Понятие и содержание рекламно-выставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества

(Шевцов М. Б.) («Международное публичное и частное право», 2005, N 6)

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РЕКЛАМНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

М. Б. ШЕВЦОВ

Шевцов М. Б., соискатель кафедры военного права Военного университета.

Рассматривая место рекламно-выставочной деятельности (далее — РВД) в области военно-технического сотрудничества (далее — ВТС), необходимо отметить, что в условиях отсутствия непосредственной военной угрозы в значительной степени возрастает роль военного сотрудничества с зарубежными странами. Исторические корни ВТС России с иностранными государствами уходят в глубину веков. Оно осуществлялось с учетом национальных и геополитических интересов государства <*>. ——————————— <*> См. подробнее: Военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами. 50 лет. 1953 — 2003. М., 2003; Куликов В. А. История оружия и вооружения народов и государств. Логико-методологические основы изучения и описания. М., 2001.

ВТС предусматривает формирование партнерских отношений с иностранными государствами, создание системы международно-правовых обязательств в области взаимной безопасности <*>. Сфера ВТС находится в тесной взаимосвязи с военно-политическими интересами стран, характерной особенностью данного вида международной деятельности является ненанесение ущерба национальной безопасности страны при достижении экономической выгоды. ——————————— <*> См.: Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении // Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на 26-й сессии. 21 сентября — 22 декабря 1971 г. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. 26-я сессия. Дополнение N 29 (А/8429). Нью-Йорк: ООН, 1973. С. 34 — 36; Договор о нераспространении ядерного оружия // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 26. М.: Международные отношения, 1973. С. 45 — 50; Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI. М., 1977. С. 544 — 589; Документ о руководящих принципах в области передачи обычных вооружений // CSCE/FSC/SC. 16. Vienna. 1993. 28 Apr.; Васенаарские договоренности по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения // Дипломатический вестник. 1999. N 1.

В Федеральном законе «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» «военно-техническое сотрудничество» определено как деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в т. ч. с поставкой или закупкой, продукции военного назначения (далее — ПВН), а также с разработкой и производством ПВН <*>. Этим же нормативным актом показы и выставки образцов ПВН на территории РФ и за пределами территории РФ, а также услуги инвестиционного, маркетингового, рекламного и иного характера в области ВТС отнесены к понятию «продукция военного назначения» <**>. ——————————— <*> СЗ РФ. 1998. N 42. Ст. 3923. <**> Там же.

В настоящее время экспорт ПВН по праву считается одним из самых прибыльных видов внешнеторговой деятельности, что обусловливает жесткую конкурентную борьбу на мировом рынке оружия. Ситуацию также осложняет тенденция превышения «предложения над спросом», усиливающаяся конкуренция между ведущими мировыми экспортерами ПВН. А. Ю. Бельянинов <*> к основным характерным чертам современного мирового рынка относит: усиление конкуренции между экспортерами ПВН, обусловленное главным образом появлением новых экспортеров этой продукции из стран Азии, Восточной Европы и СНГ; насыщенность рынка предлагаемыми образцами ПВН, превышение предложения над спросом; повышение требовательности стран-импортеров к эффективности и надежности закупаемой ПВН; закупку ее странами-импортерами на тендерной основе; стремление многих стран-импортеров не к закупке готовых образцов, а к приобретению передовых технологий производства ПВН, организации лицензионного производства и созданию совместных предприятий; широкое использование странами-экспортерами офсетных программ. ——————————— <*> См.: Бельянинов А. Ю. Состояние и перспективы развития мирового рынка продукции военного назначения // Военная наука и оборонная политика. 2004. N 1. С. 72 — 73.

