Правовое обеспечение таможенного оформления

(Свинухов В. Г.) («Право и экономика», 2005, NN 9-11)

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ

/»Право и экономика», 2005, N 9/

В. Г. СВИНУХОВ

Свинухов Владимир Геннадьевич Начальник Научно-исследовательского центра Российской таможенной академии (с 2001 г.), полковник таможенной службы. Специалист в области таможенного дела, таможенно-тарифных и нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности. Доктор географических наук, профессор. Родился 25 октября 1958 г. в г. Владивостоке. В 1980 г. окончил Дальневосточный государственный университет; в 1987 г. — очную аспирантуру Главной геофизической обсерватории им. А. И. Воейкова в г. Ленинграде. Автор ряда работ, посвященных вопросам таможенного дела и регулирования внешнеэкономической деятельности: учебников «Таможенное дело» (2005), «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД и таможенная стоимость» (2005), а также статей по вопросам внешнеторговой деятельности.

Общие положения таможенного оформления

Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости от: вида товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ (товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные и делящиеся материалы, товары двойного применения, подлежащие экспортному контролю, драгоценные металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров); вида транспорта, используемого для перемещения товаров через таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной) транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и линии электропередачи); категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей — гл. 23 ТК РФ, отдельных категорий иностранных лиц — гл. 25 ТК). Кроме того, способ перемещения товаров тоже может влиять на особенности таможенного оформления. Например, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (гл. 24 ТК). Таможенные операции подразделяются на условные группы, которые получили название таможенных процедур. Под таможенными процедурами понимают совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей (п. 21 ст. 11 ТК). Выделяют следующие таможенные процедуры. 1. Таможенные процедуры, предшествующие подаче таможенной декларации: прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (доставка товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до места прибытия, т. е. до места предоставления таможенному органу необходимых документов и сведений); внутренний таможенный транзит (оформление внутреннего таможенного транзита, собственно перевозка товаров до таможенного органа назначения, оформление завершения внутреннего таможенного транзита); помещение товаров на временное хранение. 2. Предварительное таможенное декларирование товаров (ст. 130 ТК). 3. Таможенное декларирование товаров. 4. Таможенные операции и процедуры, осуществляемые после завершения таможенного декларирования: при убытии товаров с таможенной территории РФ (например, внутренний таможенный транзит — п. 2 ст. 79 ТК); при условном выпуске товаров, с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей — п. 4 ст. 151 ТК). 5. Оформление завершения действия таможенного режима (например, завершение действия режима временного ввоза — ст. 214 ТК, таможенного склада — ст. 223 ТК). Помимо этого, существует ряд таможенных операций, которые производятся еще до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. К ним можно отнести получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления (ст. 68 ТК РФ); получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера, или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами (ст. 84 ТК РФ).

Начало таможенного оформления

Таможенное оформление при ввозе товаров может начинаться как до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию РФ (предварительное таможенное декларирование), так и после прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (в момент представления таможенному органу товаротранспортных документов — ст. 72 ТК). Если товары перемещаются физическими лицами, то таможенное оформление начинается с подачи таможенной декларации (п. 1 ст. 286 ТК), устного заявления (п. 2 ст. 285, ч. 1 п. 3 ст. 286 ТК) или с действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (например, при декларировании товаров в конклюдентной форме — п. 4 ст. 286 ТК РФ). При вывозе товаров таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных в ТК РФ, — с устного заявления либо с совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Заканчивается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ: для применения к товарам таможенных процедур; для помещения товаров под таможенный режим (выпуск товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом); для завершения действия таможенного режима, если такой режим действует в течение определенного срока (таможенный склад, транзит, временный ввоз и ряд других режимов); для исчисления и взимания таможенных платежей.

Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций

Разрешение на проведение таможенных операций должно быть выдано таможенным органом в течение 3 дней со дня обращения в таможенный орган и представления необходимых документов. Таким образом, установлен предельный срок для выдачи разрешения на совершение таможенных операций, который приравнен к сроку оформления таможенной декларации и проверке товаров. Согласно ст. 61 ТК РФ разрешения выдаются на осуществление отдельных таможенных операций, которые совершаются при таможенном оформлении товаров и транспортных средств (подп. 20 п. 1 ст. 11 ТК). Причем временные пределы таможенного оформления установлены ст. 60 ТК РФ. Таким образом, разрешения на совершение других действий, не отвечающих признакам таможенных операций, могут быть получены в порядке ст. 203, 204 ТК РФ в течение 30 дней со дня принятия заявления и документов, содержащих необходимые сведения.

