Возраст автомобиля как сведение, необходимое для таможенных целей

(Быков В. Ю.) («Журнал российского права», N 8, 2004)

ВОЗРАСТ АВТОМОБИЛЯ КАК СВЕДЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ТАМОЖЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

В. Ю. БЫКОВ

Быков Виталий Юрьевич — главный государственный таможенный инспектор правового отдела Алтайской таможни.

Ввоз автомобилей зарубежного производства в нашу страну последние два года подвергается весьма интенсивному таможенно-тарифному регулированию. Поэтому следует более детально рассмотреть один из исторически сложившихся базовых критериев для конструирования правовых норм в данной области общественных отношений — возраст автомобиля. Деление автомобилей на новые и бывшие в эксплуатации в таможенных целях впервые в нашей стране стало применяться с 1 января 1991 г., то есть с момента введения в действие Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СССР (ТН ВЭД СССР), которая, в свою очередь, базировалась на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной номенклатуре Европейского экономического союза (КН ЕЭС) <*>. ——————————— <*> См.: Комментарий к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СССР (ТН ВЭД СССР). М.: Русская энциклопедия, 1991. С. 1.

Позднее, когда возникает необходимость дифференцировать размер таможенных платежей в зависимости от возрастов ввозимых автомобилей, в таможенном законодательстве РФ появляются первые определения их возрастных категорий. Сначала — для упрощенного, льготного порядка перемещения <*> (далее — перемещение физическими лицами), а потом — и для общего порядка и условий тарифного и нетарифного регулирования <**> (далее — перемещение юридическими лицами). ——————————— <*> См.: Постановление Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. N 1322 // САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5089. <**> См.: Постановление Правительства РФ от 10 марта 1994 г. N 196 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» // САПП РФ. 1994. N 11. Ст. 863.

Длительное время ввозимые автомобили были поделены только на две возрастные категории, а переход из одной категории (новые автомобили) в другую (автомобили, бывшие в эксплуатации) происходил при достижении автомобилем трех лет (см., например, Постановления Правительства РФ от 6 мая 1995 г. N 454 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» <*>; от 18 июля 1996 г. N 808 «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности» <**>). ——————————— <*> См.: СЗ РФ. 1995. N 20. Ст. 1806. <**> См.: СЗ РФ. 1996. N 30. Ст. 3660.

Затем категория автомобилей, бывших в эксплуатации, была дополнительно разделена на две подкатегории: автомобили, с момента выпуска которых прошло более семи лет, и прочие. Для автомобилей, ввозимых юридическими лицами, такое разделение стало действовать с 1 января 2002 г., то есть с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» <*>; а для автомобилей, ввозимых физическими лицами, — с 4 октября 2002 г., то есть с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 30 августа 2002 г. N 643 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 783» <**>. ——————————— <*> См.: СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4735. <**> См.: РГ. 2002. 31 авг.

При этом разница в суммах таможенных платежей, подлежащих уплате, на каждом из возрастных рубежей (три года и семь лет) тогда была весьма значительной, иногда более чем двукратной <*>. Поэтому зачастую было достаточно даже минимальной погрешности при определении возраста автомобиля, чтобы ставки таможенных пошлин из стимулирующих ввоз автомобилей на территорию РФ превратились в практически его запрещающие и наоборот. ——————————— <*> На основе расчетов, произведенных в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830; от 10 июля 1999 г. N 783 «Об утверждении Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации». См.: СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3751; 2002. N 36. Ст. 3481.

В дальнейшем для физических лиц наметилась тенденция чуть более равномерного распределения фискальной нагрузки по возрастным категориям автомобилей, обусловленная сначала повышением с 26 июля 2003 г. уровня таможенных платежей при ввозе автомобилей в возрасте от трех до семи лет <*>, а затем фактическим снижением с 1 января 2004 г. их уровня при ввозе новых автомобилей <**>. Но в целом это не привело к заметному изменению ситуации с возрастом ввозимого автомобиля. ——————————— <*> См.: Постановление Правительства РФ от 21 июня 2003 г. N 357 «О выравнивании таможенных платежей, уплачиваемых юридическими и физическими лицами при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подержанных легковых автомобилей» // РГ. 2003. 25 июня. <**> На основе сравнительного анализа положений Постановлений Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 (СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4735; 2004. N 5. Ст. 375); от 29 ноября 2003 г. N 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» (РГ. 2003. 2 дек.).