В целом современный мировой рынок вооружений характеризуется нарастанием конкурентной борьбы между экспортерами ПВН. Для сохранения и укрепления своих позиций на этом рынке основные экспортеры используют следующие методы: предоставление гарантий безопасности (применяют главным образом США); экономическое и политическое давление на потенциальных покупателей (применяют главным образом США); предоставление долгосрочных кредитов странам-импортерам на закупку ПВН; поставка ПВН на льготных условиях с последующей поставкой запасных частей и оказанием услуг по полной стоимости; поставка по заниженным ценам (или бесплатно) устаревающего вооружения и военной техники (далее — ВиВТ) с последующей поставкой новых образцов за полную стоимость; осуществление офсетных программ при поставках ПВН; создание несколькими странами-экспортерами совместных образцов ПВН и реализация их на мировом рынке. Перспективы развития мирового рынка вооружений на ближайшее десятилетие связаны с военными программами ряда государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Ближнего Востока и Латинской Америки <*>. Они направлены на повышение боевой мощи национальных вооруженных сил как путем оснащения новыми образцами, так и модернизацией устаревшего ВиВТ. Однако осуществление этих планов будет зависеть от стабильности мировой экономики и финансового состояния заинтересованных в закупках ПВН государств. ——————————— <*> См. подробнее: Шварев В. Стратегическое направление экспорта — Восток // Независимое военное обозрение. 2003. N 36; Пулин Г. Тесное взаимодействие // Военно-промышленный курьер. 2004. N 4; Шварев В. Совместные интересы // Военно-промышленный курьер. 2004. N 38.

По мнению А. Ю. Бельянинова <*>, в целом современный рынок вооружений чутко и оперативно реагирует на все происходящие военно-политические изменения в мире. Большинство традиционных импортеров проявляют интерес только к самому перспективному вооружению и новейшим технологиям. Конкурентная борьба на всех сегментах мирового рынка вооружений приобретает все более ожесточенный характер. ——————————— <*> Там же. С. 73.

В этих условиях сохранение и укрепление российских позиций на мировом рынке вооружений может быть достигнуто лишь консолидированными усилиями как действующих на этом рынке субъектов и участников ВТС, в том числе предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, так и федеральных и региональных органов власти. В этой связи, как отмечает С. В. Чемезов <*>, процессы, происходящие в последнее десятилетие XX века в нашей стране и в мире, предопределили необходимость изменения не только подходов к осуществлению ВТС с иностранными государствами, но в целом и его содержание. ——————————— <*> См.: Чемезов С. В. Роль военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в решении национальной стратегической задачи удвоения ВВП // Валовый внутренний продукт. 2004. N 5. С. 24.

В то же время необходимо отметить, что даже в условиях острой конкуренции на мировом рынке оружия ВТС может служить делу мира. Необходимым условием для этого является эффективное использование международных механизмов для поддержания торговли оружием и технологиями военного назначения, недопущения поставок оружия сверх пределов оборонной достаточности, вооружения экстремистских и террористических группировок. Как показывает опыт, включение в ВТС во все большей степени обеспечивает национальную безопасность во внешних аспектах, укрепление отношений с традиционными и приобретение новых государств-союзников. В настоящее время ВТС с иностранными государствами стало неотъемлемой составляющей интеграционных процессов, которые, в свою очередь, отличаются противоречивостью. С одной стороны, налицо постоянное углубление кооперации, объединение производственных ресурсов, формирование международных инвестиционных механизмов. С другой стороны, резко обостряется конкуренция на мировых рынках торговли оружием, борьба государств за научно-технические и инновационные ресурсы. Необходимо также отметить, что ВТС является доходной статьей государственного бюджета и средством урегулирования внешнего долга Российской Федерации, обеспечивает загрузку предприятий оборонной промышленности и занятость высококвалифицированных специалистов, благоприятно влияя на поддержание социальной стабильности общества <*>. ——————————— <*> См.: Чемезов С. В. Актуальные вопросы ВТС России с иностранными государствами // Стратегическая стабильность. 2002. N 1. С. 42.

