Государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Комментарий к новому Закону

(Гусева Т.)

(«Право и экономика», N 2, 2004)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОММЕНТАРИЙ К НОВОМУ ЗАКОНУ

Т. ГУСЕВА

Гусева Татьяна Алексеевна, адвокат Орловской областной коллегии адвокатов. Доцент кафедры гражданского права и процесса Орловского государственного технического университета, кандидат юридических наук. Специалист по гражданскому праву.

Родилась 27 сентября 1960 г. в Мурманской обл. Окончила юридический ф-т Калининского университета.

Имеет более 60 публикаций в юридических и экономических журналах, автор книги «Административная ответственность за правонарушения в предпринимательской деятельности» (2002).

Новый Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вступающий в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования, за исключением ч. 4 ст. 45, разработан в соответствии с Планом действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 — 2001 гг. и Планом мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации.

Целями Закона являются определение основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности, обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации. Поставленная в Законе цель защиты экономического суверенитета, обеспечения экономической безопасности Российской Федерации отличает его от Федерального закона от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». При этом, если действующий Закон говорит о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, новый Закон устанавливает основы такого регулирования.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» направлен на приведение действующего Закона, регламентирующего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в соответствие с нормами международного законодательства, в особенности с нормами международных соглашений ВТО (по тарифам и торговле, по торговле услугами и др.). Так, например, Законом предлагается ряд новых принципов регулирования внешнеторговой деятельности, таких, как взаимность в отношении других государств или групп государств, обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ, выбор мер регулирования, не более обременительных для участников внешнеторговой деятельности, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами.

Законом устанавливаются следующие меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности: 1) таможенно-тарифное регулирование; 2) нетарифное регулирование; 3) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; 4) меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона N 164-ФЗ для защиты экономических интересов российских производителей товаров в соответствии с федеральными законами могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров.

С целью защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом 8 декабря 2003 г. Президентом был подписан Федеральный закон N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Необходимость разработки самостоятельного законодательного акта, регламентирующего только порядок применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, продиктована характером указанных мер.

Данным Законом предусматриваются порядок применения названных мер, а также процедура проведения расследования, которое должно предшествовать введению этих мер.

Антидемпинговые меры можно отнести к числу довольно часто применяемых во многих странах мира и причислить к мерам тарифного регулирования внешнеторговой деятельности путем установления дополнительных (антидемпинговых) пошлин. Законом предусматривается установление общих принципов применения антидемпинговых мер, прямо вытекающих из их предназначения. Так, антидемпинговая мера может быть применена к какому-либо товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством РФ, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РФ причиняет или угрожает причинить материальный ущерб отрасли российской экономики, существенно замедляет ее создание.

В настоящее время в этой области действуют Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» и ряд подзаконных актов, в частности Постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 274 «О порядке проведения расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер».

Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» устанавливает более четкий порядок введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, используемых в целях защиты экономических интересов товаропроизводителей Российской Федерации, и направлен на совершенствование механизма применения таких мер. В Законе содержится норма о признании утратившими силу аналогичных положений действующего Федерального закона 1998 г.

Так, в отличие от действующего Закона, в Федеральном законе N 165-ФЗ предусматривается большая детализация и совершенствование порядка применения (введения, пересмотра и отмены и т. п.) специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, устраняются имеющиеся неточности. Устанавливается и отдельная процедура по проведению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, что в действующем законодательстве не предусмотрено.

Более детально, по сравнению с действующим законодательством, прописывается и сама процедура проведения расследования. Так, Законом предусматриваются основания для прекращения расследования без введения временных или окончательных антидемпинговых пошлин. Это возможно в том случае, если федеральный орган исполнительной власти получит в письменной форме от экспортера товара, являющегося объектом расследования, сообщение о добровольно взятых на себя обязательствах о пересмотре его цен на данный товар или прекращении экспорта данного товара на таможенную территорию РФ по ценам ниже нормальной стоимости данного товара. Предусматривается, что одного подтверждения экспортера недостаточно: федеральный орган исполнительной власти должен решить, что принятие таких обязательств устраняет неблагоприятные последствия демпингового импорта товара, а Правительство РФ одобрит эти обязательства.

В отличие от действующего законодательства, более полно регламентирован вопрос о том, что должно содержаться в заявлении для начала расследования с целью введения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер; устанавливается, что считается датой подачи заявления; предусмотрен закрытый перечень документов, которые необходимо представить, и т. п. Регламентируются сроки, в которые должно быть принято решение о проведении расследования либо об отказе в его проведении. Устанавливаются особенности проведения расследования, предшествующего применению антидемпинговой меры.

