Формы осуществления предпринимательской деятельности на территории России

(Попондопуло В. Ф.) («Предпринимательское право», 2005, N 4) («Налоги» (газета), 2006, NN 13, 14)

ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

В. Ф. ПОПОНДОПУЛО

Попондопуло В. Ф., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета.

Общая характеристика форм осуществления предпринимательской деятельности

Возможные формы осуществления иностранцами предпринимательской деятельности на территории России разнообразны: от совершения отдельных сделок до создания юридических лиц. Правовое положение иностранных физических и юридических лиц, филиалов и представительств иностранных компаний определяется национальным законодательством, законодательством страны их пребывания, а также международными актами. Если коммерческая организация (ее дочернее общество, филиал, представительство) осуществляет деятельность на территории другого государства, она подчиняется юрисдикции этого государства. Это правило действует и в отношении организаций, не являющихся юридическими лицами по национальному праву (картелей, синдикатов и иных объединений) (ст. 1202, 1203 ГК РФ). Это объясняется необходимостью обеспечения национальных интересов и осуществления контроля за деятельностью иностранных юридических лиц на территории соответствующего государства. Особенно это касается деятельности транснациональных корпораций (ТНК), которые представляет собой объединение формально самостоятельных юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством различных стран со своим личным статусом. Юридические лица, составляющие ТНК, действуют в разных странах, но объединены определенными юридическими связями и подчиняются общей стратегии <*>. На практике получается, что государства распространяют свою юрисдикцию только на ту часть ТНК, которая находится на их территории. Компании, входящие в экономически единую структуру ТНК, подчинены каждая в отдельности законам государства их национальности. Ни одно государство при условии соблюдения принципа территориального суверенитета не может охватить в своем регулировании весь комплекс ТНК. Следовательно, только национальное регулирование не может оказаться эффективным. Этим объясняется стремление международного сообщества регулировать деятельность ТНК <**>. ——————————— <*> Ляликова Л. А. Правовые проблемы транснациональных корпораций // Актуальные проблемы современного буржуазного гражданского права. М., 1981. С. 125; Асосков А. В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте. М., 2003. С. 246. <**> Например, в рамках ООН разработан Кодекс поведения транснациональных корпораций. Ряд документов принят в ЕС, например Седьмая директива о сводных счетах групп компаний (Директива Совета министров ЕС N 83/349); Регламент Совета ЕС от 25 июля 1985 г. (2137/85) о европейских объединениях с общей экономической целью; и другие. На уровне СНГ были приняты: Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений от 15 апреля 1994 г.; Конвенция о транснациональных корпорациях от 14 января 2000 г., Модельный закон от 17 февраля 1996 г. «О финансово-промышленных группах» и некоторые другие акты.

Осуществление иностранных инвестиций на территории РФ регулируется Федеральным законом «Об иностранных инвестициях» <*>, иными правовыми актами РФ <**>, а также международными договорами РФ. Закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Коммерческие организации с иностранными инвестициями создаются и действуют в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ (ст. 20 Закона об иностранных инвестициях). Допускается создание и деятельность на территории России коммерческих организаций как со 100% иностранным капиталом, так и за счет совмещения российского и иностранного капитала (совместные предприятия). ——————————— <*> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493. (Далее — Закон об иностранных инвестициях.) <**> См., например: Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850; Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

Возрастающий товарооборот с зарубежными странами и политика Российского государства, направленная на привлечение иностранных инвестиций в экономику страны, привели к значительному росту числа иностранных фирм, имеющих свои представительства и филиалы на территории РФ. Из-за политической и экономической нестабильности в России иностранные фирмы часто предпочитают не инвестировать средства в совместные предприятия, а открывать свои филиалы и представительства. Осуществление деятельности через обособленные подразделения уменьшает риск возможных потерь. В настоящее время такая форма присутствия иностранного капитала, как создание филиалов и представительств, по-прежнему остается достаточно привлекательной для иностранных инвесторов, выходящих на российский рынок. Выбор иностранцами организационно-правовой формы коммерческой организации в России связан с рядом обстоятельств: избранной стратегией развития компании; политическими и экономическими условиями и тенденциями, существующими в стране пребывания; и другими. Например, при создании в России компании в форме открытого акционерного общества (ОАО) необходимо учитывать особенности российского акционерного законодательства, а также принимать во внимание иные российские реалии (уровень защищенности собственности; издержки, связанные с прохождением процедур регистрации и лицензирования; банковскую политику; практику незаконных слияний и поглощений; психологию мелких и крупных акционеров; и другие риски). Известно, что в результате проведения в России приватизации вместо создания широкого круга средних и мелких собственников был сформирован узкий класс крупных собственников (олигархов). Новые ОАО, привлекающие инвестиции за счет акционирования, практически не создаются. Это объясняется незаинтересованностью крупных акционеров в «размывании» капитала (более 90% эмиссий не связаны с привлечением нового капитала); предпочтением кредитных форм заимствования; недостаточной защищенностью права собственности, о чем свидетельствуют и объемы вывоза капитала из страны; низким уровнем грамотности представителей малого и среднего бизнеса; отсутствием государственной стратегии в области развития инвестиционных отношений <*>. ——————————— <*> См.: Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка Концепции развития корпоративного законодательства и корпоративного управления» от 1 декабря 2004 г. / Научный рук. Е. В. Макеева; Некоммерческое партнерство «Гильдия инвестиционных и финансовых аналитиков». М., 2004. (Далее — Концепция развития корпоративного законодательства.)

В зависимости от основной цели деятельности юридические лица подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). Основной целью деятельности коммерческих организаций (юридических лиц торгового права) является систематическое извлечение прибыли. Такие организации создаются в форме полных товариществ, товариществ на вере, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, акционерных обществ (закрытых и открытых), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий <*>. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций указан непосредственно в ГК РФ и является исчерпывающим <**>. ——————————— <*> Поскольку особенности правового положения производственных кооперативов и унитарных предприятий не затрагиваются в данной статье, отметим лишь следующее. Производственные кооперативы являются объединениями как лиц, так и капиталов. И с одним обстоятельством (личное трудовое участие), и с другим обстоятельством (внесение пая) закон связывает определенные юридические последствия (участие в управлении, распределение прибыли и убытков и некоторые другие). В отношении унитарных предприятий ведется политика, направленная на их ликвидацию, продажу их имущественных комплексов, приватизацию и преобразование в ОАО (См.: О реформе государственных предприятий: Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. // СЗ РФ. 1994. N 5. Ст. 393; Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. N 39. Ст. 4626). <**> Некоммерческие организации, не имея цели извлечения прибыли, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению основных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Они не имеют права распределять полученный доход между участниками.