Для России дополнительными проблемами в части реализации ПВН на внешних рынках также являются: переориентация стран Восточной Европы на вооружение, поставляемое странами НАТО, и переход на их стандарт; появление новых конкурентов в лице стран СНГ (особенно Украины и Беларуси) и стран Восточной Европы, использующих демпинговую ценовую политику при реализации ВиВТ советского или российского производства. Выставочное движение в области оборонной промышленности и высоких технологий является наилучшим способом показать научно-технический потенциал страны-экспортера, подписать контракты на поставки своей продукции. Кроме того, возможности оборонных предприятий в последнее время все шире представлены продукцией двойного и гражданского назначения, произведенной на базе высоких технологий. Кроме того, в последнее время в качестве одного из перспективных направлений в сфере ВТС наметилось продвижение на внешний рынок продукции гражданского назначения, созданной предприятиями оборонно-промышленного комплекса в рамках конверсии <*>. ——————————— <*> См. подробнее: Суханов П. Выставки две — цель одна // Военно-промышленный курьер. 2004. N 39; Пулин Г. Дельфины в Геленджикской бухте // Военно-промышленный курьер. 2004. N 34; Лучников И. Авиасалон в Одессе // Военно-промышленный курьер. 2004. N 22; Кедров И. Гражданский сегмент // Военно-промышленный курьер. 2004. N 19.

Вышеперечисленные факторы указывают на важность такой составляющей ВТС, как РВД. Выставки и показы ПВН следует рассматривать не только как хорошо поставленное шоу, но и как важнейшее звено осуществления военно-технической политики. Для осуществления РВД необходимо максимально использовать возможности всех российских военных и торговых представительств за рубежом для изучения потребностей зарубежных армий и вооружений, принципиально улучшить качество рекламы ПВН в российской и зарубежной прессе, а также в ходе выставок и авиасалонов. В этих условиях государство играет все более активную роль в регулировании РВД в сфере ВТС. В Положении об участии российских организаций в проведении выставок и показов ПВН <*>, определяющем порядок организации РВД в РФ, отсутствуют определения основных понятий данного вида деятельности. В свое время определения основных понятий были разработаны специалистами ГК «Росвооружение» в Положении о РВД Российской Федерации в области ВТС с иностранными государствами. ——————————— <*> См.: Постановление Правительства РФ от 13 декабря 1999 года N 1384 «Об утверждении положения об участии российских организаций в проведении выставок и показов продукции военного назначения // СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6352.

