правовых актах;

— предоставление текстов правовых актов;

— консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов Российской Федерации.

Предоставление информации о причинах

принятого решения, действия или бездействия

Лицо, в отношении которого принято решение таможенным органом, совершено действие должностным лицом таможенного органа, а также лицо, в отношении которого решение не принято или требуемое действие не совершено в течение трехмесячного срока, вправе обратиться в этот таможенный орган с запросом о причинах и основаниях принятого решения или совершенного действия либо непринятия решения или несовершения действия, если это затрагивает права, свободы и законные интересы такого лица непосредственно и индивидуально.

Запрос должен быть подан в двухмесячный срок со дня принятия решения, совершения действия либо истечения срока их принятия или совершения.

Трехмесячный срок в случае бездействия исчисляется со дня получения таможенным органом или его уполномоченным должностным лицом просьбы о принятии решения или совершении действия. В качестве такой просьбы рассматривается также подача лицом таможенной декларации или совершение им иных действий, которые должны повлечь принятие таможенным органом решения или совершение его должностным лицом действия в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле и иным законодательством Российской Федерации, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Запрос может быть подан в устной или письменной форме.

В запросе должна содержаться подробная информация о его предмете, в том числе:

— когда, кем и какое решение было принято;

— когда, каким должностным лицом и какое действие было совершено;

— какое решение не было принято либо какое действие не было совершено, при каких обстоятельствах и в какие сроки.

К запросу приобщаются документы, подтверждающие обоснованность требований.

В случае непредоставления лицом информации, документов и материалов, предусмотренных выше, либо если информация, документы и материалы предоставлены не полностью, что не позволяет таможенному органу дать полный ответ на поданный запрос, этот таможенный орган уведомляет лицо, подавшее запрос, о том, какая информация, документы и материалы необходимы для рассмотрения запроса.

Запрос подлежит рассмотрению не позднее чем в месячный срок со дня его получения.

В случае необходимости предоставления дополнительных документов и сведений указанный срок исчисляется со дня получения от лица, подавшего запрос, последнего документа (информации, материалов), требующегося для рассмотрения запроса.

Устный запрос рассматривается от имени таможенного органа должностным лицом, принявшим или не принявшим решение, совершившим или не совершившим действие, либо по его поручению нижестоящим должностным лицом.

Письменный запрос рассматривается начальником или заместителем начальника таможенного органа либо по их поручению руководителем структурного подразделения таможенного органа.

Подача запроса не приостанавливает исполнения решения или действия, в отношении которых подан запрос.

Информация о причинах принятого решения, действия или бездействия предоставляется бесплатно.

Опубликование правовых актов

ГТК России обеспечивает опубликование наиболее важных правовых актов по таможенному делу, а также издание сборников правовых актов по таможенному делу, а именно:

— актов законодательства Российской Федерации по таможенному делу;

— иных актов законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации;

— нормативных актов ГТК России общего характера.

Опубликование актов законодательства Российской Федерации по таможенному делу и иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, является дополнительным к их официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативные акты публикуются:

— в газете «Российские вести» — акты, подлежащие государственной регистрации в Минюсте России;

— в печатных изданиях, издаваемых ГТК России, — бюллетене «Таможенные ведомости», газете «Таможня», газете «Таможенные вести» (часть еженедельной газеты «Экономика и жизнь»);

— в печатных изданиях, обозначенных ГТК России в качестве изданий, опубликование в которых считается официальным;

— в иных средствах массовой информации, если имеется специальное указание в отношении конкретной публикации на то, что опубликование считается официальным.

Информация о действующих правовых актах

Информация предоставляется о действующих актах законодательства Российской Федерации по таможенному делу, иных актах законодательства Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, о нормативных и иных правовых актах ГТК России, о правовых актах иных таможенных органов Российской Федерации.

Информация об актах, не подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации опубликованию, предоставляется в случаях, объеме и порядке, исключающих разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Информация об актах, затрагивающих непосредственно права, свободы и законные интересы конкретного, поименованного в тексте лица, предоставляется только этому лицу, за исключением случаев, когда упоминание о конкретном лице не может в силу одного этого факта нанести ущерб правам, свободам и законным интересам этого лица.

Информация об актах, регулирующих отношения в системе таможенных органов Российской Федерации, отношения с подведомственными ГТК России предприятиями, учреждениями и организациями, касающихся прав и обязанностей должностных лиц таможенных органов (за исключением прав и обязанностей в отношении лиц, контроль за деятельностью которых входит в компетенцию таможенных органов), прав и обязанностей иных работников системы ГТК России, предоставляется только в случае и в части, непосредственно затрагивающих права, свободы и законные интересы заинтересованного лица.

Информация о действующих опубликованных правовых актах (название акта, его предмет и издание, в котором этот акт опубликован) предоставляется бесплатно.

Информация о неопубликованных правовых актах, затрагивающих непосредственно права, свободы и законные интересы лица, предоставляется по его запросу бесплатно в объеме, имеющем прямое отношение к таким правам, свободам и интересам.