Используемые законодательством и практикой иные обозначения типа «хозяйствующий субъект», «банк», «биржа», «арендное предприятие», «малое предприятие», «предприятие с иностранными инвестициями», «совместное предприятие», «холдинг», «финансово-промышленная группа» и некоторые другие, имеющие определенное смысловое значение, подчеркивают характер деятельности предпринимателя, но к организационно-правовым формам юридических лиц отношения не имеют. Наоборот, соответствующие юридические лица создаются в одной из организационно-правовых форм коммерческих или некоммерческих организаций, предусмотренных ГК. Например, в соответствии с Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» под хозяйствующими субъектами понимаются коммерческие организации, некоммерческие организации (за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью), а также индивидуальные предприниматели. Деятельность хозяйствующих субъектов подвергается антимонопольному регулированию и контролю в целях обеспечения конкуренции. Субъектами малого предпринимательства признаются коммерческие организации, в уставном (складочном) капитале которых доля участия государства и общественных организаций не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней, например, в промышленности — 100 человек, в розничной торговле — 30 человек и т. п. (ст. 3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» <*>). ——————————— <*> СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2343.

Дочерние и зависимые общества также не являются организационно-правовыми формами коммерческих организаций (ст. 105 — 106 ГК). В качестве дочернего общества может выступать любое хозяйственное общество. Особенности правового положения дочерних обществ связаны с их взаимоотношениями с «материнскими» (контролирующими) обществами или товариществами и возможным возникновением ответственности контролирующих компаний по долгам дочерних. Система взаимосвязанных компаний (основной «материнской» и дочерних) может быть холдингом, финансово-промышленной группой (ФПГ), концерном и т. п. Однако указанные группы компаний не являются самостоятельными субъектами права — юридическими лицами. Например, ФПГ — это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ (договора простого товарищества — ст. 1041 ГК) в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест (ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах») <*>. ——————————— <*> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697.

Определенные коммерческие и некоммерческие организации в силу закона осуществляют исключительные виды деятельности (которыми не вправе заниматься иные юридические лица), им запрещено заниматься иными видами деятельности. Таковыми являются кредитные организации, страховые организации, биржи и ряд других. В наименовании таких организаций должно содержаться указание на характер их деятельности (п. 1 ст. 54 ГК), например ЗАО «Балтийский банк». В юридической науке существуют споры относительно принципа замкнутости перечня организационно-правовых форм юридических лиц. По мнению некоторых авторов, указанный перечень не должен носить исчерпывающий характер <*>. На наш взгляд, обоснованной является иная точка зрения, в соответствии с которой принцип замкнутого круга организационно-правовых форм юридических лиц позволяет исключить возникновение конструктивно неустойчивых юридических лиц <**>. Кроме того, исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций необходим для целей их государственной регистрации и контроля. ——————————— <*> См., например: Веденин И. Н. Современные проблемы хозяйственного (предпринимательского) права // Государство и право. 1996. N 4. <**> См., например: Гражданское право России: Курс лекций: Часть первая / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1996. С. 60.

Споры ведутся также по поводу необходимого перечня организационно-правовых форм коммерческих организаций. Следует согласиться с авторами Концепции развития корпоративного законодательства о необходимости сокращения указанного перечня, приведения его в соответствие с известными законодательствами развитых зарубежных стран и тем самым устранения связанных с этим барьеров на пути иностранных инвестиций и международной торговли, усиления защиты прав и интересов участников юридических лиц и их кредиторов. Далее вопрос будет рассмотрен подробнее.

