Алгоритмы для защиты

(Большаков А.) («ЭЖ-Юрист», N 44, 2004)

АЛГОРИТМЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ

А. БОЛЬШАКОВ

Алексей Большаков, юрист.

Вопреки детально установленному в ТК РФ порядку обжалования решений, действий и бездействия должностных лиц таможенных органов на практике нередко возникают вопросы, связанные с особенностями процедуры обжалования отдельных видов решений или действий. Предлагаемый материал систематизирует разрозненные нормы ТК РФ, обобщая и представляя в наглядной форме порядок и условия обжалования.

Практика показывает, что наиболее часто предметом обжалования как в вышестоящие таможенные органы, так и в судебные являются решения таможенного органа: — о корректировке таможенной стоимости товаров и связанные с ними дополнительные требования к выпуску товаров; — о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности с последующим выставлением требования о доплате таможенных платежей; — действия, связанные с изъятием товаров или их арестом в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров в свободное обращение на территории РФ; — действия, связанные с применением мер административного принуждения в связи с возбуждением дела об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ. Рассмотрим особенности обжалования актов, действий и бездействий должностных лиц таможенных органов применительно к данным сферам более подробно.

Определяем стоимость

Обширная судебная практика решения споров о корректировке таможенной стоимости товаров в пользу участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) показывает уязвимость многих решений таможенных органов в части выбора и обоснования метода определения таможенной стоимости. При установлении предмета обжалования необходимо знать, что порядок определения и заявления таможенной стоимости товаров введен ст. 323 ТК РФ, порядок контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, — Положением о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, утвержденным Приказом ГТК РФ от 05.12.2003 N 1399 (далее — Положение). В соответствии с ч. 4 ст. 323 ТК РФ, п. 10 Положения в случае недостаточности представленных декларантом документов и сведений для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления. Форма запроса содержится в приложении 1 к Положению. Один из предметов обжалования — запрос о представлении дополнительных документов и сведений. Квалифицируется в качестве решения должностного лица таможенного органа — таможенного поста или таможни. Обжаловать целесообразно в случае указания в запросе документов, не являющихся обязательными для таможенного оформления товаров и контроля таможенной стоимости. Создает для лица дополнительную обязанность в представлении запрашиваемых документов. Запрос о предоставлении пояснения по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки. Форма данного запроса таможенного органа установлена приложением 2 к Положению. Является решением должностного лица таможенного органа. Создает для лица дополнительную обязанность в предоставлении сведений. Требование обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены, принимается на основании п. 6 ст. 323 ТК РФ. Составляется в письменной форме, установленной Положением, и содержит размер обеспечения. Является решением таможенного органа. Создает препятствие в виде права лица свободно распоряжаться свободными денежными средствами, отвлекая их на депозит таможенного органа.

Классифицируем товары

Последствия таможенного контроля за правильностью классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой (ТН) ВЭД России являются одним из проблемных вопросов в общении таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности. В силу ст. 40 ТК РФ товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров. Порядок контроля правильности классификации таможенным органом товаров при проведении таможенного оформления и таможенного контроля определен Приказом ГТК России от 19.11.2002 N 1208 (далее — Приказ N 1208). Направление ОТОиТК таможенного органа в ОТНиПТ или ОТНР таможенного органа по форме, утвержденной Приказом N 1208. Квалифицируется как решение должностного лица таможенного органа. Составляется при наличии оснований полагать несоблюдение декларантом правил интерпретации ТН ВЭД при декларировании товаров. Влияет на законный интерес декларанта произвести таможенное оформление в кратчайшие сроки. Запрос ОТНиПТ или ОТНР таможенного органа у декларанта дополнительных сведений о товаре может быть оформлен в виде письма таможенного органа, вручаемого декларанту под роспись либо иными способами. Возлагает на декларанта дополнительную обязанность, выражающуюся в представлении дополнительных документов, сведений. Решение ОТНиПТ или ОТНР о классификации товаров. Форма решения установлена приложениями 2, 3, 4 к Положению, утвержденному Приказом N 1208. Квалифицируется как решение должностного лица таможенного органа. Вручается декларанту под роспись. Влияет на законный интерес декларанта произвести таможенное оформление в кратчайшие сроки. Решение ОТОиТК таможенного органа о невозможности выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. Оформляется в виде внесения в ГТД записи: «По товару N ____ принято решение о классификации от _________ N _______. Выпуск запрещен.», подписанной и заверенной оттиском личной номерной печати должностного лица ОТОиТК. Устанавливает запрет свободного пользования и распоряжения ввезенными товарами.