По-прежнему возможные потери для федерального бюджета, если ошибка произошла в пользу частного лица, перемещающего автомобиль, а равно дополнительные незаконные обременения для данного лица, если ошибка произошла в пользу государства, могут быть довольно существенными. Так, при ввозе автомобиля в возрасте на грани семи лет юридическим лицом они могут составить порядка 3200 евро, а при ввозе таких автомобилей физическими лицами — 2200 евро. Не меньше, а в отдельных случаях в несколько раз больше, выглядят и аналогичные показатели для автомобилей в возрасте на грани трех лет, которые могут достигать величин свыше 2100 и свыше 10000 евро соответственно <*>. ——————————— <*> Расчет произведен на основе положений Постановлений Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830; от 29 ноября 2003 г. N 718.

На этом фоне противоречивость правовых норм, связанных с определением возраста автомобиля, неполнота и нечеткость их формулировок являются причиной образования той правовой бреши, которая вот уже на протяжении десяти лет отрицательно влияет не только на объемы налоговых поступлений в федеральный бюджет, но и на надлежащее исполнение правовых предписаний. Ни государству, которое ожидает от своих действий по таможенно-тарифному регулированию ввоза автомобилей определенного экономического результата, ни частным лицам, чья деятельность подвергается такому регулированию, по большому счету невыгодно, чтобы установленные правила игры применялись произвольно. Так как это ведет к нестабильности в области взимания таможенных платежей, от которой проигрывают все добросовестные участники данных отношений. Вполне понятно, что на грани возрастных рубежей смена категорий и подкатегорий возрастов ввозимых автомобилей неизбежна. В практике перемещения автомобилей нередки случаи, когда автомобиль в момент пересечения таможенной границы относится к одной, а в момент принятия таможенной декларации уже к следующей возрастной категории. В связи с этим вопрос о том, какой из этих моментов имеет юридическое значение, а какой не имеет, является одним из самых принципиальных для точного и правильного применения соответствующих норм таможенного законодательства. Ранее в таможенном законодательстве данный вопрос был полностью урегулирован на уровне специальных правовых норм — понятий, непосредственно предназначенных для определения возраста автомобиля. В частности, «новыми транспортными средствами» признавались транспортные средства со сроком эксплуатации за пределами РФ до одного года или при пробеге до 20 тыс. километров (п. 6 «Порядка перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. N 1322 (период действия с 1 января 1994 г. по 31 июля 1996 г.)). Из чего напрямую следовало, что возраст автомобиля нужно рассчитывать на момент пересечения таможенной границы РФ. К сожалению, во всех действовавших затем аналогичных специальных правовых нормах-понятиях подобная определенность была утрачена. При этом данные правовые нормы, предельно четко описывая порядок установления момента изготовления автомобиля <*>, вместе с тем ничего не предлагали и не предлагают для второго существенного момента, обычно необходимого для идентификации любого временного промежутка, — момента, на который возраст этого автомобиля следует рассчитывать для таможенных целей. Иначе говоря, в этих правовых нормах из двух моментов, необходимых для исчисления возраста автомобиля, а именно начала и окончания отсчета возраста автомобиля, определен только первый. ——————————— <*> См., например: пункт 5.2 Приказа ГТК России от 11 декабря 2003 г. N 1440 // Таможенные ведомости. 2004. N 2.