Хозяйственные товарищества и общества

Поскольку коммерческие организации с иностранными инвестициями создаются и действуют на территории России в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, сосредоточим свое внимание на характеристике этих форм ведения предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества и общества характеризуются определенным сходством и различиями. Основное сходство проявляется в том, что они обладают правом собственности на имущество, а их учредители (участники) имеют обязательственные права требования в отношении хозяйственных товариществ и обществ. Хозяйственные товарищества и общества должны обладать капиталом (складочным, уставным, основным), который выступает имущественной основой их деятельности и гарантирует интересы их кредиторов. Различие указанных организаций предопределяется тем, что хозяйственные товарищества являются объединениями лиц, а хозяйственные общества — объединениями капиталов. Исторический путь развития коммерческих организаций свидетельствует о том, что они прошли путь от простого товарищества (договора о совместной деятельности), полного товарищества и товарищества на вере (как объединений лиц) до хозяйственных обществ (как объединений капиталов). Различие проявляется также в том, что хозяйственные товарищества относятся к организациям с переменным капиталом (размер складочного капитала хозяйственных товариществ законом не регламентируется). Хозяйственные общества относятся к коммерческим организациям с постоянным капиталом. Закон содержит императивные требования по формированию уставного капитала (минимальный размер, порядок формирования, уменьшения, увеличения). Минимальный уставный капитал ООО, ОДО, ЗАО составляет 100-кратный размер МРОТ, ОАО — 1000-кратный размер МРОТ на дату их государственной регистрации. Для ряда коммерческих организаций, например коммерческих банков, специальным законодательством установлен значительно больший минимальный размер уставного капитала, а также другие требования (например, нормативы собственного и заемного капиталов), обеспечивающие имущественные интересы их кредиторов. Характеризуя особенности правового положения хозяйственных товариществ и обществ в России, полезно провести их отличие от аналогичных юридических лиц зарубежных стран. Торговое товарищество (партнерство). Правовое положение торговых товариществ (партнерств) определяется Торговыми кодексами (например, в Германии, Франции) либо специальными законами (например, в США, Англии, Финляндии). В континентальном праве выделяется два вида торговых товариществ: полное товарищество и коммандитное товарищество. Полное товарищество (по ГТУ — die offene Handelsgesellschaft — OHG; по ФТК — societe en nom collectif) — это договорное объединение лиц для ведения совместной предпринимательской деятельности под единой фирмой. При этом в одних странах полное товарищество признается юридическим лицом (например, Франция, Италия), в других не признается (например, Германия, Швейцария). В Англии и США деятельность полных товариществ (general partnership) регулируется английским Законом о партнерстве 1890 г. и американским Единообразным законом о партнерстве 1914 г. в редакции 1992 г. Здесь полные товарищества (партнерства) не признаются юридическими лицами. Коммандитное товарищество (по ГТУ — Kommanditgesellschaft — KG; по ФТК — des societes a responsabilite limitee) также является договорным объединением лиц для совместной предпринимательской деятельности и признается юридическим лицом. Участниками коммандитного товарищества являются лица, которые отвечают всем своим имуществом по обязательствам товарищества, и лица, которые несут риск убытков в пределах внесенного вклада (коммандитисты). Коммандитисты не имеют права выступать в отношениях с третьими лицами в качестве представителей товарищества, не имеют права на ведение дел товарищества. В Англии и США аналогом коммандитного товарищества является партнерство с ограниченной ответственностью (Limited Partnership), статус которого определен Единообразным законом США о партнерстве с ограниченной ответственностью 1916 г. и Законом Англии о партнерстве с ограниченной ответственностью 1907 г. В России хозяйственные товарищества признаются юридическими лицами и подразделяются на две организационно-правовые формы: полные товарищества (ПТ) и товарищества на вере (коммандитные товарищества) (ТВ) (ст. 69 — 86). В литературе предлагается рассматривать их в качестве разновидностей одной организационно-правовой формы — хозяйственного товарищества и принять специальный закон о хозяйственных товариществах <*>. ——————————— <*> См.: Кураев В. Н. Правовое положение хозяйственных товариществ. Автореф. дис… канд. юрид. наук. СПб., 1997. С. 9 — 10.

ПТ — это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Следовательно, по российскому законодательству ПТ является договорным объединением лиц и признается юридическим лицом. ТВ — это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников — вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Таким образом, ТВ, по существу, представляет собой объединение лиц (полных товарищей) и капиталов (капиталов вкладчиков), чем и определяются особенности его правового положения. Особенности правового положения ТВ, отличающие его от ПТ, определяются особенностями правового положения его участников — вкладчиков, особенностями использования их вкладов. ТВ в известном смысле можно считать разновидностью ПТ, в котором наряду с полными товарищами появляется один или несколько участников — вкладчиков. Учитывая это, законодатель в целях нормативной экономии регламентирует только особенности правового положения ТВ. Так, в п. 2 ст. 82 отмечается, что положение полных товарищей, участвующих в ТВ, и их ответственность по долгам товарищества определяются правилами ГК об участниках ПТ. В п. 5 ст. 82 ГК указывается, что к ТВ применяются правила ГК о ПТ постольку, поскольку это не противоречит правилам ГК о ТВ. ГК РФ не допускает создание так называемого коммандитного товарищества на акциях (акционерной коммандиты), известного гражданскому праву Франции и Германии. Общество с ограниченной ответственностью (в Германии — Gesellschaft mit beschrankter haftung — GmBH; во Франции — des societes a responsabilite limitee) — это юридическое лицо торгового права с разделенным на доли уставным капиталом. Участники ООО не отвечают по обязательствам общества, они несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Правовое положение ООО определяется в Германии Законом об обществах с ограниченной ответственностью 1892 г., во Франции — Законом о торговых компаниях 1966 г. В соответствии с законодательством большинства государств максимальное число участников ООО — 50. При превышении указанного числа участников ООО должно быть преобразовано в АО либо ликвидировано. ООО может быть создано одним учредителем и может состоять из одного участника. Некоторые государства (Франция, Бельгия) запрещают обществу одного лица быть, в свою очередь, единственным участником другого общества. Уставный капитал ООО поделен на доли участия. Минимальный размер уставного капитала определяется законами. Каждый участник должен внести вклад в уставный капитал ООО в сроки, в порядке и в размере, которые определены законом и уставом. Участник, внесший вклад в уставный капитал, имеет в капитале общества долю участия. Распределение долей участия определяется в уставе общества. В странах англосаксонского права ООО соответствуют частные компании с ограниченной ответственностью (Великобритания) и закрытые корпорации (США) <*>. ——————————— <*> Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учебное пособие / Под общ. ред. В. В. Безбаха и В. К. Пучинского. М., 2004. С. 123.

В России ООО — это учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Правовое положение ООО определяется ГК РФ (ст. 87 — 95) и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» <*>. Кроме того, особенности создания и правового положения ООО в сферах банковской, страховой, инвестиционной и сельскохозяйственной деятельности определяются специальными федеральными законами. Участниками ООО могут быть граждане и юридические лица независимо от того, являются ли они предпринимателями. Общество может быть учреждено одним лицом и состоять из одного участника. Однако общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников ООО не должно превышать 50. В противном случае оно подлежит преобразованию в течение года в ОАО или в производственный кооператив, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке по требованию ФНС России, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела. ——————————— <*> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785. (Далее — Закон об ООО.)