Так, в соответствии с Положением РВД — это неотъемлемая составная часть ВТС Российской Федерации с иностранными государствами, включающая совокупность мероприятий по активному и целенаправленному доведению до потенциальных иностранных заказчиков информации о российской продукции, работах и услугах военного назначения, предназначенных для экспорта, с целью их продвижения на мировой рынок оружия и повышения эффективности ВТС в целом. В Положении также даются определения следующим понятиям РВД в области ВТС. Выставка ПВН — это выставка, на которой экспонируются (в том числе в действии) образцы ВиВТ, иная ПВН, а также достижения в области их разработки, производства, эксплуатации и боевого применения, предложения по оказанию услуг по проектированию, модернизации и созданию объектов военного назначения и т. д. Международная выставка ПВН — выставка ПВН, проводимая за рубежом или на территории Российской Федерации, в которой не менее 20% от общего числа экспозиций представлены иностранными организациями и фирмами — производителями ПВН. Специализированная выставка (салон) — выставка, посвященная определенной тематике (авиационная, авиационно-космическая, морская, двойных технологий, средств защиты, электроники, управления, связи, выставка военно-патриотического содержания и т. п.), на которой может быть развернута экспозиция ПВН. Экспозиция ПВН — часть общей экспозиции специализированной выставки (салона), на которой демонстрируется ПВН. Единая российская экспозиция ПВН — совокупность экспозиций ПВН российских участников выставки, размещенных на единой выставочной территории и оформленных в едином художественном стиле и с обязательным использованием государственной символики Российской Федерации. Показ ПВН — демонстрация на полигонах, базах, арсеналах, испытательных центрах, а также на предприятиях и в организациях (кроме учений и стрельб, проводимых на полигонах Министерства обороны Российской Федерации) тактико-технических характеристик и боевых возможностей образцов, комплексов и систем ВиВТ, проводимая вне рамок выставок на территории иностранных государств или на территории Российской Федерации. Демонстрация в действии ПВН — демонстрация отдельных технических и боевых характеристик образцов ВиВТ, в том числе с практической стрельбой, осуществляемая в процессе участия российских организаций в выставках ПВН. Поскольку основные понятия РВД не нашли отражения на уровне федерального законодательства, представляется целесообразным разработать такие определения и нормативно закрепить их в Концепции и Положении о РВД в области ВТС. На сегодняшний день развитие ВТС с иностранными государствами ставит множество задач по поиску направлений совершенствования РВД. В число этих задач входит рассмотрение особенностей мирового рынка оружия и состояния ВТС России с иностранными государствами, определение роли ВТС в рамках военно-технической политики, анализ состояния оборонно-промышленного комплекса России, рассмотрение проблем совершенствования ВТС, правовые, организационные и экономические аспекты их решения. В настоящее время международные выставки и показы ПВН проводятся в условиях интенсивного соперничества между крупными производителями вооружений, борьбы за рынки сбыта. Как отмечают специалисты, анализ результатов участия ФГУП «Рособоронэкспорт» в выставках показывает, что они являются довольно эффективным способом продвижения российской ПВН на внешний рынок. В течение нескольких выставочных дней имеется возможность личной встречи с большим количеством покупателей, проведения бизнес-встреч и переговоров, направленных на заключение контрактов. Это позволяет сэкономить и время, и средства на поиск потенциальных клиентов и партнеров <*>. ——————————— <*> Военно-техническое сотрудничество России на рубеже веков / Под общ. ред. С. В. Степашина. М.: Изд. Дом «Финансовый контроль», 2002. С. 168.

Рассматривая опыт организационного проектирования ВТС России с иностранными государствами, С. В. Чемезов в качестве одного из ключевых элементов механизма государственной поддержки национального экспорта ПВН, способствующего повышению эффективности ВТС, называет участие государства в организации (финансировании) рекламы и выставок национальной ПВН <*>. ——————————— <*> Чемезов С. В. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: опыт организационного проектирования. М.: ЦИБОБ РЭА, 2002. С. 36.

По мнению экспертов <*>, политические возможности государства — экспортера оружия по продвижению на рынок стран-покупателей национальной ПВН и лоббированию крупных сделок в этой сфере сопряжены с его политическим весом и политико-силовым рейтингом в мировом сообществе. А экспортные возможности государства — экспортера оружия зависят от его экономических и ресурсных возможностей. ——————————— <*> Военно-техническое сотрудничество России на рубеже веков / Под общ. ред. С. В. Степашина, авторский коллектив: Артяков В. В., Бандурин В. В., Есиповский Н. Э., Коровников А. В., Пискунов А. А., Рудов С. Ю., Нелизов С. В., Чемезов С. В. М.: Изд. Дом «Финансовый контроль», 2002. С. 18.

Экспорт ПВН на сегодняшний день является для России важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности. В этой связи роль РВД значительно возрастает как средство расширения присутствия России на перспективных рынках торговли оружием. Необходимо также отметить, что централизованную РВД в сфере продвижения ПВН российского производства за рубеж можно по праву считать одним из основных источников получения специальной и общей информации в сфере ВТС. В. А. Палещук <*> в качестве одной из основных задач выставочной деятельности называет сохранение традиционных и завоевание новых для России секторов мирового рынка оружия, вовлечение в сферу ВТС новых партнеров. ——————————— <*> Герцев О. Выставки — неотъемлемая часть ВТС // Военно-промышленный курьер. 2004. N 36. С. 6.