Так, на сегодняшний день соответствующие правовые нормы, подлежащие применению при ввозе автомобилей физическими лицами, ограничиваются констатацией того, что все автомашины в зависимости от их возрастов делятся на те, с момента выпуска которых прошло не более трех лет; далее — с момента выпуска которых прошло более трех лет, но не более семи лет; и автомобили, с момента выпуска которых прошло более семи лет (п. 11 «Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718). Не лучше дело обстоит и с правовыми нормами, подлежащими применению при ввозе автомобилей юридическими лицами, согласно которым термин «бывшие в эксплуатации» применяется к транспортным средствам, с момента выпуска которых прошло три года или более, независимо от величины пробега автотранспортного средства. Сюда же включаются и «автомобили, с момента выпуска которых прошло более семи лет»; а все остальные транспортные средства, соответственно, считаются «новыми» (см.: Дополнительные примечания РФ к группе 87 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности РФ (далее — ТН ВЭД РФ) (абз. первый п. 1) / «Таможенный тариф РФ», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 (далее — Таможенный тариф РФ). Предшествующие же правовые акты, на основе которых еще относительно недавно должен был разрешаться данный вопрос, не только не вносили в него никакой ясности, но, более того, зачастую содержали некорректные, а иногда и просто противоречащие закону формулировки <*>. ——————————— <*> См., например: пункт 1.4 «Общих правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами», утвержденных Приказом ГТК России от 15 августа 1994 г. N 416 // Российские вести. 1994. 29 сент.; п. 5 ст. 18 Таможенного кодекса РФ от 18 июня 1993 г. N 5221-1 // Ведомости РФ. 1993. N 31. Ст. 1224.

В результате в практике таможенного оформления на долгие годы закрепилась ошибочная правовая позиция, согласно которой возраст автомобиля необходимо рассчитывать на момент принятия таможенной декларации (см. письмо ГТК России от 9 июня 1998 г. N 06-10/12022) <*>. ——————————— <*> Документ опубликован не был.

Восполнение пробела, касающегося момента фиксирования возраста автомобиля для таможенных целей, может быть осуществлено путем систематического толкования интересующей нас нормы права, которое заключается в восстановлении в полном виде содержания специальной нормы на основе содержания связанной с ней общей нормы <*>. ——————————— <*> См.: Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. М., 1997. С. 313, 314, 317, 319; Сырых В. М. Теория государства и права. М., 1998. С. 245, 247, 248; Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000. С. 370.

Очевидно, что для этого следует подобрать такую общую норму, которая должна быть связана с юридическим предназначением возраста ввозимого автомобиля. При этом теоретически данная связь может быть как более тесной, если юридическое предназначение возраста автомобиля рассматривать в узком смысле (то есть юридическое предназначение конкретного параметра данного транспортного средства — возраста автомобиля), так и менее тесной, если юридическое предназначение возраста автомобиля рассматривать в широком смысле (то есть юридическое предназначение вообще параметров данного транспортного средства как товара, перемещаемого через таможенную границу). Соответственно, в первом случае можно говорить об общих нормах так называемого ближнего круга, а во втором — об общих нормах так называемого дальнего круга. Интересно, что до вступления в силу 1 января 2004 г. нового Таможенного кодекса РФ <*> (далее — ТК РФ) восполнить данный пробел можно было только при помощи общих норм дальнего круга или юридического предназначения возраста автомобиля в широком смысле <**>, а после — стало возможным при помощи общих норм ближнего круга, или юридического предназначения возраста автомобиля в узком смысле. ——————————— <*> Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066. <**> Статьи 168, 169 ТК РФ (ред. 1993 г.) в их взаимосвязи, для правильного применения которых необходимо проанализировать посредством грамматического толкования термин «товар, ввозимый на таможенную территорию» в части его временной характеристики, а также рассмотреть данное выражение во взаимосвязи с п. 5 ст. 18 ТК РФ (ред. 1993 г.).

В последнем случае для этого достаточно проанализировать правовые нормы таможенного законодательства, в которых используются понятия, связанные с возрастом автомобиля, посредством логико-юридического толкования <*>. В результате подобного анализа можно установить, что данные нормы сконструированы таким образом, что то или иное значение возраста автомобиля фактически предопределяет выбор правовой нормы с большей или меньшей ставкой таможенной пошлины, а равно единой ставкой таможенных пошлин и налогов. ——————————— <*> См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. проф. М. Н. Марченко. М., 1998. С. 425.