Поскольку ответственность участников ООО по его долгам исключается, формируется уставный капитал ООО, который определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Законом регламентируются минимальный размер уставного капитала ООО, порядок формирования и изменения уставного капитала, порядок перехода доли участника в уставном капитале другому лицу, порядок выхода и исключения участника из общества. ООО по российскому законодательству имеет черты договорно-уставного объединения лиц и капиталов, что, как будет показано далее, осложняет практику деятельности ООО. Действительно, учредительными документами ООО являются и учредительный договор, и устав. Возможность исключения участника из общества также свидетельствует в пользу характеристики ООО как персонального объединения. Правила об исключении участника из общества, на наш взгляд, противоречат природе общества как объединения капиталов. ГК таких правил не предусматривает. Однако п. 28 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 от 1 июля 1996 г. установлено, что исключение участника из общества фактически является изменением условий соответствующего учредительного договора (расторжением его в отношении данного участника). Это может произойти в случаях, предусмотренных законом или учредительными документами общества, а также при существенном нарушении соответствующим участником общества условий учредительного договора (ст. 450 ГК). Затем, это правило нашло закрепление и в Законе об ООО (ст. 10). Особой разновидностью ООО является общество с дополнительной ответственностью (ОДО). Это следует из нормы п. 3 ст. 95 ГК: к ОДО применяются правила ГК об ООО постольку, поскольку иное не предусмотрено ст. 95 ГК. Отличие ОДО от ООО заключается лишь в том, что участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Акционерное общество (в Германии — Aktiengesellshaft — AG; во Франции — Societe Anonyme) — это юридическое лицо торгового права, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества по отношению к обществу. АО являются объединениями капитала. Европейское акционерное законодательство отличается от американского и находится под сильным влиянием Директив ЕС, направленных на создание унифицированных норм акционерного законодательства государств — участников ЕС. Ряд государств имеет специальные акционерные законы, например Закон Германии об акционерных обществах 1965 г., Закон Испании об акционерных обществах от 1989 г. В некоторых странах правовое положение АО определяется общими актами, например Законом Франции о торговых компаниях 1966 г. (инкорпорирован ФТК 1999 г.), Законом Бельгии о торговых компаниях, ГК Италии 1942 г., ГК Нидерландов. По акционерному законодательству зарубежных стран учредителями АО могут быть любые физические и юридические лица. Минимальное число учредителей определяется по-разному, например, в Германии их должно быть не менее пяти, во Франции не менее семи. Максимальный предел численности акционеров не устанавливается. Допускаются АО, созданные одним лицом и с участием одного лица. Европейскому законодательству неизвестно деление на открытые АО и закрытые АО. Французское законодательство выделяет обычные АО (не обращающиеся к публичной подписке), и АО, пользующиеся общественными сбережениями (обращающиеся к публичной подписке). Последние подчиняются особым правилам создания и деятельности. Учредительным документом АО по законодательству европейских государств является устав, который должен содержать определенные сведения, указанные в законах об АО. Акционерное законодательство большинства европейских государств в отличие от стран общего права характеризуется наличием норм о минимальном уставном капитале, его оплате, увеличении и уменьшении, которыми обеспечиваются интересы кредиторов АО. В соответствии со Второй директивой ЕС 76/91 от 13 декабря 1976 г. минимальный размер уставного капитала АО должен составлять не менее 25 тыс. евро. Акции, на которые разделен уставный капитал АО, должны быть выражены по номинальной сумме, например, в Германии минимальная номинальная сумма составляет 4 евро. Разновидностью АО являются коммандитные товарищества на акциях, которые предусмотрены законами некоторых государств (Германия, Франция, Италия). Так, по Закону Германии об акционерных обществах коммандитное товарищество на акциях является торговым товариществом с самостоятельной правосубъектностью, в котором минимум один участник неограниченно отвечает перед кредиторами товарищества, а прочие участвуют в разделенном на акции уставном капитале, не отвечая лично по обязательствам товарищества (коммандитные акционеры). Законом установлено минимальное количество коммандитных акционеров — не менее пяти лиц. В Англии аналогом АО являются компании. При этом на право компаний Англии оказывает влияние европейское право (директивы ЕС). Под АО в Англии (joint stock company; public limited company — PLC) понимается компания, участники которой вносят денежные средства для финансирования деятельности компании в обмен на акции компании. Правовое положение компаний определено Законом о компаниях 1985 г., Законом о компаниях 1989 г., Законом о наименовании компаний в сфере бизнеса 1985 г., Законом о финансовой деятельности 1986 г., и др. Учредительным документом компании является меморандум, который регламентирует внешние отношения компании. Внутренние отношения в компании определяет внутренний регламент, положения которого должны соответствовать меморандуму. В США аналогом АО являются предпринимательские корпорации (business corporations), правовое положение которых определяется законодательствами штатов и лежащим в их основе Примерным законом о предпринимательских корпорациях (Model Business Corporation Act), который разработан Американской ассоциацией адвокатов в 1969 г. Корпорации могут быть открытыми (publicly corporation) и закрытыми (close corporation). Корпорацию может учредить любое юридическое или физическое лицо, как иностранное, так и отечественное. В качестве учредителя может выступать и одно лицо. Учредительным документом корпорации является ее устав. Внутренние отношения регламентируются регламентом корпорации. Минимальный размер уставного капитала корпораций не установлен. Номинальная стоимость акций не определяется, акции определяются как «единицы, на которые разбиты имущественные права в корпорации». Деление акций на обыкновенные и привилегированные не предусмотрено. Если уставом корпорации предусмотрен выпуск акций разных категорий, то необходимо описать все предоставляемые такими акциями права. По российскому законодательству АО — это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права акционеров по отношению к обществу. Правовое положение АО определяется ГК РФ (ст. 96 — 104) и Федеральным законом «Об акционерных обществах» <*>. Особенности созд ания и правового положения АО в сферах банковской, инвестиционной страховой, сельскохозяйственной деятельности, а также обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются специальными федеральными законами (п. 3 — 5 ст. 1 Закона об АО). Федеральным законом от 19 июля 1998 г. «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» <**> определяются особенности правового положения организаций этого вида. Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. «Об инвестиционных фондах» <***> установлены особенности создания и правового положения акционерных инвестиционных фондов (АИФ). ——————————— <*> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; 2001. N 33. С. 3423. (Далее — Закон об АО.) <**> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3611. Ни ГК РФ, устанавливающий исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, ни Закон об АО не знают такой формы, как АО работников, что вызывает серьезные сомнения в ее легитимности (п. 2 ст. 3 ГК). <***> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562.