Место и время таможенного оформления

Согласно ст. 62 ТК РФ таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов. По мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов в соответствии со ст. 406 и ст. 407 ТК. Для совершения таможенных операций в иных местах (местах нахождения товаров и транспортных средств, например на территории предприятия — экспортера или импортера товаров) требуется письменное разрешение начальника таможенного органа либо уполномоченного им лица (п. 2 ст. 362 ТК РФ). Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (ст. 66 ТК РФ). Статья 68 ТК РФ предусматривает использование специальных упрощенных процедур таможенного оформления для лиц: не имеющих на день обращения в таможенный орган о применении в отношении их специальных упрощенных процедур вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренных ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.15, 16.17, 16.18, 16.20, 16.22 КоАП; ведущих систему учета (в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела) своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органом при производстве таможенного оформления товаров; осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее 3 лет. Первоочередной порядок таможенного оформления предусматривает льготы, предоставляемые в зависимости от (ст. 67 ТК РФ): видов товаров (скоропортящиеся товары, живые животные, радиоактивные материалы и другие товары); особенностей перемещения товаров (экспресс-грузы, международные почтовые отправления); целей перемещения товаров (ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, ввоз товаров для средств массовой информации). Упрощенный порядок таможенного оформления заключается: 1) в сокращении времени прохождения всех таможенных формальностей (например, таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится в кратчайшие сроки, которые не могут превышать 3 дней, — п. 2 ст. 293 ТК РФ); 2) в сокращении требований, предъявляемых к документам, которые необходимы для таможенных целей (за некоторым исключением — п. 4 ст. 293 ТК РФ). При ввозе или вывозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации предоставляются преимущества при: подаче периодической таможенной декларации (ст. 136 ТК РФ); выпуске товаров при предоставлении сведений, необходимых для идентификации товаров (ст. 150 ТК РФ); проведении таможенного оформления на объектах добросовестных участников ВЭД (п. 2 ст. 62 ТК РФ); хранении добросовестными участниками ВЭД товаров, не прошедших таможенного оформления, на своих складах (ст. 117 ТК РФ). Лицо, претендующее на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме о применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления. В этом заявлении указываются сведения о заявителе и его внешнеэкономической деятельности. Заявитель должен представить обязательства в письменной форме о согласии вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров, также о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к указанной системе учета. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления не могут содержать положения, освобождающие от соблюдения требований и условий, установленных ТК РФ и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а также от соблюдения таможенных режимов (ст. 68 ТК).

/»Право и экономика», 2005, N 10/

Таможенные операции и процедуры, предшествующие таможенному декларированию товаров