Так, в случае перемещения автомобилей через таможенную границу юридическими лицами гипотезами правовых норм, сформулированных на основе возраста автомобиля, фактически являются соответствующие тексты товарных позиций ТН ВЭД РФ, в которой все автомобили, поскольку они перемещаются через таможенную границу в качестве товаров, разделены (классифицируются) по кодам товаров. В Таможенном тарифе РФ коды товаров, сконцентрировавшие в себе информацию о возрасте автомобиля, сведены со ставками таможенных пошлин в единую систему, в которой каждому коду товаров соответствует своя ставка таможенной пошлины. К примеру, при ввозе на таможенную территорию РФ легковых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением поршня, с рабочим объемом двигателя более 1800 куб. см, но не более 2300 куб. см (общая часть гипотез трех нижеследующих правовых норм, подпадающая под описание товарной субпозиции 8703 23 ТН ВЭД) взимаются следующие ставки таможенных пошлин: — в размере 25 процентов от таможенной стоимости, но не менее 1,8 евро за 1 куб. см объема двигателя (диспозиция первой правовой нормы в виде размера ставки таможенной пошлины, соответствующей в Таможенном тарифе РФ коду товара 8703 23 192 1 ТН ВЭД), если ввозится новый автомобиль, то есть автомобиль, с момента выпуска которого прошло менее трех лет, независимо от величины пробега (специальная часть гипотезы первой правовой нормы в виде описания кода товара 8703 23 192 1 ТН ВЭД); — в размере 25 процентов от таможенной стоимости, но не менее 0,55 евро за 1 куб. см объема двигателя (диспозиция второй правовой нормы в виде размера ставки таможенной пошлины, соответствующей в Таможенном тарифе РФ коду товара 8703 23 902 3 ТН ВЭД), если ввозится автомобиль, бывший в эксплуатации, то есть с момента выпуска которого прошло три года или более, но не более семи лет, независимо от величины пробега (специальная часть гипотезы второй правовой нормы в виде описания кода товара 8703 23 902 3 ТН ВЭД); — в размере 2,2 евро за 1 куб. см объема двигателя (диспозиция третьей правовой нормы в виде размера ставки таможенной пошлины, соответствующей в Таможенном тарифе РФ коду товара 8703 23 902 2 ТН ВЭД), если ввозится автомобиль, бывший в эксплуатации, с момента выпуска которого прошло более семи лет, независимо от величины пробега (специальная часть гипотезы третьей правовой нормы в виде описания кода товара 8703 23 902 2 ТН ВЭД). К аналогичным выводам также можно прийти, анализируя соответствующие положения таможенного законодательства, применяемые при перемещении автомобилей физическими лицами для личного пользования (Постановления Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783 «Об утверждении Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» (период действия с 15 сентября 1999 г. по 31 декабря 2003 г.), от 29 ноября 2003 г. N 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» (период действия с 1 января 2004 г. по настоящее время)). Таким образом, в таможенных отношениях юридическое предназначение возраста автомобиля в узком смысле состоит в том, что он (возраст автомобиля) является сведением, необходимым для таможенной цели уплаты таможенных платежей. В связи с этим для восполнения пробела в специальной норме, непосредственно направленной на определение возраста автомобиля, необходимо найти такую общую норму, содержание которой было бы связано с содержанием данной специальной нормы через единое для них связующее звено — необходимость для таможенной цели уплаты таможенных платежей. Надо сказать, что объем обязанности по уплате таможенных платежей зависит не только от возраста автомобиля, изменяющегося со временем, но и от целого ряда иных параметров этого автомобиля, во времени не изменяющихся. Вместе с тем в целом этот объем, в том числе и та его часть, которая зависит от возраста автомобиля, непрерывно изменяющегося во времени, формируется в момент возникновения самой обязанности по уплате таможенных платежей. Поэтому момент окончания отсчета возраста автомобиля (специальная норма) для таможенной цели определения размера таможенных платежей должен совпадать с моментом возникновения обязанности по их уплате (общая норма). В этом смысле «необходимость для таможенной цели уплаты таможенных платежей» будет являться тем связующим звеном, которое позволит использовать содержание общей нормы, посвященной моменту возникновения обязанности по их уплате, для восстановления в полном виде содержания специальной нормы, посвященной определению возраста автомобиля. Согласно п. 1 ст. 319 ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает с момента пересечения таможенной границы. Таким образом, в новом ТК РФ имеется подходящая общая норма (п. 1 ст. 319 ТК РФ), из которой следует, что возраст автомобиля как сведение, необходимое для таможенной цели уплаты таможенных платежей, нужно рассчитывать на момент пересечения таможенной границы РФ. Помимо пробела в нормативном правовом акте, связанного с отсутствием в нем положений, определяющих для таможенных целей момент окончания отсчета возраста автомобиля, в действующем таможенном законодательстве РФ имеются нормы, свидетельствующие о противоречивом подходе к определению одного из возрастных рубежей. Так, согласно Дополнительным примечаниям РФ к товарной группе 87 ТН ВЭД РФ <*> термин «бывшие в эксплуатации» применяется к транспортным средствам, с момента выпуска которых прошло три года или более, независимо от величины пробега автотранспортного средства. ——————————— <*> См.: Таможенный тариф РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830.