Предоставление текстов правовых актов

Таможенные органы предоставляют:

— тексты опубликованных или подлежащих опубликованию правовых актов;

— тексты неопубликованных правовых актов и правовых актов, опубликование которых не требуется;

— выписки из текстов правовых актов, не подлежащих опубликованию (с грифами «Для служебного пользования», «Не для печати»).

Тексты правовых актов могут предоставляться в виде:

— отдельного акта (выписки из текста акта), конкретно запрашиваемого лицом;

— подборки правовых актов, регулирующих правоотношения в рамках отдельного института таможенного дела, обособленной группы вопросов таможенного дела, имеющих внутреннее единство;

— подборки правовых актов, изданных за определенный промежуток времени;

— подборки правовых актов, которые будут издаваться в течение определенного периода времени;

— подборки всех правовых актов, действующих или действовавших на определенную дату.

Тексты неопубликованных (в том числе подлежащих опубликованию и опубликование которых не требуется) правовых актов предоставляются в следующем порядке:

а) тексты неопубликованных правовых актов предоставляются по разовым запросам, за исключением подборок правовых актов, которые будут издаваться в течение определенного промежутка времени, в отношении которых может использоваться общий запрос;

б) тексты актов, не затрагивающих непосредственно права, свободы и законные интересы лиц, — всем заинтересованным лицам любым таможенным органом, имеющим такой акт;

в) тексты актов, затрагивающих непосредственно права, свободы и законные интересы лиц, не содержащих упоминания о конкретном лице либо содержащих такое упоминание, но не могущих в силу одного этого факта нанести ущерб правам, свободам и законным интересам этого лица, — всем заинтересованным лицам таможенным органом, издавшим (заключившим) акт либо которому акт был направлен вышестоящим органом для руководства или исполнения;

г) тексты актов, содержащих упоминание о конкретном лице и могущих нанести ущерб правам, свободам и законным интересам такого лица, — только лицу, чьи права, свободы и законные интересы непосредственно затрагиваются этим актом, таможенным органом, издавшим (заключившим) такой акт либо которому акт был направлен вышестоящим органом для руководства или исполнения.

Тексты правовых актов предоставляются таможенными органами за плату.

Размер платы зависит от количества страниц в тексте правового акта, вида правового акта (опубликованные акты таможенных органов; неопубликованные акты таможенных органов; акты законодательства Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации), способа передачи текста правового акта заинтересованному лицу, носителя информации, запрашиваемого срока предоставления текста правового акта.

Для получения текстов правовых актов заинтересованное лицо может обратиться в любой таможенный орган с разовым запросом путем подачи заявки, составленной по соответствующей форме.

Возможно предоставление текстов правовых актов путем заключения договора между заинтересованным лицом и соответствующим таможенным органом об абонементном обслуживании.

Консультирование по вопросам таможенного дела и

иным вопросам, входящим в компетенцию

таможенных органов Российской Федерации

Уполномоченные должностные лица таможенных органов консультируют любых заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов Российской Федерации.

Консультирование производится как в устной, так и в письменной форме и осуществляется путем ответа на вопросы, поставленные заинтересованным лицом либо его представителем.

При разовом обращении в таможенный орган для получения устной консультации заинтересованное лицо подает заявку, составленную по соответствующей форме.

По просьбе заинтересованного лица устные и письменные консультации могут предоставляться по договору об абонементном обслуживании.

При консультировании должностные лица таможенных органов не проверяют от имени таможенного органа таможенные декларации и иные документы, которые подлежат представлению в таможенный орган для производства таможенного оформления, проведения таможенного контроля и осуществления иных функций, возложенных на таможенные органы, а также не составляют такие декларации и документы от своего имени.

Сведения, предоставленные должностными лицами таможенных органов при консультировании, не могут служить основанием для принятия какого-либо решения либо совершения какого-либо действия должностным лицом таможенного органа, производящим таможенное оформление, осуществляющим таможенный контроль либо выполняющим иную функцию, возложенную на таможенные органы.

Должностное лицо таможенного органа при даче консультаций не вправе:

— давать консультации по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов;

— вносить изменения и дополнения в предоставленные заинтересованными лицами документы;

— совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам или каким-либо иным способом влиять на последующее решение таможенного органа или действие его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы;

— давать сведения, не подлежащие разглашению, включая сведения, относящиеся к собственной безопасности таможенных органов;

— давать консультации по вопросам, связанным с привлечением лиц к уголовной и административной ответственности, в том числе с обжалованием лицом постановления таможенного органа по делу о нарушении таможенных правил;

— давать консультации по вопросам, связанным с обжалованием лицом решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц;

— давать консультации по вопросам рассматриваемого судебным органом дела, в котором таможенный орган или его должностное лицо является стороной.

За консультации взимается плата.

Если консультирование производится на основании договора об абонементном обслуживании, порядок и сроки внесения платы за консультирование определяются этим договором.