Д. А. Извеков <*> считает важной идеологической составляющей выставочной деятельности внутри нашей страны военно-патриотическое воспитание граждан и молодежи, а за рубежом — укрепление имиджа России — одного из ведущих мировых производителей и экспертов ПВН как надежного и обязательного партнера. ——————————— <*> Там же. С. 6.

В качестве позитивного фактора, позволяющего России успешно конкурировать с другими странами на мировом рынке оружия, следует отметить положительный имидж российской ПВН, сформировавшийся еще во времена СССР. Благодаря этому Россия не только сохраняет лидирующие позиции, но и имеет хорошие экспортные перспективы. Участие России в международных выставках оружия, авиа — и военно-морских салонах является важным элементом государственной маркетинговой политики, позволяющей вернуть утраченные позиции и увеличить экспортный рост ПВН. Как показывает практика, реализация военно-технической политики, как правило, осуществляется в теоретическом и практическом аспектах. В первом случае на концептуальном уровне прорабатываются государственные подходы к управлению развитием ВиВТ, отрабатываются вопросы законодательного обеспечения и совершенствования этого процесса. Во втором — решаются практические вопросы ее реализации во внутренней и внешней сферах военно-технической деятельности государства, в частности управление развитием системы вооружения, оборонно-промышленным комплексом и ВТС с иностранными государствами. РВД, являясь важной составляющей ВТС, может реализовываться по аналогичной схеме. Как видно из вышеизложенного, повышение роли РВД в осуществлении ВТС с иностранными государствами находит отражение в организационно-правовом аспекте. Реклама в сфере ВТС занимает все более существенное место во всей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, работе посольств, консульств, торговых представительств и др. Наметилась явная тенденция к формированию международной системы мер и институтов, направленной на содействие кооперации в сфере ВТС и защиту государственных интересов. Государственное регулирование РВД при осуществлении ВТС должно базироваться на ряде общих принципов: взаимная выгода, недопущение дискриминации, эквивалентная технологическая зависимость сторон. Необходимо также отметить ряд важных инструментов государственного регулирования РВД: выбор и реализация приоритетных направлений маркетинговых исследований; подключение к мировым системам научно-технической информации; включение в мировое технологическое пространство путем введения в стране международных стандартов и норм; оказание юридических, посреднических, консультационных услуг участникам РВД; государственная поддержка в процессе маркетинга и продвижения российской военной продукции за рубеж. Как считает И. Коротченко <*>, по примеру ведущих стран Запада лоббированием оружейных контрактов должны при необходимости заниматься высшие должностные лица Российской Федерации, в том числе президент и премьер-министр. Кроме того, требуется усиление активной работы по линии ВТС со стороны посольств, торговых и военных представительств за рубежом, а также специальных служб <**>. ——————————— <*> Коротченко И. Пакет предложений для Президента страны // Независимое военное обозрение. 2003. N 13. <**> Об аналитическом и оперативном сопровождении военно-технического сотрудничества национальными спецслужбами Франции и Израиля м. подробнее: Рудаков А. Бизнесмены не против шпионажа // Независимое военное обозрение. 2003. N 30.

По мнению С. В. Чемезова, большое значение для ВТС имеет политическая поддержка со стороны высших руководителей государства с целью расширения доступа России на новые рынки и ослабление влияния основных конкурентов <*>. ——————————— <*> Чемезов С. В. Роль военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в решении национальной стратегической задачи удвоения ВВП // Валовый внутренний продукт. 2004. N 5. С. 27.