Посредством грамматического толкования <*> гипотезы данной нормы можно установить, что в ней перечислены транспортные средства, объединенные единым признаком — «бывшие в эксплуатации». Поэтому обозначающие их однородные члены предложения не могут находиться в отношениях взаимоисключения. Следовательно, союз «или» применен в этой норме в смысле дополнения последней составной части перечисления к предшествующей <**>. ——————————— <*> См.: Лазарев В. В., Липень С. В. Указ. соч. С. 370. <**> См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. Российская академия наук им. ак. В. В. Виноградова. М., 2001. С. 244.

Вместе с тем в данной норме речь идет о совокупности транспортных средств, так как название определяемого в ней термина приведено во множественном числе. Следовательно, в определенную таким образом совокупность входят все перечисленные в данной норме транспортные средства, а именно автомобили, с момента выпуска которых прошло три года ровно (предшествующая часть перечисления), а также автомобили, с момента выпуска которых прошло более трех лет (последняя часть перечисления, дополненная к предшествующей). Поэтому, если ввозится транспортное средство, с момента выпуска которого прошло три года ровно, его нужно отнести к возрастной категории «транспортные средства, бывшие в эксплуатации», поскольку данный признак указан в гипотезе рассматриваемой нормы. Соответственно, к возрастной категории «новые транспортные средства» такой автомобиль уже относиться никак не может, так как в эту категорию входят автомобили в возрасте менее трех лет. В то же время, согласно п. 11 «Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718, в первую временную категорию (назовем ее по аналогии — «новые автомобили») входят автомобили, с момента выпуска которых прошло не более трех лет. Следовательно, здесь в одной возрастной категории — «новые автомобили» — объединены как автомобили, с момента выпуска которых прошло три года ровно, так и автомобили, с момента выпуска которых прошло менее трех лет. Таким образом, автомобили, с момента выпуска которых прошло три года ровно, относятся к категории новых автомобилей, если ввозятся с применением упрощенного, льготного порядка, и одновременно — к категории бывших в эксплуатации, если ввозятся с применением общего порядка и условий тарифного и нетарифного регулирования. Интересно, что отмеченное противоречие появилось недавно. Так, согласно определению, приведенному в предыдущей редакции Таможенного тарифа РФ, автомобиль считался бывшим в употреблении <*>, если с момента его выпуска прошло три года и более, независимо от величины пробега <**>. Однако нужно отметить, что, в отличие от действующего аналогичного определения, термин «автомобиль, бывший в употреблении» был приведен в единственном числе. Поэтому однородные члены предложения, соединенные союзом «и», обозначали не совокупность нескольких автомобилей, а совокупность признаков одного и того же автомобиля, которым он должен был одновременно удовлетворять для того, чтобы относиться к возрастной категории «бывший в употреблении» <***>. При таких обстоятельствах выражение «три года и более» равнозначно выражению «более трех лет», так как с момента выпуска каждого бывшего в употреблении автомобиля должно пройти не только три года, но и еще некоторое количество времени. ——————————— <*> В наименовании товарной позиции — «автомобиль, бывший в эксплуатации». <**> См.: Таможенный тариф РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 148 // СЗ РФ. 2000. N 9. Ст. 1036. <***> См.: Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. М., 1997. С. 318.