Таможенные органы Российской Федерации не несут ответственности за убытки, причиненные вследствие искажения текста правового акта, опубликованного без их ведома и контроля, равно как за убытки, причиненные вследствие неквалифицированных консультаций, оказанных лицами, не являющимися должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на консультирование.

28.05.2003 принят новый Таможенный кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) (опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 02.06.2003, N 22, ст. 2066), который вступает в силу с 01.01.2004 (ст. 437 ТК РФ).

Какие же изменения и дополнения были внесены законодателем в ТК РФ по таким вопросам, как:

— получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия);

— информация о правовых актах в области таможенного дела;

— консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов Российской Федерации?

Анализ правовых норм, содержащихся в главе 4 «Информирование и консультирование» ТК РФ, в частности в ст. ст. 23 — 25 ТК РФ, показывает, что законодателем продолжена преемственность по вопросам консультирования и информирования в таможенном деле.

Вместе с тем внесены изменения, которые в большинстве своем упростят осуществление процедуры таможенного оформления и прохождение таможенного контроля участниками внешнеэкономической деятельности, а следовательно, повысят их правовую, экономическую защиту.

Так, в соответствии со ст. 23 ТК РФ срок для обращения в таможенные органы Российской Федерации лица с запросом о причинах и основаниях принятого решения или совершенного действия увеличен до 6 месяцев (по сравнению с 2 месяцами согласно ст. 387 ныне действующего ТК России).

Кроме того, сокращен срок для рассмотрения запроса таможенным органом Российской Федерации (1 месяц по ныне действующему ТК России).

Теперь же срок для ответа при подаче письменного запроса должен быть дан в течение 10 дней со дня получения указанного запроса. Устный запрос (по ныне действующему ТК России форма запроса не определена) подлежит рассмотрению таможенным органом Российской Федерации в день получения данного запроса.

Согласно ст. 24 ТК РФ обеспечением доступа к информации о действующих правовых актах в области таможенного дела теперь будут заниматься федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области таможенного дела, и иные таможенные органы Российской Федерации.

Необходимо отметить, что таможенные органы Российской Федерации обеспечивают свободный бесплатный доступ, в том числе с использованием информационных технологий. Причем доступ должен обеспечиваться не только к информации о действующих правовых актах в области таможенного дела, но и о подготавливаемых правовых актах, а также о не вступивших в силу изменениях и дополнениях в правовые акты.

Полагаю, что буквальное исполнение положений ТК РФ может быть затруднено по следующим причинам.

В Постановлении Государственной Думы от 11.11.96 N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» приведено определение понятия нормативного правового акта и правовой нормы:

«Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение».

Правовое регулирование в сфере таможенного дела осуществляется федеральными законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами, указаниями и т. д. Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ст. 5 ТК России, ст. 3 ТК РФ).

В связи с чем непонятно, каким образом таможенные органы Российской Федерации будут обеспечивать доступ к информации о подготавливаемых правовых актах и о не вступивших в силу изменениях и дополнениях в правовые акты.

Кроме того, следует отметить, что согласно ст. 390 ТК России таможенные органы Российской Федерации предоставляют тексты опубликованных правовых актов, а по ст. 24 ТК РФ только лишь обеспечивают доступ к информации, но не ее получение.

Из информационных систем справочно-правового характера, которые могут представлять интерес для участников внешнеэкономической деятельности и имеющихся в распоряжении таможенных органов, является в данный момент система «КонсультантПлюс».

Вместе с тем в пп. 4, 5 ст. 423 ТК РФ определено, что использование таможенными органами не находящихся в федеральной собственности информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения осуществляется на договорной основе, но, вероятно, не бесплатно, как отмечено выше.

ТК РФ предусмотрел возможность оказания консультаций заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов Российской Федерации, практически любым должностным лицом таможенного органа, а не только работниками правовых отделов, как указывалось ранее. Лицом, определяющим должностных лиц таможенного органа Российской Федерации, уполномоченных на проведение консультаций, является начальник таможенного органа (лицо, его замещающее).

Необходимо обратить особое внимание на то, что консультирование таможенными органами Российской Федерации, осуществляемое в устной или письменной форме, будет проводиться бесплатно (п. 2 ст. 25 ТК РФ).

В ст. 25 ТК РФ в п. 3 включено положение, ранее содержащееся в Положении, на которое в большинстве своем участники внешнеэкономической деятельности не обращали внимание. Согласно данному положению «информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультации, не является основанием для принятия решения или совершения действия (бездействия) таможенными органами при осуществлении таможенных операций в отношении товаров и (или) транспортных средств».

В заключение хотелось бы отметить, что Фонд развития таможенной системы Российской Федерации, куда ранее поступала плата за информирование и консультирование, был упразднен еще с 01.01.2000 (ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2000 год» от 31.12.99 N 227-ФЗ), а по ТК РФ плата за информирование и консультирование вообще исключена из числа таможенных платежей (ст. 318 ТК РФ).

——————————————————————