Прибытие товаров на таможенную территорию

Согласно ст. 69 Таможенного кодекса РФ прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через Государственную границу РФ во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию РФ в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе РФ. Правительство РФ вправе устанавливать пункты пропуска через Государственную границу РФ для прибытия на таможенную территорию РФ отдельных видов товаров. После пересечения таможенной границы перевозчик обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные выше (места прибытия), и предъявить их таможенному органу. При этом не допускается изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации. Таможенные органы обязаны предоставлять в общедоступной форме информацию о пунктах пропуска через Государственную границу РФ, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов. Положения ст. 69 ТК не распространяются на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию РФ без остановки в порту или аэропорте, которые расположены на таможенной территории РФ. Администрация пункта пропуска через Государственную границу РФ (начальник аэропорта, аэродрома, морского, речного порта, железнодорожного вокзала, станции) предварительно уведомляет таможенные органы о месте и времени прибытия транспортных средств в пункт пропуска через Государственную границу (ст. 71 ТК). В соответствии со ст. 72 ТК при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ перевозчик обязан предоставить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные ст. 73 — 76 ТК, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка. При международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения (ст. 73 ТК): 1) о государственной регистрации транспортного средства; 2) наименование и адрес перевозчика товаров; 3) наименование страны отправления и страны назначения товаров; 4) наименование и адрес отправителя и получателя товаров; 5) о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; 6) о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; 7) наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; 8) вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; 9) о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию РФ запрещен или ограничен; 10) о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной. Перевозчик сообщает сведения путем представления таможенному органу следующих документов: 1) документов на транспортное средство; 2) международной товаротранспортной накладной; 3) имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары. При международной перевозке морским (речным) транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения (ст. 74 ТК): 1) о регистрации судна и его национальной принадлежности; 2) наименование и описание судна; 3) фамилию капитана; 4) фамилию и адрес судового агента; 5) о количестве пассажиров на судне, их фамилии, имена, гражданство (подданство), даты и место рождения, порт посадки и высадки; 6) о количестве и составе членов экипажа; 7) наименование порта отправления и порта захода судна; 8) наименование, общее количество и описание товаров; 9) о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; 10) наименование порта погрузки и порта выгрузки товаров; 11) номера коносаментов или иных документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, на товары, подлежащие выгрузке в данном порту; 12) наименование портов выгрузки остающихся на борту товаров; 13) наименование первоначальных портов отправления товаров; 14) наименование судовых припасов, имеющихся на судне, и их количества; 15) описание размещения товаров на судне; 16) о наличие (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений; 17) о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию РФ запрещен или ограничен, включая валюту Российской Федерации и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества; 18) о наличии (об отсутствии) на борту судна опасных товаров, включая оружие, боеприпасы. Перевозчик сообщает сведения путем представления таможенному органу следующих документов: 1) общей декларации; 2) декларации о грузе; 3) декларации о судовых припасах; 4) декларации о личных вещах экипажа судна; 5) судовой роли; 6) списка пассажиров; 7) документа, предписываемого Всемирной почтовой конвенцией; 8) коносаментов или других документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской (речной) перевозки. При международной перевозке воздушным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения (ст. 75 ТК): 1) указание знаков национальной принадлежности и регистрационных знаков судна; 2) номер рейса, указание маршрута полета, пункта вылета, пункта прибытия судна; 3) наименование эксплуатационного судна; 4) о количестве членов экипажа; 5) о количестве пассажиров на судне, их фамилии и инициалы, наименование пунктов посадки и высадки; 6) указание видов товара; 7) номер грузовой накладной, количество мест по каждой грузовой накладной; 8) наименование пункта погрузки и выгрузки товаров; 9) о количестве бортовых припасов, погружаемых на судно или выгружаемых с него; 10) о наличии (об отсутствии) на борту судна международных почтовых отправлений; 11) о наличии (об отсутствии) на борту судна товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации запрещен или ограничен, включая валюту Российской Федерации и валютные ценности, которые находятся у членов экипажа, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы. Перевозчик сообщает сведения путем представления таможенному органу следующих документов: 1) стандартного документа перевозчика, предусмотренного соглашениями в области гражданской авиации (генеральная декларация); 2) документа, содержащего сведения о перевозимых на борту воздушного судна товарах (грузовая ведомость); 3) документа, содержащего сведения о бортовых припасах; 4) авиагрузовых накладных; 5) документа, содержащего сведения о перевозимых на борту пассажирах и об их багаже (пассажирская ведомость); 6) документа, предписываемого Всемирной почтовой конвенцией. При международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения (ст. 76 ТК): 1) наименование и адрес отправителя товаров; 2) наименование и адрес получателя товаров; 3) наименование станции отправления и станции назначения товаров; 4) о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; 5) наименование, а также коды товаров или товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков; 6) вес брутто товаров (в килограммах); 7) идентификационные номера контейнеров. Перевозчик сообщает сведения путем представления таможенному органу следующих документов: 1) железнодорожной накладной; 2) имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары. Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика представления иных сведений. Если документы, предусмотренные ст. 73 — 76 ТК, не содержат всех необходимых сведений, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения путем предоставления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме. Перевозчик вправе предоставить документы и сведения таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ. От имени перевозчика документы и сведения могут быть предоставлены любым иным лицом, действующим по его поручению. Статья 77 ТК предусматривает, что после прибытия товаров и предоставления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены (ст. 78 ТК), помещены на склад временного хранения (гл. 12 ТК), заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (гл. 10 ТК). С момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. По истечении предельного срока временного хранения (ст. 103 ТК) таможенные органы распоряжаются указанными товарами в соответствии с гл. 41 ТК. Внутренний таможенный транзит — таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД (ст. 79 ТК) <*>. ——————————— <*> Приказ ГТК РФ от 8 сентября 2003 г. N 973 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров».