Поэтому в действовавших тогда Таможенном тарифе РФ и «Положении о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783, соблюдался единый подход к вопросу разделения автомобилей по возрастным категориям, а именно в возрасте до трех лет включительно они относились к новым автомобилям, а в возрасте более трех лет — к автомобилям, бывшим в употреблении. Более того, такого противоречия не было даже в тот период нашей истории, когда одновременно <*> существовали два совершенно разных определения «автомобилей, бывших в употреблении». Как следовало из Постановления Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. N 1322 «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности», таковым считался автомобиль со сроком эксплуатации за пределами РФ не менее одного года или при пробеге не менее 20 тысяч км. Напротив, согласно Постановлению Правительства РФ от 6 мая 1995 г. N 454 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» <**> — автомобиль, с момента выпуска которого прошло три и более года, независимо от величины пробега. ——————————— <*> С 10 мая 1995 г. (даты введения в действие Постановления Правительства РФ от 6 мая 1995 г. N 454) до 1 августа 1996 г. (даты, с которой Постановление Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. N 1322 утратило силу). <**> См.: СЗ РФ. 1995. N 20. Ст. 1806.

Тем не менее на практике данные нормы друг с другом не пересекались, поскольку первая подлежала применению при ввозе автомобилей в упрощенном, льготном порядке, а вторая — с применением общего порядка и условий тарифного и нетарифного регулирования. Переход же с одного порядка на другой законодательством тогда предусмотрен не был. Иная ситуация складывается в действующем законодательстве. Так, на основании ст. 281 (п. 1 и 2), 285 (п. 1) ТК РФ, п. 3 «Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2003 г. N 715 <*>, вопрос о том, ввозится ли автомобиль для личного пользования физическим лицом или для его нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и, соответственно, подлежит ли применению упрощенный, льготный или общий порядок таможенного оформления, может быть решен должностным лицом таможенного органа исходя из заявленного данным лицом предназначения ввозимого автомобиля. Кстати, соотношение ставок таможенных пошлин и единых ставок таможенных пошлин, налогов сейчас таково, что физическому лицу практически всегда (за исключением ввоза автомобилей с повышенной мощностью на единицу объема двигателя) выгоднее оформить автомобиль не в упрощенном, льготном, а именно в общем порядке. Например, при ввозе автомобиля стоимостью 250 000 рублей и объемом двигателя 2000 куб. см выгода физического лица от перехода на общий порядок таможенного оформления может составить 1670 евро, а при ввозе автомобиля стоимостью 500 000 рублей и объемом двигателя 2600 куб. см — 2450 евро <**>. ——————————— <*> См.: РГ. 2003. 2 дек. <**> Расчет произведен на основе положений Постановлений Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830; от 29 ноября 2003 г. N 718.

При таких обстоятельствах, учитывая противоречие норм действующего законодательства по поводу классификации автомобиля в возрасте три года ровно, применительно к одному и тому же автомобилю, ввезенному одним и тем же физическим лицом, могут быть применены два разных критерия оценки его возраста с соответствующими тарифными последствиями, что негативно отражается на стабильности правового регулирования в области взимания таможенных платежей. В заключение можно сказать, что использование возраста ввозимого автомобиля в качестве инструмента таможенно-тарифного регулирования имеет в нашей стране давнюю историю. Тем не менее практически в течение всего этого времени, в том числе и сегодня, ситуация такова, что средства правового регулирования данного вопроса далеки от совершенства. К тому же данная проблема касается не только ввоза легковых автомобилей (товарная позиция 8703 ТН ВЭД). Кроме них, в зависимости от возраста классифицируются также тракторы (товарная позиция 8701 ТН ВЭД), автобусы (товарная позиция 8702 ТН ВЭД), грузовики (товарная позиция 8704 ТН ВЭД), двигатели и запасные части к ним (товарные позиции 8707 и 8716 ТН ВЭД), а также двигатели для силовых установок (товарная позиция 8408 ТН ВЭД). При этом ставки ввозных таможенных пошлин для этих товаров разных возрастных категорий также существенно отличаются друг от друга. В итоге экономические потери, связанные с неверной классификацией товаров из-за ошибок при определении их возрастов, а также правовые неурядицы, обусловленные ненадлежащим исполнением норм в данной области таможенных отношений, имеют значительно большие масштабы, чем это может показаться на первый взгляд.

——————————————————————