АО является уставным объединением капиталов. Его отличие от ООО определяется различной природой акции в АО и доли в ООО. Акция — это ценная бумага. Она не дает права требовать возврата денежных сумм или иных видов обеспечения, внесенных в счет оплаты акций в уставный капитал. Акционер как собственник ценной бумаги может переуступить ее другому лицу, но не может требовать от общества выплаты стоимости имущества последнего, эквивалентного числу принадлежащих ему акций в уставном капитале АО. Именно поэтому АО является более устойчивым образованием, его участник (акционер) может осуществить выход из общества только путем отчуждения принадлежащих ему акций. АО может быть открытым (ОАО) или закрытым (ЗАО), что отражается в его уставе и фирменном наименовании (ст. 7). ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции и осуществлять их свободную продажу. Акционеры ОАО вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Число акционеров ОАО не ограничено. Акции ЗАО распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного, круга лиц. ЗАО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50, в противном случае оно в течение одного года должно быть преобразовано в ОАО либо подлежит ликвидации в судебном порядке. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. ОАО и ЗАО являются разновидностями одной организационно-правовой формы коммерческих организаций — акционерного общества. Практическое значение этого вывода заключается в том, что преобразование одной разновидности АО в другую не является формой реорганизации АО как юридического лица. Следовательно, не требуется соблюдения правил о реорганизации юридических лиц: составления передаточного бухгалтерского баланса, уведомления кредиторов акционерного общества и т. п. Акционерная организация предпринимательской деятельности, прежде всего в форме ОАО, отличается той существенной особенностью, что затрагивает имущественные интересы многих сотен, а то и тысяч мелких акционеров (инвесторов). Именно это обстоятельство предопределяет многие особенности правового положения АО. С одной стороны, эти особенности направлены на защиту прав и законных интересов акционеров, а также кредиторов общества, что выражается в ряде правовых ограничений и запретов, касающихся деятельности исполнительных органов общества; в нормах о распределении компетенции между органами управления общества; в требованиях публичного ведения дел ОАО, а в случаях, предусмотренных законом, и ЗАО (например, кредитными, страховыми, инвестиционными организациями); в требовании о ведении реестра акционеров, а в случаях, если их более 50, — на основе договора общества с регистратором; в ограничениях на выпуск обществом привилегированных акций (не более 25% уставного капитала) и облигаций (не более величины уставного капитала или величины обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами); и т. п. С другой стороны, АО — это коммерческая организация, целью деятельности которой является извлечение прибыли. Чрезмерное вмешательство акционеров в оперативно-хозяйственную деятельность АО не способствует эффективности предпринимательской деятельности общества, объективно не соответствует интересам самих акционеров. Соответственно законодатель предусматривает пределы такого вмешательства, обеспечивающие известную свободу предпринимательской деятельности АО. В частности, это жесткая процедура созыва и проведения общего собрания акционеров. Правом предлагать вопросы для рассмотрения на общем собрании обладают акционеры (акционер), владеющие не менее 2% акций общества. На общем собрании акционеров могут рассматриваться только те вопросы, которые отнесены к его компетенции и включены в повестку дня (ст. 48). Акционер имеет право обжаловать решение общего собрания в суд только в случаях, прямо предусмотренных законом (ст. 49). Законом ограничены возможности акционеров по ознакомлению с документами бухгалтерского учета и протоколами заседаний исполнительного органа общества (ст. 91). Таким образом, акционерное законодательство в целом направлено на закрепление баланса интересов всех участников акционерных отношений: акционеров, АО и его управляющих <*>. Что же касается основной цели создания и деятельности АО, то это извлечение прибыли на основе эффективной эксплуатации акционерного капитала. ——————————— <*> См.: Бушев А. Ю., Попондопуло В. Ф. О балансе интересов большинства и меньшинства акционеров при консолидации акций / Правоведение. N 1.

Учредительным документом АО является его устав. Заключаемый учредителями договор о создании АО учредительным документом не является. Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой. Общество вправе размещать также один или несколько типов привилегированных акций. Уставный капитал АО определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Законом регламентируются правила об увеличении и уменьшении уставного капитала общества и предусматриваются гарантии прав акционеров и кредиторов (ст. 28 — 30 Закона об АО).

Тенденции развития организационно-правовых форм хозяйственных товариществ и обществ в России

В настоящее время наиболее распространенной формой коммерческих организаций в России, созданных не в процессе приватизации, являются ООО. Это объясняется рядом обстоятельств: ограниченная ответственность участников (преимущество перед хозяйственными товариществами), менее жесткий режим регулирования по сравнению с АО, правовое положение которых осложнено императивными требованиями к выпуску акций. Таким образом, ООО занимают промежуточное положение между хозяйственными товариществами (ПТ и ТВ), являющимися договорными объединениями лиц (учредительным документом является учредительный договор), и акционерными обществами (ЗАО и ОАО), представляющими собой уставные объединения капиталов (учредительным документом является устав). В наибольшей мере ООО тяготеют к ТВ (определенное сходство правового положения участников ООО и вкладчиков ТВ) и ЗАО (заранее определенный, ограниченный круг участников). ООО и его разновидность — ОДО являются переходными формами, сочетающими в себе элементы объединения лиц и капиталов, договорные и уставные элементы. Как известно, учредительными документами ООО и ОДО являются учредительный договор и устав (п. 1 ст. 89 ГК РФ). Подобное юридическое решение отечественного законодателя, как справедливо отмечается в Концепции развития корпоративного законодательства, не согласуется с природой ООО как корпорации. Правовая конструкция ООО возникла в немецком праве, где оно традиционно рассматривалось наряду с АО в качестве корпорации. Договору, заключаемому учредителями при создании немецкого GmBH, российским законодателем была необоснованно придана сила учредительного договора. Это вступает в противоречие с тем, что договор, заключаемый при создании АО, российский законодатель не рассматривает в качестве учредительного договора. В целях совершенствования системы организационно-правовых форм коммерческих организаций было бы целесообразно отказаться от таких форм, как ОДО, предусмотрев в законе возможность введения уставом ООО дополнительной ответственности его участников, и ЗАО, предусмотрев в законе возможность включения в устав АО положений, ограничивающих размещение (только по закрытой подписке или среди заранее определенного круга лиц) и обращение акций (преимущественное право акционеров или общества на приобретение акций, продаваемых акционером), если число акционеров АО не превышает 50. АО работников (народные предприятия), как уже отмечалось, также необходимо устранить из российского законодательства. Унифицированной форме ООО следует придать черты полноценной корпорации (уставного объединения капиталов). Элементы договорного объединения лиц (учредительный договор, возможность исключения участника из ООО и др.) в подобной конструкции должны быть устранены. Учредительным документом ООО должен выступать только устав. Договор о создании ООО должен приобрести природу, аналогичную договору о создании АО. Унифицированная форма АО должна допускать возможность создания и деятельности как АО с постоянным капиталом, так и с переменным капиталом <*>. АО с постоянным капиталом известны российскому законодательству и практике. АО с переменным капиталом также с недавнего времени могут создаваться в России, но на практике не получили распространения, поскольку нормативная основа их создания и деятельности несовершенна. Речь идет об АИФ, предусмотренных Федеральным законом «Об инвестиционных фондах» <**>. ——————————— <*> Зарубежное законодательство определяет инвестиционную компанию не путем выделения какой-либо специальной организационно-правовой формы юридического лица, а путем квалификации компании как инвестиционной, исходя из предмета ее деятельности (см., например: The Investment Company Amendments Act of 1970, Pub. L. N. 91 — 547 / 84 Stat. 1413, 1424 (1970)). <**> АИФ лишь отчасти соответствует инвестиционным обществам с переменным капиталом (см., например: Code Monetaire et Financier. Annexe a L’ordonnance N 2000 — 1223 du 14 Decembre 2000).