Внутренний таможенный транзит применяется при: перевозке (доставке) товаров от таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место прибытия на таможенную территорию РФ, до таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место таможенного декларирования; перевозке (доставке) товаров от таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место таможенного декларирования, до таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место ввоза (убытия) товара за пределы таможенной территории РФ; перевозке товаров между складами временного хранения, таможенными складами (например, в случае исключения владельца склада временного хранения (СВХ) из Реестра владельцев СВХ — ст. 114 ТК); перевозке товаров в иных случаях, когда на товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей (например, внутренний таможенный транзит международных почтовых отправлений — ст. 296 ТК РФ). Порядок производства внутреннего таможенного транзита регламентируется гл. 10 ТК. Положения гл. 10 ТК не распространяются: на товары, перевозимые воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения регулярного рейса в месте прибытия товаров совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной выгрузки товаров; на товары, перевозимые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. Согласно ст. 80 ТК внутренний таможенный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (таможенный орган отправления). Внутренний таможенный транзит осуществляется на основе транзитной декларации, в качестве которой таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие следующие сведения (п. 2 ст. 81 ТК): 1) о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными документами; 2) о стране отправления (стране назначения) товаров; 3) о наименовании и местонахождении перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение на внутренний таможенный транзит получает экспедитор; 4) о транспортном средстве, на котором товары перевозятся по таможенной территории РФ, а при осуществлении перевозки автомобильным транспортом — также о водителе транспортного средства; 5) о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; 6) об общем количестве грузовых мест; 7) о пункте назначения товаров; 8) о планируемой перегрузке товаров или других грузовых операциях в пути; 9) о планируемом сроке перевозки товаров (ст. 82); 10) о маршруте, если перевозка товаров должна осуществляться по определенным маршрутам (п. 3 ст. 86). Согласно ст. 82 ТК предельный срок внутреннего таможенного транзита не может превышать срока, определяемого из расчета 2000 км за один месяц, в случае если перевозка осуществляется автомобильным, железнодорожным, морским (речным) транспортом, а в случае если перевозка осуществляется воздушным транспортом, этот срок не может превышать 3 дней со дня получения разрешении на внутренний таможенный транзит. Место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанных в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа (п. 1 ст. 85). В случае изменения пункта назначения в соответствии с законодательством РФ при внутреннем таможенном транзите перевозчик вправе обратиться в таможенный орган с просьбой об изменении места доставки товаров. При этом перевозчик предоставляет в любой таможенный орган, находящийся по пути его следования, заявление об изменении пункта назначения, составленное в произвольной форме, документы, подтверждающие изменение пункта назначения, а также документы, предусмотренные п. 3 ст. 92 ТК. После прибытия товаров и транспортных средств в место назначения: а) таможенный перевозчик предъявляет таможенному органу товары, транзитную декларацию, а также иные товаросопроводительные документы (в течение одного часа с момента прибытия или с момента начала работы таможенного органа, а при перевозках товаров железнодорожным транспортом — в течение 12 часов); б) таможенный орган в течение двух часов с момента предъявления товаров, транзитной декларации и иных документов регистрирует факт прибытия и в течение 24 часов с момента регистрации прибытия оформляет письменное подтверждение о прибытии транспортного средства. Таможенный орган отправления вправе принять следующие меры (одну из них) по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РФ при внутреннем таможенном транзите: обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении иностранных товаров в размерах, соответствующих сумме ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения. Если сведений о товарах, предоставленных для целей внутреннего таможенного транзита, недостаточно для исчисления суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется в порядке, предусмотренном ст. 338 ТК; таможенное сопровождение (ст. 87 ТК); определение маршрутов (п. 3 ст. 86); обеспечение надлежащим оборудованием транспортного средства, контейнера или съемного кузова для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями (ст. 84 ТК РФ); обеспечение идентификаций товаров (ст. 83 ТК РФ). Перевозка товаров в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита может осуществляться любым перевозчиком, в том числе таможенным перевозчиком. Из множества возможных перевозчиков товаров по процедуре внутреннего таможенного транзита можно выделить следующих: обычные перевозчики, например сами участники ВЭД; транспортные организации, имеющие статус международных перевозчиков и осуществляющие свою деятельность на основании международных конвенций. В отличие от таможенного перевозчика, международный перевозчик фактически перемещает товар через таможенную границу РФ; таможенные перевозчики — это вид деятельности в области таможенного дела по перевозке товаров (находящихся под таможенным контролем) в пределах таможенной территории РФ. Правовой статус таможенного перевозчика регламентируется гл. 11 ТК (ст. 93 — 98). Таможенным перевозчиком может быть российское юридическое лицо, включенное в реестр таможенных перевозчиков. Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены ТК. Таможенный перевозчик вправе ограничить регион своей деятельности регионом деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов). В зависимости от территориальных масштабов своей деятельности таможенные перевозчики могут быть: зональными (при перевозках товаров в пределах зоны деятельности одной таможни, например между таможенными постами и таможней, в подчинении которой находятся данные таможенные посты); региональными (при перевозках товаров в пределах одного регионального таможенного управления, т. е. между таможнями и таможенными постами, замыкающимися на соответствующее таможенное направление); общероссийскими (при перевозках товаров между различными региональными таможенными управлениями, таможенными постами). Таможенный перевозчик вправе осуществлять перевозку товаров любыми видами транспорта, о чем необходимо заявить на стадии обращения в таможенный орган за получением свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков. Статья 94 ТК предусматривает следующие условия включения в реестр таможенных перевозчиков: осуществление деятельности по перевозке грузов в течение не менее 2 лет; обеспечение уплаты таможенных платежей; наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности лицензируется в соответствии с законодательством РФ; владение (нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде) используемыми для перевозки товаров транспортными средствами, в том числе транспортными средствами, пригодными для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями; наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товару, вверенному перевозчику по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, возникших из договора. Страховая сумма не может быть менее 20 млн. руб. Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков действительно в течение 5 лет. Временное хранение товаров — таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру (ст. 99 ТК). Применение таможенной процедуры позволяет: обеспечить сохранность товаров до завершения таможенного оформления в целом; дает возможность заинтересованным лицам проверить товар и подготовиться к таможенному декларированию. Временное хранение товаров осуществляется на СВХ, если иное не установлено гл. 12 ТК. СВХ — специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным ст. 107 ТК. СВХ являются зоной таможенного контроля. Товары могут быть помещены на любой СВХ с учетом ограничений, предусмотренных ТК (ст. 100 Т К). Статья 101 определяет помещение товаров на СВХ: на СВХ могут быть помещены любые иностранные товары, в том числе ввезенные на таможенную территорию РФ с нарушением установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД запретов на ввоз (п. 1 ст. 13 ТК). Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться на складах или в отдельных помещениях СВХ, специально приспособленных для хранения таких товаров (ст. 101 ТК). Согласно ст. 103 ТК срок временного хранения товаров составляет 2 месяца. Предельный срок временного хранения товаров составляет 4 месяца. Товары, подвергающиеся быстрой порче, могут храниться на СВХ в пределах срока хранения их качеств, позволяющих использовать такие товары по назначению, но не более 2 месяцев. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии (в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах склада временного хранения), при условии, что эти операции не повлекут изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и (или) изменения наложенных средств идентификации (ст. 104 ТК). СВХ могут быть двух типов: открытого или закрытого. СВХ являются складами открытого типа, если они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами. СВХ являются складами закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца склада или для хранения товаров, ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения (ст. 106 ТК). Помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве СВХ, должны отвечать следующим требованиям: быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров; исключить доступ посторонних лиц к товарам; обеспечить возможности проведения в отношении товаров таможенного контроля; СВХ должны располагаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей (ст. 107 ТК). Владельцем СВХ может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев СВХ. Для включения в реестр владельцев СВХ необходимо: владеть необходимыми помещениями и (или) открытыми площадками, планируемыми к использованию в качестве СВХ; обеспечить уплату платежей из расчета 2,5 миллиона рублей и дополнительно 1000 рублей за 1 квадратный метр полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 рублей за 1 кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение; заключить договор страхования риска гражданской ответственности на сумму 3500 рублей за один квадратный метр полезной площади, если в качестве СВХ используется открытая площадка, или из расчета 1000 рублей за один кубический метр полезного объема. Включение владельца СВХ в Реестр владельцев СВХ осуществляется по каждому территориально обособленному помещению и (или) каждой территориально обособленно открытой площадке, которые используются в качестве СВХ. На каждое территориально обособленное помещение и (или) территориально обособленную открытую площадку выдается отдельное свидетельство о включении в Реестр владельцев СВХ. Свидетельство о включении в Реестр владельцев действительно в течение 5 лет. В соответствии со ст. 112 ТК владелец СВХ обязан: соблюдать условия и требования, установленные ТК в отношении хранения товаров, находящихся под таможенным контролем; вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и предоставлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров; обеспечивать сохранность товаров, находящихся на СВХ, и транспортных средств, находящихся на прилегающей к нему территории, являющейся зоной таможенного контроля; обеспечивать возможность круглосуточного размещения товаров и транспортных средств на СВХ, на прилегающей к складу территории, являющейся зоной таможенного контроля; обеспечивать невозможность доступа посторонних лиц к товарам и транспортным средствам, находящимся на указанном складе или прилегающей к нему территории, без разрешения таможенного органа; уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные ТК; нести ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, хранящихся на СВХ, в случае их утраты либо выдачи без разрешения таможенного органа. Владелец СВХ не несет ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов лишь в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения.

Убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации

Убытие товаров и транспортных средств допускается в пунктах пропуска через Государственную границу РФ или в иных местах, установленных в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе РФ, во время работы таможенных органов. Данное положение не распространяется на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию РФ без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории РФ. Убытие товаров и транспортных средств допускается с разрешения таможенного органа. Для получения разрешения таможенного органа на убытие товаров или транспортных средств в таможенный орган предъявляются таможенные документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории РФ. До убытия товаров и транспортных средств перевозчик обязан предоставить в таможенный орган документы и сведения, предусмотренные ст. 73 — 76 ТК, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка товаров. Погрузка товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории РФ, допускается после принятия таможенной декларации, за исключением случаев, если при таможенном оформлении товаров таможенный орган не требует предъявления товаров для проведения их проверки, а также перемещения товаров в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита. Должностные лица таможенных органов в целях проверки товаров вправе присутствовать при их погрузке на транспортное средство, убывающее с таможенной территории РФ. Погрузка товаров в этом случае осуществляется в местах, нахождение в которых согласовано с таможенными органами, и во время работы таможенных органов. По запросу заинтересованного лица таможенный орган вправе разрешить производить погрузку вне установленного рабочего времени этого органа в соответствии со ст. 407 ТК. Статья 122 ТК сформулировала следующие требования к товарам при их убытии с таможенной территории РФ. Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории РФ в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенный таможенный режим, за исключением изменения количества и состояния товаров вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также за исключением изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве. Лица не несут ответственность за несоблюдение положений ст. 122 ТК в случае, если утрата либо изменение состояния товаров произошли вследствие аварии либо действия непреодолимой силы, а в случаях, предусмотренных техническими регламентами и стандартами, действующими в РФ, — при изменении сведений о количестве товаров из-за погрешности методов измерения. Российские товары могут быть вывезены в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенный таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров. При предъявлении товаров таможенному органу в месте их убытия по запросу декларанта таможенный орган подтверждает количество фактически вывезенных товаров.