В настоящее время в России происходит формирование законодательных и организационных предпосылок государственного регулирования РВД в сфере ВТС. При этом государственная стратегия и тактика в области рекламы экспортируемой ПВН должна быть дифференцирована по странам и регионам мира <*>, а также ориентирована на потребности в приобретении оружия и специальных средств, отвечающих запросам на данный момент времени <**>. ——————————— <*> См. подробнее: Шварев В. На далекой Амазонке не торговали никогда // Независимое военное обозрение. 2003. N 36; Шварев В. Рекордный показатель // Военно-промышленный курьер. 2004. N 10; Новичков И. Финальный аккорд выставочного года // Независимое военное обозрение. 2003. N 44. <**> Так, например, в условиях угрозы террористических актов возрастает интерес со стороны потенциальных покупателей к новым образцам средств индивидуального вооружения и личной безопасности, средствам связи, охранному оборудованию, средствам противопожарной безопасности, спецтранспорту и т. п. Подробнее см.: Галушко С. Технологии безопасности // Военно-промышленный курьер. 2004. N 21.

Аналогичного мнения придерживаются эксперты <*>, считающие, что наиболее ярко динамика современных геополитических и геоэкономических процессов находит свое отражение в особенностях и тенденциях современного мирового товарного рынка ПВН как его составной части и определяющего сегмента в частности. ——————————— <*> Бартенев С. А., Турко Н. И., Чемезов С. В. Геостратегия США и мировой рынок продукции военного назначения // Вестник Академии военных наук. 2002. N 1. С. 111.

Четко разработанное законодательство, регламентирующее осуществление РВД в области ВТС, позволит обеспечить рациональное сочетание между протекционизмом по отношению к отечественным производителям ВиВТ и степенью либерализации международной торговли оружием. Юридическая основа РВД создается как законодательной проработкой соответствующих вопросов, так и заключением международных договоров и соглашений, участием в различных международных мероприятиях в рамках ВТС — выставках, салонах, форумах, симпозиумах, показах техники и т. п. К косвенным методам регулирования РВД можно отнести такие специфические методы, как таможенное регулирование, разработка механизма защиты интеллектуальной собственности, решения вопросов привлечения международных инвестиций, инновационная деятельность, международные патентно-лицензионные механизмы и др. В данной сфере деятельности весьма актуальным можно также считать вопрос формирования единой базы нормативно-правовой и научно-технической информации и документации, что позволит обеспечить целевую ориентацию и комплексность РВД. К важному направлению следует отнести объединение усилий в осуществлении РВД в сфере ВТС Министерства обороны России, госпосредника, интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса. При этом необходимо обеспечить более тесное взаимодействие государственных органов, осуществляющих ВТС с иностранными государствами, с непосредственными производителями военной продукции. РВД, нацеленная на продвижение отечественной военной продукции за рубеж, должна учитывать и отражать такие активно развивающиеся формы ВТС, как создание стратегических альянсов, совместная разработка и производство военной продукции в рамках международных консорциумов, лицензионное производство. Это, в свою очередь, вызывает необходимость формирования новой законодательной базы, позволяющей в ходе проведения международных выставок и показов военной продукции решать вопросы по привлечению иностранных партнеров к совместной разработке военной продукции, созданию инвестиционной привлекательности отечественных проектов, обеспечению защиты интеллектуальной собственности. О необходимости принятия более активных мер по рекламе отечественной военной продукции и ее продвижению на мировой рынок заявляют многие специалисты в данной области. В коллективной статье специалистов ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт химии и механики» намечены направления, способствующие закреплению российской военной продукции на мировом рынке оружия <*>. К этим направлениям относятся следующие: создание перечня наиболее важных и перспективных работ в отрасли с последующим распространением информации для ее внедрения и использования в стране и за рубежом; формирование национальной инновационной системы, развитие структуры инновационной деятельности; преодоление невостребованности производством научно-технических новаций; продвижение достижений науки и техники в реальный сектор экономики и повышение конкурентоспособности России на мировом рынке; обеспечение протекционизма отечественных научно-технических достижений в конкурентоспособных отраслях российской экономики <**>. ——————————— <*> Крюков А. С., Абраменко Г. В., Простакова В. И. Возродить промышленность боеприпасов // Военно-промышленный курьер. 2004. N 11. <**> См. подробнее: Шварев В. Конкуренция на Латиноамериканском оружейном рынке обостряется // Военно-промышленный курьер. 2004. N 12; Бабакин А., Иванов В. Госдеп воюет с российскими оборонщиками // Независимое военное обозрение. 2004. N 28.