Таможенная ревизия

При обжаловании действий сотрудников таможенных органов, связанных с изъятием товаров или их арестом в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров в свободное обращение на территории РФ, необходимо иметь в виду следующее. Таможенные органы могут изъять товар или арестовать его в ходе проведения таможенной ревизии в рамках ст. 376, 377 ТК РФ, а также в рамках полномочий, предоставленных ст. 391 ТК РФ, но в порядке, предусмотренном применительно к изъятию при проведении таможенной ревизии. Порядок проведения таможенной ревизии изложен в Приказе ГТК РФ от 11.06.2004 N 663. Кроме этого, ГТК РФ таможенным органам рекомендовано использовать единые формы документов, составляемых в ходе таможенной ревизии, приведенные в письме ГТК РФ от 14.07.2004 N 01-06/25857 (далее — письмо ГТК). Перечислим их. — Решение о проведении общей или специальной таможенной ревизии. Составляется на бланке таможенного органа, содержит данные начальника таможни или замещающего его лица, принявшего решение о проведении ревизии, дату проведения и состав должностных лиц таможни, участвующих в проведении ревизии, а также вопросы, по которым проводится ревизия. Квалифицируется как решение таможенного органа. Влияет на право лица свободно осуществлять экономическую деятельность, возлагает на проверяемое лицо обязанность в представлении таможенным ревизорам документов и сведений. — Постановление об изъятии или постановление о наложении ареста на товары оформляется в виде процессуального документа, форма бланка которого установлена письмом ГТК. Является решением должностного лица таможенного органа, проводящего специальную таможенную ревизию. Возлагает на проверяемое лицо обязанность в выдаче изымаемых товаров, ограничивает его право в их использовании и распоряжении ими. — Изъятие или арест товаров. Оформляется в виде процессуального документа-протокола, форма которого установлена письмом ГТК, является действием должностного лица таможенного органа, проводящего специальную таможенную ревизию. Копия протокола вручается лицу, у которого обнаружены товары, либо его представителю. Препятствует проверяемому лицу распоряжаться и пользоваться товарами, которые арестованы или изъяты.

Меры принуждения

Закрепленное в главе 7 ТК РФ право обжаловать все без исключения решения, действия, бездействие таможенных органов РФ позволяет подавать жалобы на действия таможенных органов, связанные с применением мер административного принуждения, обусловленных возбуждением дела об административном правонарушении в соответствии с КоАП. Данный вывод не противоречит складывающемуся толкованию новой редакции ТК РФ <*>. ——————————— <*> См., например: Комментарий к ст. 46 ТК РФ // Комментарий к Таможенному кодексу РФ / Под ред. А. Н. Козырина. М.: Проспект, 2004.