Инвесторы АИФ (физические и юридические лица) приобретают акции АИФ <*>. Управление инвестиционным фондом АИФ (имущественным комплексом, находящимся в собственности АИФ) осуществляется управляющей компанией исключительно в интересах акционеров АИФ. Исключительным предметом деятельности АИФ является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Федеральным законом «Об инвестиционных фондах». Положения Закона об АО распространяются на АИФ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об инвестиционных фондах». АИФ не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций. Акционеры АИФ вправе требовать выкупа принадлежащих им акций в случаях, предусмотренных Законом об АО. ——————————— <*> См.: Положение о деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов: Постановление ФКЦБ России от 18 февраля 2004 г. // Российская газета. 2004. 8 мая.

Таким образом, АО с переменным капиталом должны создаваться с единственной целью — аккумулирование средств акционеров для последующего инвестирования в инструменты финансового рынка. ГК РФ допускает принятие федеральных законов, определяющих особенности создания и правового положения АО в сфере инвестиционной деятельности (п. 3 ст. 1 ГК). Очевидно, одним из таких законов является Федеральный закон «Об инвестиционных фондах». Во всяком случае, законодательство об АИФ, как АО с переменным капиталом, должно предусматривать четкие правила выкупа обществом акций у акционеров в зависимости от вида инвестиционного фонда (открытый, закрытый или интервальный фонд). В разных странах по-разному складывается соотношение источников финансирования экономики: банковского кредитования и инвестиций, привлекаемых посредством эмиссии ценных бумаг. Так, для США и Великобритании, где весьма развит фондовый рынок, характерно привлечение инвестиций посредством эмиссии ценных бумаг. В европейских странах (Германия, Франция) более развито банковское кредитование <*>. ——————————— <*> Для сравнения, суммарный акционерный капитал Германии составляет около 4% общемирового уровня, в то время как на долю США приходится до 50% общей его стоимости. При этом для США характерна более низкая степень концентрации капитала. Большинство компаний США не имеют в своих реестрах крупных акционеров, контролирующих компанию, т. е. состоят из мелких акционеров.

В России, к сожалению, плохо развиты и банковское кредитование (высокая стоимость кредита), и фондовый рынок (недоступен для мелких и средних инвесторов). В таких условиях развитие АО с переменным капиталом, с использованием зарубежного опыта регулирования коллективного инвестирования, могло бы выступить дополнительной альтернативной формой инвестирования российской экономики. Принятие подобных изменений способствовало бы сближению российского и зарубежных законодательств о юридических лицах торгового права и соответственно устранению препятствий на пути международной торговли, способствовало бы более эффективной защите прав участников хозяйственных обществ и их кредиторов. Что касается гарантий защиты прав участников хозяйственных обществ, то с делением их на две группы в зависимости от количества участников, происходит упрощение и четкая регламентация таких гарантий. Так, для ООО и АО, число акционеров которых не превышает 50, должно быть предусмотрено преимущественное право приобретения продаваемых долей или акций, необязательность формирования совета директоров, возможность ведения реестра самим АО и т. д. Указанное ограничение должно действовать лишь до тех пор, пока количество его акционеров не превысило 50. После этого любые ограничения на обращение акций снимаются; акции должны публично размещаться и обращаться; должна раскрываться информация об АО; предусмотрены особые требования к корпоративному управлению и отчетности. Аналогичные требования, очевидно, должны предъявляться и к тем ООО и АО, с количеством участников менее 50, которые осуществляют исключительные виды деятельности (банковскую, инвестиционную, страховую и некоторые другие). Гарантии защиты интересов кредиторов хозяйственных обществ тоже могут быть повышены, если законодательно увязать обеспечение их интересов со всеми активами хозяйственного общества, а не только с его минимальным уставным капиталом. Как известно, в российском законодательстве закреплен европейский подход: установление минимального размера уставного капитала, гарантирующего права кредиторов. Минимальный размер уставного капитала, установленный российским законодательством на уровне 100 МРОТ для ООО и ЗАО и 1000 МРОТ для ОАО, не может служить реальной гарантией прав кредиторов. Нормы о порядке и сроках оплаты уставного капитала, о его соответствии стоимости чистых активов организации, направленные на обеспечение прав кредиторов, как показывает практика, довольно часто не соблюдаются. Нередки случаи создания ООО, уставные капиталы которых оплачиваются вкладами, не имеющими какой-либо реальной ценности. Соответственно защита интересов кредиторов таких обществ остается необеспеченной. Следует согласиться с предложениями об отказе от минимального уставного капитала как требования, зафиксированного на уровне закона, заменив названное требование механизмом, позволяющим кредиторам получать сведения о реальной стоимости чистых активов общества (американский подход). Не лишено смысла также предложение об отказе от законодательного требования об определении номинальной стоимости доли или акции в уставном капитале хозяйственного общества. Номинальная стоимость отражает лишь минимальную стоимость имущества, которая подлежит внесению при учреждении общества. После создания общества акция либо доля приобретает действительную (больше или меньше номинальной) стоимость. Таким образом, номинальная стоимость никакого практического значения не имеет.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями

Закон об иностранных инвестициях определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов и условия их предпринимательской деятельности на территории РФ. Основными гарантиями прав иностранных инвесторов являются, в частности: — гарантии использования любых форм осуществления инвестиций, не запрещенных законом: создание коммерческих организаций со 100% иностранным капиталом или совместно с российским капиталом (совместные предприятия), а также филиалов и представительств иностранных юридических лиц; приобретение ценных бумаг российских эмитентов; участие в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности; приобретение прав на недвижимость; и других; — гарантии использования на территории России и перевода за ее пределы правомерно полученной прибыли; — гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями; — гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства России («дедушкина оговорка») <*>; ——————————— <*> Если в результате изменения законодательства увеличивается совокупная налоговая нагрузка на деятельность иностранного инвестора (коммерческой организации с иностранными инвестициями) либо устанавливаются иные ограничения иностранных инвестиций по сравнению с режимом, действовавшим на день начала финансирования инвестиционного проекта, то такие ограничения не применяются в отношении иностранного инвестора (коммерческой организации с иностранными инвестициями) в течение всего срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, но не более 7 лет со дня начала финансирования указанного проекта (п. 6 и 9 ст. 2, ст. 9 Закона об иностранных инвестициях; Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов: Письмо Президиума ВАС РФ от 18 января 2001 г. N 58 // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. С. 74 — 75).

— гарантии судебной защиты. Закон об иностранных инвестициях, закрепляя систему гарантий прав иностранных инвесторов, исходит из того, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности, предоставленный российским инвесторам, за определенными изъятиями ограничительного или стимулирующего характера. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Например, для защиты российского рынка авиационной техники установлено, что создание на территории России авиационной организации с участием иностранного капитала, осуществляющей деятельность по разработке и производству авиационной техники, допускается при условиях, если доля участия иностранного капитала составляет менее 25% уставного капитала такой организации и ее руководитель и входящие в органы управления такой организации лица являются гражданами России (ст. 12 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О государственном регулировании развития авиации»). Изъятия стимулирующего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития России. Например, иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10% доли в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме гарантиями и льготами, предусмотренными Законом об иностранных инвестициях (п. 5 ст. 4). Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта. Приоритетным признается проект, предусматривающий суммарный объем иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб., а также проект, в котором минимальная доля иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб., и включенный в перечень приоритетных проектов, утверждаемый Правительством РФ. Не взимается налог на добавленную стоимость с технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых на таможенную территорию России в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций (п. 7 ст. 150 НК РФ). Коммерческие организации с иностранными инвестициями, как уже отмечалось, создаются в формах хозяйственных товариществ и обществ и подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Государственная регистрация юридических лиц в России осуществляется в административном порядке (ФНС России), как в странах системы общего права. Как известно, различают континентальную и англо-американскую модели регистрации юридических лиц. Континентальная система регистрации отличается тем, что регистрация юридических лиц здесь характеризуется предварительной проверкой законности создания юридических лиц и осуществляется судами. Например, в соответствии с ГТУ торговый регистр ведется гражданскими судами первой инстанции, а по французскому законодательству ведение реестра возложено на торговые суды, а где их нет — на гражданские суды первой инстанции. Административная процедура регистрации компаний является более рациональной и менее дорогой. Российское законодательство о регистрации юридических лиц в настоящее время предусматривает именно такую упрощенную систему регистрации <*>. ——————————— <*> См.: Дубовицкая Е. А. Европейское корпоративное право: свобода перемещения компаний в Европейском сообществе. М., 2004. С. 107; Петровичева Ю. В. Акционерное законодательство Англии и России: Сравнительно-правовой анализ. М., 2002. С. 58; Международное коммерческое право / Под ред. В. Ф. Попондопуло. СПб., 2005. Гл. 3.

Правоспособность коммерческих организаций с иностранными инвестициями, как и в странах системы общего права, является общей. Исключение составляют коммерческие организации, осуществляющие исключительные виды деятельности (кредитные, страховые, инвестиционные организации). Как известно, по законодательству зарубежных стран правоспособность юридических лиц торгового права определяется по-разному. Законодательства континентальной правовой семьи, как правило, предусматривают специальную (уставную) правоспособность таких организаций. Например, Акционерный закон Германии устанавливает, что устав АО должен определять предмет деятельности, ФТК предусматривает, что предмет деятельности товарищества определяется уставом товарищества. Учредительные документы коммерческих организаций с иностранными инвестициями должны удовлетворять требованиям, предусмотренным ГК РФ и другими федеральными законами о соответствующих разновидностях коммерческих организаций. Уставный капитал коммерческих организаций с иностранными инвестициями должен быть сформирован на условиях и в пределах сроков, предусмотренных нормами ГК и федеральных законов о коммерческих организациях отдельных видов. Например, для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, образуемых в форме ООО, обязательны как предоплата 50% уставного капитала, так и завершение его формирования в течение одного года со дня государственной регистрации общества. При создании АО не менее 50% распределенных акций общества должно быть оплачено в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации, а остальные распределенные акции общества должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества (п. 1 ст. 34 Закона об АО).