Закон устанавливает четкие сроки для принятия решений, что должно положительно сказаться на защите интересов российских производителей.

Так, например, ст. 5 предусматривает, что Правительство РФ в течение 14 календарных дней со дня регистрации представленного федеральным органом исполнительной власти доклада, содержащего предложения о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер, должно принять решение о введении, применении, пересмотре или отмене таких мер либо их неприменении.

Наличие серьезного ущерба или угрозы его причинения отрасли российской экономики вследствие возросшего импорта товара должно устанавливаться на основе результатов анализа всех относящихся к делу доказательств и информации, имеющихся в распоряжении федерального органа исполнительной власти.

Позитивной для участников внешнеэкономической деятельности представляется норма о том (п. 4 ст. 8), что суммы временной специальной пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования окончательного решения о применении специальных защитных мер. Полагаем, что вернуть участникам внешнеэкономической деятельности денежные средства или их часть в случае отказа от введения такой пошлины либо введении ее в меньшем размере, с депозита таможенного органа будет проще и дешевле, чем из федерального бюджета. Аналогичные положения предусмотрены и для временных антидемпинговых пошлин.

Отдельная статья Закона (ст. 32) посвящена конфиденциальной информации, в которой эти вопросы регламентированы довольно подробно. Действующее законодательство между тем предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти ведет банк данных, необходимых для расследования, и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за сохранение конфиденциальности информации. В Законе устанавливается, что информация, представляемая заинтересованным лицом федеральному органу исполнительной власти, рассматривается в качестве конфиденциальной при представлении данным лицом обоснований, свидетельствующих о том, что раскрытие такой информации предоставит конкурентное преимущество третьему лицу или повлечет неблагоприятные последствия для лица, предоставившего информацию, или для лица, от которого данное лицо получило такую информацию. Федеральный орган исполнительной власти согласно законопроекту несет предусмотренную законодательством РФ ответственность за разглашение конфиденциальной информации.

Устанавливается право обжалования действия или бездействия должностных лиц в связи с проведением расследования или повторного расследования в целях возможного применения или продления срока действия специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер в суд.

Реализация политики государственного регулирования

экспорта и импорта товаров в 2004 г.

С 11 декабря 2003 г. продлено действие ставок:

на алюминиевые емкости жесткие цилиндрические вместимостью не более 1 л (код ТН ВЭД России 7612 90 100 1) — в размере 20%, но не менее 22 евро за 1000 шт. (Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2003 г. N 741);

на чай зеленый и черный (0902 10 000 1 и 0902 30 000 1) — ставка в размере 20%, но не менее 0,8 евро за 1 кг (Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2003 г. N 746).

С 16 января 2004 г. на 9 месяцев продлено действие ставки пошлины на табак «гомогенизированный» или «восстановленный» (2403 91 000 0) в размере 10% (Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2003 г. N 746).

С 16 января 2004 г. в течение 9 месяцев не применяется ставка пошлины в отношении стекол для корректирующих зрение очков (7015 10 000 0), взимаемая ранее в размере 10% от таможенной стоимости (Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2003 г. N 742).

С 16 января до 1 мая 2004 г. ставка пошлины на рожь (1002 00 000 0), пшеницу и меслин (1001), вывозимые с территории России за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, составит 0,025 евро за 1 кг (Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2003 г. N 749). Ранее эти товары вывозной пошлиной не облагались.

В начале 2003 г. российское правительство ввело квоты на импорт мяса птицы, говядины и свинины. В наступающем году ограничения сохранены. Так, с 1 января до 31 декабря 2004 г. в Россию можно будет ввезти:

450 тыс. т свинины свежей, охлажденной или мороженой (код ТН ВЭД России 0203). Импортные пошлины остались прежними. Сверх установленного объема свинина будет ввозиться по ставке 80%, но не менее 1,06 евро за 1 кг (Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 721);

420 тыс. т мяса крупного рогатого скота мороженого (0202). Ввозные пошлины на этот вид товара также остались без изменений. Говядина, завозимая сверх квоты, обойдется импортерам в 60%, но не менее 0,6 евро за 1 кг (Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 723);

27,5 тыс. т мяса крупного рогатого скота свежего и охлажденного (0201). Ставка на ввоз говядины в рамках квоты составит 15%, но не менее 0,2 евро за 1 кг, сверх — 60%, но не менее 0,8 евро за 1 кг (Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 722);

1050 тыс. т мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы свежих, охлажденных или мороженых. Ввоз мяса птицы сверх квоты запрещен (Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 724).

Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718 утверждено Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования.