Полный перечень мер ограничений, которые таможенный орган вправе применить к лицам, товарам и транспортным средствам, перечислен в ст. 27.1 КоАП. На практике таможенные органы чаще всего используют такие меры, как личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей. Решения должностных лиц таможенных органов о применении мер ограничений оформляются в виде процессуальных документов, доведенных до таможенных органов письмом ГТК России от 18.11.2002 N 01-06/45305 «О направлении форм процессуальных документов» (далее — письмо о форме). Исходя из указанного предметом обжалования при применении должностными лицами таможенного органа ограничений, связанных с применением мер административного принуждения, являются нижеперечисленные решения или действия: — личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, являются действием должностного лица таможенного органа. Результаты действия формализуются в виде протокола, форма которого установлена в приложении 7 к письму о форме. Влияет на конституционное право лица на личную неприкосновенность; — осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов — действие должностного лица таможенного органа, результатом которого является составление протокола осмотра. Форма протокола осмотра установлена в приложении 8 к письму о форме. Возлагает на лицо обязанность выдачи предметов, вещей, документов, обладающих признаками вещественных доказательств по делу об административном правонарушении, ограничивает лицо в пользовании и распоряжении указанными предметами, вещами и документами; — изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей также является действием должностного лица таможенного органа. Форма протокола изъятия и ареста установлена приложениями 10 и 11 к письму о форме. Препятствует лицу распоряжаться и пользоваться документами, товарами, транспортными средствами и иными вещами, которые арестованы или изъяты.

Кому обжаловать?

По общему правилу (ст. 47 ТК РФ) жалоба на нарушение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа подается вышестоящему должностному лицу, а жалоба на решения, действия (бездействие) таможенного органа — в вышестоящий таможенный орган. Применительно к предметам обжалования, указанным выше, рассмотрим перечень лиц, которым может быть подана жалоба.

Обжалуемое решение, Кто принял решение, Кому обжалуется действие (бездействие) совершено действие (бездействие)

При корректировке таможенной стоимости товаров

Запрос о предоставлении Должностное лицо ОТОиТК Начальнику таможенного дополнительных таможенного поста или поста либо документов и сведений таможни начальнику таможни

Запрос о предоставлении Должностное лицо ОТОиТК Начальнику таможенного пояснения по условиям таможенного поста или поста либо начальнику продажи товаров, которые таможни таможни могли повлиять на цену сделки

Требование обеспечения Таможенный орган — Вышестоящему таможенному уплаты таможенных таможенный пост или органу — таможне либо платежей, которые могут таможня таможенному управлению быть дополнительно начислены

При классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД

Направление Должностное лицо ОТОиТК Начальнику таможенного таможенного органа — поста либо начальнику таможенного поста или таможни таможни

Запрос дополнительных Должностное лицо ОТНиПТ Начальнику таможни либо сведений о товаре или ОТНР таможенного начальнику таможенного органа — таможни или управления таможенного управления

Решение о классификации Должностное лицо ОТНиПТ Начальнику таможни либо товаров в соответствии или ОТНР таможни или та — начальнику таможенного с ТН ВЭД моженного управления управления

Решение о невозможности Должностное лицо ОТОиТК Начальнику таможенного выпуска товаров таможенного органа — поста либо начальнику в соответствии с таможенного поста или таможни заявленным таможенным таможни режимом

При изъятии или арест товаров в ходе проведения повторного таможенного контроля

Решение о проведении Начальник таможни Начальнику вышестоящего общей или специальной таможенного управления таможенной ревизии

Постановление об изъятии Должностное лицо Начальнику вышестоящего или постановление о таможенного поста или таможенного органа — наложении ареста на таможни, включенное в таможенного поста или товары решение таможни о таможни проведении таможенной ревизии

Протокол изъятия товаров Должностное лицо Начальнику вышестоящего или протокол ареста таможенного поста или таможенного органа — товаров при проведении таможни, включенное в таможенного поста или таможенной ревизии решение таможни о таможни проведении таможенной ревизии

При применении мер обеспечения в ходе производства по делу об административном правонарушении

Личный досмотр Должностное лицо Начальнику вышестоящего — таможенного органа — таможенного органа — таможенного поста таможенного поста или или таможни таможни

Осмотр принадлежащих Должностное лицо Начальнику вышестоящего юридическому лицу таможенного органа — таможенного органа — помещений, территорий, таможенного поста или таможенного поста или находящихся там вещей и таможни таможни документов

Протокол изъятия товаров Должностное лицо Начальнику вышестоящего или протокол ареста таможенного органа — таможенного органа — товаров таможенного поста таможенного поста или или таможни таможни

——————————————————————