/»Право и экономика», 2005, N 11/

Таможенное декларирование товаров

Таможенное декларирование — это заявление по установленной форме точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры. Таможенному декларированию подлежат товары (ст. 183, 184, 247, 391 ТК): при перемещении через таможенную границу; при изменении таможенного режима (например, таможенного режима временного ввоза на режим таможенного склада); являющиеся отходами, образовавшимися в результате применения таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления; являющиеся отходами, образовавшимися в результате уничтожения иностранных товаров, при применении таможенного режима уничтожения; незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ и приобретенные лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному перемещению. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. В настоящее время в Российской Федерации используется в основном письменная форма таможенного декларирования. В области ВЭД (в случае перемещения товаров хозяйствующими субъектами) применяется установленная форма грузовой таможенной декларации (ГТД). Порядок применения ГТД при таможенном декларировании товаров установлен Приказом ГТК России от 21 августа 2003 г. N 915 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации». В соответствии с данным порядком в одной ГТД могут быть заявлены сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под один и тот же таможенный режим. При этом количество товаров (по наименованию), декларируемых с помощью одной ГТД (с использованием добавочных листов), не ограничено. Одновременно с подачей ГТД в таможенный орган представляются необходимые для таможенных целей документы (с прилагаемой описью) и электронная копия ГТД на магнитном носителе. Принятие ГТД оформляется путем присвоения последней регистрационного номера. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору участника ВЭД. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства РФ. Согласно ст. 124 ТК в таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде): 1) заявляемый таможенный режим; 2) сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, перемещающем товары, об отправителе и о получателе товаров; 3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории РФ под таможенным контролем; 4) сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; 5) наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировки и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость; 6) сведения об исчислении таможенных платежей: ставки ввозных или вывозных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение тарифных преференций; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; установленный ЦБ РФ на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей; 7) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; 8) сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД; 9) сведения о производителе товаров; 10) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим; 11) сведения о предоставляемых документах, необходимых для декларирования; 12) сведения о лице, составившем таможенную декларацию; 13) место и дата составления таможенной декларации. Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается работником этого лица. Удостоверение декларации производится путем проставления печати, если в соответствии с законодательством РФ лицо, составившее таможенную декларацию, должно иметь печать. Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу: физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами; иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории РФ в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита; иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории РФ не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо (ст. 126 ТК). Статья 127 ТК определяет права и обязанности декларанта. Декларант вправе: осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации; с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары; присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров, при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров; знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров; предоставлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с ТК; пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК. Декларант обязан: подать таможенную декларацию и предоставить в таможенный орган необходимые документы и сведения; по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары; уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату. Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, предусмотренных ст. 150, 286 и 293 ТК (ст. 129 ТК). Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, который может находиться и вне места пересечения таможенной и Государственной границ РФ (внутренний таможенный орган) (ст. 125 ТК). Единственным исключением из данного правила является предусмотренная ТК РФ возможность для Таможенной службы России устанавливать конкретные таможенные органы, в которых надлежит декларировать отдельные виды товаров: при необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний, например, в целях таможенного контроля культурных ценностей, вооружения, военной техники и боеприпасов, радиоактивных и делящихся материалов; перемещаемых отдельными видами транспорта (трубопроводный транспорт, линии электропередачи); относимых к «группе риска» (товары, часто являющиеся предметами таможенных правонарушений, товары, в отношении которых установлены запреты и ограничения); по перечню, устанавливаемому Правительством РФ (товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности). Наряду с общим порядком таможенного декларирования участники ВЭД могут воспользоваться: предварительным таможенным декларированием товаров (подача таможенной декларации на иностранные товары за 15 дней до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита); неполным таможенным декларированием (подача неполной таможенной декларации на иностранные (ввоз) или российские (вывоз) товары, с последующим представлением таможенному органу недостающих сведений, но при условии указания в неполной декларации сведений, необходимых для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, идентификации товаров (по совокупности количественных и качественных характеристик), а также сведений, подтверждающих соблюдение установленных ограничений (лицензий)); периодическим таможенным декларированием (подача одной таможенной декларации на все товары (российские либо иностранные), перемещаемые через таможенную границу одним и тем же лицом в течение определенного периода времени). Статья 130 ТК предусматривает возможность предварительного декларирования товаров, когда таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию РФ или до завершения внутреннего таможенного транзита. Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, таможенный орган при предварительном декларировании товаров принимает заверенные декларантом копии этих документов и при необходимости после прибытия товаров на таможенную территорию РФ сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов. После завершения проверки таможенной декларации и уплаты подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров на таможенную территорию РФ такая таможенная декларация может использоваться в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур. Если товары не предъявлены в таможенный орган, принявший таможенную декларацию, в течение 15 дней со дня ее принятия, таможенная декларация считается неподаной. Подача таможенной декларации должна сопровождаться предоставлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Перечень таких документов приведен в ст. 131 ТК: договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок — иные документы, выражающие содержание таких сделок; имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы; транспортные (перевозочные) документы; разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; документы, подтверждающие происхождение товаров; платежные и расчетные документы; документы, подтверждающие сведения о декларанте. Если отдельные документы не могут быть предоставлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают предоставление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен ТК. Декларант предоставляет в письменной форме обязательство о предоставлении документов в установленный срок. Факт подачи таможенной декларации и предоставления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и предоставлении необходимых документов. По мотивированному обращению декларанта в письменной форме сведения, заявленные в принятой таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены при соблюдении условий, указанных в п. 2 ст. 133 ТК. Кроме этого, ТК предусматривает возможность отзыва таможенной декларации как на российские, так и на иностранные товары (ст. 134 ТК). Если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик. При подаче неполной таможенной декларации декларант принимает на себя обязательство в письменной форме предоставить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом. Для российских товаров срок, в течение которого декларант обязан предоставить недостающие сведения, устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных, иных условий и не может превышать 8 месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом (ст. 135 ТК). Согласно ст. 136 ТК при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени. Применение периодической таможенной декларации не должно приводить к нарушению предельного срока временного хранения товаров или к нарушению срока уплаты таможенных пошлин, налогов. Согласно ст. 138 ТК при вывозе с таможенной территории РФ российских товаров, в отношении которых не могут быть предоставлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. После убытия российских товаров с таможенной территории РФ декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. В ст. 132 ТК приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии таможенным органом таможенной декларации: таможенная декларация подана в таможенный орган, не правомочный на ее принятие (таможенная декларация пересылается таможенным органом в надлежащий таможенный орган); таможенная декларация подана ненадлежащим лицом; таможенная декларация не оформлена соответствующим образом (не указаны необходимые для декларирования сведения, не соблюдена форма декларирования, отсутствуют подписи, печати организации); отсутствуют необходимые для таможенного декларирования документы (за исключением случаев, когда получено письменное разрешение таможенного органа на отсрочку представления отдельных документов); в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации (например, не завершена таможенная процедура внутреннего таможенного транзита).