Так, в случае ввоза физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации автомобилей применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов:

а) в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более трех лет, за исключением автомобилей, страной происхождения которых является Российская Федерация:

стоимость которых не превышает 325 тыс. руб., — 48% таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя;

стоимость которых составляет более 325 тыс. руб., но не превышает 650 тыс. руб., — 48% таможенной стоимости, но не менее 3,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя;

стоимость которых составляет более 650 тыс. руб., но не превышает 1625 тыс. руб., — 48% таможенной стоимости, но не менее 5,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя;

стоимость которых составляет более 1625 тыс. руб., но не превышает 3250 тыс. руб., — 48% таможенной стоимости, но не менее 7,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя;

стоимость которых составляет более 3250 тыс. руб., но не превышает 6500 тыс. руб., — 48% таможенной стоимости, но не менее 15 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя;

стоимость которых составляет более 6500 тыс. руб., — 48% таможенной стоимости, но не менее 20 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя;

б) в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более трех, но не более 7 лет, независимо от страны происхождения:

рабочий объем двигателя которых не превышает 1000 куб. см, — в размере 0,85 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя;

рабочий объем двигателя которых составляет более 1000 куб. см, но не превышает 1500 куб. сантиметров, — в размере 1 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя;

рабочий объем двигателя которых составляет более 1500 куб. см, но не превышает 1800 куб. см, — в размере 1,5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя;

рабочий объем двигателя которых составляет более 1800 куб. см, но не превышает 2300 куб. см, — в размере 1,75 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя;

рабочий объем двигателя которых составляет более 2300 куб. см, но не превышает 3000 куб. см, — в размере 2 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя;

рабочий объем двигателя которых составляет более 3000 куб. см, — в размере 2,25 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя;

в) в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, независимо от страны происхождения:

рабочий объем двигателя которых не превышает 2500 куб. сантиметров, — в размере 2 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя;

рабочий объем двигателя которых составляет более 2500 куб. см, — в размере 3 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.

В целях определения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более трех лет, под стоимостью понимается цена, по которой такой или подобный автомобиль продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции. Указанная цена определяется на основании данных, полученных от производителей автомобилей, а при отсутствии таких данных — на основании данных, указываемых в каталогах, информации иностранных организаций, осуществляющих продажу автомобилей, и иных независимых источников ценовой информации, имеющихся в распоряжении таможенного органа Российской Федерации в отношении подобных автомобилей с учетом их комплектации и года выпуска. При этом пересчет стоимости автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более трех лет, указанной в иностранной валюте, производится по курсу иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемому Центральным банком РФ на день принятия таможенной декларации таможенным органом Российской Федерации. В случае, когда стоимость автомобилей, определенная на основании данных, полученных от производителей автомобилей либо указываемых в каталогах или иных независимых источниках ценовой информации, меньше таможенной стоимости, заявленной физическим лицом таможенному органу Российской Федерации, таможенный орган для целей определения единых ставок таможенных пошлин, налогов использует таможенную стоимость, заявленную этим лицом.

При отсутствии документального подтверждения даты изготовления автомобиля год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере автомобиля, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля года изготовления автомобиля.

В отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более трех лет и страной происхождения которых является Российская Федерация, применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 1 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.

Автомобили могут ввозиться на таможенную территорию Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, физическими лицами:

а) постоянно проживающими в Российской Федерации, — в случае ввоза ими автомобилей, происходящих с территории бывшего СССР либо выпущенных в свободное обращение на его территории, находившихся в собственности указанных лиц либо членов их семей по состоянию на 31 декабря 1991 г.;

б) признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также переселяющимися из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, — в случае ввоза ими автомобилей, страной происхождения которых является Российская Федерация или другое государство — участник СНГ и которые были приобретены указанными лицами до въезда в Российскую Федерацию.

Иностранные физические лица могут временно ввозить на таможенную территорию Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов транспортные средства, зарегистрированные в иностранном государстве, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год.

В случае если транспортные средства не вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации по истечении установленного срока, в отношении таких временно ввезенных транспортных средств таможенные пошлины, налоги взимаются в соответствии с вышеназванным Положением. В отношении указанных транспортных средств в течение одного года допускается оформление продления срока временного ввоза без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Российские физические лица могут временно ввозить на таможенную территорию Российской Федерации транспортные средства при условии, что эти транспортные средства зарегистрированы на территории иностранного государства и общий срок временного ввоза не превышает 6 месяцев в течение одного календарного года в отношении каждого временно ввезенного транспортного средства. Временный ввоз транспортных средств указанными физическими лицами допускается при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Таким образом, в целях защиты экономического суверенитета, обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики РФ в мировую экономику Российская Федерация осуществляет контроль за внешнеэкономической деятельностью.

——————————————————————