Филиалы и представительства иностранных юридических лиц

Как уже отмечалось, иностранные фирмы предпочитают осуществлять деятельность в России через обособленные подразделения (филиалы и представительства), что в условиях нестабильного инвестиционного климата уменьшает для них риск возможных потерь. Порядок создания и деятельности обособленных подразделений иностранных юридических лиц определенным образом регламентируется российским законодательством. Источники правового регулирования в этой области можно подразделить на две группы: общие и специальные <*>. К числу общих источников относятся: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон об ООО, Закон об АО и другие нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы об обособленных подразделениях юридических лиц, в равной степени применимых и к российским, и к иностранным юридическим лицам. К числу специальных источников относятся: Закон об иностранных инвестициях, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», а также Положение о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций <**> и некоторые другие подзаконные нормативные правовые акты <***>. ——————————— <*> Шепилов В. М. Правовое положение филиалов и представительств иностранных юридических лиц // Кодекс-info. 1999. N 7. С. 2. <**> Постановление Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. N 1074. <***> Например, Постановление Правительства РФ от 6 июня 1994 г. N 655 «О Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации». Впоследствии указанная палата была передана в ведение Минюста РФ (см.: Постановление Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1034; Устав Государственной регистрационной палаты при Минюсте России: Приказ Минюста России от 22 апреля 2003 г. N 100 // Российская газета. 2003. 15 мая). См. также: Временное положение о порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации: Приказ Минюста России от 31 декабря 1999 г.; Положение о порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных организаций: Приказ Центрального банка РФ от 7 октября 1997 г. N 02-437.

ГК РФ регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, и применяется к отношениям с участием иностранных граждан и юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, нормы ГК РФ являются общими и применяются к отношениям с участием иностранцев, если иное не предусмотрено специальными федеральными законами. Общие нормы о филиалах и представительствах содержатся в ст. 55 ГК РФ. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Представительством признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и представляющее интересы юридического лица. Филиал является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим все или часть функций юридического лица, включая функции представительства. Филиал может осуществлять производственно-хозяйственную деятельность, а представительство не может. На практике представительства обычно создаются для изучения нового рынка, нахождения деловых партнеров, подготовки заключения договоров и контроля за их исполнением <*>. Иностранные фирмы предпочитают регистрировать в России свои представительства, реже — филиалы, что объясняется различием целей указанных обособленных подразделений <**>. ——————————— <*> Кустова В. Представительство интересов юридического лица на коммерческом рынке // Финансовая газета. 1997. N 43. Приложение. С. 6. <**> Немчинов Н. В. Создание обособленных подразделений иностранных лиц на территории Российской Федерации. СПб., 2000. С. 15.

Для создания представительства иностранной фирмы на территории России необходимо получить разрешение в форме аккредитации. Под аккредитацией представительств иностранных юридических лиц понимается одна из форм легализации иностранного юридического лица на территории России. Аккредитация осуществляется в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций. В соответствии с указанным Положением иностранные юридические лица могут открывать представительства в России не иначе как с разрешения, выдаваемого в зависимости от характера деятельности иностранного юридического лица различными уполномоченными органами (аккредитующими органами). Положение устанавливает перечень аккредитующих органов, в роли которых выступают Банк России, ТПП России, Минюст России и другие федеральные органы исполнительной власти. В специальной литературе предлагается унифицировать систему аккредитации иностранных организаций в России, передав функции аккредитации Минюсту России <*>. ——————————— <*> Еремеишвили Л. А. Некоторые вопросы правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации // Государство и право на рубеже веков. М., 2000. С. 120; Талапина Э. Аккредитация представительств иностранных юридических лиц в России // Право и экономика. 2001. N 7. С. 51.

Представительство иностранного юридического лица считается открытым в России со дня выдачи разрешения на его открытие (аккредитации). Аккредитация осуществляется на срок до 3 лет. Срок аккредитации может быть продлен. Для прохождения процедуры аккредитации необходимо представить в аккредитующий орган определенные документы: — заявление иностранного юридического лица, в котором указана цель открытия представительства. В заявлении описывается деятельность иностранного юридического лица, информация о деловых связях с российскими юридическими лицами, о заключенных сделках, выполнению которых должно содействовать представительство, о перспективах развития сотрудничества; — устав иностранного юридического лица; выписка из торгового реестра; необходимые разрешения страны места нахождения иностранного юридического лица, другие необходимые документы. Для получения разрешения на открытие или продление срока деятельности представительства иностранное юридическое лицо уплачивает установленный сбор. Например, тариф ТПП РФ по аккредитации представительства на один год составляет 1500 долл. США, на два года — 2500 долл. США, на три года — 3500 долл. США. Функции по ведению сводного государственного реестра аккредитованных на территории России представительств иностранных юридических лиц осуществляет Государственная регистрационная палата при Минюсте России, поэтому после получения разрешения на открытие представительства в уполномоченном аккредитующем органе иностранное юридическое лицо должно обратиться в указанную палату для включения представительства в реестр и получить соответствующее свидетельство. Свидетельство о внесении в реестр служит подтверждением официального статуса представительства и требуется при открытии банковских счетов, постановке на учет в налоговых органах, оформлении российских виз и прохождении иных процедур. Порядок создания филиала иностранной фирмы на территории России аналогичен порядку создания представительства. Здесь также необходимо получить разрешение в форме аккредитации. Аккредитация осуществляется в соответствии с Законом об иностранных инвестициях (ст. 21 — 22), а также порядком, определяемым Правительством РФ и Временным положением о порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории РФ. Аккредитация филиалов иностранных юридических лиц на территории России и ведение их реестра осуществляются Государственной регистрационной палатой при Минюсте России. Аккредитации филиала иностранного юридического лица осуществляется сроком до 5 лет. Срок аккредитации может быть продлен. Для прохождения процедуры аккредитации необходимо представить в аккредитующий орган определенные документы и уплатить установленный сбор. В соответствии с Приказом Государственной регистрационной палаты при Минюсте России от 31 декабря 1999 г. N 33/об «О тарифах на работы и услуги, оказываемые Палатой» тарифы составляют: на получение свидетельства об аккредитации филиала иностранного юридического лица на срок один год — 500 долл. США, на два года — 1000 долл. США, на три года — 1000 долл. США, на пять лет — 1500 долл. США. Завершая изложение, можно отметить, что организационно-правовые формы осуществления предпринимательской деятельности в России, по всему видно, еще не приобрели окончательного вида, соответствующее законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании.

——————————————————————