Недостаточно разработанное законодательство о РВД в сфере ВТС можно объяснить отсутствием программно-целевого планирования и управления различными структурами, вовлеченными в эту деятельность. Подобный подход лишает процесс продвижения российской военной продукции за рубеж критерия приоритетности, делает ее уязвимой по отношению к аналогичной продукции зарубежных конкурентов. Примером тому может служить наметившаяся тенденция конкурентной борьбы среди некоторых оборонных предприятий, представляющих свою продукцию за рубежом. Недобросовестная конкуренция среди российских предприятий также является результатом отсутствия четкой законодательной основы, регламентирующей деятельность российских экспортеров оружия по продвижению своей продукции за рубеж. В этой связи необходимо еще раз подчеркнуть важность развития государственного протекционизма, который позволит устранить такую конкуренцию, защитив российскую военную продукцию от дискредитации на международных рынках. Как отмечают эксперты <*>, экспортный маркетинг, который должен использоваться при продвижении ПВН на мировой рынок вооружений, отличается от внутреннего рядом особенностей, обусловленных требованиями к ПВН. В частности, необходимо, чтобы она: соответствовала мировому техническому уровню; отвечала требованиям тех рынков, на которые она продвигается; была надежной, безопасной и удобной в эксплуатации; не уступала ПВН конкурентов; имела современный дизайн, высокие эргономические характеристики; была патентно чистой; имела соответствующий параметрический ряд, ориентированный на решение технических проблем, возникающих у иностранных заказчиков; была обеспечена техническим обслуживанием и запчастями и т. д. Такой широкий набор требований обусловлен жесткой конкуренцией и преобладанием «рынка покупателя», т. е. заметным превышением предложения над спросом. ——————————— <*> Военно-техническое сотрудничество России на рубеже веков / Под общ. ред. С. В. Степашина, авторский коллектив: Артяков В. В., Бандурин В. В., Есиповский Н. Э., Коровников А. В., Пискунов А. А., Рудов С. Ю., Нелизов С. В., Чемезов С. В. М., 2002. С. 112.

Заслуживает особого внимания и предложение по созданию Центра маркетинговых исследований при ФГУП «Рособоронэкспорт» <*>. При создании Центра маркетинговых исследований в рамках системы ВТС следует отметить актуальность Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 1999 г. N 1109 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти военно-технического сопровождения и контроля разработки, производства и поставок ПВН» <**>. ——————————— <*> Там же. С. 119 — 121. <**> См.: СЗ РФ. 1999. N 41. Ст. 4927.

Относительно маркетинговой деятельности этим Постановлением предусмотрено: 1) при осуществлении рекламно-выставочной и маркетинговой деятельности в иностранных государствах субъекты ВТС совместно с представителями Министерства обороны Российской Федерации, вступая в предварительные переговоры с иностранными заказчиками государств, в которые разрешена передача ПВН, должны координировать свою деятельность с военными атташе при посольствах Российской Федерации в иностранных государствах; 2) при проведении выставок, показов, испытаний, учений и стрельб в интересах иностранных заказчиков на территории Российской Федерации субъекты ВТС должны согласовывать программы показов, испытаний и других мероприятий с Министерством обороны Российской Федерации, а также вести переговоры с участием его представителей; 3) в части обеспечения защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности в ПВН, используемые в ходе ВТС, программы проведения мероприятий РВД, осуществляемой субъектами ВТС, должны согласовываться с Министерством юстиции Российской Федерации; 4) в случае контактов с представителями иностранных организаций или частными лица ми по конкретным вопросам разработки, производства и поставок ПВН незамедлительно информируются Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации независимо от того, будут ли данные контакты реализованы в виде официальных обращений либо коммерческих соглашений; 5) при проведении переговоров с иностранными заказчиками разрешается передача только того объема сведений о ПВН, который был согласован с Министерством обороны Российской Федерации. Контроль объема передаваемых сведений обеспечивается предварительным согласованием позиции российской стороны, оценкой степени реализации требований по защите сведений, составляющих государственную тайну, и участием представителей Министерства обороны Российской Федерации в составе российской делегации на переговорах с иностранными заказчиками. В целях поддержания на необходимом уровне и расширения экспортного потенциала Российской Федерации в области ВиВТ Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1999 г. N 1384 введено Положение об участии российских организаций в проведении выставок и показов ПВН <*>. ——————————— <*> См.: СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6332.