Таможенный брокер

Особенность деятельности таможенного брокера (как участника таможенного оформления товаров в целом и таможенного декларирования в частности) заключается в том, что все таможенные операции таможенный брокер осуществляет, как если бы он сам перемещал товар через таможенную границу. То есть таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представить свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. Правовой статус брокера определен гл. 15 ТК (ст. 139 — 148). Таможенным брокером может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров. Таможенный брокер совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с ТК. Таможенный брокер вправе ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов). Отношения таможенного брокера с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отказ таможенного брокера от заключения договора при наличии у него возможности отказать услугу или выполнить работу не допускается (ст. 139 ТК). Статья 140 ТК определяет следующие условия включения в Реестр таможенных брокеров: наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат; наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя; обеспечение уплаты таможенных платежей; наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 млн. руб. Таможенный брокер вправе: выступать поручителем перед таможенными органами за исполнение обязательств по уплате таможенных платежей представляемым им лицом, если в соответствии с ТК требуется представление обеспечения их уплаты; требовать от представляемого лица предоставления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований ТК; при заключении договора с представляемым лицом: а) предоставлять скидки в отношении цены и предоставлять другие льготы для отдельных категорий представляемых лиц; б) устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством РФ. Обязанности и ответственность таможенного брокера при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными ТК в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера обязанностей, которые в соответствии с ТК возлагаются на лицо, перемещающее на товары, перевозчика либо иное лицо. Таможенный брокер уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате в соответствии с ТК при декларировании товаров, таможенный брокер несет такую же ответственность, как декларант. Полученная от представляемых лиц информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другая конфиденциальная информация не должны разглашаться или использоваться таможенным брокером и его работниками для собственных целей, передаваться иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Таможенный брокер обязан вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и предоставлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях. Обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя) перед таможенными органами не могут быть ограничены договором таможенного брокера (представителя) с представляемым лицом (ст. 144 ТК).

Выпуск товаров

Выпуск товаров — действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с заявленным таможенным режимом (п. 23 ст. 11 ТК). Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные ст. 152 ТК, при соблюдении следующих условий: если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства РФ, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также за исключением случая, предусмотренного ст. 154 ТК; если в таможенный орган предоставлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД или в соответствии с международными договорами РФ, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть предоставлены после выпуска товаров; если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с ТК; если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с гл. 31 ТК. Выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию РФ товаров допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов. В случае непоступления сумм таможенных пошлин, налогов на счета таможенных органов товары считаются условно выпущенными. Таможенные органы не вправе требовать подтверждения поступления денежных средств на счета таможенных органов. По требованию лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, таможенный орган обязан сам предоставить сведения о поступлении денежных средств на счет этого таможенного органа. Разрешение на помещение российских товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, под таможенный режим выдается таможенным органом применительно к выпуску товаров. Согласно ст. 150 ТК при ввозе на таможенную территорию РФ товаров, указанных в ст. 67 ТК (необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров), а также при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при следующем условии. При этом декларантом должны быть предоставлены коммерческие или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товары, а также предоставлены документы и сведения, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть предоставлены после выпуска товаров, уплачены таможенные платежи или обеспечена их уплата. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации допускается при предоставлении декларантом обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации и предоставлении необходимых документов и сведений в срок, устанавливаемый таможенным органом, который не может превышать 45 дней со дня выпуска товаров, если иной срок для предоставления отдельных документов и сведений не предусмотрен ТК. ТК предусматривает возможность условного выпуска товаров (ст. 151). Условному выпуску товары подлежат в случае: если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством РФ сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами; если товары помещены под таможенные режимы таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза, реэкспорта, международного таможенного транзита, уничтожения, а также под специальные таможенные режимы, применимые к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ; если товары выпускаются без предоставления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД. Товары, выпуск которых осуществлен таможенными органами без предоставления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствие с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров. Товары, заявленные к выпуску для свободного обращения, считаются условно выпущенными, если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов либо если на счета таможенных органов не поступили суммы таможенных пошлин, налогов. Согласно ст. 152 ТК таможенные органы осуществляют выпуск товаров не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, предоставления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам. При применении предварительного декларирования выпуск товаров производится после их предъявления таможенному органу. Выпуск товаров не осуществляется в случаях (ст. 153): если таможенным органом обнаружено, что при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов; при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены; если таможенным органом обнаружено, что при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.

——————————————————————