Это Положение регламентирует отношения федеральных органов исполнительной власти и российских организаций при подготовке и проведении следующих видов маркетинговой деятельности: экспозиций ПВН или экспозиции этой продукции с демонстрацией ее в действии на международных выставках ВиВТ, проводимых на территории иностранных государств или Российской Федерации; демонстрации в действии образцов ВиВТ на территории иностранных государств (показы). В конечном счете, учитывая специфику ВТС, государственное регулирование РВД в области ВТС призвано обеспечить рациональное сочетание между протекционизмом по отношению к отечественным производителям ПВН и степенью либерализации внешнеэкономических связей на мировом рынке торговли оружием <*>. ——————————— <*> Данные вопросы поднимались в ходе первого заседания Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса России, которое состоялось в Совете Федерации 23 ноября 2004 года. См. подробнее: Валентинов О. Рынок ничего не решит // Военно-промышленный курьер. 2004. N 46.

Таким образом, ВТС является деятельностью в области международных отношений, связанной с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, ПВН, а также с разработкой и производством ПВН. К ПВН, в свою очередь, относятся выставки и показы ВиВТ на территории Российской Федерации и за ее пределами, а также услуги инвестиционного, маркетингового, рекламного и иного характера. Следовательно, РВД следует рассматривать как составную часть ВТС. Учитывая алгоритм осуществления РВД в области ВТС, можно обозначить ее трехуровневую структуру. Первый, межгосударственный уровень включает в себя процесс согласования вопросов РВД на уровне органов государственной власти и имеет международно-публичный характер. Международный уровень следует определять как взаимодействие не только государственных органов власти, но и иных субъектов РВД, включая частные компании. РВД может также осуществляться и в процессе взаимодействия разработчиков и производителей ПВН на внутригосударственном уровне. На данном уровне допустима здоровая конкуренция, позволяющая определить наиболее оптимальный вариант экспортной военной продукции. При этом следует подчеркнуть, что конкуренция недопустима во время экспонирования российской ПВН на российских выставках. Развитие государственного протекционизма позволит устранить такую конкуренцию, защитив российскую военную продукцию от дискредитации на международных рынках. Рассмотрев особенности осуществления РВД в области ВТС в России и иностранных государствах, можно сформулировать понятие РВД в области ВТС, понимая под ним совокупность международных отношений, сложившихся в связи с международным обменом рекламной информацией о ПВН с целью ее продвижения на мировой рынок оружия, а также в процессе подготовки и проведения международных выставок и показов ПВН. Необходимо отметить, что в процессе реализации государственной политики в области ВТС РВД не сопровождалась специальными научными исследованиями ее правового регулирования. Вследствие этого конкретные задачи совершенствования правового регулирования РВД в области ВТС невозможно решать без разработки общетеоретических и практических аспектов указанного регулирования. Таким образом, проблема переходит в плоскость научного решения задачи, в частности путем разработки специальной концепции совершенствования международной РВД в сфере ВТС.

——————————————————————